Экспозиция школьного музея (методические рекомендации) - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рекомендации по созданию экспозиций школьного музея 3 392.47kb.
Сценарий открытия школьного музея 1 72.97kb.
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального... 1 388.45kb.
Работа с контентом школьного сайта (форма обратной связи, интерактивные... 1 185.45kb.
Всероссийская олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности... 3 642.4kb.
Методические рекомендации по организации самостоятельной учебной... 2 259.29kb.
Всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) методические... 1 269.13kb.
Методические рекомендации к лабораторным работам по дисциплине «Интернет-технологии» 8 616.13kb.
Программа по обж 9 Правовые основы военной службы 11 Строевая подготовка 12 1 406.24kb.
Методические рекомендации студентам специальности «Экономика и управление... 2 463.41kb.
Актив школьного музея для сайта школы 1 6.41kb.
Настройки тонкого клиента Свод-web настройка операционной системы... 1 47.21kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Экспозиция школьного музея (методические рекомендации) - страница №1/1

ЭКСПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

(методические рекомендации)
Музейная экспозиция – это показ, демонстрация музейных предметов, выставленных в определённой последовательности с целью раскрыть избранную тему музея.
Экспозиция школьных музеев обычно имеет два зрительных плана: вертикальный и горизонтальный. Первый более удобен для обозрения. В вертикальной плоскости (на стендах, планшетах, в витринах) представляют основные, наиболее важные в познавательном и воспитательном отношении экспонаты. Они дополняются и углубляются материалами горизонтального плана (горизонтальные витрины, столы). Реже в школьных музеях используется третий план – скрытая экспозиция (турникеты, выдвижные и откидные щиты, альбомы). Экспонаты, размещённые таким образом, скрыты от глаз посетителей.
Порядок размещения экспонатов имеет некоторые общие правила:

а) крупные изображения и связующие тексты помещаются в верхней части экспозиционного пояса, а иногда и над ним;

б) мелкие предметы, изображения и документы, требующие детального рассмотрения, помещаются на уровне глаз;

в) наиболее важные по содержанию экспонаты должны занять лучшую экспозиционную площадь, чтобы можно было увидеть их в первую очередь. Такой наиболее обращающей на себя внимание частью плоскости является участок, лежащий вверх от её центральной горизонтальной оси. Он поглощает 60% внимания зрителей;

г) не связывая себя необходимостью располагать экспонаты по всей стене (стенде, щите), соблюдать осевую симметрию, экспозиционер тем не менее должен размещать их в определённой системе, которая позволяла бы воспринимать сгруппированные экспонаты в единстве.
Совокупность взаимосвязанных и соподчинённых частей экспозиции составляют её тематическую структуру. В соответствии с ней экспозиционные материалы объединяются в группы – экспозиционные комплексы, каждый из которых размещается на определённой ограниченной экспозиционной площади и представляет собой тематическое и зрительное единство. Тематическая структура должна отражать хронологическую последовательность исторического процесса.

Идейно-экспозиционное содержание определяет весь строй художественных образов и средств выставочного ансамбля.

Выставка, посвящённая Великой Отечественной войне, может состоять из нескольких планшетов (щитов), которые могут быть ни одного размера и ни одной конфигурации. Форма и размер стендов являются одним из выразительных основных средств выставки. Ровная поверхность стенда, оборванная ломаными, как взрывом искорёженными линиями, приобретает почти скульптурную выразительность образа трагических дней в жизни страны. Поставленные выступами стенды (планшеты) способны ассоциироваться с оборонительными надолбами.

Тема, выбираемая для непосредственного воплощения в экспозиции, диктует и конкретные художественные средства. Например, выставка «Лицо фашизма». Пространство выставки будет, если можно так выразиться, «тупиковое» - узкое и тёмное. Зрительно посетитель должен наталкиваться на стены, лабиринты, застенки. Цвет – чёрный, коричневый, ржавый. Форма стендов – колючая, резкая, угловатая. Материал – ржавое железо, колючая проволока, обугленное дерево.

Выставка, посвящённая боевому пути какого-либо воинского соединения, может быть оформлена на нескольких планшетах. На первом представлена карта боевого пути соединения от начала Великой Отечественной войны, или от времени его формирования, или начала военных действий до дня Победы, здесь же – объединяющий текст, рассказывающий об этом пути. Остальные стенды должны быть посвящены битвам и операциям, в которых это воинское соединение принимало участие. Они включают фотографии воинов, письма, документы, рассказывающие о наиболее ярких эпизодах боевого пути. Каждый из планшетов имеет свою подтему, свой номенклатурный этикетаж, свой связующий текст, где рассказывается об операциях, в которых соединение принимало участие, и о его героях. Если соединение принимало участие в боевых операциях на территории района, в котором действует музей, следует уделить особое внимание этим событиям. Горизонтальный план выставки должен быть представлен личными вещами солдат и офицеров, копиями орденов и медалей, письмами и т.д. Связующие тексты состоят из ведущих и объединяющих. Ведущие тексты – это выдержки из документов, цитаты из мемуаров и художественных произведений и т. д. Они могут быть расположены как в верхней части экспозиции, так и в любом другом месте, если того требует художественное решение. Ведущие тексты помогают раскрыть идейное содержание экспозиции. Объединяющие тексты дают общее представление о теме, раскрываемой в каком-то разделе экспозиции. Они обычно помещаются в верхней правой или левой части стенда. Например, если идёт рассказ о ком-то из героев войны, объединяющий текст сообщает его биографические данные:



Николай Петрович Попов


(1918-1998 гг.)

Родился в семье учителей. Окончил Осиновскую среднюю школу и Сталинградский педагогический институт. В 1941 году был призван в армию. Участвовал в обороне Брестской крепости, в Сталинградской битве, в освобождении Украины, Польши, в штурме Берлина. После войны работал учителем, потом директором Осиновской школы. Имеет награды.



Основные понятия:

экспонат;

экспозиционный материал;

экспозиционный комплекс;

музейная экспозиция;

выставка;



Методы построения экспозиций:

ансамблевая экспозиция;

ландшафтная экспозиция;

биогруппа;

таксидермия;

панорама;

диорама;

Проектирование экспозиции:

научное проектирование;

художественное проектирование;

техническое и рабочее проектирование;

расширенная тематическая структура;

тематико-экспозиционный план (ТЭП);

пробная экспозиция (раскладка);

экспозиционное оборудование;

пространственное решение

Экспозиционная работа
Создание экспозиции требует наличия ряда условий:


  • фондов музейных предметов на тему экспозиции (это не исключает дополнительный сбор материала);

  • авторского коллектива, ориентирующегося в проблемах намеченной темы и знакомого с методикой экспозиционной работы:

  • помещения, предназначенного для экспозиции.

Начало работы над экспозицией не отличается от первого этапа любой научной работы на историческую тему:



  • выявляется и изучается общая и специальная научная литература по теме, при этом ведутся авторские записи с указанием источника, используются консультации специалистов (экспертов);

  • идёт знакомство с источниковой базой темы (фонды школьного музея, других музеев, архивы, библиотеки).

В итоге создаётся научная концепция экспозиции – её идейно - теоретическое обоснование, экспозиционный замысел. В экспозиционном замысле авторы экспозиции определяют задачи экспозиции, намечают основные экспозиционные темы, подтемы с кратким изложением их содержания и возможностей собранного материала (фондов музея). Экспозиционный замысел служит программой дальнейшей работы над литературой, архивными и фондовыми материалами.

В связи с этим необходимо, чтобы каждая тема или подтема сопровождалась краткой характеристикой рассматриваемой проблемы и перечнем наиболее важных и необходимых экспонатов, требуемых для её раскрытия. Здесь же решается вопрос о сборе дополнительного материала. После составления экспозиционного замысла разрабатывается тематическая структура будущей экспозиции (чёткий, подробный план).


Общие принципы построения экспозиции:

  • принцип идейности, когда при построении экспозиции отбираются только те предметы, которые соответствуют её теме и идее;

  • принцип историзма - раскрытие явления с точки зрения того, как оно возникло, какие этапы прошло в своём развитии, чем оно стало теперь. Если ведётся рассказ о ком-то из героев Великой Отечественной войны, необходимо представить материал о его жизни до настоящего времени или до смерти героя. Если в экспозиции рассказывается о какой-либо битве, то – от её начала до окончания;

  • принцип предметности, когда музейный экспонат является доказательным фактом как каких-либо событий, так и носителем эмоционально окрашенной информации, поэтому не стоит выставлять мало интересные предметы;

  • принцип доходчивости, когда экспозиция строится с учётом её восприятия различными группами экскурсантов. Материал должен быть доступен и для старшеклассников, и для младших школьников.


Составление тематико-экспозиционного плана (ТЭП)
В практике музеев выработалась следующая схема членения музейной экспозиции, приемлемая и для школьных музеев:

  • отделы экспозиции,

  • темы внутри каждого отдела, иногда делящиеся на подтемы,

  • отдельные экспозиционные комплексы, из которых состоит тема или подтема.


Изложение содержания плана рекомендуется строить по определённой форме:
Тема 1. Военно-политические итоги Сталинградской битвы. Решающее влияние её победного исхода на изменение стратегической обстановки и всего последующего хода второй мировой войны



Наименование

темы


№ п/п

Вид, подлинность, размер, вес экспоната

Содержание экспоната, название, время бытования

Место нахождения экспоната, инв. №

Место в экспозиции

Примечание

Подтема 1.

Итоги разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом


1

Текст

«У стен легендарного города-героя Сталинграда была одержана всемирно-историческая победа, повернув ход второй мировой войны в пользу народов и государств в антифашистской коалиции». (История второй мировой войны 1939 – 1945 г.г. / МО СССР. М., 1976. Т.6. С. 82.)





Ведущий текст на стене зала







2

Фото 5*2 м

Митинг на пл. Павших борцов в Сталинграде 4 февраля 1943 г.

Нег. 3163 (негатив)

Панно на стене







3

Документ 21*14 см. Подлинник

Сталинград победил // Листовка обкома ВКП/б/. 3 февр. 1943 г.

Инв. 297, п. 284

Витрина 2







4

Вещь, дл. 24,8 см.

Оркестровая тарелка духового оркестра 214-й стрелковой дивизии

Инв. 7797 шк. 7 п.1

Витрина 1







5

Плакат 40*30 см. Подлинник

«Сталинград», 1942 г. (художники В.Н. Денисов, Н.А. Долгоруков)

Инв. 1190 п.2

Витрина 1




В начале тематико-экспозиционного плана на титульном листе нужно указать полное название музея, наименование всей экспозиции, указать номер школы или гимназии, фамилию, имя и отчество автора плана и дату его составления. В начале плана, в верху страницы, чётко и полно пишутся разделы, темы экспозиции.



Графа 1. Наименование подтем - записывается наименование экспозиционных подтем.

Графа 2. Порядковая нумерация – потребуется при составлении графика экспозиции, в котором легче будет проставить номер, чем наименование экспоната, порой довольно пространное.

Графа 3. Вид, подлинность, размер экспоната – вид: фото, документ, вещь, плакат, рисунок. Размер экспоната в последовательности: высота, ширина, длина, диаметр. Подлинность: подлинник, ксерокопия, муляж, фотокопия и т.д.

Графа 4. Содержание экспоната – полное и чёткое название экспоната, время бытования (датировка).

Графа 5. Местонахождение экспонатауказание инвентарного номера, номера негатива (обязательно местонахождение – шкаф, полка, папка, коробка, альбом).

Графа 6. Место в экспозиции – нахождение экспоната в будущей экспозиции: витрина, стенд, шкаф, стена, пол, подиум, полка.

Графа 7. Примечание - готовность экспоната для экспонирования – экспонат необходимо реставрировать (склеить, почистить, заштопать, покрасить, убрать ржавчину), сделать копию, муляж, взять с выставки и т. д.

Ведущие тексты, если они есть, необходимо писать в графе ТЭПа «Содержание экспоната…», обязательно указывая источник. В едущие тексты помогают посетителям музея ориентироваться в содержании экспозиции, характеризуют эпоху, отдельные события, историческую личность. В экспозиции ведущие тексты выделяются единым для всех особым шрифтом, текст разбивается на строки не механически, а по смыслу, лишь в виде исключения допускается перенос.

Следует стремиться к тому, чтобы все ведущие тексты, включённые в экспозицию, представляли собой определённое единство и отображали научную концепцию экспозиции.

В процессе разработки ТЭПа составляется карточка экспонатов по экспозиционным темам и комплексам. В каждую подтему, комплекс, целесообразно включать несколько больше экспонатов, чем предусмотрено экспозиционной площадью, чтобы при раскладке экспозиционного материала на стенды, витрины можно было в случае необходимости производить замену отдельных экспонатов.

Разработка ТЭПа завершается составлением экспозиционного графика – схематичного плана размещения экспонатов на стендах, стенах, витринах. В график заносятся все экспонаты проектируемой экспозиции в одном масштабе с экспозиционной площадью. В него включаются также ведущие тексты и научно-вспомогательный материал.

График составляется автором экспозиции, а не художником, как иногда полагают. Именно автор ТЭПа определяет, какие экспонаты считать ведущими и какое место им занять в экспозиции, как разместить экспонаты, чтобы они получили смысловую и логическую взаимосвязь и раскрыли экспозиционную тему.

Экспозиционный график с тематико-экспозиционным планом передают художнику-оформителю.



Ошибки при подготовке экспозиции

При размещении материала в экспозиции советуем экономить экспозиционные площади. Не переполняйте экспозицию материалом. Любую тему можно всегда решить немногословно. Материал будет смотреться более выигрышно, если вокруг него останется пространств. Включаемые в план экспозиционные материалы, раскрывающие исторические события, факты, должны быть датированы, иначе они обесцениваются. Длительное экспонирование (свыше 6 месяцев) документов, рукописей, писем, акварелей ведёт к их гибели. Карандаш, чернила, фломастер выгорают, бумага желтеет и разрушается. Рекомендуется делать точную копию в размере оригинала (муляж) и её экспонировать, а подлинник хранить в специальных условиях.


Этикетаж
В этикетке (аннотации), прежде всего, выделяется название предмета. Обязательна датировка всех предметов. В зависимости от типа экспоната указываются: автор, материал, техника изготовления. Данные, чётко и ясно обозначенные на самом экспонате, не нуждаются в повторении в аннотации, например, газета, книга, листовка.

Виды этикетажа:

  1. «Оглавительный» (номенклатурный), сообщающий наименование музейных разделов, экспозиционных комплексов и пояснительный. Номенклатурный этикетаж должен отражать тему и идею разделов экспозиции.

Например, если в ней рассказывается о героях войны, её название может быть: «Рвались вы туда, где гуляет свинец», «О людях, что ушли, недолюбив», «Вы шли по дорогам, изрытым войной».

  1. Пояснительный – это тексты к каждому экспонату или группе экспонатов. В нём даётся название предмета, краткие сведения о его происхождении и значении. Первая часть пояснительного этикетажа – название – пишется более крупно, вторая часть – описание – более мелко. Например:

Здание довоенной школы

Построено в 1921 году. В период Великой Отечественной войны в нём размещался госпиталь. Сгорело в 1985 году.
Всё содержание этикетки, кратко и чётко сформулированное, должно направить внимание зрителя на те стороны предмета, которые особо важны для экспозиции. В этикетке к письменному источнику надо указать название документа и дату, кратко сформулировать его основную идею (в связи с чем он составлялся). Если документ трудно прочесть, в этикетке излагается краткое его содержание. Если в экспозиции помещена фотокопия документа, то надо указать, откуда он взят. Например: «Образец удостоверения Иванова В.П., на право хождения по городу в любое время суток. Такое удостоверение выдавалось рабочим завода «Пролетарий» в феврале 1942 года. Фотокопия». В этикетке к фотографии, картине сообщается о том, кто изображён и где даётся характеристика изображаемых событий. Если этикетка относится к портрету какого-либо лица, то указываются прежде его инициалы, фамилия, даты жизни, краткие биографические данные. Например:

Татьяна Петровна Елагина

(1915-1967 гг.)
Фотография 1945 года, копия

Участница Сталинградской битвы. Главный врач эвакогоспиталя 1136. После войны работала в городской больнице №3. Имеет награды.


Если в экспозиции демонстрируется картина, то этикетка выполняется следующим образом:
А. И. Балдин «Солдат Сталинграда»

1975 год, холст, масло

Портрет Ивана Петровича Ветрова (1917-1980 гг.), гвардии сержанта, участника Сталинградской битвы, рабочего завода «Красный Октябрь»

Если в экспозицию включены макеты зданий, сооружений, этикетка оформляется следующим образом:


Здание театра

Здесь с сентября по ноябрь 1942 г. располагался штаб дивизии.

Макет (масштаб 1:100)

Выполнен С. Поповым (9 класс)

Руководитель: учитель истории П. И. Гаврилов

Все текстовые материалы должны быть логически связаны друг с другом и с экспонатами, это позволяет всесторонне раскрыть идейный замысел экспозиции. Характер их оформления (размер и вид шрифта) зависит от значения, соподчинённости друг другу. При подготовке текстового оформления могут использоваться накладные (рельефные) буквы, шрифты различных размеров, но всё должно быть выполнено в едином стиле.

Экспозиции, рассказывающие о вкладе жителей Сталинграда и области в разгром фашистской Германии и её союзников, могут быть представлены различными тематическими направлениями в зависимости от имеющихся экспонатов и экспозиционной площади. Прежде всего, необходимо помнить, что в экспозиции должны быть представлены подлинные памятники Великой Отечественной войны. Если этих экспонатов нет, то не стоит пытаться создавать экспозицию, так как в любой экскурсии важен показ. В экспозиции обязательно должен быть представлен местный (районный) материал.

Если экспозиционные площади обширны, можно первый раздел посвятить началу Великой Отечественной войны. В материалах должны быть отражены мероприятия ГКО, местных органов власти, направленные на перевод народного хозяйства на военные рельсы, мобилизацию, создание народного ополчения. Необходимо поместить материал, рассказывающий о самоотверженном труде людей на заводах и в колхозах, о сборе средств в Фонд обороны Родины. Можно представить материал, отражающий работу госпиталей. В районах, где проходило насильственное переселение немцев Поволжья, отразить эту подтему.

В разделах экспозиции, посвящённых Сталинградской битве, красной нитью должна проходить мысль о победе под Сталинградом как о коренном переломе в ходе второй мировой войны. Должен быть представлен материал, рассказывающий о героизме воинов, военном искусстве полководцев, мощи военной техники, экономических источниках победы. В зависимости от имеющихся экспонатов, могут быть представлены подтемы: народное ополчение, Волжская военная флотилия, положение мирного населения, дети и война, оккупационный режим на территории края. Обязательно должен быть отражён материал о героях-земляках, участниках Сталинградской битвы.

Отдельным разделом экспозиции может стать материал о земляках на фронтах Великой Отечественной войны и на трудовой вахте в тылу. Если музей посвящён истории школы, экспонаты должны рассказывать об учителях и выпускниках, ставших с оружием в руках на защиту страны, и труде оставшихся в тылу, об участии коллектива школы в создании Фонда обороны Родины, в движении доноров, в сборе тёплых вещей, в уходе за ранеными в госпиталях.


ШКОЛЬНЫЕ ЭКСПОЗИЦИИ ПРИНЯТО ПОДРАЗДЕЛЯТЬ НА УГОЛКИ, КОМНАТЫ, ЗАЛЫ И НЕПОСРЕДСТВЕННО МУЗЕИ

Разница между этими категориями достаточно ощутимая.

УГОЛКАМИ принято называть один или несколько оформленных стендов или витрин в учебном классе. При этом для уголка не принципиально содержание подлинных памятников истории и культуры, здесь можно ограничиться только копиями документов.

КОМНАТА – это классная комната, в которой также возможно проведение школьных уголков, но экспозиция должна содержать подлинники. Для присвоения статуса комнаты достаточно иметь 15-20 подлинных памятников.

ЗАЛ – обычно располагается на открытом пространстве, например, в школьной рекреации. Но обязательно в фондах такого музейного комплекса должны быть собраны более 20 подлинных экспонатов.



Статус ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ присваивается музейному комплексу, который располагается в отдельной комнате (комнат может быть несколько) и содержит не менее 100 подлинных экспонатов.