«Физика вокруг нас» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Физика вокруг нас» - страница №1/1









Калуга 2007 г.

Научно-практическая конференция

«Молодость – науке» памяти А. Л. Чижевского



Тема работы:

«Физика вокруг нас»


Автор: Коровина Людмила, 10 класс

Подбужская муниципальная средняя общеобразовательная школа.

Руководитель: Савинов В. Е., учитель физики

Тема: «Физика вокруг нас»


Коровина Людмила Николаевна -

ученица 10 класса

Подбужской муниципальной средней

общеобразовательно школы

Калужской области, Хвастовичского района, с. Подбужье.

Цели и задачи:




  1. Составить условия задач использующих ситуации, встречающиеся в бытовых условиях и привести решения к этим задачам.

  2. Заинтересовать своих одноклассников и других учащихся школы составлением задач на бытовые темы, что должно повысить интерес к физике в целом.

  3. Показать в своей работе, что физика, как и другие науки может быть полезна для решения конкретных бытовых задач.

«Три пути ведут к знанию:

путь размышления – это

путь самый благородный,

путь подражания – это путь самый лёгкий и путь опыта – это путь самый горький».

(Конфуций)



Введение.
Многие школьники задаются вопросом, зачем мы изучаем так много предметов: биологию, физику, математику, химию. Считают, что мы зря получаем такое количество теоретических знаний, которые, скорее всего не пригодятся в дальнейшей жизни. Понятно, что такой предмет как технология обязательно пригодиться в жизни. Но как использовать в жизни знание, например, закона сохранения импульса? Я считаю, что множество теоретических знаний, полученных нами, можно применять на практике. Я уже знаю, как используются знания биологии и химии: в медицине, в сельском хозяйстве, в производстве пластмасс и.т.д. Математика, вообще жизненно необходима. Поэтому я решила проверить, как можно использовать законы физики в быту. Для этого я взяла несколько задач, воссоздающих ситуации, которые происходят в жизни. Возможно, вы сталкивались с одной из них. Для составления задач мне пришлось просмотреть много разной литературы, в том числе и задачники по физике, а также учебники школьного курса физики. В результате этого я повторила уже изученный материал и узнала много нового о жизни людей, деятельность которых была связана с физикой. Меня очень заинтересовали телевизионные передачи об учёных и их открытиях. И мне захотелось сделать самой что-либо подобное, хотя бы открытие для себя. С помощью этих задач я действительно поняла, что знание физики необходимо в жизни.

Задачи по физике на бытовые темы


Моя подружка однажды готовила суп на электрической плитке, причём очень торопилась и поставила плитку с кастрюлей на тонкую поверхность. После того, как она налила в кастрюльку воды, она с грохотом провалилась. У меня возникла идея создать задачку на основе такой жизненной ситуации.

№ 1

Девочка готовит суп в кастрюле, площадь её дна равна 1500 см2. Вычислите, на сколько увеличится давление полной кастрюли на стол, если в неё налить 2 л воды.



Дано: СИ Решение:

S = 1500 см2 0,15 м2 Р = F/S

V = 2Л 0,002 м3 F = mg; m = V

кг/м3 Р2=V/S, давление увеличится на столько,

Насколько увеличится сила т.е. на

Р2 – Р1 -? V = 1000 x 0,002 (Па)

Ответ: увеличится на 2 (Па).
Во всех домах есть электричество, каждый раз счёт за электричество бывает разный: когда больше, когда меньше. Понятно, что на это влияет время пользования электроприборами, но не только оно. Мне захотелось узнать, что же ещё влияет на потребление электроэнергии. Для этого я воспользовалась специальной литературой. С помощью новых полученных знаний я придумала задачу. Чтобы решение было более лёгким, я взяла лишь один электроприбор.

№2

В семье мать стирает 2 раза в неделю, каждый раз по 1ч. Тариф за использование электроэнергии 2 р. за 1кВт.ч. Определите, сколько денег заплатит семья, при условии, что мощность стиральной машины 1000 Вт.

Дано: Решение:

Р = 1000 Вт S = Ц х N, N – количество кВтхч

Ц = 2р N = 2 х 1000 х 4 = 8

S = 2р х 8 = 16 р

S - ? Ответ: 16 р в месяц


Поднявшись однажды утром, соседская девочка решила умыться водой из умывальника, а утро было прохладным, поэтому вода в умывальнике была холодной, девочка отпрянула и решила долить горячей воды, но когда она её добавила, вода оказалась слишком горячей. Пришлось доливать снова холодную воду. Мне стало интересно, как угадать так, чтобы вода была нужной температуры и от чего это зависит. Для этого я составила задачу и решила её.


№3.

В бак умывальника с водой (комнатной температуры) девочка добавила ещё 3л. воды и перемешала всю воду, её температура стала равна 350С. Определите температуру влитой воды, если начальный объём воды 2л (не учитывая потерю теплоты)?


Дано: СИ Решение:

V1=2л 0,002м3 Q1 = Q2

V2=3л 0,003м3 cm1(t – t1) = cm2(t2 – t),

t1=200C 2кг (350С - 200С) = 3кг (t2 – 350C)

t=350C t2 – 350C = 100C

кг/м3 t2 = 450C




t2-? Ответ: 450С


Жизнь не стоит на месте, всё развивается, появляется много новых, незнакомых вещей, к которым потом привыкаешь. Я бы отнесла к таким вещам телефоны, телевизоры, пылесосы и т. д. Мне кажется, что физические задачи с такими вещами намного интереснее. Поэтому я составила задачу, связанную с таким предметом как термос.

№4

Мальчик собрался в поездку, мама дала ему в дорогу термос с горячим чаем (кипяток), объёмом 3л. Через сутки температура чая стала равна 70оС. Определите, какое количество теплоты выделилось за эти сутки?


Дано: СИ Решение:

t1=1000 Q=cm(t2-t1), m=V,

t2=700 Q=cV(t2-t1),

V=3Л 0,003м3 Q=4200 Дж/кг0с х 1000 кг/м3 х 0.003 м3 х (700-

=1000кг/м3 -1000) = -378000 Дж.

C=4200 Дж/кг0с Ответ: -378 кДж

Q - ?

В нашем селе прошлым летом проводились работы по ремонту линий электропередач и около многих домов остались неровности. Однажды, когда около нашего дома играли дети в «вышибалы», то мяч попал в глубокую ямку из-под бетонной опоры столба. Ребята пытались достать его руками, но это не получалось, т.к. ямка была очень глубокой, копать тоже было бессмысленно. И тогда кто-то придумал налить в ямку воды, чтобы мяч выплыл. Этот случай настолько мне запомнился, что я написала о нём задачу-вопрос, можно сказать на смекалку.

№5

После электромонтажных работ на площадке осталась глубокая ямка от вытащенного столба, в которую при игре детей попал мяч. Как его достать (учитывая, что мяч гладкий и упругий, а диаметр отверстия в земле почти совпадает с диаметром мяча).



Ответ: мяч можно извлечь из отверстия в земле, если налить в неё воду, по мере заполнения отверстия мяч под действием выталкивающей силы будет подниматься вверх и, в конце концов, окажется на поверхности.

№ 6


Домработница при чистке напольного ковра, продвигаясь равномерно вперёд, прикладывает силу 5Н вдоль трубки пылесоса, которую держит под углом 600. Какую работу она совершает (по преодолению сил трения), чтобы очистить ковёр шириной 2м и длинной 8м, при условии, что площадь щётки равна 30х10см2?


Дано: Решение:

F = 5Н А=FScos ,

= 600 S = Д/30 х Ш = 9м : 0,3м х 2м = 60м

Ш = 2м А = 5Н х 60м х cos 600 = 150 Дж

Д = 9м


Sщ = 30х10 см2 Ответ: 150 Дж


А - ?


Раньше у людей не было ванны и душа как сейчас, но гигиена необходима человеку. Поэтому люди просто нагревали в печи или на огне воду и таким образом купали детей. Чтобы температура воды была приемлемой для купания нужно учитывать объём и температуру воды вливаемой в ванночку для купания. Да и в наше время эта задача остаётся актуальной, несмотря на технический прогресс.

№7

Для купания ребёнка в ванну налили 2 ведра воды (объёмом 10л) температурой 10оС, затем 1 ведро воды температурой 96оС, а затем ещё ведро воды температурой 80оС. Определите температуру полученной воды.


Дано: СИ Решение:

V1 = 20 л 0,02 м3 Q1 = Q2 + Q3

V2 = 10 л 0,01 м3 cm1(t – t1) = cm2(t2-t) + cm3(t3 – t)

V3 = 10 л 0,01 м3 т.к. m2 = m3 то

t1 = 100C m1(t-t1) = m2(t2-t+t3-t)

t2 = 960C m1/m2(t-t1) = (t2-t+t3-t)

t3 = 800C 2t – 2t1 = t2 + t3 – 2t

кг/м3 4t = t2 + t3 + 2t1

t = (t2 + t3 + 2t1)/4

t - ? t = (960C + 800C + 2 x 100C)/4

t = 490C

Ответ: 490С




Заключение

В ходе этой работы я поняла, какое значение имеет физика для жизни. Так как не все задачи из жизни я могла решить, то я узнала много нового в физике и вспомнила, пройденное ранее. Всё, что я теперь знаю, я могу использовать в подобных ситуациях. Меня очень увлекло создание подобных задач, я думаю, они интереснее, чем обычные, и поэтому проще решаются. Все, кто читал мою работу, также обнаружили много нового для себя и поняли, что знания и жизнь неразделимы.

Я ещё не знаю, кем я хочу стать. Сейчас я в 10 классе. Это время, когда надо определить, кем я хочу стать. С помощью сочинения таких задач я поняла, что меня интересует деятельность, в которой можно проявить изобретательность, воображение, смекалку. Скорее всего, я не буду работать в сфере, связанной с физикой, но я поняла, что, даже в такой сложной науке можно найти что-либо интересное для себя. Ещё я поняла, какой огромный труд вложен в создание сборников задач их составителями. Я знаю на собственном опыте, что составлять задачи не легче, чем решать.

Теперь я знаю, что все знания когда-либо приобретённые могут мне пригодиться, поэтому я должна постараться быть всесторонне развитым человеком.


Рецензия на работу Коровиной Людмилы

«Физика вокруг нас».

При изучении учебного материала по физике очень часто у учащихся складывается такое мнение, что тот материал, который содержится в учебнике и задачниках к нему, очень сильно отличается от окружающей действительности, и то, что изучается на уроке совершенно не нужно в повседневной жизни. А вот работа Людмилы показывает, что это не так, и если быть немного внимательнее, как это сделала она, то можно увидеть, что в нашей повседневной жизни, нас окружает великое множество вещей и явлений, где так или иначе используются знания, которые учащиеся получают на уроках физики. И когда Люда показала свои задачи одноклассникам, то они были немало удивлены, оказывается всё так просто, те формулы, которые они изучали на уроке, могут оказаться полезными, и решать их повседневные задачи. Причём, отличаясь от задач учебника своим содержанием, они становились более интересными, так как почти каждый дома встречался с подобными ситуациями, описанными в задачах, что неизбежно привело к тому, что каждый в свою очередь тоже решил попробовать составить задачу, что привело к увеличению интереса к предмету физика. Сама же Людмила увлеклась составлением задач и желает продолжить свою работу, я думаю, что и её одноклассники будут теперь её помогать. Работа «Физика вокруг нас» содержит семь задач на бытовые темы. В результате решения седьмой задачи получается соотношение температур t = (t2 + t3 + 2t1)/4, которое может использоваться при решении класса подобных задач, в которых только даны объёмы жидкостей и их исходные температуры. Все задачи могут использоваться на уроках физики, а метод составления задач я думаю, что используется и в других школах, и думаю, что было бы полезно, чтобы эти школы использовали именно свою специфику для составления задач. Коровина Людмила использовала в своей работе специфику сельской местности, все её задачи используют ситуации, которые возникают именно в селе. Составление задач также способствует развитию творческого мышления учащихся, умению рассуждать и сопоставлять теоретические и практические знания. Работа над задачами приучает к самостоятельности мышления и к необходимости делать самостоятельные выводы. Я считаю, что цели и задачи, которые были определены вначале, в основном Коровиной Людмилой в своей работе были выполнены.


Руководитель работы Савинов В. Е.

Список литературы:

1) Учебник физика 7 класса, автор: А. В. Перышкин, Родина Москва. 2005г.

2) Учебник физика 8 класса, автор: А. В. Перышкин, Родина Москва. 2005г.

3) Учебник физика 9 класса, автор: А. В. Перышкин, Е. М. Гутник «Дрофа» 2004 г.

4) Учебник физики 10 класса, автор: В. А. Касьянов «Дрофа» 2005 г.



Содержание:

  1. Цели и задачи.

  2. Введение.

  3. Задачи по физике на бытовые темы.

  4. Заключение.

  5. Рецензия на работу Коровиной Людмилы «Физика вокруг нас»

  6. Список литературы.