Физическое развитие детей - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Физическое развитие детей - страница №1/1


МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

(физиологические и психологические особенности развития)

Материал подготовлен

педагогом-психологом

МОУ «СОШ №1» Муромцевой И.Г.




ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
РОСТ И ВЕС: темп роста к 5-6 годам замедляется, до 12 – 13 лет остается примерно таким же и вновь резко увеличивается в подростковом возрасте. В этот период дети прибавляют 5-7 см. в год. Вес в среднем увеличивается на 2 – 2.7 кг. в год. В 6 летнем возрасте девочки весят немного меньше мальчиков, в 8 их вес примерно одинаков, а в 9 – 10 лет девочки обгоняют мальчиков.

МОЗГ И НЕРВНАЯ СИСТЕМА: в этом возрасте отмечается наибольшее увеличение мозга – от 90% веса мозга взрослого человека в 5 лет и до 95% в 10. Развиваются новые связи между нервными клетками, усиливается специализация полушарий головного мозга. К 7-8 годам нервная ткань, соединяющая полушария становится более совершенной и обеспечивает их лучшее взаимодействие. Это закладывает основу для следующего этапа умственного развития ребенка.

КОСТИ: Рост костей особенно заметен. Это касается лицевых, длинных костей рук и ног. Детские кости требуют лучшего кровоснабжения, связки закреплены менее прочно, а в местах их соединений больше пространства, чем у взрослых, поэтому растущий ребенок более гибок и в то же время более чувствителен к давлению и растяжению мышц. Обладает меньшей сопротивляемостью костным инфекциям, чем взрослый. Неразвитые кости ребенка подвергаются немалой опасности в случае физических перегрузок, к которым побуждают детей, ради победы в спортивных соревнованиях.

МЫШЦЫ: Неловкость, некоординированность движений, неспособность долго сидеть спокойно и быстрая утомляемость характерны для детей с незрелой, недостаточно развитой мышечной тканью.


В возрасте от 6 до 12 лет физическое развитие детей продолжается, совершенствуется, поэтому они становятся смелее и иногда идут на отчаянный риск.

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ


Возраст от 5 до 6 лет является важным переходным периодом в умственном развитии, когда у детей формируется определенный стиль мышления. Происходящие в этом возрасте изменения влияют на функционирование памяти и интеллекта, на совершенствование навыков чтения и развитие творческих способностей детей.

Возраст от 7 до 11 лет - период конкретных мыслительных операций, позволяющих искать решение своих проблем чисто логическим путем и, удерживая в памяти различные образцы, производить с ними мыслительные операции.

Основным видом мышления является наглядно – образное. Решение любой задачи происходит в результате внутренних действий с образом.

Формируются элементы понятийного мышления и мыслительные операции – анализ. Синтез, классификация, абстрагирование…, которые необходимы для обработки теоретического содержания. Преобладающим является практически – действенный и чувственный анализ. Это значит, что сравнительно легко решаются те учебные задачи, где можно совершать практические действия с самими предметами.

Для развития словесно – логического мышления базой являются знания.

Эгоцентризм, характерный для дошкольников, сменяется его новой формой. Ранее дети воспринимали себя как центр, вокруг которого вращается мир. Теперь, благодаря общению со сверстниками, происходит новое осознание своего положения в социальном окружении. Но новая форма эгоцентризма, по-прежнему мешает обдумывать одновременно несколько способов действия и систематически проверять их. Конкретно мыслящие дети часто ошибаются, прогнозируя тот или иной результат. Вследствие этого 9 – летние дети, однажды сформулировав какую – либо гипотезу, скорее отвергнут новые, чем изменят свою точку зрения.

В этом возрасте дети способны мысленно прослеживать изменения в процессе какого – либо события. В дошкольном возрасте фиксируется внимание на начальном и конечном пунктах. Характерна так же обратимость мышления. Т.е. способность менять направление мысли, возвращаясь к исходному состоянию того или иного объекта.

ПАМЯТЬ


В школьные годы способность хранить и извлекать информацию из памяти быстро совершенствуется. В качестве эксперимента детям был зачитан список слов, который необходимо было максимально правильно воспроизвести. Каждый делал это по-своему: кто – то классифицировал по отдельным признакам, кто – то рисовал в воображении картинку с изображением этих предметов и т.д.

В любом случае в сознании идет мыслительная деятельность по преобразованию данной информации.



Повторение, организация (упорядочивание) и усовершенствование информации – это те мыслительные процессы, которые обеспечивают ее хранение в памяти.

ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТ


В тестирования детей младшего школьного возраста были выделены 4 типа соотношения двух данных качеств:

  1. Высокий интеллект – высокие творческие способности;

  2. Высокий интеллект – низкий уровень творческих способностей;

  3. Низкий интеллект – высокий уровень творческих способностей;

  4. Низкий интеллект – низкий уровень творческих способностей.

Дети первого типа не так боятся сделать ошибку, как другие. Проявляют больше желания использовать представившийся шанс и пойти на риск в осуществлении даже безумной идеи. Такие дети выглядят самоуверенными, популярны среди учителей и сверстников.

Высокоинтеллектуальные, но нетворческие дети пользуются успехом в классе, но держатся более настороженно.

Дети с низким интеллектом и в то же время с хорошо развитым творческим мышлением, как правило, не уверены в своих силах и нерешительны и нерешительны в общении со сверстниками.
Творческое мышление достигает пика в 4-х летнем возрасте и заметно ослабевает к тому моменту, когда ребенок идет в школу. Развитие творческого мышления во многом зависит от взрослых. Склонность к риску связана с творческим мышлением, но взрослые всячески ограждают детей от подобных поступков. Как результат – стериатипность мышления, отсутствие творческого подхода к чему – либо. Естественно, риск - это не единственное условие. Существует много видов стимуляции творческого мышления: снижение уровня тревожности и стрессов; атмосфера открытости и т.д.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ


ВОСПРИЯТИЕ: Младшие школьники легко путают объемные предметы с плоскими формами, часто не узнают фигуру, если она расположена несколько иначе.

Восприятие младшего школьника отличается, прежде всего, особенностями самого предмета. В первую очередь замечаются не главное, а то, что ярко выделяется – окраска, величина, форма. Это необходимо учитывать при подготовке уроков.

Дети еще не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет, самостоятельно работать с наглядными пособиями. Им трудно управлять своим восприятием.

Для восприятия времени большое значение имеет соблюдение постоянного режима жизни.

Увеличивается точность различения формы: в 5 – 7 лет – 58,8%, в 6 – 7 лет 63,8%, в 7-8 – 78,8%, в

8-9 – 82,5%, в 9-10 – 85% всех детей этого возраста правильно различают форму.


ПАМЯТЬ: У детей данного возраста недостаточно развит самоконтроль при заучивании. Они еще не умеют проверять себя. Иногда не отдают себе отчета, выучили задание или нет. Поэтому дети могут отвечать на вопросы учителя: «А я думал, что знаю», «Я хорошо читал, читал, даже надоело». Ситуация явно меняется лишь к 3-4 классу. Во избежание таких недоразумений ребенку необходимо предоставлять информацию о способах запоминания.

ВНИМАНИЕ: В младшем школьном возрасте преобладает непроизвольное внимание. Объем внимания 4 – 6 объектов, тогда как у взрослого: 6 – 8. Распределение внимания слабое.

Внимание неустойчивое, т.к. возбуждение преобладает над торможением. Отключение внимания спасает от переутомления.

Внимание тесно связано с эмоциями и чувствами. Все то, что вызывает сильные переживания, приковывает внимание ребенка.

Внимание ребенка необходимо организовывать:


  • напомнить, какое задание необходимо выполнить;

  • указать способы действия;

  • учить ребенка проговаривать что и в какой последовательности он будет делать.



ЛИЧНОСТЬ


Отношение ребенка к правилам поведения неоднозначно. Это для него отчасти интеллектуальная задача – разобраться, какие правила бывают, за какие провинности как наказывают. На первом этапе обучения в школе ребенок не столько испытывает чувство стыда, сколько рассуждает по поводу правил.

Освоение правил поведения проходит успешно лишь в случае положительной их мотивации. При принуждении не формируется ни нужной привычки, ни правильного отношения.

Остро стоит вопрос притязания на признание. «Я хороший» – внутренняя позиция ребенка по отношению к самому себе. В этой позиции большие возможности для воспитания, т.к. ребенок старается следовать заданным правилам.

В учебной деятельности потребность в признании проявляется в двух планах: с одной стороны ребенок хочет «быть как все», а с другой – «лучше, чем все».



В общении с хорошо знакомыми детьми ребенок смел, активен, даже дерзок. Может высказать свое мнение, противостоять группе. В незнакомых ситуациях ребенок чаще всего следует за другими вопреки своим знаниям и здравому смыслу. При этом независимо от выбора поведения, он испытывает чувство сильного напряжения, смятения, испуга. Конформное поведение, следование за сверстниками типично для детей младшего школьного возраста.