Древние мудрецы говорили: «Каковы мысли человека и его сердце, таков он и сам». Если больной постоянно твердит себе, что он никогда - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Древние мудрецы говорили: «Каковы мысли человека и его сердце, таков он и сам». Если - страница №1/1


Введение
Древние мудрецы говорили: «Каковы мысли человека и его сердце, таков он и сам». Если больной постоянно твердит себе, что он никогда не поправится, скорее всего, так и будет. Эмоциональное состояние человека может способствовать сохранению здоровья, а может вести к разрушению.

Страх, беспокойство, тревога, гнев, враждебность, зависть, жалость к самому себе ведет к напряженности тела и мозга, потере энергии, нервной депрессии и угнетению всех систем организма. Так, например, гнев и сильный страх блокируют пищеварительные функции и дезорганизуют контроль над работой почек и кишечника. Беспокойство вносит беспорядок в работу мозга, который в таком состоянии зачастую принимает неверные решения.

Таким образом, верны слова О. Вайненгера: «За свои болезни человек ответственен сам».

Первостепенной задачей школы является сохранение и укрепление здоровья личности как физического, так и психического. Пики трудности в решении данной задачи приходятся на первый, пятый и десятый класс.

В решении проблемы адаптации первоклассников активное участие принимают родители, педагоги, службы города, накоплен огромный опыт работы по данному направлению.

В пятом классе проблема адаптации не становится менее важной. Данный возраст сопряжен еще и с переходным (подростковым) периодом, где обостряются многие социально – психологические проблемы личности ребенка.

Вопросы адаптации пятиклассников находятся традиционно в центре внимания администрации школы, психолога, учителей начальных классов и пятого класса, но зачастую работа сводится к формальной деятельности.

Десятиклассники, в свою очередь, из организованного и привычного мира средней школы попадают в новые условия профильной школы: новый класс, новые учителя, изучение предметов на базовом и профильном уровне, ситуация выбора спецкурсов, а впереди обязательная сдача ЕГЭ. К сожалению, внимания педагогов вопросам адаптации старшеклассников уделяется слишком мало.

Опыт классного руководителя по адаптации первоклассников описан в работе учителя начальных классов МОУ СОШ №1 г. Радужный Николаевой Л.В. «Курс «Введение в школьную жизнь» (размещен на сайте ВИПКРО).

В 2008-2009 учебном году творческая группа педагогов школы разработала и апробировала новые формы организации адаптационного периода в пятом и десятом классах.



Цель нашей работы – сохранение и укрепление здоровья учащихся через новые формы организации адаптационного периода.

В основу своей работы мы вложили утверждение обратное всем известному выражению «В здоровом теле – здоровый дух» - «От здорового духа – здоровое тело». Считаем, что гармоничное развитие личности может быть достигнуто только в единстве этих двух здоровых начал.

Бытует мнение о том, что здоровье человека зависит, прежде всего, от генетических факторов, от состояния окружающей среды, от уровня развития здравоохранения и, наконец, образа жизни. Результаты ВОЗ опровергают этот стереотип.

Здоровье населения зависит от:

- состояния окружающей среды 20 – 30%

- генетических факторов 15 – 20%

- образа жизни 40 – 50%

- уровня здравоохранения 10 - 15%

Следовательно, образ жизни – вот главный компонент здоровья.

Успех в жизни ребенка зависит от него самого. Он проявляется в умении побеждать тревогу, плохое настроение, страх, тоску, неуверенность в себе, сомнение в умении быть выносливым, целеустремленным, оптимистичным, жизнерадостным и смелым, уверенным в себе. Для мобилизации резервов психики и организма каждый из наших учащихся нуждается во внимании, общении, совете и переживании со стороны взрослых.

Главным содержанием адаптационного периода является помощь ребенку в формировании ценностных ориентаций и установлении межличностных контактов в условиях социума и микросоциума.

Успех адаптации зависит от наличия у учащихся универсальных адаптационных ресурсов:

- умения ставить цели, видеть и решать проблемы, гибко реагировать на ситуацию;

- умения общаться и выстраивать совместную деятельность с другими людьми;

- эмоциональной устойчивости;

- адекватного отношения к себе и другим;

- развитой рефлексии;

- адекватной мотивационной деятельности и так далее.

Чтобы их сформировать, необходима специально организованная совместная деятельность учащихся под руководством психолога и классного руководителя, желательно с привлечением родителей и учителей – предметников.

В чем же смысл адаптационного периода в школе?

Для ответа на этот вопрос, прежде всего, необходимо разобраться в смысле понятия «социальная адаптация».

Обратимся к психологическому словарю. Социальная адаптация - как приспособление человека к условиям социальной среды - предполагает:

- адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;

- адекватную систему отношений и общения с окружающими;

- способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;

- способность к самообслуживанию и самоорганизации, к взаимообслуживанию в коллективе;

- изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.
Алгоритм организации адаптационного периода:
- разработка педагогом - психологом школы программы адаптационного периода (5 и 10 класс), отбор методов (технологий) взаимодействия;

- осознание классным руководителем идеи адаптационного периода принятие его смысла;

- обеспечение администрацией школы условий для проведения недели адаптации (приказ по школе, корректировка расписания, предоставление материалов и техники);

- проведение недели адаптации в 5 и 10 классах (1-6 сентября);

- привлечение к проведению недели адаптации педагогов – предметников, для проведения коллективных творческих дел, уроков, повышающих мотивацию к обучению;

- промежуточный анализ и корректировка программы психологом и классным руководителем в соответствии с проявленными психологическими особенностями детей;

- обобщение классным руководителем материалов индивидуальной работы детей и представление результатов классу и родителям;

- проведение родительского собрания для выяснения ожиданий родителей в связи с обучением ребенка в школе и ознакомление с итогами и материалами недели адаптации;

- итоговый анализ результатов недели адаптации психологом, классным руководителем, определение психолого – педагогических задач на весь адаптационный период;

- планирование классным руководителем воспитательной работы в классе на основе результатов адаптационного периода;

- подготовка педагогом – психологом итоговой справки – анализа «Об адаптационном периоде в школе»;

- проведение итоговых психолого – педагогических совещаний с целью осмысления результатов адаптационного периода.


Неделя адаптации
Первым этапом реализации нашей идеи стала неделя адаптации (1-6 сентября). За короткое время (6 дней) нужно было актуализировать много разных адаптационных ресурсов. Для этого применялись методы, позволяющие ребенку проживать конкретные ситуации, через организацию совместной деятельности проблемы взаимодействия, осмыслять свои действия и действия других.

Формы организации занятий позволяли:

- ставить ребенка в активную позицию и поощрять ее;

- ставить ребенка в ситуацию ценностного выбора, рефлексивного анализа, получения обратной связи;

- создавать ситуации проектирования дальнейших событий и реализации задуманных проектов – стимулировать саморазвитие;

- отвечать потребностям и интересам детей.

Во время занятий применялись интерактивные технологии:

- групповая дискуссия;

- большие психологические игры;

- психогимнастика;

- интерактивные игры;

- рисуночные методики;

- самоанализ;

- психотехники самооценки и взаимооценки;

- методика неоконченных предложений.

По завершении недели адаптации был сделан промежуточный анализ результатов и спланирована дальнейшая деятельность на весь адаптационный период учащихся 5 и 10 классов, проведено совещание с целью осмысления результатов недели адаптации.


Показатели эффективности
Показателями эффективности совместной деятельности педагогического коллектива может служить уровень сформированности у учащихся:

  1. Интереса к самому себе: чувствительный и эмоционально здоровый человек ставит свои интересы немного выше интересов других, в некоторой степени жертвует собой ради тех, о ком заботится, но не полностью.

  2. Самоуправление (самоконтроль): способность брать на себя ответственность за свою жизнь и одновременно стремление к объединению с другими без требования значительной поддержки.

  3. Высокая фрустрационная устойчивость: предоставление права себе и другим совершать ошибки без осуждения своей личности или личности другого.

  4. Гибкость: пластичность мысли, открытость изменениям; человек не ставит себе и другим жестких измененных правил.

  5. Ориентация на творческие планы: творческие интересы занимают большую часть существования человека и требуют с его стороны вовлеченности.

  6. «Научное мышление»: стремление быть более объективным, рациональным. Регуляция своих чувств и действий посредством реагирования и оценивания их последствия в соответствии со степенью их влияния на достижение близких и далеких целей.

  7. Принятие самого себя: отказ от оценки своей внутренней ценности по внешним достижениям или под влиянием оценки со стороны других; стремление скорее радоваться жизни, чем утверждать себя («Я люблю себя уже за то, что я живу и имею возможность радоваться»).

  8. Ответственность за свои эмоциональные нарушения: склонность принимать на себя большую часть ответственности за свои поступки, а не стремление с целью защиты обвинять других или социальные условия.



Содержание адаптационного периода в 5 классе


Переход из начальной школы в 5 класс — важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, предметная форма обучения, новые одноклассники. Нет рядом первой учительницы, у которой можно всегда получить совет в трудной ситуации. Новый классный руководитель не ведет большинство уроков, хорошо, если – это учитель русского языка или математики, эти уроки чаще. А если это учитель ИЗО или музыки, ведь эти уроки один раз в неделю.

Пятиклассникам в школе интересно, и одновременно тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель, классный руководитель оценил и увидел все самое лучшее в них. Проблема адаптации пятиклассников к условиям основной школы должна быть в центре внимания учителей-предметников, классных руководителей, школьной администрации. На этапе адаптации детей в среднем звене школы необходимо учитывать множество различных факторов. Мы выделили следующие параметры.



1. Психологические особенности школьника, проявляющиеся в его познавательной деятельности:

  • соотношение уровня развития когнитивных процессов с педагогическими требованиями;

  • индивидуальные особенности познавательной деятельности;

  • умственная работоспособность и темп умственной деятельности.

2. Особенности мотивационно-личностной сферы, под которыми подразумевается сформированность важнейших мотивов учебной деятельности, уровень внутренней конфликтности (личностная тревожность).

3. Особенности системы отношений школьника к миру и к самому себе:

  • восприятие и эмоциональная оценка себя, своих взаимоотношений со сверстниками, с членами семьи, с педагогами;

  • отношение к важнейшим видам деятельности в школе.

4. Особенности поведения школьника в ситуациях внутришкольного взаимодействия.

Есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений, но большинство учащихся 5-х классов подвержены дезадаптации: становятся невнимательными, безответственными, тревожными, неуверенными в себе, хуже учатся по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями.

Степень выраженности тревожности учащихся 5 классов напрямую связана с отношением взрослых к результатам учебной деятельности и поведению ребенка. Эти страхи в какой-то мере провоцируются родителями и педагогами, которые ориентируют детей на получение только хорошей оценки, требуют «правильного» поведения и награждают за результат, а не за сам процесс его достижения. Поскольку, уверенность ребенка в своих способностях так зависит от взрослого, значит, мы должны создать благоприятные условия не просто для коррекции уровня тревожности, но и для развития эмоционально-волевой сферы учащихся.

Именно поэтому в нашей работе значительное место уделено формированию навыков осознания требований учителя, навыков уверенного поведения, оценки собственных возможностей и способностей, а также работе с негативными эмоциональными состояниями.


Основные проблемы, возникающие в период адаптации:


• очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);

• непривычное расписание (новый режим);

• много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;

• новые дети в классе;

• новый классный руководитель;

• в средней школе мы снова — самые маленькие, а в начальной были уже большими;

• проблемы со старшеклассниками (например, в раздевалке, в столовой или в туалетной комнате).

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.



Цель адаптационного периода:

Основная цель: способствовать психологической адаптации пятиклассников к условиям основной школы, создать условия, позволяющие каждому пятикласснику как можно легче вступить в новый этап школьного обучения; поддержать и развить в детях интерес к знаниям; помочь им общаться с новыми одноклассниками и учителями.

План проведения недели адаптации в 5а классе (2008-09 учебный год)

1 сентября


  1. Классный час «Я – гражданин России».

  2. Презентация каждым учащимся себя классу с помощью характерного жеста, раскрывающего его индивидуальность, интересы, способности.

  3. Определение настроения каждого ученика после первого дня.

  4. Прогулка в парковую зону.

Домашнее задание: заполнить анкету «Вот я какой!»


2 сентября

  1. Представление ответов на вопросы анкеты «Вот я какой!», заполненной учащимися.

  2. Рисуем «Мой внутренний мир», представляем учащимся класса.

  3. Обсуждение, определение особенностей «мира класса».

  4. Составление правил, по которым нужно жить, чтобы построить такой «мир класса».

  5. Анкетирование учащихся «Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой»

  6. Упражнение-игра «Следопыт»

  7. Определение настроения учащихся после второго дня занятий.

  8. Родительское собрание «Основные проблемы, возникающие у учащихся 5 классов в период адаптации к условиям обучения в средней школе»

Домашнее задание: написать объявление «Ищу друга»



3 сентября

  1. Оформление доски объявлений «Ищу друга».

  2. Составление письма и изготовление подарка незнакомому другу.

  3. Выполнение тестов на определение уровня развития разных видов памяти.

  4. Выполнение тестов на определение умения выполнять инструкции, по арифметике, по умению восстанавливать предложения.

  5. Распределение учащихся на группы по выбору варианта ответа «да», «нет», «не знаю», «иногда» на заданную ситуацию.

  6. Презентация сказки-пантомимы каждой группой.

  7. Заполнение учащимися своего портрета в лучах солнца.

  8. Упражнение с мячом. Произнеси фразу и продолжи ее «Настоящий друг – это тот, кто…», передай мяч соседу по парте, который должен продолжить упражнение.

  9. Определение настроения после третьего дня.


4 сентября

  1. Упражнение «Чего я боюсь?». Работа с табличками «да», «нет», «не знаю».

  2. Рисуем «ошибку». «Ошибка – это не страшно, на ошибках мы учимся».

  3. Заполнение второй части портрета в лучах солнца соседом по парте. Обсуждение: какие чувства вы испытывали когда сами заполняли свои качества и в то время, когда их определял другой человек.

  4. Урок истории. Что изучает новый предмет? Анкетирование «Я – фантазер», изучение различных источников, принесенных учителем. Составление собственного исторического источника «Мой класс».

  5. Упражнение «Правила поведения на уроке», дискуссия по теме: что труднее всего выполнять, чему уже научились в начальной школе, чему еще нет.

  6. Урок русского языка. Составление карты страны «Лингвинии».

  7. Определение настроения после четвертого дня.

  8. Веселые старты. Урок физкультуры, построенный на принципах разновозрастного сотрудничества.


5 сентября

  1. Работа с негативными переживаниями: как реагировать на обидное замечание. Рисуем «обиду».

  2. Упражнение на релаксацию.

  3. Как общаться друг с другом, не обижая (дискуссия).

  4. Интервью с классным руководителем.

  5. Интервью с учеником класса.

  6. Упражнение «На каком острове мне больше нравится: острове Мастеров, Игр, Красоты или Знаний?»

  7. Рисуем свой остров, представляем классу.

  8. Оценка учащимися работы класса за неделю по разным параметрам.

Домашнее задание: подготовить презентацию своего хобби классу.

6 сентября

  1. Посвящение в пятиклассники.

  2. Представление своего хобби, хобби семьи учащимися класса, представление своего хобби классным руководителем.

  3. Праздничный сюрприз «Сладкоежкам», организованный родителями учеников класса.



Содержание адаптационного периода в 10 классе
Представьте себе, что вы живете в небольшом уютном городке, где все друг друга знают, все связаны давними и прочными узами, где общие праздники и общие проблемы…

И вдруг вас перевозят в большой город, в новый многоэтажный дом, вручают ключи от квартиры и говорят: «Вот ваше новое место жительства». Вам одиноко и грустно, соседей вы не знаете, где ближайший телефон - тоже, словом, вы дезориентированы.

В подобной ситуации оказываются и учащиеся десятых классов. Из организованного и привычного мира они попадают в совершенно новые условия. У ребят изменились социальное окружение (новый состав класса, новые учителя) и система деятельности (новая ступень обучения, новая программа). Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего, из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.

Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности.

Такое психологическое напряжение может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Ослабленные дети (а их в настоящее время около 60 %) являются наиболее подверженными дезадаптации.

И, конечно же, невозможно через призму собственной тревожности говорить об адекватном восприятии ребенком школьной жизни, развитии отношений с одноклассниками и учителями. Все это осложняет сам учебный процесс, ведь продуктивная работа на уроке становится проблематичной. И потенциальный отличник может превратиться в отстающего и прогульщика.

Не менее важным оказывается процесс адаптации для классного руководителя , который не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению и самообслуживанию, корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных ребят и учителей- предметников применяющих на уроках индивидуальное и дифференцированное обучение.

Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации так или иначе идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен.

Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.

Цель адаптационного периода:

Создание доброжелательной атмосферы взаимодействия в классе на основе реального опыта сотрудничества и осмысления того, что мешает и помогает общей работе.
Задачи:

- Создание условий для поиска личностного смысла и мотивации учения;

- развитие стремления к узнаванию специфики мира юноши и девушки;

- Организация процесса самопознания и доброжелательной конструктивной обратной связи..
План проведения недели адаптации в 10 классе.


День 1.

1 сентября.



Классный час: «Моя большая и малая Родина»

Встреча с заместителем главы г.Радужный В.А.Семенович.

День 2.

2 сентября.



Занятие 1.

Создание группы.



Занятие 2.

Здравствуй 10 класс.



Занятие 3.

Узнай свою школу.



1.Игра: «Времена года»

2.Упражнение: «Представление имени»

3.Игра: «Путаница».
1. Упражнение: «Найди того, кто…»

2. Упражнение : «Прощание с основной школой»

3. Релаксация.

4.Упражнение: «Мой портрет в лучах солнца».

1. Упражнение: «Твоя школа такая, какой ты ее видишь»

2. Самоисследование: «Каждый в своем уголке».
3. Фольклорный праздник.

День 3.

3 сентября.



Занятие 4.

Что поможет мне учиться?


Занятие 5.

Легко ли быть учеником?



Занятие 6.

Чего я боюсь?



1. Упражнение: «Нарисуй свое настроение»

2. Тест возрастающей трудности

( Матрицы Равена).



3. Упражнение: «Правила поведения на уроке»

4.Ситуация- проба: «Вы в роли учителя»
1. Игра :«Идеальный ученик»

2.Урок- игра по теме: «Компьютер и программное обеспечение» в 10 классе
1. Упражнение: «Чего я боюсь?»

2. Релаксация .

День 4.

4 сентября.



Занятие 7

Конфликт или взаимодействие.



1. Учимся строить отношения.

2.Лекция- беседа «Конфликты и способы их решения».

3. Упражнение: «Наездник»

4. Тест на определение уровня тревожности Филлипса

5. Упражнение: «Подарок неизвестному другу»

6. Уроки безопасности.

День 5.

5 сентября.



Занятие 8.

«Познай себя».



1. Поиск жизненного пути.

2. Упражнение: «Сколько во мне людей?»

3. Групповая игра: «Веселая математика»

4.Лекция – беседа на тему: «Личность и индивид»

5. Упражнение: «Построение личной профессиональной перспективы»

6. Упражнение- релаксация «Я уникальный»

7. Тест Айзенка

День 6.

6 сентября.



Завершение недели адаптации.

1. Веселые старты с учащимися 5а-10а классов.
2.Что? Где? Когда? (совместная игра родителей и детей)
3.Вечер посвящения в старшеклассники.

По завершении недели адаптации были обработаны все полученные материалы, и план воспитательной работы формировался классными руководителями 5а и 10а классов на основе анализа выявленных проблем и рекомендаций, данных педагогом - психологом.

Рекомендации психолога классному руководителю по окончании недели адаптации:

- необходимо продолжать работу, направленную на формирование у учащихся умения владеть собой в любой ситуации (стрессовой, вызывающей эмоциональное сгорание).

- необходимо продолжить работу по развитию «сензитивности» учащихся, как способности предсказывать (прогнозировать) чувства, мысли и поведение другого человека.

- анализ рисуночных тестов показал наличие внешней агрессивности, неадекватной самооценки учащихся, поэтому необходимо проводить коррекционные занятия в данном направлении (совместная работа с психологом).

- продолжать тесное сотрудничество с педагогами, направленное на применение индивидуальное подхода к учащимся, имеющим повышенную тревогу по показателям «страх ситуации проверки знаний», «страх самовыражения» и «проблемы и страхи в отношениях с учителями».


В процессе проведения адаптационного периода было много сложностей:

- непонимание необходимости недели адаптации со стороны педагогов – предметников;

- сомнения классных руководителей в правильности подобранных приемов.

По прошествии большого промежутка времени с начала адаптационного периода, уже можно сделать вывод о том, что проведенная работа дала положительный результат, о чем свидетельствуют материалы приложений.



Мы считаем, что эта работа должна быть продолжена в дальнейшем, но при этом следует учитывать особенности классных коллективов новых 5 и 10 классов, индивидуальные особенности учащихся и классных руководителей. Подготовительный этап адаптационного периода необходимо начинать в четвертой четверти 4 класса.

Приложения


  1. План воспитательной работы 5а класса

  2. Отчет по реализации задач, поставленных по завершении процесса адаптации

  3. Диагностические материалы, полученные в результате различных видов работы с каждым учеником в течение адаптационного периода

  4. Материалы классных часов и коллективных творческих дел

  5. Конспекты занятий, диагностические материалы недели адаптации в 10 классе


Список литературы:


  1. Н.С. Пряжников. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники.

- Москва, «Вако», 2005 год;

  1. М.Ю. Савченко. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам, - Москва, «Вако», 2006 год;

  2. Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко, И.С. Артюхова. Справочник классного руководителя, - Москва, «Вако», 2006 год.

  3. Г.К. Селевко. Найди себя (9 класс) - Москва, «Народное образование», 2006

  4. Г.К. Селевко. Управляй собой (10 класс) - Москва, «Народное образование», 2006

  5. Г.К.Селевко. Познай себя (5 класс) - Москва, «Народное образование», 2006

  6. Г.К.Селевко. Научи себя учиться (7 класс) - Москва, «Народное образование», 2006

  7. Е.Г.Коблик. Первый раз в пятый класс. Программа адаптации детей к средней школе

  8. С.А. Коробкина. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5 и 10 класс) – Волгоград, «Учитель», 2008