Экология как наука сформировалась в 60-е годы XX столетия. Именно тогда остро встал вопрос взаимоотношений человека и природы, т к - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Экология как наука сформировалась в 60-е годы XX столетия. Именно тогда остро встал - страница №1/1


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей №40

Нижегородского района

ПРОГРАММА
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЦЕИСТОВ «ПОЛЕТ БАБОЧКИ»




Составители:

Рузанова Юлия Владимировна, учитель географии МБОУ Лицей №40,

Клаус Елена Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ Лицей №40

Нижний Новгород

2013

I. Аналитическая записка.

Экология как наука сформировалась в 60-е годы XX столетия. Именно тогда остро встал вопрос взаимоотношений человека и природы, т.к. активное промышленное развитие не могло не привести к проблеме негативного воздействия технического прогресса на живую природу.

Сегодня нужно честно сказать, что без развития экологической культуры подрастающего поколения невозможно дальнейшее гармоничное сосуществование человеческой цивилизации и мира живой природы.

Если в сельской местности ребёнок с рождения взаимодействует с живой природой, живёт и воспитывается ею, то в городах, особенно в крупных промышленных центрах, каким является Нижний Новгород, экологические проблемы стоят особенно остро. Нехватка чистого воздуха, экологически чистых продуктов приводят к росту числа аллергических заболеваний, болезней желудочно-кишечного тракта, онкологических заболеваний. Наш город стоит на двух больших реках – Оке и Волге, плачевное состояние которых также вызывает опасение.

В связи с вышесказанным необходимо выяснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду, и отметить, почему экологическая культура и экологическое воспитание так важны особенно сейчас. Важно, чтобы дети и взрослые поняли, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от экологического воспитания. От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит сегодня вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт вымирание или деградация с последующей мутацией.

Экологическая ответственность напрямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих.

В лицее накоплен опыт экологического воспитания, но он не систематизирован. Поэтому возникла необходимость в создании программы экологического воспитания. Кроме того, Указом Президента РФ от 10.08.2012 № 1157 2013 год в России объявлен Годом охраны окружающей среды.

Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, программа экологического воспитания лицеистов очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением.

Программа является одним из направлений развития воспитательной системы лицея «Школа социального партнёрства».

II. Цель и задачи программы

Основная цель экологического воспитания — формирование экологической культуры личности в ее широком и глубоком понимании. Основным принципом, регулирующим формирование экологической культуры в процессе экологического воспитания, является понимание неразрывности природы, культуры, человека и культуросообразной среды воспитания. В связи с этим нужно рассматривать процесс экологического воспитания как творческую трансляцию ценностей экологической культуры в личностные ценности, что придает всему воспитанию новое качество.

создание широких возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу.

Задачи:


  • формирование экологической культуры учащихся

  • воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности;

  • развитие эстетического восприятия природы;

  • формирование здорового образа жизни учащихся.

III. Диагностика и мониторинг

Состояние экологического воспитания школьников в Российской Федерации.

Анализ динамики отношения к природе, выявленной на базе данных диагностических исследований института семьи и воспитания Российской академии образования, указывает на неуклонное снижение интереса к экологической деятельности, разрушение экокультурных ориентиров и деэкологизацию сознания у учащихся общеобразовательной школы. Особенно катастрофично этот процесс сказывается на познавательной ценности природы для школьников. Так, за последние пять лет у старшеклассников происходит снижение познавательного интереса к экологическим знаниям вдвое по сравнению с младшими школьниками (с 64 до 27%). С пятого по восьмой класс у подростков отмечается снижение опыта практической деятельности экологической направленности с 83 до 58%, а к десятому классу этот показатель падает до 43%. Это значит, что дошкольники и младшие школьники на их уровне владеют значительно большим набором практических умений и навыков экокультурного взаимодействия с миром природы, а содержание и организация школьного образования ведут к их утрате.

В ситуациях нравственного выбора 57% старших школьников демонстрирует более эгоистическую позицию по отношению к природе в сравнении с учащимися начальных классов, нежелание пожертвовать собственными интересами для сохранения и поддержания жизни природы (соответствующий показатель у третьеклассников – 36%, у восьмиклассников – 48%). Все это указывает на парадоксальный факт: несмотря на введение экологических знаний в учебные курсы общеобразовательной школы на деле происходит ориентация учащихся на антропоцентрические ценности, закрепляемые в повседневной практике их отношений с миром, усваивается культура человека-потребителя, доминирующая среди взрослых поколений.

Следует отметить обнадеживающую тенденцию: к моменту окончания средней школы усиливается гражданская направленность ценностной мотивации выпускников. Так, количество старшеклассников, связывающих экологические проблемы с экономическими и социально-политическими тенденциями развития общества, поднимается до 68%. Но такая тенденция характерна лишь для учащихся тех школ, где экология серьезно изучается и как учебный предмет, и как вариативный курс, ведется соответствующая внеклассная работа в системе дополнительного образования детей и молодежи хорошо подготовленными специалистами. Таких школ немного, несмотря на существующий явно выраженный социальный образовательный заказ – необходимость экологического просвещения населения признают 70% выпускников.

Одной из причин низкой эффективности работы системы общего образования в целях экологического воспитания подрастающего поколения является незнание педагогами современных методик и технологий экологического воспитания.

Другая причина низкой эффективности экологического воспитания связана с методологией школьного обучения. Существующее сегодня экологическое образование, основанное на аналитических знаниях о Природе, не способно переломить природоразрушительные мотивы в мировоззрении населения, поскольку сохраняет прагматический и потребительский характер формирующихся у обучающихся представлений. Знания о законах совместимости общества и природы, их взаимодействии как целостной системы в учебниках экологии фактически отсутствуют. Подобные знания, лежащие в основе экологического мировоззрения, представляют собой достижение всей человеческой культуры — науки, религии, философии, искусства. Усвоение же их учащимися не может быть достигнуто только лишь дидактическими методами, через усвоение только лишь научных постулатов.

Следовательно, в настоящее время неизбежно возрастает роль воспитания, а содержание образования переориентируется на метапредметы социокультурной направленности.

Состояние экологического воспитания в лицее.

Для определения уровня экологической воспитанности лицеистов используется методика диагностики личностного роста школьника (авто – Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешов И.В.). Одним из критериев изучения в данной диагностике является «отношение подростка к Земле (природе)». Изменение данного показателя за несколько лет показано в диаграмме.


Отношение пятиклассника к Земле (природе)



Отношение девятиклассника к Земле (к природе)

Сравним показатели диагностических исследований учащихчся 5-х и 9-х классов в 2011-2012 году.


Результаты проведения диагностических исследований

по определению уровня воспитанности учащихся 5-х классов в 2011-2012 учебном году




Критерий

Результат (%)

Интерпретация

Устойчиво-позитивное

Ситуативно-позитивное

Ситуативно-негативное

Устойчиво-негативное



Отношение подростка к Земле (природе)

74

26







У 74% подростков вполне развитое экологическое сознание. Для них естественно чувство жалости и сопереживания любым животным; они готовы убирать лес и чистить водоемы, находя эти занятия увлекательными и важными лично для себя. И уж точно подберут и накормят брошенного щенка, не забудут полить цветы (совсем не из желания получить похвалу от взрослого, а из потребности ощущать гармонию мира, в котором живет).

26% подростков заботятся о животных, цветах, но главным об­разом о тех, которые принадлежат непосредственно им. Эко­логические проблемы воспринимаются ими как объективно важ­ные, но при этом не зависящие от них лично. Они не будет сорить в лесу, если этого не делают другие. Примут вместе с классом участие в субботнике, но если есть возможность отка­заться, то они ею, скорее всего, воспользуется.




Результаты проведения диагностических исследований

по определению уровня воспитанности учащихся 9-х классов в 2011-2012 учебном году



Критерий

Результат (%)

Интерпретация

Устой-чиво-позитивное

Ситуа-тивно-позитивное

Ситуа-тивно-негативное

Устой-чиво-негативное




Отношение подростка к Земле (природе)

44



30


26




У 44% подростков вполне развитое экологическое сознание. Для них естественно чувство жалости и сопереживания любым животным; они готовы убирать лес и чистить водоемы, находя эти занятия увлекательными и важными лично для себя. И уж точно подберут и накормят брошенного щенка, не забудут полить цветы (совсем не из желания получить похвалу от взрослого, а из потребности ощущать гармонию мира, в котором живет).

30% подростков заботятся о животных, цветах, но главным об­разом о тех, которые принадлежат непосредственно им. Эко­логические проблемы воспринимаются ими как объективно важ­ные, но при этом не зависящие от них лично. Они не будет сорить в лесу, если этого не делают другие. Примут вместе с классом участие в субботнике, но если есть возможность отка­заться, то они ею, скорее всего, воспользуется.



26%: собственное мнение подростка об экологических проблемах зависит от конъюнктуры. Он предпочитает не обращать внимания на такие мелочи, как брошенный им мусор, подожженную урну. Ломая ветки в лесу, гоняя кошек и собак во дворе, он не задумывается о том, что делает. И уж тем более не отреагирует, если то же самое делают другие. Всех животных он делит на полезных и бесполезных, радующих его и взгляд и вызывающих брезгливое отношение.




Таким образом, мы видим, что подростковый образ способствует изменению показателей. С одной стороны, это объяснимо с психологической точки зрения, с другой – необходимо искать новые формы экологического воспитания в средней школе. Именно на это и направлена программа.

IV. Прогнозируемый результат



V.   Содержание программы экологического воспитания



Направление

Формы работы

Уровни взаимодействия

Предполагаемый результат

Я и природа

  • Уроки биологии

  • Уроки географии

  • Уроки истории

  • Уроки литературы

  • Классные часы

  • Экологический марафон

  • Экологические игры

  • Спецкурс по экологии

  • Ученик-учитель

  • Ученик-ученик

Экологическое знание экологическое сознание

Я – часть природы

  • Выезды на природу

  • Смена «Интеграл» на базе ДОЛ «Звёздочка»

  • Неделя «За здоровый образ жизни»

  • Фитнес-марафон

  • Ученик-учитель-родитель

  • Ученик – ученик другого ОУ

Экологическое моделирование, экологическая практика экологическое мышление

Я для природы

  • Трудовая практика по благоустройству территории лицея, улиц города

  • Экологическое проектирование

  • Экологические акции

  • Ученик – учитель - социальные партнёры

Экологическая практика экологическое поведение

Эстетика природы

  • Работа киноклуба

  • Концерты литературного абонемента

  • Выходы в театр

  • Лицейские постановки

  • Конкурсы сочинений

  • Конкурсы фотографий

  • Ученик – учитель- родитель- социальный партнёр

Эстетическая практика экологическая культура

Экологический календарь лицея

Месяц

Мероприятия

Формы проведения

с

е

н

т

я

б

р

ь

  • «Культура поведения в природе»

Классный час

  • «Чудеса природы»

Выставка творческих работ лицеистов из природных материалов

  • «Природа Нижегородской области осенью»

Экскурсии по Нижегородской области

  • «Очистим планету от мусора»

Участие во Всемирной экологической акции

о

к

т

я

б

р

ь

  • «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Видеолекторий

  • «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника»

Родительские собрания

  • «Нужны ли заповедники?» (к дню работников заповедного дела)

Беседа

  • «День без бумаги»

Экологический проект

н

о

я

б

р

ь

  • «Мы выбираем будущее без радиации»

Экологическая акция

  • «Международный день энергосбережения»

Классный час

  • «Молодежь за здоровый образ жизни»

Тематическая неделя

д

е

к

а

б

р

ь

  • «Свалка по имени Земля»

Экологическая викторина

  • «Природа – наш друг»

Конкурс рисунков

  • «Поможем зимующим птицам»

Экологическая акция

  • «Вместо елки – новогодний букет»

Выставка творческих работ лицеистов

  • «Путешествие на машине Времени в прошлое, настоящее и будущее Земли»

Экологическая игра

я

н

в

а

р

ь

  • «Есть ли в природе вредные животные?»

Дискуссия

  • «По страницам Красной Книги»

Экологический марафон

  • «Мой экодом»

Экологический проект

  • «Посещение краеведческого музея»

Экскурсия

ф

е

в

р

а

л

ь

  • «Моя малая Родина»

Конкурс рисунков

  • «Город будущего»

Деловая игра

  • «Животные, живущие рядом с нами»

Викторина

  • «Сохраним планету!»

Видеолекторий, лицейская постановка

  • «Острые экологические проблемы в мире»

Дебаты

м

а

р

т

  • «Сохраним малые реки Нижнего Новгорода!»

Экологический проект

  • «По странам и континентам»

Игра

  • «День Земли»

Экологическая акция

а

п

р

е

л

ь

  • «Вода – источник жизни на Земле»

Конкурсная программа

  • «Марш парков»

Участие в международной экологической акции

  • «Птичий дом»

Экологическая акция

  • «Посади дерево – вдохни жизнь»

Экологическая акция

  • «Растения и животные Красной Книги»

Конкурс эрудитов

м

а

й

  • «Сделай школьный двор чистым»

Экологическая акция

  • «Природа Нижегородской области весной»

Экскурсии

  • «Приключения пластиковой бутылки»

Экологическая игра

и

ю

н

ь

  • «Чистая река»

Работа трудовых бригад

и

ю

л

ь

  • «Уход за территорией лицейского двора»

Работа трудовых бригад

а

в

г

у

с

т

  • Смена «Интеграл» на базе ДОЛ «Звёздочка»




Экологическая тропа

V.   Мониторинг

С целью изучения эффективности экологического воспитания проводится диагностика уровня воспитанности и анкетирование учащихся. В определении уровня воспитанности используется методика Степанова П.В., по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле,  к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде,  оказать помощь природе.



Литература

  1. «Формирование экологической культуры и развитие молодёжного движения» Сост. Захаров В.П., 2008. Центр экологической политики и культуры, Москва.

  2. Ушакова М.М. Экологические сказки как средство формирования экологической этики. Методическое пособие. Н. Новгород: Экоцентр «Дронт», 2009.

  3. Ушакова М.М. Экологическая игротека. Методическое пособие для педагогов.- Н. Новгород: Экоцентр «дронт», 2010.

  4. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

  5. Степановских А.С. Охрана окружающей среды – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

  6. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир: Методическое пособие для учителя. - М.: «Новая школа», 1997.

  7. Дежникова Н.С., Цветкова И.В. Экологический практикум: проекты, поиски, находки. – М.: Педагогическое общество России, 2001.