Е. А. Петренко Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы психогенетики» для студентов заочной формы обучения Ростов-на-Дону - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Ведение деловых переговоров»... 1 216.45kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная... 2 229.83kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология: ощущение... 2 608.56kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины "информатика и программирование"... 2 926.05kb.
Н. Н. Приходченко учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология... 1 453.95kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление организационной... 1 428.1kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история политических... 8 1562.48kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины "информатика" Ростов-на-Дону... 2 925.97kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория проектирования»... 7 549.31kb.
Г. И. Иванов Учебно-методический комплекс дисциплины «Бюджетный учет... 3 707.2kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «философия» для студентов... 5 719.76kb.
Тренинг «Как влияет курение на молодой организм» 1 29kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Е. А. Петренко Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы психогенетики» - страница №1/1


НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,iubip-emb1_2

БИЗНЕСА И ПРАВА
Е.А. Петренко


Учебно-методический комплекс
по дисциплине


«Основы психогенетики»

для студентов заочной формы обучения

Ростов-на-Дону

2014

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы психогенетики» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов заочной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки 030300.62 «Психология»



Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой «Психология и управление персоналом» и утвержден Учебно-методическим советом Академии Управления (протокол № от ) НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебную программу, содержание практических работ, темы контрольных работ, требования к уровню освоения программы.

Составитель: Е.А. Петренко


Рецензент:



содержание

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 20

7.1 Основная литература 20

7.2 Дополнительная литература 20


1 ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

Наименование тем лекций, их содержание
Тема 1. Психогенетика как наука.

Предмет психогенетики. Психогенетика и проблема происхождение индивидуальности. Психогенетика и дифференциальная психофизиология. История развития психогенетики. Формирование методов психогенетики. Евгеника, медицинская генетика.


Тема 2. Наследственность и изменчивость. Хромосомная теория наследственности.

Гены и хромосомы. Генотип и среда, норма и диапазон реакции. Фенотип как результат взаимодействия генотипа со средой. Ген и признак. Моногенные, полигенные признаки, количественные и качественные признаки. Плейотропное действие гена. Законы Менделя, их ограничения. Отклонения от законов Менделя. Количественная генетика. Популяционная изменчивость. Человек как объект генетических исследований.


Тема 3. Методы психогенетики.

Популяционный метод. Генетический полиморфизм. Закон Харди-Вайнберга. Факторы, влияющие на изменение частот аллелей в популяции. Факторы, влияющие на динамику изменения частот генотипов в популяции.

Ограничения метода. Генеалогический метод. Работа Ф. Гальтона. Метод близнецов. Метод приемных детей.
Тема 4. Средовые влияния. Генотип-средовые корреляции и взаимодействия.

Типология средовых влияний. Типология генотип-средовых эффектов.


Тема 5. Психогенетические исследования сенсорной и двигательной сферы.

Психогенетика сенсорных способностей. Разнообразие двигательных функций и сложность их мозговой организации. Тренируемость двигательных функций. Классификация работ на группы: исследование сложных поведенческих навыков (почерка, мимики, пантомимики, ходьбы и пр.); исследование стандартизированных двигательных проб (спортивных и психометрических); физиологического обеспечения движений.


Тема 6. Психогенетические исследования темперамента.

Разнообразие представлений о темпераменте. Неоднородность состава темперамента в разные возрастные периоды. Соотношение темперамента и характера. Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма у взрослых. Психогенетические исследования темперамента в рамках представлений И.П. Павлова, Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына.


Тема 7. Генетическая психофизиология.

Значение генетических исследований морфофункционального субстрата психических функций. Исследования ЭЭГ как основное направление. Исследования ЭЭГ покоя. Исследования вызванных потенциалов, сенсорных и связанных с движением. Исследование вегетативных показателей.


Тема 8. Психогенетика аномального и девиантного поведения. Дизонтогенез.

Психогенетические исследования олигофрении, аутизма, шизофрении, маниакально-депрессивных психозов, пресенильных и сенильных психозов. Психогенетические исследования алкоголизма, наркоманий. Психогенетические исследования агрессивности, преступности. Психогенетические исследования дислексий, дисграфий, ММД, школьных трудностей.


2. Практические занятия

Наименование практических занятий, их содержание


Занятие 1. Предмет психогенетики, связь с другими науками. Проблема изучения индивидуальности.

.


  1. Три основные исследовательские парадигмы: биологическое – социальное, врожденное – приобретенное, наследственное – средовое.

  2. Методологическое значение психогенетических исследований для дифференциальной психологии и психологии развития.

  3. Концепция «черт и состояний» Г.Оллпорта.


Занятие 2. История психогенетики.

  1. Проблема наследственности в отечественной психологии.

  2. Современное состояние и направления психогенетических исследований.


Занятие 3. Основные понятия теории наследственности и генетики количественных признаков.

  1. Генетический аппарат человека; генетическая уникальность каждого индивида; взаимодействие генотипа и среды; норма реакции; фенотип как результат реализации данного генотипа в данной среде.

  2. Количественные и качественные, моногенные и мультифакторные признаки.


Занятие 4. Психогенетические исследования функциональной межполушарной асимметрии (ФМА).

  1. Формы проявления ФМА.

  2. Неоднородность групп левшей и правшей.

  3. Социально-культурная теория происхождения право- и леворукости.

  4. Патологическая теория.

  5. Генетические теории.

  6. Совокупность влияний культурных, патологических и генетических факторов на формирование ФМА.


Занятие 5. Основы популяционной генетики.

популяции:



  1. Основные процессы, влияющие на генетический профиль популяции:

- мутация,

- миграция,

- дрейф,

- ассортативность,



- инбридинг и др.
Занятие 6. Методы психогенетики: популяционый, генеалогический, приемных детей, близнецов. Статистические методы.

  1. Методы психогенетики: популяционный, генеалогический, приемных детей, близнецов.

  2. Разрешающая способность каждого из них и их сочетаний.

  3. Разновидности метода разлученных монозиготных близнецов: контрольного близнеца, близнецовой пары, семей близнецов.

  4. Простейшие математические методы для выделения генетической и средовой дисперсий, генетических и средовых корреляций.


Занятие 7. Психогенетические исследования интеллекта, отдельных когнитивных функций и специальных способностей.

  1. Основные области и результаты психогенетических исследований интеллекта, отдельные когнитивные функции, специальные способности.

  2. Анализ отдельных когнитивных функций и когнитивных стилей.

  3. Намечающаяся большая генетическая обусловленность пространственных способностей.


Занятие 8. Психогенетические исследования темперамента.

  1. Представления о темпераменте, его структуре и возрастной динамике.

  2. Соотношение темперамента и характера в психогенетике.

  3. Генетические и средовые детерминанты темперамента у детей младшего возраста, некоторые результаты исследований темперамента у подростков и взрослых людей.

  4. Синдром «трудного темперамента».


Занятие 9. Психогенетические исследования личности, психогенетика и девиантные формы поведения.

  1. Основные области и результаты психогенетических исследований личности.

  2. Исследования экстра-интроверсии и нейротизма и близких к ним характеристик у взрослых.

  3. Асоциальное поведение: некоторые эмпирические данные, касающиеся алкоголизма и криминального поведения.

  4. Мужчины с кариотипом XYY.


Занятие 10. Психогенетические исследования психофизиологических признаков и моторики.

  1. Основные области и результаты психогенетических исследований: генетическая психофизиология.

  2. Опосредованное влияние генотипа на поведение: только через морфофункциональный уровень.

  3. Популяционный характер получаемых в психогенетике данных.

  4. Пути перехода к индивидуальным оценкам.


Занятие 11. Психогенетика индивидуального развития человека («онтопсихогенетика).

  1. Основные модели индивидуального развития.

  2. Проблема биологического созревания и психического развития.

  3. Наследственность как фактор, типизирующий и индивидуализирующий развитие.

  4. Генетические и средовые факторы, обеспечивающие преемственность и гетерохронность развития.

  5. Возрастная динамика генотип-средовых соотношений как основа для возрастной периодизации и для выделения сензитивных периодов развития.


Занятие 12. Основы дизонтогенеза.

  1. Понятие и сущность дизонтегенеза.

  2. Синдром дефицита внимания и гиперактивности.

  3. Специфическая неспособность к обучению


Занятие 13. Практическое значение психогенетических исследований для организации обучения и воспитания.

  1. Практическое значение психогенетических исследований для организации процесса обучения и воспитания.

  2. Близнецы как особая популяция.

  3. «Близнецовые службы» во многих странах мира.

  4. Дети из многодетной семьи: специфика их развития, негативные и положительные последствия многодетности и потребность в специализированной психологической помощи.

3. КОНТРОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ



Перечень практических заданий для контроля степени овладения компетенциями
Вариант 1. (ОК-8, ПК-13)

1. У мамы и папы низкие коэффициенты интеллекта, но умственной отсталости нет (IQ около 75). Мама опасается заводить ребенка от такого папы, боясь что у ребенка будет умственная отсталость. Она обратились за консультацией к знакомому психогенетику. Этот психогенетик – Вы. Ваше мнение? Ответ поясните.

2. В одной семье родились близнецы, мальчик и девочка (очень похожих, в детстве их даже путали). Дети выросли, купили себе права и поехали в длительный автомобильный поход. Случайно выяснилось, что мальчик – дальтоник. С девочкой – связи нет. А вдруг – она (как близнец ) тоже имеет такую же особенность зрения. Заинтересованные люди обратились за консультацией к психогенетику. Этот психогенетик – Вы. Ответ обоснуйте.

3. В результате случайной мутации возникла новая опасная болезнь Х, передающаяся по наследству. Ген, отвечающий за эту болезнь доминантный. Проявляется болезнь в детстве, усиливается в отрочестве. У большинства заболевших летальный исход наступает к 25- 35 годам. Однако болезнь никак не влияет на детородную функцию (больные люди могут иметь детей). Врачи опасаются широкого распространения “болезненных генов”. Обратились за консультацией к психогенетику. Этот психогенетик – Вы. Ваше мнение?

4. В семье три сына. Папа и мама хотят дочь. Они решили с этой целью завести четвертого ребенка. Но перед этим, они все-таки решили посоветоваться со знакомым психогенетиком. Правда ли что после трех мальчиков вероятность рождения девочки увеличилась в 4 раза? Этот знакомый психолог – Вы. Ваши действия.

5. В семье у родителей-правшей родились монозиготные близнецы (мальчики). Дети пошли в школу. Один ребенок правша (пишет правой рукой), однако другой ребенок ведет себя как левша (пишет левой рукой). Родители в недоумении: может ли быть такое или ребенок притворяется? Они обратились за консультацией к знакомому психогенетику. Этот психогенетик – Вы. Ваше мнение? Ответ поясните.


Вариант 2. (ОК-8, ПК-13)

1. Две семьи обратились за консультацией к психогенетику. В одной - папа и мама выраженные экстраверты по Айзенку. В другой – интроверты. В обеих семьях есть генетические родственники, страдающие аутизмом (прадедушка по материнской линии). Обследование показало, что экстраверты ждут мальчика, а интроверты – девочку. Экстраверты полагают, что вероятность того, что их ребенок будет “страдать аутизмом” меньше, чем ребенок интровертов. Этот психогенетик – Вы. Ваше мнение? Ответ поясните.

2. Жили два брата – монозиготных близнеца. Родители разошлись, когда братьям было по году. Выросли братья в разных городах (один в Москве, другой в Ленинграде), связи между собой не поддерживали. Милиция случайно установила, что один брат – крупный преступный авторитет. Может ли быть преступником и второй брат? Милиция обратилась за консультацией к психогенетику. Этот психогенетик – Вы. Ответ обоснуйте.

3. Мама обратилась к психогенетику по поводу неуспеваемости своего сына. Ребенок перешел во второй класс, но так и не научился читать и писать, хотя со сложением и вычитанием особых проблем нет. Сама мама в школе училась хорошо. Может быть, ребенку следует сменить школу? Этот психогенетик – Вы. Ваши действия? Ответ поясните

4. Молодая семья не может иметь детей (проблема в папе). Решились на искусственное оплодотворение. Родители хотят, что у ребенка был высокий интеллект. Поможет ли этому, если донор будет профессор? Они обратились за консультацией к знакомому психогенетику. Этот психогенетик – Вы. Ваше мнение? Ответ поясните.

5. Молодая семья не может иметь детей (проблема в папе). Решились на искусственное оплодотворение. Родители хотят, чтобы родился сильный и здоровый мальчик. Поможет ли этому, если донором будет чемпион страны по легкой атлетике? Они обратились за консультацией к знакомому психогенетику. Этот психогенетик – Вы. Ваше мнение? Ответ поясните.

6. Молодая семья не может иметь детей (проблема в папе). Решились на искусственное оплодотворение. Родители хотят, чтобы родился одаренный ребенок с выраженными творческими способностями. Поможет ли этому, если донором будет – поэт? Они обратились за консультацией к знакомому психогенетику. Этот психогенетик – Вы. Ваше мнение? Ответ поясните.
Вариант 3. (ОК-8, ПК-13)
1. На одном необитаемом острове поселилось 100 молодых пар (100 мужчин и 100 женщин), свободно скрещивающих между собой. Половина из всех поселившихся – кудрявые, остальные – прямоволосые. Известно, что ген “кудря-вости” доминантный. Какими будут волосы у отдаленных потомков колонистов? Попробуйте обосновать Ваше мнение.

2. На одном необитаемом острове поселилось 100 молодых пар (100 мужчин и 100 женщин), свободно скрещивающих между собой. Половина из всех поселившихся – кудрявые, остальные – прямоволосые. Известно, что ген, отвечающий за прямые волосы, – рецессивный. Какими будут волосы у отдаленных потомков колонистов? Попробуйте обосновать Ваше мнение.

3. У мамы – 2 группа крови, у папы – третья. Родился сын с 4 группой крови. У папы возникли подозрения. Может ли такое быть? Папа решил в частном порядке проконсультироваться у знакомого психогенетика. Этот психогенетик – Вы. Ваши действия?

4. У мамы положительный резус- фактор крови, у папы - положительный резус-фактор крови. Родилась дочь с отрицательным резус-фактором. Может ли такое быть? Папа решил в частном порядке проконсультироваться у знакомого психогенетика. Этот психогенетик – Вы. Ваши действия?

5. У папы и у мамы очень высокие коэффициенты интеллекта (у мамы – 165, у папы –170). Они ждут ребенка. Очень надеются, что родится мальчик, и что его интеллект будет таким же высоким как у них, и даже выше (например, 180). Они обратились за консультацией к знакомому психогенетику. Этот психогенетик – Вы. Ваше мнение? Ответ поясните.

6. Юноша и девушка решили вступить в брак. У родителей девушки было 5 детей (она младшая), и все здоровы. У родителей юноши было 8 детей (он старший). Но тут в семье юноши родился девятый ребенок, у которого оказался синдром Дауна. Опасаясь за своих будущих детей, девушка хочет отказаться от брака с этим юношей, но предварительно решила посоветоваться со знакомым психогенетиком. Этот психогенетик – Вы. Ваше мнение? Ответ поясните.




4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ контрольных РАБОТ



4.1 Варианты контрольных работ.

1.От двойственной сущности человека к триаде личности.

2.Диалектическое единство системы «организм-среда»: аспекты становления личности.

3.Индивидуальность как проявление изменчивости: проблемы генезиса.

4.Генотипическая изменчивость как базисный уровень становления индивидуальности человека.

5.Онтогенез и вариативная изменчивость его уровней становления как аспекты индивидуальности человека.

6. Онтогенетическая изменчивость. Понятие среды для человека.

7.Социальный уровень становления индивидуальности человека.

8.Смена детерминант как основа психического развития в онтогенезе.

9.Генетический груз мутаций. Стресс как мутаген.

10.Нейробиологическая индивидуальность: её место становления в индивидуальности личности, взаимосвязь уровней становления.

11.Теория интегральной индивидуальности. Целостная индивидуальность (соотношение внешнего и внутреннего).

12.Потребностно – информационный аспект вариативности формирования доминирующих мотиваций поведения личности.

13.Соотношение средовых и биологических компонент в становлении интеллекта человека.

14.Уровни становления психической индивидуальности человека.

15.Психические болезни как аспект индивидуальности.

16.Индивидуальность памяти человека: генетические и психофизиологические аспекты.

17.Методологическое и прикладное значение психогенетических исследований.

18.Генетические и средовые детерминанты в межиндивидуальной вариативности психических характеристик человека.

19.Природа индивидуальности темперамента.

20.Пол как функция гармонизирующая развитие личности: уровни становления, детерминанты и вариативные компоненты.

21.Метаиндивидуальность и интраиндивидуальность (по работам В.С.Мерлина).

22.Теоретические принципы исследования интегральной индивидуальности (по работам В.С.Мерлина).

23.Биохимическая индивидуальность и свойства нервной системы (по работам В.С.Мерлина).

24.Индивидуальный стиль общения ( по работам В.С.Мерлина).

25.Взаимоотношение иерархических уровней взаимодействий в системе “человек-общество” ( по работам В.С.Мерлина).

26.Близнецовый метод в психогенетических исследованиях, его актуальность и особенности.

27.Психофизиологические аспекты индивидуальности основных свойств нервной системы ( по работам В.Д.Небылицына).

28.Генотип и среда в вариативности когнитивных функций.

29.Психогенетическое изучение системных процессов.

30.Структура “Я” – венец (но не предел!) индивидуальности (по работам Э.Цветкова). Индивидуализация личности как бесконечный процесс?

31.Подсознание: Фрейд и современность.

32.Кинесика по Э.Цветкову (что мы говорим на самом деле, когда - говорим).

33.Психосенсорный синтез (по Э.Цветкову).

34.Основы психопрограммирования (по Э.Цветкову).

35.Тесты: за и против.



4.2 Методические рекомендации по выполнению контрольных работ
Изучение дисциплины «Основы психогенетики» учебным планом предполагает написание контрольной работы студентами заочного отделения. Контрольная работа представляет собой небольшое самостоятельное научное исследование и может стать одним из важных этапов в процессе подготовки к написанию курсовой или выпускной дипломной работы.

Цель написания контрольной работы состоит в углубленном самостоятельном изучении студентами заочного отделения вопросов по курсу «Основы психогенетики» и контроле результатов этой работы со стороны преподавателя.

Последовательность выполнения контрольной работы такова: выбор темы, сбор информационного материала, подготовка и написание работы.

Контрольная работа – это письменный анализ литературных источников, практики деятельности и (или), причем реже, результатов экспериментального исследования.

Объем контрольной работы – 10-12 печатных страниц, выполненных через через 1,5 интервала. Текст пишется на одной стороне листа с оставлением полей, страницы нумеруются и брошюруются. На титульном листе помещаются название института, тема работы, данные об авторе, факультете и группе. Затем идет план работы из трех-четырех вопросов, отражающих тему в логической последовательности рассмотрения.

Тему контрольной работы студент выбирает самостоятельно из предлагаемого перечня тем, в соответствии с собственными научными интересами и склонностями при консультативной помощи преподавателя, выступающего в роли руководителя выполняемой студентом контрольной работы. В выборе темы следует ориентироваться на собственный профессиональный интерес и возможности глубокого изучения. Желательна связь с профессиональной деятельностью, с тем, чтобы выполняемая работа не только способствовала расширению общего кругозора будущего специалиста, но и помогала в решении практических задач. В отдельных случаях студенту предоставляется право выбрать тему вне предлагаемого списка, согласовав ее с преподавателем. После утверждения темы работы студент приступает к подбору и изучению литературы и практических материалов. В процессе этой работы целесообразно делать выписки с указанием страниц первоисточника, фиксировать возникшие в связи с этим мысли, замечания, предложения.

По своему жанру контрольная работа может быть как теоретической, так и экспериментальной. В первом случае она строится на анализе литературных источников, подобранных в соответствии с выбранной темой работы. Основная задача в данном случае состоит в том, чтобы наиболее полно представить анализ той или иной проблемы, продемонстрировав знания истории данного вопроса, основные ключевые исследования в данной области, направления и подходы в решении проблемы, спорные вопросы и перспективы дальнейших исследований. В освящении этих вопросов студент должен опираться на конкретные научные публикации, используя отдельные положения из них в качестве аргументов. Проводя анализ тех или иных научных исследований, автор контрольной работы не должен лишать себя возможности высказывать собственное мнение по поводу обсуждаемых проблем.

В содержании контрольной работы должна быть отражена актуальность выбранной темы, под которой понимается ее современность в теоретическом и практическом планах.

Контрольная работа экспериментального характера предполагает проведение небольшого собственного эмпирического исследования, что, безусловно, не освобождает от предварительного анализа состояния выбранной научной проблемы по имеющимся публикациям.

Выполнение экспериментальной работы требует умений пользования конкретными диагностическими техниками, способами обработки полученных данных, а главное – корректной интерпретации последних. Кроме того, экспериментальная работа предполагает грамотную постановку научной проблемы, сформулированной в виде вопроса, и гипотезы, предоставленной в форме предполагаемого ответа или ответов. Проводимый эксперимент приобретает конкретный смысл лишь тогда, когда его результаты направлены на проверку выдвинутой гипотезы. Кроме того, экспериментальные работы нуждаются в четком определении объекта и предмета исследования.

В основной части излагается теоретическое содержание рассматриваемых вопросов темы со сравнительным анализом существующих по данной проблеме точек зрения. Дается описание возможностей применения теоретических знаний на практике. Основная часть работы завершается выводами.

В конце контрольной работы оформляется список используемой литературы, составленный в алфавитном порядке и в соответствии с современными библиографическими требованиями.

В приложения к работе могут быть помещены объемные многостраничные таблицы исходящих или промежуточных вычислений, а также иллюстрации (рисунки, фотоснимки, графики, гистограммы, диаграммы, схемы, анкеты, тесты, протоколы наблюдений, аналитические справки и т.п.)

Подобрав и изучив литературу и материалы практики, обучаемый приступает к составлению плана, который может быть простым или сложным. Простой план предусматривает перечень лишь основных вопросов (3-4).Сложный план предполагает наличие нескольких параграфов или рубрик в каждом вопросе.

Содержание контрольной работы строится на основе анализа опубликованной и имеющейся в распоряжении студентов литературы отечественных и зарубежных авторов. Существенную помощь студенту могут оказать библиотечные каталоги (алфавитный и предметный), справочная

литература. В ней последовательно рассматривают историю изучения проблемы или системно излагают механизмы, теории (концепции), виды (типы), причины (факторы), а также дискуссионные вопросы. При завершении работы формулируется позиция, точка зрения автора и его выводы, даются рекомендации о возможности внедрения полученных результатов исследования в практику.



Контрольная работа представляется для проверки преподавателю до начала сессии. К сдаче зачета по дисциплине «Основы психогенетики» допускаются студенты, успешно сдавшие контрольную работу.

5. самостоятельная работа студентов



5.1 Наименование и содержание самостоятельной работы.

п/п

Содержание самостоятельной работы

Форма контр.

1

Написать эссе о характере влияния евгеники на мировую культуру, искусство и мировоззрение людей второй половины XIX – первой половины XX века.

Письменный отчет

2

Сделать таблицу, в которой отразить подходы к изучению психологии индивидуальности

Письменный отчет

3

Провести анализ структуры индивидуальности

Письменный отчет

4

Провести анализ сведений о наследственном аппарате человека, менделевской и количественной генетики

Устный отчет

5

Подготовить материал по проблеме клонирования живых существ.

Подготовка доклада

6

Охарактеризовать взаимодействие и взаимопронинковение психогенетики и дифференциальной психологии.

Устный отчет

7

Подготовиться к дискуссии по теме «Основные методы психогенетики и их разрешающая способность»

Устный отчет

8

Составить генограмму своей семьи и рода.

Письменный отчет

9

Рассмотреть возможность психогенетического исследования когнитивных функций.

Доклад

10

Охарактеризовать психогенетические исследования темперамента 

Устный отчет

11

Рассмотреть специфика близнецовой ситуации и развития детей из многодетных семей, описать их положительные и отрицательные последствия и предложить методы специализированной психологической помощи.

Письменный отчет

12

Описать психогенетические исследования одаренности.

Письменный отчет

13

Проанализировать данные о психогенетическом исследовании индивидуального развития.

Письменный отчет

14

Рассмотреть роль генотипа и среды в психическом дизонтогенезе

Устный отчет

15

Провести анализ особенностей человека как объекта генетических исследований, факторов, обусловливающих методическую ограниченость возможности психогенетики.

Доклад

5.2 Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов представляет собой важную часть организации учебного процесса, поскольку позволяет в значительной степени придать инновационный характер изучаемой предметной области.

Правильно организованная самостоятельная работа студентов способствует приобретению навыков поиска и анализа различных источников информации, формирует и раз­вивает познавательные способности, навыки самоорганизации и самоконтроля, тем са­мым, способствует становлению будущего специалиста, как субъекта профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа направлена на развитие личностного потенциала студентов, поскольку связана с деятельностью, ориентированной на осознание различных проблем социально-политического развития общества и поиска возможностей их разрешения. Познавательная активность студентов при выполнении самостоятельной работы позволяет им полнее реализовывать свой личностный потенциал, те знания и умения, которыми они уже обладают. Она способствует приобретению и усвоению профессиональных знаний, а значит развитию личностного знания, то есть самоактуализации личности студента в процессе обучения.

Такая форма деятельности должна позволить студенту оценить свои знания и возможности, создать рефлексивную позицию по отношению к самому себе, своим достижениям, к самоэффективности. Студенту предоставляется возможность самостоятельного выбора формы индивидуальной работы, и это способствует созданию положительной мотивации в процессе обучения, развитию его способностей.

Самостоятельная работа студентов направлена на формирование профессиональных знаний и умение их практического применения. Важным критерием оценки качества профессионального знания, является умение сту­дента интегрировать приобретенное знание в единую профессио­нальную схему, осознать место собственных новаторских идей и возможности их реализации в других профессиональных областях.

Одним из главных назначений самостоятельной работы студентов является переход от подражательной деятельности к творческой, где особенно ценится умение увидеть проблему, поставить цель, добиваться ее выполнения собственными силами без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию. Формируя самостоятельность в деятельности студентов, мы создаем основы инте­грального образования, предполагающего взаимодействие социальных воздействий и лич­ностных отношений, мы стремимся к созданию партнерских, доверительных отношений между преподавателем и студентом.

Самостоятельная работа студента предполагает:



  • умение находить информацию и работать с ней;

  • углубленное изучение отдельных тем курса;

  • подготовку и представление результатов исследовательской работы.

В ходе выполнения самостоятельной работы студент приобретает навыки индивидуального анализа текстовых материалов. Это могут быть произведения отдельных авторов, включая классическую литературу различных исторических периодов по определенной теме исследования, труды выдающихся мыслителей XX-XXI веков, статьи современных авторов, опубликованные ведущими отечественными и зарубежными журналами. Кроме того, это могут быть авторские материалы и материалы, размещенные на официальных сайтах Интернет.

Доклад.

Доклад отличается от реферата тем, что он делается устно на одном из семинарских занятий. По процедуре организации работы доклад отличается от реферата только тем, что здесь главный акцент делается на умении студента устно изложить содержание изученного материала.

Подготовка доклада предполагает предварительное ознакомление с первоисточниками, анализ их текстов, систематизацию материала. При выполнении этого вида самостоятельной работы студент должен показать свое умение анализировать содержание прочитанной литературы, выделять главную проблему, формулировать своё отношение к ней.

Главная особенность доклада заключается в том, что перед студентом стоит задача продемонстрировать своё ораторское искусство, умение в течение 7-10 минут кратко из­ложить основные положения изученного материала, быть готовым ответить на заданные вопросы.

Процедура доклада позволяет студенту подготовить раздаточный материал, иллюстрирующий содержание его сообщения, показать умение работать с доской, компьютер­ной техникой в аудитории.

Как форма свободного общения с группой, доклад позволяет студенту продумать возможность организации обратной связи в работе с группой - задать вопросы по теме доклада, попросить студентов группы высказать своё мнение по рассматриваемой пробле­ме развития современного общества, организовать мини-обсуждение.



Эссе.

Это прозаическое сочинение – рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или общественно значимой проблеме и заведомо не претендующее на исчерпывающую трактовку предмета. Эссе – это жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.

Эссе студента – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Главной функцией эссе является формирование социологического воображения у студентов. Эта способность позволяет соотносить знания, полученные в процессе обучения с изменениями, происходящими в окружающем мире, в социуме.

Для того чтобы понять те или иные реалии, отношение к ним людей, специалисту недостаточно знать постулаты теории, уяснить ее методологические принципы. Необходимо проявить неординарность мышления, особый интерес к тем проблемам, которые для рядового наблюдателя не заслуживают внимания. Для студента необходимо умение за привычным видеть более содержательные смыслы.

Эссе, в каком-то смысле, является «литературным синтезом» сходных приемов, имеющих место в других сферах человеческого творчества:

– проблематизации устоявшейся точки зрения;

– подготовки к решению некоторой фундаментальной проблемы (смена парадигмы в науке, создание художественного полотна, подготовка музыкантов и т.п.)

Эссе требует от автора не только демонстрировать какую-то «сумму знаний», но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, на своей личной позиции к тому, о чем он пишет. Это позволяет увидеть яркую индивидуальность автора, мнение которого уважается в каком-либо сообществе.


6. ЗАЧЕТНЫЕ вопросы по дисциплине


1.История становления психогенетики.

2.Двойственная сущность человека: аспекты индивидуальности.

3.Система "организм - среда" как диалектическое единство.

4.Индивидуальность как проявление изменчивости: проблемы генезиса.

5.Конвариантная редупликация - важнейшая предпосылка индивидуальности.

6.Генотипическая изменчивость как базисный уровень становления индивидуальности.

7.Генетический груз мутаций и психические болезни.

8.Стресс как социальный мутаген.

9.Онтогенетическая изменчивость. Понятие среды человека.

10.Полиморфизм психофизиологических признаков.

11.Смена детерминант как основа психического развития в онтогенезе.

12.Соматопсихический уровень становления индивидуальности.

13.Интегративная антропология - наука о целостности и индивидуальности человека.

14.Социальный уровень становления индивидуальности.

15.Нейробиологическая индивидуальность как основа психических функций.

16.Индивидуальность темперамента.

17.Проблемы изучения интеллекта: некоторые аспекты.

18.Интеллект, гениальность и помешательство.

19.Модификационная изменчивость и система "генотип-среда".

19.Взаимодействие генов и психическая индивидуальность человека.

20.Суточные и лунные биоритмы человека как формы индивидуальной адаптации к среде.

21.Медленные биоритмы человека как основа стабильности и инди­видуальности.

22.Индивидуальные особенности прохождения критических периодов развития у человека.

23.Чувствительные периоды обучения.

24.Формы индивидуального обучения.

25.Психогенетические методы исследования.

26.Онтогенетика: модели и гипотезы.

27.Генетика поведения: детерминизм и переменные.



28.Феномен индивидуальности: аспекты и проблемы.

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Основная литература


п/п

Перечень литературы

(IPR books)

1

Александров А. А. Психогенетика: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2009. —192 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

2

Малых С. Б., Егорова М. С, Мешкова Т. А. Основы психогенетики. Т.1 – СПб.: Питер, 2009.

3

Ермаков В.А. Психогенетика. Учебное пособие. М.: Евраз. откр. ин-т., 2011. – 134.



    1. Дополнительная литература





п/п

Перечень литературы



Александров А.А. Психогенетика. СПб.: Питер, 2009



Королева Т.П. Психогенетика и вероятность экзогенного синергического действия. Теория и практика общественного развития. 2012. № 3. С. 57-61.



Психогенетика и нейропсихология: анализ источников индивидуальных различий когнитивных функций в зрелом возрасте. Шварц А.Ю., Обухова О.Б., Ахутина Т.В.//Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2009. № 3. С. 28-43.



Степанова Л.П., Дудырина Е.С., Дудина А.А., Саврасова О.В. Психогенетика когнитивных способностей человека. Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. 2009. Т. 27. № 1. С. 22-23.



Суворова Н.В. Психогенетика. Хрестоматия для студентов высших учебных заведений. Красноярск, 2010.



Психогенетика: хрестоматия / Авторы-составители М.В. Алфимова, И.В. Равич-Щербо. М.: Издательский центр «Академия», 2009.


8. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


п/п

Перечень

1

http://www.ido.rudn.ru/psychology/psychogenetic/

2

http://www.psychiatry.ru/stat.php?num=53 – Научный центр психического здоровья РАМН.


Контактная информация преподавателя


Фамилия, имя, отчество:

Петренко Елена Анатольевна

Ученая степень:

кандидат философских наук

Должность:

старший преподаватель кафедры «Психология и управление персоналом»

Кабинет:

301

Телефон:

+79034356443

e-mail:

petrenko19789@mail.ru



Приложение А

Образец оформления титульного листа контрольной работы


НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА



Контрольная работа


По дисциплине:

Вариант: №



Выполнил

(фамилия, имя, отчество)

5-й курс, НЗ-501



(курс, группа)




Проверил

(фамилия, имя, отчество)




(должность, звание, подпись)

Ростов-на-Дону



2014