Единственной формой музыкальной культуры, и она активно влияет на его духовный мир, на его натуру - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Единственной формой музыкальной культуры, и она активно влияет на его духовный мир - страница №1/1


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Повенецкая средняя общеобразовательная школа»

«Утверждаю»

Директор ___________________

И.Г. Петрова

«___» _______________ 200__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

«Поющая школа»
Уровень реализации: начальное общее образование

основное общее образование

Срок реализации: от 1 года до 3 лет

Количество часов: - 306

Малкова Наталья Николаевна

Учитель музыки, 1 кв. категория


Обсуждена и согласована на Принята на педагогическом совете

Методическом объединении Протокол № ________ от

Протокол № _______ от «____» _________________ 200__г.

«____» ______________ 200__г.
Повенец 2009 год


Пояснительная записка.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Поющая школа» создана для обучения детей хоровому пению на базе общеобразовательной школы для включения в сферу музыкального образования наибольшего количества детей с целью нравственного формирования личности, развития личностных качеств обучающихся.


Музыкальное искусство, как одна из форм познания мира и его отражения, представляет собой важную часть духовного мира человека. Современная агрессивная политика ТВ, радио и других СМИ по внедрению низкопробной развлекательной музыки, направленной прежде всего на пробуждение физиологического отклика, отнюдь не так безобидна, как может показаться. Беда в том, что музыка, призванная всего лишь развлекать человека, украшать его отдых, становится для подавляющего числа молодых неокрепших душ единственной формой музыкальной культуры, и она активно влияет на его духовный мир, на его натуру, а не только на эстетический вкус. Современная развлекательная музыка, за редким исключением, не обогащает духовный мир человека, не делает его лучше, умнее, сильнее, но напротив, воспитывает агрессивность, разнузданность, вседозволенность.

В этой ситуации возрастает роль художественного образования для решения проблемы нравственного формирования личности.


Основой программы является хоровое пение.

На всех этапах развития музыкальной педагогики, хоровое пение используется как средство воздействия на формирование личности.

Хоровое пение является основным и самым доступным средством массового непрофессионального музыкального воспитания подрастающего поколения, наиболее доступным исполнительским видом музыкальной деятельности. Пение способствует развитию у детей активного восприятия музыки, умения искренне, глубоко выразить чувства и переживания.
Пение в хоре развивает музыкальные способности, расширяет общий музыкальный кругозор. Приучая детей в процессе пения к совместным действиям, объединяя их общим настроением, педагог воспитывает

у ребят дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.

Детское хоровое пение также будет способствовать сохранению традиции многоголосного пения. Традиции многоголосного бытового пения катастрофически теряются. Причин здесь несколько, а одна из них заключается в том, что многоголосие рассматривается как некая «высокая» форма пения, наряду с которой может полноправно существовать и одноголосное пение. Традиция одноголосия переходит в молодежное бытовое пение. Однако такое пение противоречит основам русской хоровой культуры, нарушает подлинное хоровое начало коллективного пения, для которого естественно деление разнородных голосов на партии.

Особенно благотворно пение в детском возрасте. С ним связано первое пробуждение музыкальных впечатлений, эмоций. Через это первое соприкосновение с музыкальным искусством все детство звучит и грезится, как одна нескончаемая задушевная песня, что в будущем, безусловно, будет способствовать выбору высоких нравственных ориентиров.



Образовательная программа « Поющая школа» разработана в соответствии с документами:

  • Закон российской Федерации «Об образовании»№122-ФЗ в последней редакции от22 августа 2004г.

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации №1756-р от 29 декабря 2001 года.

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ МО от 5 марта 2004г.№1089, образовательная область «Искусство».

  • Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования Республики Карелия (МО РК, Петрозаводск 2006г.).

Создана на основе типовых учебных программ, рекомендованных Министерством культуры РФ, с учетом имеющегося опыта организации работы хорового отделения ДМШ и местного компонента. Программа создана в соответствии с требованиями примерных учебных планов для ДМШ и ШИ, разработанных научно-методическим центром по художественному образованию Министерства культуры РФ ( Москва 2001 г.)
Данная образовательная программа не ставит своей целью подготовку профессиональных музыкантов.
Программа предполагает создание хорового коллектива в общеобразовательной школе с целью нравственного формирования личности, повышения эстетической и нравственной культуры личности, развитие личностных качеств обучающихся.
Программа « Поющая школа» направлена также на решение проблемы сохранения традиций детского хорового пения.

Особенность хорового пения – его коллективность – создает основу для воспитания в детях:



  • чувства единства и солидарности;

  • способности к совместному эмоциональному порыву;

  • умения тонко чувствовать и бережно относиться к духовному миру окружающих людей;

  • формирования гражданских, патриотических чувств.


Именно эти понятия являются основными слагаемыми в понятии нравственности.

Программа ориентирована на учащихся начальных и основных классов общеобразовательной школы.

Основной формой учебно-воспитательного процесса данной программы является хоровое пение. Использование музыкально-певческой методики предоставляет возможность развития голосовых и музыкальных данных любого ребёнка.

Задача руководителя хорового класса –



  • привить детям любовь к хоровому пению;

  • сформировать необходимые навыки;

  • выработать потребность в систематическом коллективном музицировании;

  • целенаправленно развивать музыкально-творческие способности, эмоциональную отзывчивость к эстетическим аспектам в явлениях действительности и музыкально-хорового искусства.


Формы реализации программы.
Для выполнения поставленных задач используются разные формы занятий:

- групповые (по голосам);



- сводные репетиции хора;

- открытые занятия для педагогов и родителей;

- отчетные концерты хора;

- творческие встречи с другими хорами общеобразовательных и музыкальных школ;

- другие формы творческого музицирования.

Используя возможности групповых занятий, важно помнить о том, что хор – это коллектив. Это предъявляет определённые требования к принципам организации учебного процесса. Организуя работу над всеми компонентами хоровой звучности, целесообразно сочетать коллективные формы занятий с групповыми и индивидуальными, это будет способствовать успешной работе хорового класса как исполнительского коллектива.


Решение поставленных задач возможно лишь при условии создания атмосферы увлеченности, влюбленности в музыку, в коллективное творчество.
Занятия хоровым пением предполагает активное использование знаний нотной грамоты и навыков сольфеджирования. Эти навыки формируются на занятиях «Музыкальной грамоты» и уроках музыки.

Так же слушание музыки на уроках в рамках учебной программы расширяет кругозор, развивает хороший музыкальный вкус, способность понимать художественную красоту музыки, что стимулирует стремление учащихся воспроизводить прекрасное, совершенствовать исполнительские навыки.

Занятия «Музыкальной грамотой» способствуют развитию всех музыкальных способностей – памяти, слуха, чувства ритма, формы и других навыков.

Реализация целей и задач достигается путем


  • формирования и развития важнейших вокально-хоровых навыков обучающихся;

  • расширения музыкально-художественного кругозора;

  • развития музыкальности учащихся через тщательную работу над художественным образом произведения;

  • организации концертной практики и др.

Результатом реализации образовательной программы, созданной с целью нравственного формирования личности, развития личностных качеств обучающихся, должно стать поддержание традиций детского хорового пения, которое является основным и самым доступным средством массового, непрофессионального музыкального воспитания:

*создание школьного хорового коллектива за счет повышения мотивации обучения;

*повышение исполнительского уровня школьного хора;

*увеличение числа учащихся общеобразовательной школы, занимающихся хоровым пением.




Структура программы.
Хоровой класс является творческим коллективом данной общеобразовательной школы, которая вправе использовать творческие возможности коллектива в своих интересах.

В хоровой класс принимаются все желающие ученики со 2 класса, но с предварительным прослушиванием каждого ребенка, во время которого оцениваются его природные данные: голос, диапазон, слух, чувство ритма и т.д.

Для методического обеспечения Программы разработаны рабочие образовательные программы для занятий хоровым пением и музыкальной грамотой в соответствии с учебными планами Программы и на основании Примерных учебных планов образовательных программ дополнительного образования детей по видам музыкального искусства для детских музыкальных школ и школ искусств (утверждены Министерством культуры РФ 22.03.2001 г. № 01-61/16-32).

В данных рабочих программах разработана методическая база для организации учебного процесса, в том числе разработаны учебно-тематические планы по предметам, определено содержание курса и количество часов, указана форма занятий, разработаны требования и репертуарные списки по хоровому пению.



Учебно – тематическое планирование.

1 год обучения.

102 часа в год, 3 часа в неделю.






Тема занятий.

Кол-во часов.

Теория.

Практика.

1.

Нотная грамота. Нотный стан. Скрипичный ключ. Запись нот на нотном стане.


2


1



1

2.

Длительности.

1

1




3.

Такт. Размер. Ритм.

3

1

2

4.

Ритмические рисунки в нотной записи.

2

1

1

5.

Динамика.

1

1




6.

Контрольное занятие. Обобщение и закрепление пройденного материала.

1




1

7.

Сольфеджио. Осанка при пении.


1


1




8.

Упражнения для защиты и развития голоса

2



1



1



9.

Ритмические упражнения.

2



2

10.

Пение нотной записи с динамикой.

5

1

4

11.

Пение Сложных ритмических рисунков

Контрольное занятие.

3

1

2
















12.

Работа с партиями. Певческое дыхание.

2

1

1

13.

Чтение партий с листа.

1




1

14.

Интонационная работа над партиями.

6




6

15.

Контрольное занятие. Заучивание наизусть.

1




1

16.

Работа с репертуаром. Классика.

10

1

9

17.

a cappella

10

1

9

18.

Мировая культура.

10

1

9

19.

Современное хоровое пение.

10




10

20.

Народное творчество.

10

1

9

21.

Работа с солистами.

8




8

22.

Мониторинг: Исполнение партий в двухголосии



6










Концертная деятельность (школьные мероприятия, фестивали ,конкурсы)



4







23.

Всего:

102

14

88



Учебно – тематическое планирование.

2год обучения.

102 часа в год, 3 часа в неделю.






Тема занятий.

Кол-во часов.

Теория.

Практика.

1.

Нотная грамота. Паузы в нотной записи, их счет.


2


1



1

2.

Реприза .

1

1




3.

Фермата.

1

1



4.

Усложненные ритмические рисунки в нотной записи.

3

1

2

5.

Динамические оттенки.

2

1

1

6.

Контрольное занятие.Обобщение и закрепление пройденного.

1




1

7.

Сольфеджио. Осанка при пении.


1


1




8.

Упражнения для защиты и развития голоса..


2


1


1

9.

Более сложные ритмические упражнения.

3



3

10.

Пение нотной записи с динамикой.

5

1

4

11.

Пение разных ритмических рисунков с репризой и ферматой.

3

1

2

12.

Итоговые занятия. Пение с паузами.

2

1

1

13.

Работа с партиями. Цепное дыхание.

3

1

2

13.

Чтение партий с листа.

1




1

14.

Интонационная работа над партиями.

5




5

15.

Контрольное занятие. Заучивание наизусть.

1




1

16.

Работа с репертуаром. Классика.

10

1

9

17.

a cappella

10

1

9

18.

Мировая культура.

10

1

9

19.

Современное хоровое пение.

10




10

20.

Народное творчество.

10

1

9

21.

Работа с солистами.

8




8

22.

Мониторинг: Исполнение партий в двухголосии



6










Концертная деятельность (школьные мероприятия, фестивали ,конкурсы)



4







23.

Всего:

102

15

87


Учебно – тематическое планирование.

3год обучения.

102 часа в год, 3 часа в неделю.






Тема занятий.

Кол-во часов.

Теория.

Практика.

1.

Нотная грамота. Повторение ранее пройденного материала.


1


1



2.

Штрихи.

1

1



3.

Каноны.

1

1



4.

Сложные ритмические рисунки в нотной записи.

1



1

5.

Практические задания.

1



1

6.

Контрольное занятие. Обобщение и закрепление пройденного.

1




1

7.

Сольфеджио. Осанка при пении.


1


1




8.

Упражнения для защиты и развития голоса..


2


1


1

9.

Более сложные ритмические упражнения.

3



3

10.

Пение нотной записи с динамикой.

5

1

4

11.

Пение разных ритмических рисунков с репризой и ферматой.

3

1

2

12.

Итоговые занятия. Пение с паузами.

2

1

1

13.

Работа с партиями. Цепное дыхание.

2

1

1

14.

Пение партий со штрихами.

2




2

15

Интонационная работа над партиями.

7




7

16

Практические занятия. Пение канонов.

3




3

17

Работа с репертуаром. Классика.

10

1

9

18

a cappella

10

1

9

19

Мировая культура.

10

1

9

20

Современное хоровое пение.

10




10

21

Народное творчество.

10

1

9

22

Работа с солистами.

8




8

23

Мониторинг: Исполнение партий в двухголосии



6










Концертная деятельность (школьные мероприятия, фестивали ,конкурсы)



4







24

Всего:

102

13

89

Примечание:




  1. Если в школе отсутствуют параллели по классам, хоровой класс набирается из учащихся всех классов и хоровой коллектив следует считать – средним смешанным хором.

  2. Количественный состав группы по предмету «Хоровое пение» не менее 12 человек.

  3. Количественный состав групп по музыкальной грамоте – не более 10 человек.

  4. Кроме преподавательских часов, предусмотренных учебным планом, необходимо предусмотреть концертмейстерские часы для проведения занятий с хором по группам и для сводных репетиций из расчета 100% времени, отведённого на данный предмет.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.


1 год обучения:

Азы музыкальной грамоты. Основы знаний по хоровому

пению: интонирование, дыхание, развитие и владение

голосом. Работа с репертуаром. (102 часа)
1. Музыкальная грамота. (10 часов)
Познакомить детей с нотной записью, размером в музыке, ритмическим

рисунком. Научить свободно владеть нотным текстом простейших хоровых

партий. Знакомство с простейшей динамикой.

2. Сольфеджио. (16 часов)
Познакомить учащихся с основами развития голосового аппарата и важными

правилами охраны и сбережения голоса. Научить чисто и грамотно по

нотному тексту интонировать хоровые партии.

3. Работа с хоровыми партиями. (10 часов)
Научить детей правильному дыханию при пении. Познакомить с чтением нот

с листа. Помочь в приобретении навыков заучивания хоровой партии

наизусть. Развивать способности удерживать партию при многоголосном

пении.


4. Работа с репертуаром. ( 58 часов)
* Классика. Познакомить и разучить произведения хоровой классики : характер и

приемы исполнения. Познакомить детей с произведениями великих

композиторов-классиков. (10 часов)

*a cappella. Ознакомление с приемами исполнения и овладение простейшими

хоровыми произведениями, исполняемыми без аккомпанемента.

(10 часов)

*Мировая культура. Знакомство и исполнение хоровых произведений

современных композиторов розных стран. Знакомство с мюзиклом,

джазом. (10 часов)

*Современная песня. Разучить и проработать грамотное исполнение

современных хоровых произведений различной тематической

направленности. (10 часов)

*Народное творчество. Познакомить учеников и работать над овладением ими

исполнения произведений русской народной песни, а так же

хоровых произведений карельских композиторов. (10 часов)

*Работа с солистами. Индивидуальная работа над вокалом. (8 часов)



5.Мониторинг освоения программы и репертуара. (10 часов)
Ежемесячная проверка партий по голосам и исполнение многоголосия.

Концерты, фестивали, конкурсы различных уровней и оценка специалистов

( жюри), являются контрольными проверками знаний, умений и навыков

детей, занимающихся в хоровом кружке.




2 год обучения:

Более полное знакомство с основами музыкальной

грамоты. Закрепление и дальнейшее развитие знаний

о хоровом искусстве. Развитие вокальных данных.

Расширение и усложнение репертуара. (102 часа)
1.Музыкальная грамота. (10 часов)
Познакомить учащихся с более сложной нотной записью: паузами,

репризой, ферматой, более сложными динамическими оттенками. Научить

прочтению более сложных хоровых партий.
2. Сольфеджио. (16 часов)
На занятиях развивать голосовые данные учащихся, увеличивать их

диапазон. Научить чистому исполнению более сложных хоровых партий.

Продолжать работу над развитием музыкального слуха.

3. Работа с хоровыми партиями. (10 часов)
Научить детей цепному дыханию при пении, исполнению партий с

динамикой. Работа с различными темпами.


4. Работа с репертуаром. ( 58 часов)
* Классика. Продолжать знакомить и разучивать произведения хоровой

классики : характер и приемы исполнения. Продолжать знакомить

детей с произведениями велики композиторов-классиков. (10 часов)

*a cappella. Продолжать работу над приемами исполнения и овладением

хоровыми произведениями, исполняемыми без аккомпанемента.

(10 часов)

*Мировая культура. Исполнение более сложных хоровых произведений

современных композиторов разных стран. Работа над мюзиклом,

джазом. (10 часов)

*Современная песня. Разучить и проработать грамотное исполнение

современных хоровых произведений различной тематической

направленности. (10 часов)

*Народное творчество. Расширить и усложнить работу над овладением

учащимися исполнения произведений русской народной песни, а так

же хоровых произведений карельских композиторов. (10 часов)

*Работа с солистами. Индивидуальная работа над вокалом. (8 часов)





  1. Мониторинг освоения программы и репертуара. (10 часов)

Ежемесячная проверка партий по голосам и исполнение многоголосия.

Концерты, фестивали, конкурсы различных уровней и оценка специалистов

( жюри), являются контрольными проверками знаний, умений и навыков

детей, занимающихся в хоровом кружке.

3 год обучения:

Свободное владение музыкальной грамотой в

объёме, необходимом для занятий в хоровом кружке.

Дальнейшее развитие диапазона. Увеличение

репертуара и концертной деятельности. (102 часа)



  1. Музыкальная грамота. ( 6 часов)

Закрепить с учащимися ранее полученные знания по музыкальной грамоте,

нотной записи различной сложности. Научить прочтению канонов.

Познакомить со штрихами в музыке.




  1. Сольфеджио. (16 часов)

На занятиях развивать голосовые данные учащихся, увеличивать их диапазон.

Научить чистому исполнению более сложных хоровых партий. Продолжать

работу над развитием музыкального слуха. Проработать исполнение канонов.

Освоить пение с разными штрихами.
3. Работа с хоровыми партиями. (14часов)
Закрепить навыки в исполнении двухголосия. Более скурпулезно работать

над дикцией, дыханием, оттенками, штрихами, чистым интонированием в

партиях.

4. Работа с репертуаром. ( 58 часов)

* Классика. Продолжать знакомить и разучивать произведения хоровой

классики: характер и приемы исполнения. Продолжать знакомить

детей с произведениями великих композиторов-классиков. (10 часов)

*a cappella. Продолжать работу над приемами исполнения и овладением

хоровыми произведениями, исполняемыми без аккомпанемента.

(10 часов)

*Мировая культура. Исполнение более сложных хоровых произведений

современных композиторов розных стран. Работа над мюзиклом,

джазом. (10 часов)

*Современная песня. Разучить и проработать грамотное исполнение

современных хоровых произведений различной тематической

направленности. (10 часов)

*Народное творчество. Расширить и усложнить работу над овладением

учащимися исполнения произведений русской народной песни, а так

же хоровых произведений карельских композиторов. (10 часов)

*Работа с солистами. Индивидуальная работа над вокалом. (8 часов)




5. Мониторинг освоения программы и репертуара. (10 часов)
Ежемесячная проверка партий по голосам и исполнение многоголосия.

Концерты, фестивали, конкурсы различных уровней и оценка специалистов

( жюри), являются контрольными проверками знаний, умений и навыков

детей, занимающихся в хоровом кружке.



Методические рекомендации.

Занятия по предмету « Хоровое пение» проводятся в форме урока, сводной репетиции, концерта. Используются и другие формы творческих занятий. Урок проводится из расчета 1 час на 12 человек. При необходимости занятия проводятся в форме сводной репетиции.

Занятие по предмету «Музыкальная грамота» проводятся в форме урока 1 раз в неделю. Число учеников в группе – не более 10 человек.

Для выполнения поставленных задач используются разные формы занятий – групповые, индивидуальные, сочетание занятий по группам с индивидуальными консультациями, что даёт возможность для регулярной и объективной оценки знаний, умений и навыков.
За учебный год на занятиях хорового пения должно быть пройдено от 10 до 15 произведений. На занятиях активно используется знание нотной грамоты. Пение по нотам:

*помогает обучающимся овладевать музыкальным произведением сознательно;

*ускоряет процесс разучивания;

*способствует освоению многоголосного пения и пения a-capello.

Пение по нотам необходимо сочетать с пением по слуху, поскольку оно способствует развитию музыкальной памяти.

Выбор репертуара педагог осуществляет самостоятельно с учетом учебных задач по выработке певческих, интонационных и других навыков.

Хоровой коллектив в течение года ведет концертную деятельность. Концерты проводятся как в своей общеобразовательной школе, так и в других школах, а так же на предприятиях, в домах детского творчества, в домах культуры и т.д.


Хор в обязательном порядке участвует в районных фестивалях и конкурсах детских хоровых коллективов. В течение года планируются также открытые занятия для родителей.

На занятиях по «Музыкальной грамоте» знания даются с учетом специфики хорового кружка. Особенностью занятий является соединение на одном уроке двух видов деятельности – музыкальной грамоты и сольфеджирования. Помимо приобретения навыков пения с листа, что необходимо для успешного освоения основной дисциплины – хорового пения, сведения теоретического порядка воспитывают музыкальный вкус, эмоциональность, способствуют накоплению слухового опыта.


Результативность обучения.

За время занятий в кружке учащиеся должны усвоить теоретический материал в рамках учебного плана, а так же приобрести целый ряд практических навыков:

- уметь правильно и интонационно точно петь мелодию;

- уверенно держать партию одного из голосов несложного двухголосного

произведения;

- анализировать на слух, а так же по нотному тексту несложные музыкальные

произведения или отрывки.

Перечень оборудования, необходимый для реализации

программы:


  1. Фортепиано

  2. Электрическое пианино.

  3. Магнитофон.

  4. MP-3 проигрыватель.

  5. Телевизор.

  6. DVD- проигрыватель.

  7. Видеомагнитофон.

  8. DVD, MP-3 диски.

  9. Аудио-видео кассеты.


Список используемой литературы.

Для учителя:




  1. Бейдер Т., Левандовская Л., «Пение в школе» М., 1973г.

  2. Бовина Н., «Ритмика», Петрозаводск, 1995г.

  3. Вахромеев В.А., «Элементарная теория музыки», М., 1967г.

  4. Гитлиц Ф., «Пособие по чтению с листа на материале народных песен»,М.,1967г.

  5. Кабалевский Д., «Прекрасное пробуждает доброе». Сборник статей.М.,1973г.

  6. Максимов С., «Певческий строй»,М.,1967г.

  7. Матонис В., «Музыкально-эстетическое воспитание личности»,Л.,1988г.

  8. Орлова Т. М., Бекина С.И., «Учите детей петь»,М., 1987г.

  9. Соколов в., Попов В., Абелян « Школа хорового пения»,М.,1987г.

  10. Цейтлин Б. Л., «По ступенькам музыкальных знаний. Учебное пособие.»,М.,1994г.

  11. Шеломов Б., «Детское музыкальное творчество на русской народной основе»,СПбг, 1997г..

Для детей:


1. Андреева М., « От примы до октавы» , М., 1982г.

2. Баева И., Зебряк Т., « Сольфеджио 1-2 классы ДМШ» М., 1973г.



3.Струве Г., «Музыка для всех.» М., 1978г.

4. Цейтлин Б. Л., «По ступенькам музыкальных знаний. Учебное пособие.»,М.,1994г.