Формирование и развитие мотивации учащихся на уроках информатики с использованием дидактических игр - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Использование дидактических игр на уроках английского языка в младшей... 1 64.2kb.
Система пищеварения человека 1 59.42kb.
«Детский сад №65 общеразвивающего вида» Перспективное планирование... 14 3561.29kb.
В наши дни проблема формирования творческих способностей у подростков... 1 115.86kb.
Цели: формирование у учащихся знаний о народных праздниках и традициях; 1 50.81kb.
Развитие креативности учащихся на уроках технологии посредством проектной... 1 173.35kb.
2014 год Конспект урока письма в послебукварный период. Тема урока... 1 168.32kb.
Конспект урока по информатике учителя информатики моу «сош №4» г. 1 117.5kb.
Вохтанцева Н. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках... 3 801.58kb.
Конкурс «мадемуазель и месье альянс франсез» 1 78.09kb.
Отчет о проведении круглого стола на тему «Формирование мотивации... 1 70.69kb.
Правила копирования документов из фондов библиотек Муниципального... 1 58.93kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Формирование и развитие мотивации учащихся на уроках информатики с использованием - страница №1/5



Департамент образования
Администрации Ярославской области

Государственное учреждение Ярославской области


«Центр оценки и контроля качества образования»
Творческая работа
Формирование и развитие мотивации учащихся на уроках информатики с использованием дидактических игр

(из опыта работы)


учителя информатики муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №29 г. Рыбинска

Синицыной Елены Николаевны

Научный руководитель:

кфмн, доцент кафедры ТиМОИ ЯГПУ

Ермакова Вера Михайловна

Рыбинск – 2007 г.



ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение 4

Глава 1. Психолого-педагогические характеристики мотивации учения школьников 6

6

1.1. Мотивация в познавательной деятельности 6

1.2. Факторы, определяющие учебную мотивацию 9

1.3. Уровни учебной мотивации 9

1.4. Виды мотивов учения 10

1.5. Развитие мотивов учения 13

1.6. Методы формирования положительного отношения учащихся к процессу обучения 14

1.7. Дидактическая игра как средство повышения мотивации учащихся на уроках информатики 16

1.8. Методические требования к подготовке и проведению дидактической игры на уроках информатики 17



Глава 2. Дидактические игры для формирования положительной мотивации учащихся (из опыта работы) 21

1.9. Обобщающий урок – сказка "Путешествие в страну Информатика" для 5–6-х классов ("Информация", "Компьютер", "Текстовый редактор", «Графический редактор») 22

1.10. Дидактическая игра «Кто хочет стать программистом?» 31

Материалы, разработанные учащимися при проведении игры 37

Заключение 40

Литература 41



Введение


Отношение учащихся к учебной деятельности зависит от мотивации, однако у некоторых учащихся наблюдается слабая мо­тивация к учебе. Многие из сегодняшних школьников ходят в школу с неохотой и без желания учиться, многие учатся только ради получения оценки, не видят необходимости в получаемых знаниях

Учителям и родителям приходится с сожалением констатировать, что ученик не хочет учиться, нет желания, а мог бы прекрасно заниматься.

Считается, что никакой проблемы с интересом учащихся на уроках информатики не существует, так как использо­вание компьютера явля­ется общепризнанным средством мотивации к познавательной деятельности. Но с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу.

Поддержание у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего урока является одной из главных методических задач, стоящих перед учителем информатики. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и методических приемов, особенно важно это для учащихся подросткового возраста, когда формируются и определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету.

Цель работы:


  • проанализировать научно-педагогическую литературу с целью изучения факторов, влияющих на становление и реализацию мотива учебной деятельности, а так же методов формирования положительного отношения учащихся к процессу обучения;

  • разработать сценарии дидактических игр, направленные на формирование и развитие положительной учебной мотивации учащихся.

В первой главе рассматриваются психолого-педагогические характеристики мотивации обучения школьников (мотивация в познавательной деятельности; факторы, определяющие учебную мотивацию; уровни учебной мотивации; виды мотивов учения; развитие мотивов учения; методы формирования положительного отношения учащихся к процессу обучения) [ 1] - [6], [10] - [15], [5], [6], [20]-[22], а так же методические требования к подготовке и проведению дидактической игры на уроках информатики [9], [17], [18].

Во второй главе представлены методические разработки дидактических игр, направленные на формирование положительной мотивации учащихся, активизацию их познавательной активности, усиление интереса, развитие способности к самостоятельному обучению. Они могут быть использованы для проверки и корректировки знаний и умений учащихся, повторения и обобщения ранее изученного материала.

Разработанные дидактические игры апробированы в моей работе в 5,6,9 классах школы №29 г. Рыбинска с 2005 по 2007 гг.

Глава 1. Психолого-педагогические характеристики мотивации учения школьников

Мотивация в познавательной деятельности



Мотив (от французского miitiw) — побудительная сила, причина, (от латинского) – приводить в движение, толкать.

Мотивация — совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности, процесс взаимодействия мотивов.

Вопрос о роли мотивации является для теории личности одним из наиболее важных [1]. Понятие мотивация используется для объяснения того, что движет поведением, деятельностью человека, и определяется как процесс, метод, средство побуждения, в основе которых лежат некоторые мотивы. Целью мотива при этом может быть некая потребность, интерес, цель, намерение или побуждение. Но чаще выявить что-то одно невозможно, поскольку и сами «мотивы представляют собой комплексы, и в педагогическом процессе мы почти никогда не имеем дело с одним действующим мотивом» [2]. Cистема учебных мотивов включает внешние и внутренние мотивы. Внешние, исходящие от педагогов, родителей имеют зачастую декларативную форму (требования, указания и т.п.) и могут не только не возыметь никакого воздействия, но и привести к противоположному результату.

В то же время мотивы, основанные на внутренних потребностях обучаемого, могут стать настоящим и очень мощным «двигателем» его развития в ходе образовательного процесса.

Для того чтобы учащийся включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, т. е. чтобы они приобрели значимость для ученика и нашли, таким образом, отклик в его сознании [3].

Одной из основных задач учителя является повышение внутренней и внешней мотивации учащегося.

СТРУКТУРА МОТИВАЦИИ

Внутренняя

Внешняя

Положительная

отрица-тельная

положительная

отрицательная

Интересен изучаемый предмет

Интересны знания по предмету

Интересен метод преподавания

Интересен преподаватель, но предмет неинтересен, но осознается, что знания, умения нужны будут в будущем

Стремление добиться особых успехов

Осознание своего познавательного прогресса

Доверие учителя

Хорошее настроение

Уверенность в своих силах

Месть


Власть

Стремление получить высокие отметки

Одобрение учителя

Одобрения учащихся, одобрение родителей

Симпатия к учителю

Стремление превзойти других, соперничество


Избегание неудачи: стремление избежать низкой оценки

Стремление избегать наказаний учителя

Стремление избежать критики

Мотивы, т.е. конкретные причины, вызывающие деятельность, связаны с потребностями сложным образом. Так, за одним и тем же мотивом могут стоять разные потребности и, наоборот, определенная потребность может проявляться в различных мотивах.

В иерархической модели потребностей мотивации в числе основных пяти уровней можно выделить четыре уровня потребностей, имеющих непосредственное отношение к познавательной деятельности:


  1. потребности безопасности выражаются в стремлении к стабильности, защищенности, организованности. Обучаемые предпочитают четкую структуру и регламентированность учебного процесса, настороженно относятся к нововведениям;

  2. потребности принадлежности, социальной общности (стрем­ление к принятию в своей социальной группе). Доминирующей целью здесь является групповая принадлежность, проявляющаяся в мотивах общения и сотрудничества. Это поиск людей, близких по интересам, стремление к обмену мнениями, сотрудничеству с другими, потребность в обмене результатами деятельности, в со­вместном решении различных проблем;

  3. потребности самоуважения (чувство собственной значимости, уважение соучеников и педагогов). Обучаемому необходимо ощущение того, что, во-первых, он может справляться с поставленными перед ним требованиями, а во-вторых, что его деятельность признается и оценивается значимыми для него членами социального окружения — педагогами, родителями, товарищами;

  4. потребности самоактуализации (стремление к раскрытию своих способностей, реализации потенциала личности). Наиболее ярко потребности самоактуализации проявляются в зрелом возрасте. Однако их необходимый компонент, а именно — познавательные потребности, определяя центральный мотив множества видов человеческой деятельности, формируются уже в детстве, [4] впоследствии развиваясь или, наоборот, утрачиваясь под влиянием внешних условий.

Каждому человеку свойственны сразу несколько потребностей, выраженных в разной степени.

Педагогу очень важно уметь и определять, и формировать мотивы познавательной деятельности. Для определения и изучения структуры мотивов используются общие методы педагогических исследований: беседа, анкетирование, наблюдение и др.[5]. Формирование мотивации осуществляется на основе полученных данных об индивидуальных особенностях обучаемого, исходном уровне мотивации, изучении структуры превалирующих мотивов.[2].

Мотивация является важным специфическим фактором, благодаря которому возможно формирование учебной деятельности школьников. Развитие учебной мотивации школьников направлено на то, чтобы учащиеся от отрицательного и безразличного отношения к обучению переходили к осознанному и ответственному восприятию образования.

Учебная деятельность «идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, если у них есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, если у них воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы учения» [6 ].



следующая страница >>