Химия относится к ряду учебных предметов, которые в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта определены ка - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Создать условия для формирования у обучающихся предметной и учебно-исследовательской... 1 314.29kb.
Настоящая программа по русскому языку для XI класса создана на основе... 1 700.66kb.
Рабочая программа по литературе разработана для обучения в 11 классе... 2 341.54kb.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ... 2 635.05kb.
5 Английский язык 6 657.07kb.
2011г основная образовательная программа начального общего образования 7 2563.61kb.
1 «Планируемые результаты освоения обучающимися ооп ооо» 4 1353.55kb.
Рабочая программа по умк «Перспектива» 27 4701.03kb.
Программы отдельных учебных предметов развивающей системы Л. 38 12648.94kb.
Основной образовательной программы мбоу «сош №33» отражает требования... 11 5017.74kb.
Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной... 13 1714.22kb.
Классный час, посвящённый Дню Матери Учителя начальных классов Анилиной Л. 1 57.8kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Химия относится к ряду учебных предметов, которые в федеральном компоненте государственного - страница №1/1



  1. Пояснительная записка

химия 8-9 классы

Рабочая программа основного общего образования по химии разработана на основе авторской программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна. – М.: Дрофа, 2007. В рабочей программе отражены обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню полготовки учащихся, заданные федеральным компонентом Государственного стандарта образования.

Химия относится к ряду учебных предметов, которые в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта определены как обязательные для изучения в основной школе. Химия как систематический предметный курс изучается в основной школе с 8 по 9 класс.

Рабочая программа рассчитана на 136 часов по 2 часа в неделю в 8 и 9 классах.

При планировании учебно-методической работы, разработке рабочей программы и составлении календарно-тематического плана по химии учитывалось следующее нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение:


  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12 2012г. № 273-ФЗ;

  • федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии (приказ Минобразования России №1089 от 05.03. 2004 г. №1089);

  • областной базисный учебный план Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 № 04-977);

  • обязательный минимум содержания основного и среднего общего образования по химии (приказы Минобразования России №1236 от 19 мая 1998 г. и №56 от 30 июня 1999 г.);

  • письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 24.07.2013г. № 03-02/9639 «Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году»;

  • примерная программа основного общего и среднего общего образования по химии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03 – 1263);

  • программы «Курса химии для 8–11 классов общеобразовательных учреждений» (авт. О. С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2007);

  • учебный план МКОУ «Петропавловская СОШ» на 2013-2014 учебный год.

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

* освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии; химической символике;

* овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений реакций;

* развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

* воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

* применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В авторскую программу внесены следующие изменения:



1. Увеличено число часов на изучение тем:

- «Введение» 5 часов вместо 4 часов. 1 час добавлен на решение расчётных задач.

- «Соединения химических элементов» до 16 часов вместо 12 часов за счет включения трёх практических работ из практикума и контрольной работы.

- «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» 20 часов вместо 18 за счет включения двух практических работ из практикума.

- «Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса» с 6 до 9 часов для того, чтобы учащиеся вспомнили сложный материал 8 класса.

- «Металлы» с 15 до 19 часов, т.к. в данную тему включены три практические работы из практикума и контрольная работа.

- «Неметаллы» с 23 до 25 часов за счёт включения практических работ. В тему «Неметаллы» включен урок «Кислород», т.к. этот материал входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ

2. Практические работы из практикумов перенесены в соответствующие темы курса.

3. Из авторской программы, которая предусматривает 2/3 часа в неделю, исключена часть учебного материала, демонстраций и лабораторных работ, которые отсутствуют в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы.

Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.

Для формирования практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной и авторской программами, рекомендованные Министерством образования и науки Челябинской области. Представленные в рабочей программе лабораторные работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения специально отведённых учебных часов. Лабораторные работы не оцениваются. Практические работы носят оценочный характер.

В соответствии с ОБУП на изучение регионального содержания химического образования отводится 10% учебного времени в год (по 7 часов в каждом классе). Содержание регионального компонента составлено на основе методических рекомендаций Министерства образования и науки Челябинской области и подчинено общей теме «Производство и экологические проблемы Южного Урала». Региональный компонент реализуется включением соответствующей информации фрагментарно на уроках, либо в виде разнообразных практических работ.

В качестве пособий для изучения регионального содержания химического образования используются:


  • Реализация национально-регионального компонента в содержании химического образования (из опыта работы учителей) под ред. О.Ю. Косовой. Челябинск, 2010.

  • Андреева М.А., Макарова А.С., География Челябинской области: учеб. Пособие для учащихся 7 – 9 классов основной школы. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2002

  • Левит А.И, Южный Урал: География, экология, природопользование. Учебное пособие. - Юж.-Урал. кн. изд-во.-торг.дом, 2001

  • Публикации в прессе и на сайтах Челябинской области о состоянии здоровья населения и экологическим проблемам Челябинской области

При формировании учебно-методического комплекса по химии учитывались следующие факторы:

  • учебно-методический комплекс О.С. Габриеляна издательства «Дрофа» соответствует федеральному государственному стандарту основного общего образования по химии, является завершённой авторской линией и имеет комплексный характер подхода к разработке;

  • содержание учебно-методического комплекса соотносится с содержанием ГИА;

  • учебно-методический комплекс О.С. Габриеляна соответствует образовательным потребностям обучающихся и их родителей.


  1. Учебно-методический комплекс

  • Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2007.

  • Габриелян О.С. Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2012.

  • Габриелян О.С. Химия 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс: - М.: Дрофа, 2011

  • Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия, 8». – М.: Дрофа, 2003

  • Горковенко М.Ю. Химия. 8 класс: Поурочные разработки к учебнику О.С. Габриеляна. – М.: ВАКО, 2004.

  • Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия 8 класс. М.: Дрофа, 2003

  • Габриелян О.С. Химия 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2011.

  • Габриелян О.С. Химия 9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс: - М.: Дрофа, 2011

  • Габриелян О.С. Химия. 9 класс. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия, 9». – М.: Дрофа, 2003

  • Горковенко М.Ю. Химия. 9 класс: Поурочные разработки к учебнику О.С. Габриеляна. – М.: ВАКО, 2004.

  • Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия 9 класс. М.: Дрофа, 2002



3. Содержание рабочей программы

8 КЛАСС (2 ч в неделю; всего 68 ч)

Введение (5 ч)

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах. Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в ХVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки - работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева. Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества. Периодическая система химических элементов ДИ. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.



Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Демонстрации. Коллекция тел из стекла и пластмассы. Динамические модели атомов. ПСХЭ

Тема 1 
Атомы химических элементов (10 ч)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома – образование новых химических элементов. 
Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента. Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне). Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи. Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Модели кристаллических решёток веществ.

Контрольная работа № 1 «Атомы химических элементов».

Тема 2 
Простые вещества (7 ч)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества - металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов. Важнейшие простые вещества - неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ - аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы. Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».



Расчетные задачи. 3. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 4. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Демонстрации. Коллекции металлов и неметаллов. Получение озона. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газов.

Тема 3 
Соединения химических элементов (16 ч)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак. Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде. Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция. Аморфные и кристаллические вещества. 


Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения. Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия доля.

Расчетные задачи. 5. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 6. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов  7. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 8. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Изменение окраски индикаторов в водных растворах кислот и оснований. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Примеры чистых веществ и смесей. Способы разделения смесей, дистилляция воды.

Лабораторные опыты. 1–4. Знакомство с образцами веществ разных классов. 5. Разделение смесей.

Практические работы. 1. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием. Правила ТБ. 2.  Анализ почвы и воды. 3. Приготовление растворов.

Контрольная работа № 2 «Соединения химических элементов».

Тема 4 
Изменения, происходящие с веществами (10 ч)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование. Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей. Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения - электролиз воды. Реакции соединения - взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения - взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Расчетные задачи. 9. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 10. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 11 Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации. Примеры физических явлений: плавление парафина, возгонка иода диффузия. Примеры химических явлений: горение магния, взаимодействие разбавленных кислот с металлами, нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора, разложение пероксида водорода в присутствии катализатора. Опыта, иллюстрирующего закон сохранения массы веществ.

Лабораторные опыты.  6. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 7. Замещение меди в р-ре хлорида меди (II) железом. 8. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 9.Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.

Практические работы.  4. Признаки химических реакций.

Контрольная работа № 3 «Изменения, происходящие с веществами». 

Тема 5
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (25 ч)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства. Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.  Классификация ионов и их свойства. Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот. Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании. Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей. Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах. Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.



Демонстрации. Р-рение безводного сульфата меди (II). Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Реакции, идущие с выпадением осадка, выдел газа и образов малодисоциирующего вещества.

Лабораторные опыты. Получен кристаллов солей (домашняя лаб работа).10. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 11. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 12. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 13. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 14. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа). 15. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II)).

Практические работы. 6. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей Контрольная работа № 4.  Итоговая контрольная работа.

 

Содержание рабочей программы. 



9 КЛАСС 
(2 ч в неделю; всего 68 ч) 

Тема 1

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (8 ч)

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов ДИ. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.



Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

Тема 2
Металлы (19 ч)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

О б щ а я  х а р а к т е р и с т и к а  щ е л о ч н ы х  м е т а л л о в.  Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

О б щ а я  х а р а к т е р и с т и к а  э л е м е н т о в  г л а в н о й  п о д г р у п п ы II  г р у п п ы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы - простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

А л ю м и н и й. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Ж е л е з о. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fе3+. Качественные реакции на Fе2+ и Fе3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.



Расчётные задачи. Решение задач на вычисление массовой доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Демонстрации. Влияние условий среды на коррозию металлов. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия и кальция с водой. Распознавание катионов натрия, калия, лития, кальция и бария. Получение гидроксидов железа. Качественные реакции на ионы железа.

Лабораторные опыты. 2. Знакомство с образцами металлов. З.Растворение железа и цинка в соляной кислоте. 4. Вытеснение одного металла другим из раствора соли. 5. Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединениями алюминия. 6. Знакомство с образцами сплавов. 7. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.

Практические работы. 1. Осуществление цепочки химических превращений. 2. Получение соединений металлов и изучение их свойств.

Контрольная работа № 1 «Металлы».

Тема 3 
Неметаллы (25 ч)

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов - простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

В о д о р о д. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

О б щ а я  х а р а к т е р и с т и к а  г а л о г е н о в. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды) их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений 


в народном хозяйстве.

С е р а. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (П) и (VI), их получение, свойства и применение Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народно хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

А з о т. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойств и применение. Оксиды азота (П) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Ф о с ф о р. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

У г л е р о д. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

К р е м н и й. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.



Расчётные задачи. Расчёты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Демонстрации. Образцы неметаллов. Получение хлороводорода и растворение его в воде. Распознавание соединений хлора. Аллотропия серы. Взаимодействие серы с кислородом. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с медью. Образцы важнейших нитратов. Кристаллические решётки алмаза и графита. Адсорбция углём. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. 8. Качественная реакция на хлорид-ион. 9. Качественная реакция на сульфат-ион. 10. Распознавание солей аммония. 11. Получение углекислого газа и его распознавание. 12. Качественная реакция на карбонат-ион. 13. Ознакомление с природными силикатами, продукцией силикатной промышленности.

Практические работы. 3. Получение, собирание и распознавание газов. 4. Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств»

Контрольная работа № 2 «Неметаллы».

Тема 4 
Органические соединения (10 ч)

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана. Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт - глицерин. Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот. Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот. Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль. Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

Демонстрации. Модели молекул органических веществ. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки. Качественные реакции на этилен: взаимодействие с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на крахмал.

Практические работы. 5. Изготовление моделей молекул углеводородов.

Тема 5
Обобщение знаний по химии за курс основной школы (3 ч)

Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона. Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов). Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.



Итоговая контрольная работа

    1. Национально-региональный компонент


8 класс

№ урока

Тема урока

Содержание национально-регионального компонента

2

Превращения веществ. Роль химии в нашей жизни

Значение химии в жизни региона

(продукция пром предприятий – экономическая мощь региона, выбросы пром предприятий – экологические проблемы)



16

Простые вещества - металлы

Металлы, получ в Челяб области, области их применения (чугун, сталь -ОАО «Мечел», ММК, г.Миасс, Златоуст, Сатка; медь – метал.заводы Карабаш, Кыштым; цинк, кадмий, индий – ЧЭЦЗ и др.)

25

Основания

Щёлочи в быту. ТБ при обращении со щелочами


26

Кислоты

Кислоты в быту. ТБ при обращении со щелочами


27

Соли

Месторождения минералов и горных пород в регионе


33

Практическая работа №3.

Анализ почвы и воды



Почвы Челяб обл. Определение кислотности почв. Гипсование и известкование почв


35

Практическая работа №5

Приготовление раствора с определённой массовой долей растворённого вещества



Приготовление растворов с различной массовой долей для бытовых нужд

39

Физические явления в химии

Способы очистки природной воды и получение чистой питьевой воды в регионе.

Очистка воды в домашних условиях.




40

Химические реакции. Закон сохранения массы веществ

Условия прекращения горения. Выбор средств при тушении пожаров

49

Растворение как физико-химический процесс.

Роль растворов в организме человека

59

Химические свойства оксидов.

Кислотные дожди, их присхождение











9 класс


№ урока

Тема урока

Содержание национально-регионального компонента

13

Получение металлов

Получение металлов. ММК, ЧЭМК.

Месторождения руд чёрных и цветных металлов на территории области




14

Коррозия металлов. Сплавы


Способы защиты металлов от коррозии. Цехи гальванических покрытий на предприятиях («Теплоприбор»)


20

Алюминий

Применение алюминия в быту и промышленности. Бокситовые рудники области

22

Железо

Производство чугуна и стали на предприятиях области


32

Соединения галогенов.


Биологическое действие галогенов и проблема очистки воды.


35

Оксиды серы.

Что такое кислотные осадки?

Оксид серы (IV) – побочный продукт металлургии



37

Производство серной кислоты

Производство серной кислоты в Челяб обл. Охрана оружающей среды


43

Соли азотной кислоты


Проблема повышенного содержания нитратов и нитритов в сельскохозяйственной продукции.


47

Соединения углерода

Месторождения известняка, мрамора (Коелгинское, Баландинское)


49

Силикатная промышленность.


Продукция Южноуральского фарфорового

завода, ЖБИ




55

Предельные углеводороды.

Газификация Уйского района. Природные источники углеводородов на территории области


59

Спирты.

Токсическое воздействие спиртов на организм подростка.

60

Карбоновые кислоты.

Производство уксусной кислоты в лесохимическом производстве (г. Аша)

63

Углеводы.

Производство кондитерских изделий в Челябинской области.


















5. Тематическое планирование по химии,

8 класс

(2 часа в неделю, всего 68 часов)


№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них




Дата

Практ работ

Лаборат работ

Контрольные работы




1.

Введение


5












2.

Тема 1.

Атомы химических элементов



10







К.р. №1

Введение. Атомы химических элементов






3.

Тема 2.

Простые вещества



7













4.

Тема 3.

Соединение химических элементов



16

3

5

К.р. №2

Соединения химических элементов






5.

Тема 4.

Изменения, происходящие с веществами.



10

1

4

К.р. №3

Изменения, происходящие с веществами






6.

Тема 5.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.



20

2

7

К.р. №4

Итоговая контрольная работа









Резервное время



















Всего

68

6

15+1

4





9 класс

(2 часа в неделю, всего 68 часов)


№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них




Дата

Практ работ

Лаборат работ

Контрольные работы




1.

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс

9 класса


9




1







2.

Металлы

19

2

7

К.р. №1

Металлы





3.

Неметаллы

25

2

6

К.р. №2

Неметаллы






4.

Органические соединения

10

1









5.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

3







К.р. №3

Итоговая контрольная работа









Резервное время

2
















Всего

68

5

14

3







Итого

136

11

30

7




6. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения химии ученик должен

знать/понимать:

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовления растворов заданной концентрации.