I. Основные результаты деятельности в отчетном финансовом году и основные направления деятельности - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. Мониторинг ситуации с правами человека (ПЧ) в РФ 7 970.84kb.
Основные формы деятельности: познавательная, игровая, творческая... 3 364.14kb.
Настоящая программа определяет концепцию развития школы и основные... 18 2158.46kb.
1. Основные понятия маркетинга 2 325.95kb.
Программа курса по внеурочной деятельности Азбука содержания животных 1 144.1kb.
Лекция 11. Основные направления использования компьютеров (4 часа) 1 73.14kb.
Особенности экономико-географического и 8 2212.16kb.
«Основные направления в работе с ансамблем» 1 81.54kb.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования 20 3378.84kb.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования... 11 2022.88kb.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы... 7 1768.11kb.
“Опасные природные явления 1 136.19kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

I. Основные результаты деятельности в отчетном финансовом году и основные направления - страница №1/1


УТВЕРЖДАЮ

________________________________


Бондарев Сергей Борисович,

заместитель Губернатора Ростовской области


«____» ___________ 2012г.

ДОКЛАД
о результатах за 2011 год

и основных направлениях деятельности на 2012 - 2015 годы

министерства здравоохранения Ростовской области



Раздел I. Основные результаты деятельности в отчетном финансовом году и основные направления деятельности
Доклад о результатах за 2011 год и основных направлениях деятельности министерства здравоохранения Ростовской области на 2012-2015 годы (далее - Доклад) подготовлен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 № 249 и постановлением Правительства Ростовской области от 20.01.2012 № 55 «О совершенствовании порядка подготовки и представления докладов о результатах и основных направлениях деятельности областных органов исполнительной власти».

Настоящий Доклад учитывает постановление Правительства Ростовской области от 18.11.2011 № 134 «Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения Ростовской области», в соответствии с которым Министерство здравоохранения Ростовской области является органом исполнительной власти Ростовской области, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере здравоохранения. Деятельность министерства здравоохранения Ростовской области направлена на сохранение и улучшение здоровья населения, сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения и, как следствие, увеличение продолжительности жизни.

Для решения приоритетных задач политики здравоохранения Российской Федерации и Ростовской области, изложенных в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года и 22 декабря 2011 года, Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года, обновленной Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации до 2012 года, Положении о министерстве здравоохранения Ростовской области, в данном разделе Доклада сформулирована система стратегических целей, тактических задач, целевых программ и показателей результативности деятельности министерства здравоохранения на плановый период до 2015 года.

Для достижения стратегических целей с 2011 года реализуется программа модернизации здравоохранения Ростовской области на 2011 - 2012 годы, утвержденная постановлением Администрации Ростовской области от 24.03.2011 № 148 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Модернизация здравоохранения Ростовской области на 2011 - 2012 годы»; продолжается реализация мероприятий Областной долгосрочной целевой программы «Развитие здравоохранения Ростовской области на 2010-2014 годы», утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 02.09.2011 №579 «О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 9.10.2009 № 560»

Учитывая многогранность и многофакторность процесса укрепления и сохранения здоровья граждан на современном этапе, стратегическими являются следующие цели:
1. Повышение качества и доступности медицинской помощи.

2. Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями.

3. Обеспечение жителей области дорогостоящим лечением и высокотехнологичной медицинской помощью.

4. Улучшение лекарственного обеспечения населения области.

5. Совершенствование кадрового обеспечения здравоохранения.

Для реализации вышеуказанных целей необходимо решение следующих тактических задач:

- укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических и образовательных учреждений здравоохранения области;

- развитие службы детства и родовспоможения;

- обеспечение бесплатной медицинской помощью неработающего населения и осуществления мероприятий по содержанию учреждений здравоохранения, оказывающих медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования;

- обеспечение жителей Ростовской области реабилитационной медицинской помощью после стационарного лечения;

- организация оказания первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарнополиклинических и больничных учреждений, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время родов;

- совершенствование наркологической медицинской помощи больным наркоманией, алкоголизмом;

- выполнение функций областными государственными учреждениями здравоохранения, в том числе по оказанию государственных услуг в соответствии с установленным государственным заданием4

- организация областного центра здоровья и развитие сети его филиалов на территориях области;

- стабилизация эпидемической ситуации по туберкулезу в Ростовской области;

- предупреждение распространения заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), диагностика и лечение ВИЧ-инфекции и ассоциированных заболеваний с синдромом приобретенного иммунодефицита человека;

- проведение вакцинопрофилактики;

- совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями;

- борьба с распространением сахарного диабета;

- совершенствование медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями;

- обеспечение санитарной охраны территории и предупреждению природно-очаговых и особо опасных инфекций среди населения в Ростовской области;

- слухопротезирование населения Ростовской области;

- обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью;

- лекарственное обеспечение льготных категорий граждан, имеющих право на льготы при амбулаторном лечении и не подпадающих под действие Федерального закона от 17.07.99 № 178-ФЗ;

- лекарственное обеспечение льготных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи не отказывающихся от набора социальных услуг, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;

- лекарственное обеспечение граждан, страдающих семью «высокозатратными» нозологиями;

- выполнение функций областными государственными учреждениями образования в соответствии с государственным заданием;

- совершенствование подготовки медицинских кадров;

- повышение уровня заработной платы некоторых категорий работников здравоохранения.

Цель 1.  Повышение качества и доступности медицинской помощи.

Главной целью социальной политики, проводимой в стране и регионе, является повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение всеобщей доступности основных социальных услуг. Повышение доступности и качества медицинской помощи является важнейшей задачей, стоящей перед здравоохранением области. Сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, снижение смертности населения, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов предполагает развитие системы социально-экономических мер, направленных на уменьшение отрицательных последствий сокращения трудовых ресурсов, значительных демографических, экономических и социальных потерь.

Для достижения данной цели минздравом области осуществляются мероприятия, направленные на выполнение областными медицинскими организациями функций по оказанию государственных услуг, в соответствии с установленным государственным заданием, выполнение ими уставной деятельности, укрепление их материально-технической базы, развитие службы детства и родовспоможения и т.д.

Показатель 1.1: Смертность населения трудоспособного возраста.

Данный показатель отражает медико-деморграфическую ситуацию в регионе, влияет на продолжительность жизни населения области и, в конечном итоге, является индикатором социально-экономического развития области. Уровень смертности населения трудоспособного возраста в целом зависит от эффективности проводимых мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, онкологическими заболеваниями, стабилизацию эпидемической ситуации по туберкулезу в регионе, диспансеризацию работающего населения, борьбу с распространением сахарного диабета, вакцинопрфилаку, обеспечение жителей области дорогостоящим лечением и высокотехнологичной медицинской помощью. Таким образом, система здравоохранения должна сосредоточиться на укреплении и сохранении здоровья трудоспособного населения, в т.ч. на реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни, на повышении доступности профилактической и первичной медико-санитарной помощи и ее качества, обеспечении трудоспособного населения бесплатными лекарственными средствами в амбулаторных условиях.

Планируется к 2015 году снизить уровень смертности населения трудоспособного возраста до 546,5 на 100 тыс. человек.

Задача 1.1. Укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических и образовательных учреждений здравоохранения области.

Показатель 1.1.1. Количество зданий учреждений здравоохранения, находящихся в аварийном состоянии и требующих капитального ремонта.

Решение указанной задачи направлено на укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических и образовательных учреждений здравоохранения области. Фактического значения показателя по итогам 2011 года (89 единиц) обусловлено финансированием за счет бюджетов всех уровней в рамках мероприятий программы модернизации здравоохранения по капитальному ремонту учреждений здравоохранения. В перспективе планируется дальнейшее уменьшение количества зданий учреждений здравоохранения, находящихся в аварийном состоянии и требующих капитального ремонта до 87 единиц к 2015 году за счет средств областного и местного бюджетов.



Показатели 1.1.2. Обеспеченность диагностического процесса лабораторными исследованиями; 1.1.3. Обеспеченность диагностического процесса рентгенологическими исследованиями; 1.1.4. Обеспеченность диагностического процесса функциональными исследованиями.

В рамках реализации мероприятий Областной долгосрочной целевой программы «Модернизация здравоохранения Ростовской области на 2011-2012 годы» в течение 2011 года лечебными учреждениями области было приобретено большое количество медицинского оборудования, в том числе, лабораторного, рентгенологического, оборудования для функциональной диагностики, что позволило существенно повысить качество диагностического процесса.

Прогнозные значения по данным показателям на 2012 год и последующий прогнозный период останутся без изменений.
Задача 1.2. Развитие службы детства и родовспоможения.

Показатель 1.2.1. Младенческая смертность.

В 2011 году планировалось достигнуть снижения показателя младенческой смертности 7,3 на 1000 новорожденных. Значение планового показателя превышено и составило 7,6 на 1000 новорожденных, в связи с тем, что 2011 год явился годом подготовки к переходу на новые критерии живорожденности и регистрации детей, родившихся с массой от 500,0 граммов. Количество умерших недоношенных детей выросло на 27,6% за счет регистрации детей с экстремальной и очень низкой массой тела, переживших 168 часов.

В 2012 году в связи с переходом на новые критерии живорожденности планируется увеличение показателя младенческой смертности до 8,3 на 1000 новорожденных. К 2015 году планируется достичь уровня младенческой смертности в Ростовской области - 7,7 на 1000 новорожденных.
Задача 1.3. Обеспечение бесплатной медицинской помощью неработающего населения и осуществления мероприятий по содержанию учреждений здравоохранения, оказывающих медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования.

Показатель 1.3.1. Объем оказанной стационарной медицинской помощи в расчете на 1 жителя.

Проводимые мероприятия по выполнению тактической задачи 1.3 обеспечивают право граждан на получение качественной медицинской помощи. Их реализация позволила в 2011г. сократить среднюю продолжительность пребывания пациента на койке в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения (показатель 1.4.1) с 12,8 дня в 2010 году до 12,4 в 2011 году, и увеличить объем оказанной амбулаторной медицинской помощи в расчете на 1 жителя (показатель 1.3.2), поскольку в 2011 году в области была продолжена реорганизация коечной сети, направленная на увеличение доступности медицинского обслуживания для населения и перенос акцента в оказании медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническое звено, в связи с этим фиксируется стабилизация уровня госпитализации и увеличение значения показателей, характеризующих деятельность амбулаторных служб.

Коечная сеть была приведена в соответствии с потребностями населения в данном виде медицинской помощи. В краткосрочной перспективе оптимизация коечного фонда в соответствии с потребностями населения и стандартами оказания медицинской помощи будет продолжена.

Кроме того, за счет оснащения медицинских учреждений лечебно-диагностической аппаратурой отмечается снижение средней длительности пребывания пациента на койке (показатель 1.3.3. и показатель 1.3.4.).


Задача 1.4. Обеспечение жителей Ростовской области реабилитационной медицинской помощью после стационарного лечения.

Показатель 1.4.1. Обеспеченность жителей области, нуждающихся в реабилитации в стационарных условиях.

С целью решения задачи по обеспечению жителей Ростовской области реабилитационной медицинской помощью учреждениями здравоохранения области предоставляется возможность пациентам в зависимости от профиля заболевания получить санаторно-курортное лечение.

В 2011 году проводилось долечивание после стационарного лечения работающих больных, страдающих сахарным диабетом, больных, перенесших острый инфаркт миокарда, беременных. В бюджете области на эти цели было запланировано более 36 млн. рублей и они стопроцентно использованы.

В 2012 году процент обеспеченности жителей области данным видом помощи планируется увеличить до 60%.


Задача 1.5. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время родов.

Результат работы министерства здравоохранения области в рамках решения этой задачи характеризует:



Показатель 1.5.1. Объем оказания скорой медицинской помощи.

Фактическое значение показателя «Норматив объема скорой медицинской помощи» в 2011 году превысило плановое значение и составило - 0,350 вызовов на 1 человека в год. Это связано с тем, что муниципальные учреждения здравоохранения используют бригады скорой медицинской помощи в качестве санитарного транспорта при транспортировке пациентов в областные лечебно-профилактические учреждения, для обслуживания вызовов к хроническим больным, медицинского обеспечения массовых спортивных и иных мероприятий проводимых на территории. Для решения данной проблемы главами муниципальных образований совместно с главными врачами лечебно-профилактических учреждений области, в состав которых входят отделения скорой медицинской помощи, разработаны и реализуются планы мероприятий направленные на сокращение неэффективных расходов. Для сравнения в 2010 году данный показатель составил - 0,378.



Задача 1.6. Совершенствование наркологической медицинской помощи больным наркоманией, алкоголизмом.

Проблема злоупотребления психоактивными веществами, алкоголем приобрела характер, серьезно подрывающий социально-экономические и духовно-нравственные основы жизнедеятельности общества и государства, угрожающий трудовому, интеллектуальному потенциалу, национальной безопасности страны, в том числе и Ростовской области. В концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года говорится, что «фактическое потребление алкогольной продукции на душу населения в настоящее время составляет 18 литров в год, включая детей и подростков». Доказано, что при уровне среднедушевого употребления алкоголя свыше 8 литров начинаются необратимые процессы деградации нации. Органы законодательной и исполнительной власти РФ обращают пристальное внимание на решение проблем, связанных с алкогольной зависимостью. В 2010 году приняты Рекомендации Совета Федерации от 31.05.2010 года и Постановление Правительства РФ от 31.12.2010 № 1237, указывающие на создание внутри региона целевой программы, направленной на профилактику, лечение и реабилитацию лиц, страдающих алкогольной зависимостью.

В рамках решения данной задачи минздравом области разработаны и реализуются мероприятия подпрограммы «Наркология» Областной долгосрочной целевой программы «Развитие здравоохранения Ростовской области на 2010-2014 годы».

Показатель 1.6.1. Доля больных алкоголизмом, воздерживающихся от употребления алкоголя на фоне курсового лечения лекарственным препаратом пролонгированного действия.

По данным отчета о деятельности наркологических служб в 2011 году в Ростовской области количество больных алкоголизмом и алкогольными психозами составило 56 000 человек, что составляет 1,31% от общей численности населения.

Важнейшей составляющей лечения алкогольной зависимости больных алкоголизмом и алкогольными психозами является современная фармакотерапия, которая в комбинации с психотерапией при участии семей лиц, злоупотребляющих алкоголем, обеспечивает высокую эффективность и полную социальную адаптацию пациентов.

По данным МЗиСР РФ за 2011 год в России процент больных с алкогольной зависимостью в ремиссии от 1 года и выше составляет - 19,2 %. В Ростовской области данный показатель составляет - 16,4%. При проведении противоалкогольной терапии препаратом пролонгированного действия в сочетании индивидуальной, семейной и групповой психотерапией дает более высокую результативность. С учетом опыта применения на территории Российской Федерации в лечении алкоголизма лекарственных препаратов пролонгированного действия значение данного показателя в 45 процентов может расцениваться как результативно проводимая медикаментозная терапия.



Показатель 1.6.2. Доля выявленных первично потребителей наркотиков в образовательных учреждениях по результатам тестирования.

По статистике у 60%-75% взрослых потребителей наркотиков первый их прием, а затем возникновение стойкой зависимости от них, приходится на несовершеннолетний возраст, 10%-15% от их числа попадают в наркотическую зависимость, едва переступив порог совершеннолетия, а около 8% - в возрасте 20-25 лет. Таким образом, на возрастные группы старше 25 лет приходится лишь около 10% случаев вовлечения в прием наркотических средств. Таким образом, с точки зрения возможности наркотизации, несовершеннолетние представляют собой группу повышенного риска в сравнении с другими контингентами и группами населения, а так же, взрослая наркомания на 60%-80% формируется в несовершеннолетней среде.

Ежегодно снижается возрастной порог несовершеннолетних-наркопотребителей и наркопреступников. В настоящее время 12-14-летние потребители наркотиков и психоактивных веществ - явление ординарное. «Омоложение» рассматриваемых явлений говорит о настоятельном перемещении центра профилактической работы в учебные учреждения.

Губернатор Ростовской области В.Ю. Голубев в декабре 2010 года на заседании антинаркотической комиссии выдвинул предложение о проведении скринингового тестирования учащихся образовательных учреждений области. Губернатор отметил, что тестирование надо рассматривать как барьер, как предупреждение, как мониторинг.

Тестирование проводится в течение трех лет 2011-2013 годы. Первый этап 2011 год - учащиеся начального и среднего профессионального образования, второй этап 2012 год - учащиеся 9-х классов общеобразовательных школ, третий этап 2013 год - студенты ВУЗов.

Таким образом, проведение мер реального, скоординированного превентивного (профилактического) характера, направлено на максимально полное и раннее выявление несовершеннолетних групп «риска».

В 2011 году протестировано 27649 человек, в ходе тестирования положительные результаты на употребление наркотиков выявлено у 139 человек (0,5%), 141 человек, ранее дававший согласие на тестирование отказался его пройти (косвенный показатель). С учетом опыта проведения тестирования в регионах Российской Федерации, где значение данного показателя достигало 7%, а так же на основе анализа ситуации с наркопотреблением в Ростовской области, при проведении скрининогового обследования на выявление потребителей наркотиков в образовательных учреждениях запланировано значение данного показателя не выше 5%.

Задача 1.7. Выполнение функций областными государственными учреждениями здравоохранения, в том числе по оказанию государственных услуг в соответствии с установленным государственным заданием.

Эффективность выполнения областными государственными учреждениями здравоохранения функций по оказанию государственных услуг в соответствии с установленным государственным заданием характеризует показатель 1.7.1. Количество больных, пролеченных в областных медицинских учреждениях.

Значение данного показателя в отчетном году выше планового и составило - 143,6 тыс. человек. Это объясняется повышением доступности качественной медицинской помощи, предоставляемой населению области в лечебно-профилактических учреждениях областного подчинения, расширением объема специализированной медицинской помощи: в 2011 году на полную мощность заработало государственное бюджетное учреждение Ростовской области «Перинатальный центр»; в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи с 2012 года - государственное бюджетное учреждение Ростовской области «Областной консультативно-диагностический центр».

Цель 2. Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями.

Сегодня мероприятия по предупреждению и борьбе с социально значимыми заболеваниями, ввиду масштабности проблемы, находятся под контролем Российской Федерации. Такая необходимость вызвана рядом факторов социально-экономического характера, влияющих на снижение качества жизни населения, в том числе чрезмерными стрессовыми нагрузками, снижением уровня санитарно-гигиенической культуры, а также все еще высокими показателями заболеваемости, инвалидности и смертности. В настоящее время действует Федеральная целевая программа


«Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями
на 2007 - 2012 годы». Целью программы является снижение заболеваемости, инвалидности и смертности населения от социально значимых заболеваний, увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных, страдающих этими заболеваниями.

Минздравом области рамках реализации мер по предупреждению и борьбе с социально значимыми заболеваниями разработаны и реализуются мероприятия одноименной подпрограммы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» Областной долгосрочной целевой программы «Развитие здравоохранения Ростовской области на 2010-2014 годы».



Показатель 2.1: Заболеваемость туберкулезом.

Туберкулез относится к числу так называемых социальных болезней, возникновение которых связано с условиями жизни населения. Ростовская область по своему социально-экономическому и географическому положению, численности и плотности населения оказывает существенное влияние на уровень распространенности туберкулеза в Российской Федерации. Кроме того, учитывая интенсивную миграцию населения, как приток иностранных граждан в область, так и миграцию населения области внутри страны, увеличение числа лиц без определенного места жительства и занятий, снижение жизненного уровня населения - число случаев заболеваемости туберкулезом на территории области все еще остается высоким (65,30).



Задача 2.1. Организация областного центра здоровья и развитие сети его филиалов на территориях области.

Данная задача направлена на развитие и совершенствование профилактических направлений медицинской помощи, включая функционирование в области развитой сети центров здоровья, чья деятельность направлена на пропаганду и формирование у населения здорового образа жизни. Эффективность работы таких центров характеризует показатель 2.1.1. Удельный вес пациентов четвертой группы диспансерного наблюдения от общего количества пациентов, поставленных на диспансерный учет. Значение показателя в 2011 году составило 5%, что соответствует плановому уровню. К четвертой группе здоровья относятся пациенты, нуждающиеся в госпитализации в медицинские учреждения для прохождения стационарного лечения. На основании анализа среднероссийских результатов проведения диспансеризации, в том числе и в Ростовской области, а также результатов анализа работы центров здоровья, определено целевое значение данного показателя возможное при проведении скрининговых обследований - на уровне 5%, в связи с чем, прогнозные значения по данному показателю на 2012 год и последующий период изменяться не будут.


Задача 2.2. Стабилизация эпидемической ситуации по туберкулезу в Ростовской области.

Во исполнение Федерального закона № 77-ФЗ от 18.06.2001г. «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ» в редакции ФЗ-242 от 18.07.2011г. в стране проводится государственная политика в области предупреждения распространения туберкулеза. Органы государственной власти субъектов организуют предупреждение распространения туберкулеза, включая оказания противотуберкулезной специализированной помощи, принимаются меры по выявлению и профилактики туберкулеза. В целях предупреждения и борьбы с туберкулезом министерством здравоохранения Ростовской области в рамках Областной долгосрочной целевой программы «Развитие здравоохранения Ростовской области на 2010-2014 годы», Приоритетного национального проекта «Здоровье» и Федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями» (подпрограмма «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России»)», активно проводятся мероприятия, направленные на совершенствование профилактики и диагностики туберкулеза, обеспечение противотуберкулезных учреждений медикаментами для антибактериальной терапии и химиопрофилактического лечения туберкулеза, работу по эпидемиологическому мониторингу туберкулеза, повышение эффективности диспансеризации, лечения и медико-социальной реабилитации больных туберкулезом.

Основной целью проведения вышеуказанных мероприятий является снижение уровня смертности от туберкулеза (показатель 2.2.1.).

В 2011 году показатель смертности (показатель 2.2.1.) от туберкулеза составил 16,1 случай на 100 тыс. населения (при плановом значении 25,4).

Снижение значения показателя 2.2.1. обусловлено активной реализацией мероприятий за счет средств областного бюджета: ежегодно выделяются средства на приобретение лекарственных препаратов для амбулаторного лечения туберкулеза и проведение химиопрофилактики контактным лицам. Проводятся капитальные ремонты противотуберкулезных учреждений области, ведется оснащение рентгенологической службы муниципальных и областных ЛПУ новым современным оборудованием. К 2015 году планируется снизить плановое значение показателя 2.2.1. до уровня - 19,9 на 100 тысяч населения.

Показатель 2.2.2 Удельный вес выявленных при профилактических осмотрах впервые заболевших туберкулезом в 2011 году соответствует плановому показателю и составляет 75,7%. В целях развития противотуберкулезной службы Ростовской области и сохранению данного показателя на плановом уровне в 2012 год за счет средств областного бюджета запланирована замена 6-ти из 13-ти передвижных флюорографов, 7 флюорографов будут приобретены в 2013 году. Данный показатель характеризует работу субъекта по вопросу раннего выявления туберкулеза и, следовательно, своевременного лечения таких пациентов и организации профилактических мероприятий.
Задача 2.3. Предупреждение распространения заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), диагностика и лечение ВИЧ-инфекции и ассоциированных заболеваний с синдромом приобретенного иммунодефицита человека.

ВИЧ-инфекция - заболевание, вызывающее тяжелые социально-экономические и демографические последствия для Ростовской области. Создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности не только населения области, но и всей страны. Основные мероприятия по организации профилактики ВИЧ-инфекции регламентируются Федеральным законом № 38-ФЗ от 30.03.1995г., в редакции № 242-ФЗ от 18.07.2011г. «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека» и с целью их реализации в рамках Областной долгосрочной целевой программы «Развитие здравоохранения Ростовской области на 2010-2014 годы», направление «Мероприятия по предупре­ждению распространения заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), диагностике и лечению ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, ассоциированных заболеваний с синдромом приобретенного иммунодефицита человека».



Показатель 2.3.1. Удельный вес населения области ежегодно обследованного на ВИЧ-инфекцию - основной показатель организации профилактической работы области, направленной на раннее выявление ВИЧ-инфекции среди населения. Значение показателя в 2011г. в области составило 13,1%, при плановом объеме 10%. Увеличение показателя произошло за счет активной работы по пропаганде обследования на ВИЧ-инфекцию среди населения, в том числе молодежных и трудовых коллективов. При раннем выявлении ВИЧ-инфекции в полном объеме проводится комплекс профилактических мероприятий, что препятствует дальнейшему распространению ВИЧ среди населения.

Показатель 2.3.2 Охват ВИЧ инфицированных диспансерным наблюдением характеризует работу лечебных учреждений по вопросу оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным начиная от первичного звена - участковых врачей до специализированного областного Центра по борьбе со СПИДом. В 2011г. значение показателя 2.3.2. составило 88,7%. За счет средств областного бюджета ежегодно закупаются лекарственные препараты для проведения специфического лечения, тест-системы для проведения лабораторного обследования лиц, состоящих на диспансерном учете в соответствии с объемами, регламентированными нормативными документами.

Задача 2.4. Проведение вакцинопрофилактики.

Основными документами по организации вакцинопрофилактики являются Федеральный Закон № 157-ФЗ от 17.09.1998г. в редакции № 242-ФЗ от 18.07.2011г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», который регламентирует, что осуществление иммунопрофилактики обеспечивают органы управления здравоохранением субъектов. Кроме того, приказом Минздравсоцразвития России № 51н от 31.01.2011г. «Об утверждении Национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» регламентируется перечень инфекционных заболеваний, вакцинация которых осуществляется за счет средств областного бюджета. Основным показателем эффективности проведенной вакцинации является количество случаев регистрации заболеваний, профилактируемых с помощью прививок.



Показатель 2.4.1. Заболеваемость туляремией, сибирской язвой, бешенством.

Ростовская область является эндемичной по туляремии, лептоспирозу. На отдельных территориях области актуальна профилактика сибирской язвы и бешенства. За счет проведения мероприятий по вакцинопрофилактике в 2011году случаи заболеваемости среди людей туляремией, сибирской язвой, бешенством не зарегистрированы, что соответствует прогнозному значению. Начиная с 2006 года процент охвата прививками против туляремии как с целью первичной вакцинации, так и ревакцинации составляет 100% подлежащего контингента. Охват профилактической иммунизацией против бешенства контингентов риска в 2011г. составил: вакцинацией 98,7%, ревакцинацией 97,6%.



Показатель 2.4.2 . Заболеваемость лептоспирозом.

Значение показателя в 2011 году составило - 0,07 на 100 тыс. населения, что не превышает запланированного уровня. Плановая вакцинация от лептоспироза всех подлежащих контингентов составляет 100%.

Учитывая высокоорганизованную работу учреждений здравоохранения области по предупреждению распространения заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), вакцинопрофилактике прогнозные значения показателей 2.3.1.; 2.3.2.; 2.4.1.; 2.4.2. до 2015 года планируется сохранить на уровне 2012 года.

Задача 2.5. Совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями.

Тактическая задача отражает характер мер по совершенствованию медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями.

Несмотря на возросшее финансирование мероприятий, направленных на лечение и реабилитацию больных с сосудистыми заболеваниями, открытие центров здоровья, внедрение социальной рекламы и т.д. - уровень заболеваемости инсультами, инфарктами (показатель 2.5.1.), уровень смертности от инсультов, инфарктов (показатель 2.5.2.) остаются высоким. Значения показателей 2011 года обусловлены недостаточной мотивацией у населения к формированию здорового образа жизни, наличием вредных привычек, несвоевременностью обращения за медицинской помощью, в том числе с запущенными формами и в экстренных состояниях, недостаточным уровнем развития информационных технологий в здравоохранении. С целью недопущения увеличения значения показателя в 2012 году планируется открытие сосудистых отделений в гг. Донецке, Б. Калитве, Миллерово, Новошахтинске, что позволит сделать более доступной специализированную медицинскую помощь жителям области, снизить смертность от острой сосудистой патологии.

Задача 2.6. Борьба с распространением сахарного диабета.

Тактическая задача отражает характер мер по совершенствованию медицинской помощи больным сахарным диабетом. По итогам 2011 года установлено увеличение по сравнению с плановым значением уровня средней продолжительности жизни больных сахарным диабетом 1 типа до 51,2 года у мужчин (показатель 2.6.1.), плановому уровню соответствует значение средней продолжительности жизни больных сахарным диабетом 2 типа (показатель 2.6.2.), что свидетельствует об успешности выполнения тактической задачи.


Задача 2.7. Совершенствование медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями.

Тактическая задача отражает характер мер по совершенствованию медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями. Отмечено снижение в 2011 году смертности трудоспособного возраста от новообразований (показатель 2.7.1.) и увеличение удельного веса детей с безрецидивной 5-летней выживаемостью, получающих лечение в областной детской больнице (показатель 2.7.2.) по сравнению с 2010 годом, что свидетельствует об успешности выполнения тактической задачи.

В рамках реализации данной задачи в области была создана система оказания онкологической помощи населению, ориентированная на раннее выявление онкологических заболеваний (первичная диагностика онкомаркеров, постановка на диспансерный учет на этапе первичного амбулаторно-поликлинического звена; во всех муниципальных образованиях открыты первичные онкологические кабинеты), осуществляется ведение федерального онкологического регистра, проводятся мероприятия по укреплению материально-технической базы онкологических диспансеров, обеспечению онкологических больных лекарственными средствами на стационарном этапе лечения. В настоящее время продолжается внедрение стандартов оказания специализированной медицинской помощи онкологическим больным, что к 2015 году позволит стабилизировать данный показатель на уровне 85,8 на 100 тыс. соответствующего возраста.

Задача 2.8. Обеспечение санитарной охраны территории и предупреждению природно-очаговых и особо опасных инфекций среди населения в Ростовской области.

Через территорию Ростовской области проходит государственная граница РФ, в каждом районе области, граничащем с Украиной, имеются автомобильные пункты пропуска, что создает повышенную опасность заноса на территорию области и страны особо-опасных инфекций. Для предотвращения обострения эпидситуации всеми заинтересованными структурами неукоснительно выполняются требования Международных медико-санитарных правил. Кроме того, в Ростовской области благоприятные климатические условия способствуют сохранению высокой численности переносчиков инфекционных заболеваний: мышевидных грызунов, иксодовых клещей, двукрылых насекомых, что привело к активизации природных очагов инфекций и поддержанию высокой заболеваемости Крымской геморрагической лихорадкой, лихорадкой Западного Нила.

Благодаря проведению подпрограммных мероприятий случаи заболеваемости особо опасными инфекциями в 2011г. не регистрировались (заболеваемость особо опасными инфекциями показатель 2.8.1.), что соответствует плановому показателю.

С целью стабилизации и удержания на плановом уровне показателя 2.8.2. Заболеваемость природно-очаговыми инфекциями на уровне спорадических случаев, заболеваемость крымской геморрагической лихорадкой не выше уровня 2008 года (0,6-1,9 случаев на 100 тыс. населения) за счет областного бюджета ежегодно выделяются финансовые средства на закупку инсектоакарицидов, родентицидов для проведения истребительских мероприятий в открытых стациях. Также за счет средств областного бюджета приобретаются тест-системы для проведения лабораторных исследований и осуществления эпидемиологического мониторинга за циркуляцией возбудителя. Данные исследования проводятся с целью составления прогноза по дальнейшему развитию эпидситуации на территориях области по заболеваемости природно-очаговыми инфекциями.


Цель 3. Обеспечение жителей области дорогостоящим лечением и высокотехнологичной медицинской помощью.

Необходимость и целесообразность реализации стратегической цели весьма велика, как для каждого пациента, так и для населения области в целом. Нельзя недооценивать, что после получения высокотехнологичной медицинской помощи (далее - ВМП) пациент практически восстанавливает способность к труду, увеличивается продолжительность жизни, уменьшаются расходы на последующее лекарственное обеспечение. Развитие современной медицинской науки, техники позволяет в настоящее время оказывать медицинскую помощь больным с заболеваниями, которые до недавнего времени не поддавались лечению, производить оперативные вмешательства, сохраняющие не только жизнь пациента, но ведущие в дальнейшем к полной социальной адаптации гражданина, снижению инвалидизации, увеличению продолжительности жизни, созданию качественно нового уровня жизни пациента.

Оценочным показателем для стратегической цели 3. выбран показатель «Удельный вес всех обоснованных отказов в оказании высокотехнологичной медицинской помощи от общего количества направленных пациентов», именно он напрямую показывает эффективность работы всех звеньев здравоохранения области.

В связи с имеющейся нормативно-правовой базой, регулирующей вопросы формирования, финансирования и выполнения госзадания на оказание ВМП, определяющей выбор профилей и видов медицинской помощи, относящихся к ВМП, соответствующих им медицинских стандартов и технологий, в 2011году удалось снизить показатель до 0,5 %.

В 2011 году в Ростовской области высокотехнологичная медицинская помощь предоставлялась по 14 профилям - в 4-х федеральных учреждениях расположенных в Ростовской области и 4-х областных учреждениях. С 2012 года ВМП оказывается еще двумя областными медицинскими учреждениями (ГБУ РО «ОКДЦ» и ГБУ РО «ПЦ»). С целью недопущения прогнозного роста показателя планируется дальнейшее совершенствование ресурсной базы медучреждений, участвовавших в выполнении госзадания на оказание ВМП, совершенствование нормативно-правовой базы, определяющей порядок направления и получения ВПМ с учетом потребности жителей области в высокотехнологичной помощи.
Задача 3.1. Слухопротезирование населения Ростовской области.

В Ростовской области количество больных, страдающих различными формами тугоухости со стойкой утратой слуха и нуждающихся в слухопротезировании, неуклонно растет. Учитывая долю малоимущих граждан в Ростовской области, нуждающихся в слухопротезировании, обеспечение их льготными слухопротезными аппаратами в целях максимальной реабилитации – является важным направлением деятельности министерства здравоохранения Ростовской области.

С целью решения поставленной задачи в области в рамках подпрограммы «Обеспечение жителей области дорогостоящим лечением и высокотехнологичной медицинской помощью» реализуется направление «Слухопротезирование населения Ростовской области».

Эффективность проводимых мероприятий по итогам 2011 года выражается в 100% обеспечении нуждающихся малоимущих категорий граждан дорогостоящими аппаратами (показатель 3.1.1. Удельный вес нуждающихся малоимущих категорий граждан, обеспеченных дорогостоящими аппаратами (слухопротезирование).

Учитывая потребность жителей области в данном виде медицинской помощи, прогнозные значения на 2012 год и последующий период останутся без изменений.
Задача 3.2. Сокращение сроков ожидания оказания населению высокотехнологичной медицинской помощи.

Ростовская область имеет ряд конкурентных преимуществ для развития центра высокотехнологичных медицинских услуг на Юге России, обеспечивающего мультипликативный эффект как для экономики, так и социальной сферы. Развитие кластера высокотехнологичных медицинских услуг возможно на базе Ростовского государственного медицинского университета, Ростовского научно-исследовательского института, областной клинической больницы, областного клинико-диагностического и перинатального центров. Ростовская область располагает уникальными медицинскими технологиями в сфере кардиологии, травматологии, офтальмологии, урологии, педиатрии и др. Сокращение сроков ожидания позволит повысить качество и доступность оказания медицинской помощи жителям области и, в конечном итоге, позволит снизить инвалидизацию трудоспособного населения, улучшить качество жизни и увеличить продолжительность жизни в Ростовской области.



Показатель 3.2.1. Средний срок ожидания оформления медицинской документации на получение высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств федерального бюджета.

В соответствии Порядком направления граждан Российской Федерации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, путем применения специализированной информационной системы приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.12.2011 № 1689н «Об утверждении Порядка направления граждан Российской Федерации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, путем применения специализированной информационной системы» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения осуществляют направление пациентов, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, для оказания ВМП, а также информирование о порядке и условиях оказания ВМП во взаимодействии с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, медицинскими организациями, в которых проходят лечение и наблюдение пациенты, и медицинскими организациями, оказывающими ВМП. Данный порядок действует и на территории Ростовской области. Кроме того, жители области получают высокотехнологичную помощь в соответствии с приказом министерства здравоохранения Ростовской области от 19.09.2010 № 298 «Об организации направления жителей Ростовской области для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств федерального бюджета». В соответствии с этими приказами средний срок ожидания оформления медицинской документации на получение высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств федерального бюджета составляет в среднем 45 дней, что и позволило определить значение целевого показателя, которое на 2012 год и последующий период останется без изменений.



Цель 4. Улучшение лекарственного обеспечения населения области.
Цель направлена на повышение качества оказания льготной лекарственной помощи в рамках программы государственных гарантий, как за счет средств федерального бюджета, так и мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению населения за счет средств областного бюджета. Обеспечение льготных категорий населения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания является важной социальной задачей, так как затрагивает самые не защищенные категории населения. В 2011 году эта цель выполнена. Достигнуто полное обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания групп населения и лиц при определенных категориях заболеваний, имеющих право на льготы при амбулаторном лечении и не подпадающих под действие Федерального закона от 17.07.99 №178-ФЗ; граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи не отказывающихся от набора социальных услуг, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи"; граждан, страдающих семью «высокозатратными» нозологиями. В 2011 году показатель 4.1. Обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания льготных категорий граждан составил 100% и в полной мере соответствует запланированному.

Цель «Улучшение лекарственного обеспечения населения области» имеет три тактические задачи:



Задача № 4.1. «Лекарственное обеспечение льготных категорий граждан, имеющих право на льготы при амбулаторном лечении и не подпадающих под действие Федерального закона от 17.07.99 № 178-ФЗ».

Выполнение этой задачи характеризует показатель 4.1.1. Удельный вес рецептов, выписанных на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания группам населения и лицам при определенных категориях заболеваний, имеющим право на льготы при амбулаторном лечении, не подпадающим под действие Федерального закона от 17.07.99 №178-ФЗ (региональная льгота), и находящихся на «отсроченном обслуживании» рецептов. В 2011 году данный показатель составил 0,0003%, что в несколько раз меньше запланированного, и связано с организацией перераспределений лекарственных средств между муниципальными учреждениями, а также их бесперебойной поставкой в область. Прогнозные значения на 2012 год, планируемые ранее, остались без изменений, в связи с увеличением количества региональных льготников.



Задача № 4.2. Лекарственное обеспечение льготных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи не отказывающихся от набора социальных услуг, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи.

Выполнение этой задачи характеризуют показатели:



4.2.1. Обеспечение граждан необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, проживающих на территории Ростовской области и включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи не отказывающихся от набора социальных услуг, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N178-ФЗ «О государственной социальной помощи». В 2011 году показатель составил 100% и в полной мере соответствует запланированному.

4.2.2. Удельный вес рецептов, выписанных на лекарственные средства, изделия медицинского назначения, а также специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, проживающих на территории Ростовской области и включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи не отказывающихся от набора социальных услуг, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и находящихся на «отсроченном обслуживании» рецептов. В 2011 году данный показатель составил 0,004%, что в несколько раз меньше запланированного, и связано с организацией перераспределений лекарственных средств между муниципальными учреждениями, а также их бесперебойной поставкой в область. Прогнозные значения на 2012 год, планируемые ранее, остались без изменений, в связи с уменьшением объемов финансирования из федерального бюджета.

Задача № 4.3. Лекарственное обеспечение граждан, страдающих семью «высокозатратными» нозологиями.

Выполнение этой задачи характеризует показатель 4.3.1. Обеспечение логистического сопровождения лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей. В 2011 году показатель составил 100% и в полной мере соответствует запланированному. Учитывая тяжелое состояние данной категории пациентов, в области организована доставка лекарственных средств на дом по месту жительства в течение 3 дней с момента выписки рецепта. Это повышает доступность дорогостоящего лечения, прежде всего для больных, проживающих в сельской местности. Прогнозные значения на 2012 год остались без изменений.


Цель  5. Совершенствование кадрового обеспечения здравоохранения.

Медицинские кадры, являясь наиболее ценной частью ресурсов здравоохранения, обеспечивают результативность и эффективность деятельности не только всей системы здравоохранения в целом, но и отдельных ее структурных подразделений.

По данным статистической отчетности, в учреждениях здравоохранения Ростовской области работают 12984 врача, из них 54,3% - в городах, 20,1% - в районах области и 25,6% - в лечебно-профилактических учреждениях областного подчинения. Сохраняется неравномерность распределения специалистов в городах и районах области.

В целях обеспечения потребности области в квалифицированных медицинских кадрах министерство здравоохранения области в рамках Областной долгосрочной целевой программы «Развитие здравоохранения Ростовской области на 2010-2014 годы» осуществляет мероприятия по послевузовской подготовке выпускников медицинских вузов, профессиональной переподготовке специалистов с высшим и средним медицинским образованием, повышению их квалификации, оказанию финансовой поддержки и стимулированию врачебной деятельности.

В ходе реализации мероприятий по улучшению обеспечения лечебно-профилактических учреждений области врачебными кадрами в 2011 году прошли повышение квалификации 2684 человека – врачи и специалисты с высшим немедицинским образованием и 6010 средних медицинских и фармацевтических работников. Более 100 врачей-специалистов освоили новые специальности.

В 2011 году учреждения здравоохранения области приняли активное участие в кампании по целевому набору абитуриентов в государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Министерством здравоохранения Ростовской области выдано абитуриентам 521 целевое направление, зачислено по целевому набору 190 человек.


Задача 5.1. Выполнение функций областными государственными учреждениями образования в соответствии с государственным заданием.

В Ростовской области функционируют 8 областных государственных бюджетных учреждений образования, подведомственных министерству здравоохранения области, которые обеспечивают базу системы профессионального образования, осуществляют подготовку специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием.



Показатель 5.2.1. Численность среднего медицинского персонала (физические лица) в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения (на конец года).

Фактическое значение показателя в 2011 году меньше запланированного и составило - 78,1 чел. на 10 тыс. населения. В текущем году и в планируемом периоде в условиях дальнейшей реализации подпрограммы «Совершенствование кадрового обеспечения здравоохранения» предполагается достичь значения показателя на уровне 81,0 чел. на 10 тыс. населения.


Задача 5.2. Совершенствование подготовки медицинских кадров.

Для реализации поставленной задачи в рамках одноименной подпрограммы осуществляются мероприятия по повышению эффективности системы целевой контрактной формы подготовки врачей, что включает оплату обучения выпускников в ординатуре и интернатуре, выплату обучающимся в интернатуре и ординатуре стипендий, а также единовременные выплаты выпускникам медицинских вузов, выпускникам интернатуры и ординатуры, выплату премий Губернатора области врачам государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Данное мероприятие предусматривает повышение престижа профессии врача, ее значимости, стимулирование творческой инициативы, поддержку талантливых молодых врачебных кадров, а также материальное поощрение.

Вопросы, связанные с государственной поддержкой молодых специалистов и врачей дефицитных специальностей в приобретении жилья, минздравом области решаются совместно с министерством территориального развития, архитектуры и градостроительства области. Осуществляются единовременные выплаты в размере 50000 рублей выпускникам медицинских вузов, трудоустраиваемым в территории с наиболее низкой укомплектованностью и обеспеченностью врачами, а в территориях, занимающих последние рейтинговые места по показателям укомплектованности врачебными кадрами, единовременные выплаты в размере 200000 рублей. Выполнение этой задачи характеризуют:

Показатель 5.2.1. Численность врачей (физические лица) в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения (на конец года), составивший по итогам 2011 года – 28,3 чел. на 10 тыс. населения. В перспективе планируется увеличение значения показателя до 29,0 чел. на 10 тыс. населения.

Показатель 5.2.2. Удельный вес врачей, не прошедших повышение квалификации 1 раз в 5 лет.

Реализация мероприятий, направленных на совершенствование последипломного образованию и повышение квалификации медицинских кадров, включающих оплату расходов на повышение квалификации и переподготовку врачей и специалистов с высшим немедицинским образованием, позволила повысить уровень квалификации работников лечебно-профилактических учреждений Ростовской области и снизить процент специалистов, не прошедших повышение квалификации 1 раз в 5 лет - до 3,9% в 2011году при планируемом значении - 5,0%.



Задача 5.3. Повышение уровня заработной платы некоторых категорий работников здравоохранения.

В Ростовской области на протяжении ряда лет реализуются мероприятия по выплате надбавок стимулирующего характера медицинским работникам, в том числе скорой медицинской помощи, что ведет к повышению качества оказания скорой медицинской помощи.

Денежные выплаты врачам и среднему медицинскому персоналу службы скорой медицинской помощи осуществляются за счет средств субсидий федерального бюджета, поступающих в Ростовскую область.

Данные мероприятия позволяют сократить отток квалифицированных медицинских работников из отрасли, восполнять кадровые потери, привлекать новых профессионалов, применяющих современные методы лечения и владеющих навыками работы на современном медицинском оборудовании, снижать средний возраст работающих, что положительно скажется на качестве оказания медицинской помощи, предоставляемой населению области службой скорой медицинской помощи.



Показатель 5.3.1: Среднемесячная заработная плата врачей скорой медицинской помощи;

Показатель 5.3.2: Среднемесячная заработная плата средних медицинских работников скорой медицинской помощи

Показатели 5.3.1 и 5.3.2 отражают динамику роста заработной платы врачебного персонала и средних медицинских работников скорой медицинской помощи.

На повышение заработной платы этой категории работников здравоохранения в рамках Областной долгосрочной целевой программы «Развитие здравоохранения Ростовской области на 2010-2014 годы» было профинансировано 617280,6 тыс. рублей, что позволило поднять уровень среднемесячной заработной платы врачей скорой медицинской помощи до 25826 рублей, средних медицинских работников скорой медицинской службы до 17805 рублей. Кроме того, в связи с индексацией заработной платы (согласно постановлениям Администрации Ростовской области от 21.04.2011 № 206 и Правительства Ростовской области от 30.09.2011 № 11) в 2011 году в Ростовской области дважды повышалась заработная плата работникам бюджетной сферы, в том числе врачебному персоналу и средним медицинским работникам скорой медицинской помощи, соответственно: с 1 июня 2011 года - на 7,9% и с 01 октября 2011 года - на 6,5%). В 2012 году предполагается достичь увеличения значений показателей.

Раздел 2. Результативность бюджетных расходов.

Оценка результативности бюджетных расходов производится на основании показателей, характеризующих результаты деятельности и затрат на их поддержку (приложение №2).

В результате выполнения расходных обязательств министерства здравоохранения области в отчетном периоде достигнуты позитивные результаты, положительная тенденция которых, сохранится и в прогнозируемом периоде.

В рамках выполнения программных мероприятий по укреплению материально-технической базы лечебно-профилактических и образовательных учреждений здравоохранения области, предусмотренных целью 1. Повышение качества и доступности медицинской помощи, освоено 4 039433,7 тыс. рублей. В результате чего удалось добиться повышения доступности диагностических (лабораторных, рентгенологических, функциональных) исследований для жителей области, сократилось число зданий учреждений здравоохранения, находящихся в аварийном состоянии и требующих капитального ремонта.

В рамках развития службы детства и родовспоможения профинансировано в 2011 году - 62 349,3 тыс. рублей. На эффективность принятых в данном направлении мер указывает значительное снижение уровня младенческой смертности в области.

По задаче 1.3. «Обеспечение бесплатной медицинской помощью неработающего населения и осуществления мероприятий по содержанию учреждений здравоохранения, оказывающих медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования», расходы, реализуемые в рамках программы «Развитие здравоохранения Ростовской области на 2010-2014 годы» составили - 8 018794,3 тыс. рублей.

Индикатором успешности реализуемых мер в данном направлении является стабильность объемов медицинской помощи, предоставляемой населению области, показателей, отражающих деятельность учреждений здравоохранения области.

Для решения задачи 1.4. «Обеспечение жителей Ростовской области реабилитационной медицинской помощью после стационарного лечения» ежегодно бюджетом предусматривается финансирование расходов, направленных на реабилитацию жителей области, нуждающихся в стационарных условиях в размере 36 834,7 тыс. рублей. В 2011 году эти деньги были освоены в полном объеме в виду высокой потребности в данном виде помощи.

Как видно, значения показателей, относящиеся к данной цели и ее задачам, имеют положительную динамику, что свидетельствует об эффективности расходования финансовых средств и показывает результативность деятельности аппарата министерства.

В рамках выполнения мероприятий по выполнению функций областными государственными учреждениями здравоохранения, в том числе по оказанию государственных услуг в соответствии с установленным государственным заданием профинансировано в 2011 году - 4 888759,1 тыс. рублей. На эффективность принятых в данном направлении мер указывает значительное увеличение количества больных, прошедших лечение в областных медицинских учреждениях.

Стратегическая цель 2. «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» предполагает осуществление мероприятий, направленных на стабилизацию эпидемической ситуации по туберкулезу в Ростовской области (тактическая задача 2.2). В отчетном году за счет средств программы «Развитие здравоохранения Ростовской области на 2010-2014 годы» в размере 30 943,0 тыс. рублей были закуплены лекарственные препараты для амбулаторного лечения туберкулеза, проведения химиопрофилактики контактным лицам; проведены капитальные ремонты противотуберкулезных учреждений области, для рентгенологической службы муниципальных и областных ЛПУ поставлено новое современное оборудование. Данные мероприятия позволили снизить смертность населения от туберкулеза.

Финансирование мероприятий, реализуемых в рамках задачи 2.3 «Предупреждение распространения заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), диагностика и лечение ВИЧ-инфекции и ассоциированных заболеваний с синдромом приобретенного иммунодефицита человека», в размере - 65 397,7 тыс. рублей, позволило значительно превысить удельный вес жителей области ежегодно обследуемых на ВИЧ-инфекцию.

Для решения задачи 2.4. «Проведение вакцинопрофилактики» ежегодно бюджетом предусматривается финансирование расходов, направленных на снижение заболеваемости туляремией, сибирской язвой, бешенством, лептоспирозом в размере 22 745,4 тыс. рублей. В 2011 году эти деньги были освоены в полном объеме в виду эндемичности территории Ростовской области по данным инфекционным заболеваниям.

Тактическая задача 2.5. «Совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями». Анализ показателей, характеризующих выполнение мероприятий, направленных на решение указанной задачи, указывает на их эффективность и необходимость их дальнейшего продолжения.

Тактическая задача 2.6. «Борьба с распространением сахарного диабета». В целом меры по решению данной тактической задачи необходимо оценивать как успешные. Положительные прогнозы по перечисленным показателям в перспективе до 2015 года подтверждают результативность расходов по указанной группе мероприятий в сумме – 281475,7 тыс. рублей.

На мероприятия, выполняемые в рамках решения тактической задачи 2.7. «Совершенствование медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями» в 2011 году было израсходовано - 45 281,6 тыс. рублей.

Снижение смертности населения трудоспособного возраста от новообразований свидетельствуют об успешности проводимых мероприятий по данному направлению (показатель 2.7.1.).

Увеличение удельного веса детей с безрецидивной 5-летней выживаемостью, получающих лечение в областной детской больнице также подтверждает их эффективность (показатель 2.7.2.).

Тактическая задача 2.8. «Обеспечение санитарной охраны территории и предупреждению природно-очаговых и особо опасных инфекций среди населения в Ростовской области». Отсутствие случаев заболеваемости особо опасными инфекциями в отчетном периоде, а также снижение фактического значения показателя заболеваемости природно-очаговыми инфекциями, заболеваемость крымской геморрагической лихорадкой с 1,9 случаев на 100 тыс. населения в 2008 году до 0,6 в 2011 году позитивно характеризует проводимые мероприятия по достижению целей данной тактической задачи.

Финансирование мероприятий, реализуемых в рамках цели 3 «Обеспечение жителей области дорогостоящим лечением и высокотехнологичной медицинской помощью в 2011 году составило 319 737, 5 тыс. рублей и освоено в полном объеме.

Предоставление населению высокотехнологичной медицинской помощи позволяет сохранять достаточное качество жизни пациентов, а также способствует повышению общего уровня всей медицинской помощи, предоставляемой гражданам области. Предельно невысокий уровень (0,5%) больных, которым обоснованно отказано в получении данного вида медицинской помощи, свидетельствует о высоком уровне организации ее оказания.

Полное обеспечение потребности населения в медицинской помощи по слухопротезированию - позволяет оценивать данные меры как успешные (тактическая задача 3.1. «Слухопротезирование населения Ростовской области»).

Как видно, значения показателей, относящиеся к данной цели и ее задачам, имеют положительную динамику, что свидетельствует об эффективности расходования финансовых средств и показывает результативность деятельности аппарата министерства.

Цель 4. «Улучшение лекарственного обеспечения населения области».

Указанные мероприятия в связи с тем, что они адресованы наиболее уязвимым категориям населения, имеют исключительную социальную важность. Население, имеющее право на льготную лекарственную помощь, полностью обеспечено медикаментами. Это обстоятельство указывает на эффективность мер по улучшению лекарственного обеспечения населения области.

Решение тактической задачи 4.1. «Лекарственное обеспечение льготных категорий граждан, имеющих право на льготы при амбулаторном лечении и не подпадающих под действие Федерального закона от 17.07.99 № 178-ФЗ потребовало финансирования в 2011 году в размере 1 076696,3 тыс. рублей. Это позволило сократить до 0,0003% количество рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании от общего числа всех рецептов, выписанных на льготные медикаменты, что дает основание для положительной оценки указанных мер.

Эффективное расходование финансовых средств в размере 916832,3 тыс. рублей, направленных на реализацию мероприятий, предусмотренных целью 5. «Совершенствование кадрового обеспечения здравоохранения» указывает на стабилизацию укомплектованности медицинского персонала с высшим и средним специальным образованием за отчетный период и прогноз значений этого показателя в планируемом периоде.

По решению тактических задач 5.1. «Выполнение функций областными государственными учреждениями образования в соответствии с государственным заданием» и 5.3. «Повышение уровня заработной платы некоторых категорий работников здравоохранения» отмечается рост численности среднего медицинского персонала в 2011г. по сравнению с 2010г. (на 10 тыс. населения), увеличение среднемесячной заработной платы врачей скорой медицинской помощи, средних медицинских работников скорой медицинской службы.

Расходы на содержание аппарата министерства здравоохранения Ростовской области в 2011 году составили 99 736,1 тыс. рублей.

Анализ данных, характеризующих деятельность министерства здравоохранения по достижению поставленных стратегических целей и решению тактических задач, соотнесенных с ними показателей, показывает, что указанная работа в целом может быть оценена положительно.


Министр здравоохранения



Ростовской области Т.Ю. Быковская