Доклад из опыта работы на тему - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Доклад из опыта работы на тему - страница №1/2


Кристопчук Нина Федоровна

воспитатель спец. группы

первая категория

МДОУ «Улыбка» г. Нерюнгри,

ул. Сосновая 6/1, т. 6-95-07




Доклад из опыта работы на тему

«Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в процессе знакомства с родным краем»
Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….……..3-5

Глава I. Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников..……..………6-7

Глава II.Воспитание любви к родному краю через формирование патриотических

чувств:…………………………………………………………………………………….. …8-16

- к природе;

- родному городу;

- традициям и обычаям;

- символике Родины

Глава III. Значение устного народного творчества в формировании патриотизма ……17-18

- пословицы и поговорки;

- народные сказки;

- народные подвижные, сюжетно-ролевые игры;

Глава IV. Значение декоративно-прикладного искусства в формировании нравственно-патриотических чувств………………………………………………………………….…….19



Заключение……………………………………………………………………………………20

Список литературы…………………………………………...………………………….......21


Введение

Патриот – это человек, который не пожалеет

ни добра своего, ни жизни своей ради возвышения

своей Родины, ради любви к своему народу,

человек, который жертвует собой ради блага и

свободы своей Родины, своего народа.

М. Ахундов

Патриотизм - явление естественное и необходимое для полноценного существования, как Отечества, так и каждого соотечественника. Патриотизм – как национальная государственная идея формируется на всем протяжении истории Отечества, в то же время, опираясь на прошлое, он, как развивающая идея, всегда устремлен в будущее.

Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали «сами пели хвалебные гимны своей стране», то сейчас о ней говорят негативно. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры в обществе, особенно среди молодежи, явилось резкое падение роли и значения патриотизма, как одной из ценностей нашего народа и его героической истории. Становится все более очевидным, что именно высокая патриотическая идея и есть тот каркас, то основание, на котором только и может выстраиваться духовность нашего общества, его будущее в лице подрастающего поколения.

Стержнем всего воспитания должен быть патриотизм, который призван способствовать формированию у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, проявлению чувства гордости за свою Родину, за достижение страны, в которой живет, готовность к любым подвигам во имя Отечества, желание стать его защитником и созидателем.

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.

Задумываясь об истоках патриотических чувств, всегда обращаются к впечатлениям детства: это и дерево под окном, это и улица, по которой ходил, и родные напевы, и поразившие когда-то факты и события – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Главная цель патриотического воспитания может быть сформулирована следующим образом: возрождение в воспитании дошкольников патриотизма, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, посредством воспитания любви к родному краю.

В своей группе на основе анализа диагностики и индивидуальных бесед с детьми, я сделала вывод: дети имеют поверхностные знания о родном городе, крае, о Родине в целом.

Я поняла, что чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности.

Прежде всего, мне предстояло самой как следует подготовиться к работе по данной теме:



  1. Для пополнения знаний об истории и достопримечательностях города и края посетить краеведческий музей.

  2. Подобрать и пополнить личную библиотеку о городе и крае.

  3. Собрать якутские поговорки и пословицы.

  4. Изготовить дидактические игры по патриотическому воспитанию: «Поле чудес», «Где мы были – мы расскажем», «Праздники родной страны», «Что в тайге мы нашли».

  5. Оформить уголок по патриотическому воспитанию

Использование наглядного материала помогает развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, внимание, память.

Начиная работу по патриотическому воспитанию детей в старшей группе, я поставила перед собой следующие задачи:

- воспитание эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет: к родному дому (семье), улице, городу, краю;

- формирование бережного отношения к природе и ко всему живому;

- развитие умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории;

- воспитание толерантного отношения к людям разных национальностей их традициям;

- воспитание дружеских взаимоотношений между детьми;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формирует его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Система и последовательность работы по воспитанию у детей патриотических чувств, представлена следующим образом:

Семья → родная улица, район, город → республика → страна, её столица, символика → обычаи, традиции, искусство народов Якутии.

Свою работу я проводила последовательно: от более близкого, знакомого (семья, микрорайон), к более сложному(город, страна).


Глава I. Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников

Трудно спорить, когда говорят: воспитывает все, что окружает растущего человека. И все же в огромном многообразии воспитательных влияний, следует обратить внимание на семью. Семья играет решающую роль в дошкольный период, когда закладывается «моральная арматура» личности и позже ее роль в воспитании общественно-политической сознательности, трудолюбия, патриотизма трудно переоценить: ее воздействие длительно и постоянно.

К сожалению, нередко установку на агрессию по отношению к сверстникам дают ребенку собственные родители. Полагая, что мир жесток, они убеждены, что ребенку с самого раннего возраста необходимо «научиться защищаться», «давать сдачи». Не всегда родители отдают себе отчет, что их собственные агрессивные действия воспитывают у детей агрессию, эгоизм, жестокость.

Для более глубокого анализа проблемы я провела тестирование: «Какие мы родители», а также предложила заполнить анкету по данной теме.

К своему сожалению узнала, что родители не считают главной задачей воспитывать патриота, т.к. считают, что эти чувства появляются сами по себе в старшем возрасте, многие надеются на детский сад, школу.

Я посчитала необходимостью разъяснить родителям, насколько важно учить ребенка умению вести себя благородно с детских лет. Иначе в дальнейшем будет трудно воспитать сдержанность; привить важные понятия: быть сильным – не только преимущество, но и ответственность; есть сила не только мускульная, но и душевная, проявляющаяся в умении сдерживать себя, в чем-то себе отказывать, поступиться собственным удобством ради других.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей привычки, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, ездить вместе на отдых; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.

Поэтому в своей работе я большой внимание уделяю работе над понятием «семья», провожу этические беседы о семье, о близких родственниках; дети составляют рассказы о родителях, о том, как они вместе отдыхают. Готовим подарки для родных и близких, совместные праздники «маленькие концерты», инсценируем сказки, например, русскую народную «Теремок на новый лад», якутские народные сказки «Как олененок друга искал», рисуем на темы «моя мама», «Дом моей бабушки», «Как мы отдыхали».

В своей работе с семьей я опиралась на родителей, как на равноправных участников формирования детской личности.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Совместно мы оформляем в группе уголок по патриотическому воспитанию; собрали стихи, сказки, рассказы о Якутии, совершили экскурсии по улицам города, в краеведческий музей, театр кукол, к памятникам нашего города.

Увлекательно прошли вечера отдыха «Вместе с мамой», «Кафе «Осенний сюрприз»», «Маленький концерт», на которых дети вместе с родителями принимали участие в различных конкурсах, соревновались в аттракционах, пели колыбельные, рисовали сказки.

Эти мероприятия способствуют сближению родителей с детьми, создают радостную и бодрую атмосферу.
Глава II. Воспитание любви к родному краю через формирование патриотических чувств

Вид из окна, панорама родного города, детский сад, родная природа – все это Родина. Родная природа – один из самых сильных факторов воспитания любви к родине. Любование ее красотой, бережное отношение к миру природы – все это источники формирования любви к родному краю.

Чувство родины, ассоциируемое со знакомыми ландшафтами, природными явлениями, требует повышенного внимания к ней, привязанности к родным местам, которое сливается воедино с чувством любви к Родине. Это чувство необходимо воспитывать у детей, руководствуясь дидактическими принципами: от близкого – к далекому, от известного – к неизвестному, от простого - к сложному, от частного – к общему.

Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти на всю жизнь, т.к. в ее образах воплощается Родина. И неслучайно до глубокой старости хранит человек светлое воспоминание о родных местах, и каждый раз он с законной гордостью рассказывает о замечательной флоре и фауне своего края.

Учитывая специфику региона, его суровые климатические условия, необходимо расширять представления детей о взаимозависимости и взаимосвязи растительного и животного мира, о значении растений и животных в жизни человека, использовании и охране природных ресурсов людьми.

На одном из занятий я познакомила детей с домашним животным северного края – оленем. Рассказала о его повадках, способах добывания пищи, а самое главное о том, что это животное кормит и одевает северян; из пантов молодого оленя изготовляют лекарство, очень нужное человеку. Олень считается у северного народа воплощением чистоты и добра.

Затем я предложила придумать загадки об этом животном для того, чтобы проверить и закрепить новые сведения о внешнем виде, среде обитания, о пользе, приносимой людям. Для себя я отметила, что дети с большим удовольствием придумывают загадки о животных нашего края, используя специальные схемы. Это делает их речь связной, четкой, последовательной.

Старшие дошкольники способны принимать активное участие в защите природы. Важно чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному краю и ко всему живому. Главное, что должны понимать дети – миром движет любовь. Любить надо все, что создано на Земле и относится ко всему бережно.

Для воспитания нравственных чувств я использую этические игры-беседы. Например, «Представь себе, что ты паучок». Для начала я предложила вспомнить мультфильм про паучка, у которого не было друзей, потому что все его боялись и считали некрасивым. В игре я предложила детям перевоплотиться в маленьких паучков. Дети должны были представить, что у них восемь ножек, что они, ловко перебирая ножками, ползают по травинкам, что они умеют плести легкие, ажурные паутинки, что на ней очень приятно раскачиваться, когда дует легкий ветерок. Создаю проблемную ситуацию: «И вдруг кто-то взял веник и смахнул паутинку…». Дети высказывают свое мнение и жалеют маленького паучка, хотят, чтобы он остался жив, переживают, т.е. ребята посмотрели на мир глазами паучков. Никому из них не хотелось больше уничтожать насекомых. Дет и объясняли это тем, что все живое: будь-то человек, животное или насекомое хочет жить. Да и нет на Земле бесполезных животных. Все красивы по-своему, нужно только очень внимательно присмотреться.

Воспитывая у дошкольников любовь к природе, педагог одновременно развивает этическую отзывчивость на все прекрасное, стремление ценить и беречь природу, как источник красоты. Происходит формирование в ребенке будущего хозяина.

Знакомя детей с богатствами родного края, я рассказала им одну старую и красивую легенду: «Когда Господь Бог создавал Землю, он решил наделить ее природными богатствами поровну. Но, пролетая над холодной Якутией, он заморозил руки, и большая часть богатств из мешка просыпалась на ее территорию». Поэтому так много в ее недрах полезных ископаемых, драгоценных металлов и камней.

Потом предложила рассмотреть и потрогать некоторые образцы полудрагоценных камней и минералов (горный хрусталь, чароит, хромдиопсид, мрамор и т.д.).

Дети узнали о пользе золота и где оно применяется. Знакомство с оловом я начала с того, что показала им консервную банку, которая так хорошо всем знакома. Рассказала о том, что банка сделана из белой жести, в состав которой входит олово и в таких банках продукты не портятся.

Детей очень заинтересовала история о том, что когда на нашу Родину напали фашисты, потребовалось очень много олова – надо было строить большое количество самолетов, танков, кораблей. Именно тогда было открыто месторождение олова – Эге-Хая.

В недрах якутской земли таятся залежи «черного золота», так часто называют ископаемый уголь, и по запасам которого наша республика занимает первое место в России.

В результате бесед дети приходят к выводу, что практически нет ни одного вида полезных ископаемых, которые не обнаружились бы в нашем крае. У ребят возникает чувство гордости за свою землю, и понимание того, что, не смотря на обилие подземных богатств, беречь их все же надо, иначе будущим поколениям ничего не останется. «Каждая капля нефти должна быть на учете, каждый баллончик газа, каждая песчинка»1.

Любовь к Родине начинается с чувства к своему городу. Важно, чтобы родной город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое.

Рассказывая детям об истории рождения нашего города Нерюнгри, я поведала о том, что на этом месте, где мы сейчас живем, геологами было открыто угольное месторождение. Название город получил от речки Нерюнгринки, что в переводе с эвенкийского означает «хариусная»; «тысяча хариусов»; «много рыбы».

Вниманию детей был предложен видеофильм «Мой Нерюнгри», из которого они узнали о том, как строился наш город, о том, что он прошел путь от палаток, балков, общежитий, в которых ютились по 10-12 человек до красивых каменных застроек.

При знакомстве с улицами города дети проявляли интерес к их названиям. Выяснилось, что улица Чурапчинская названа в честь сельскохозяйственного района, с которым Нерюнгри связывает большая и крепкая дружба.

Ребята узнали, что одни улицы названы именами знаменитых людей, а другие по названию растущих там деревьев.

Каждый ребенок должен знать свой домашний адрес. Я предложила детям проблемную ситуацию: «Представь, что ты потерялся. Надо хорошо знать свой домашний адрес, и тебе без труда помогут найти дорогу домой. Но лучше все-таки слушаться родителей и не теряться».

Я рассказала дошкольникам, каким нелегким оказался путь к богатствам Южной Якутии – строительству БАМа. Ведь сотворить такую дорогу могли только смелые, мужественные люди, их дружба и взаимопомощь. Поведала детям о многонациональности города Нерюнгри, о том, что его строили люди 70 национальностей.

Побратались на стройке мы:

Русский, украинец, бурят

Побывайте-ка в Нерюнгри

Вот, где люди легенды творят.

Такие беседы учат детей гордиться достижениями людей, построившими на вечной мерзлоте такой красивый город. Дружба соединяет людей, поодиночке не сделаешь того, что сделано вместе.

Знакомя детей с достопримечательностями нашего города, я использовала дидактическую игру «Где мы были – мы расскажем». Дети по изображению отгадывали и рассказывали о достопримечательностях города: о памятниках, зданиях. Обратила внимание ребят на особые здания, например, Храм Казанской Богоматери, на его золотые купола. Показала иллюстрации с изображениями культурных центров города: Центр культуры и духовности им. А.С. Пушкина, Театр актера и куклы, городская библиотека, а также музей истории освоения Южной Якутии, играющих воспитательную роль в формировании и развитии потребностей духовной жизни ребенка. После чего провела беседу о том, что наш город украшают не только красивые здания, храмы, но и памятники, прославляющие наш любимый город: «Первостроителям», «Обелиск славы», «Воинам-интернационалистам», «Мемориал славы».

На экскурсии к «Обелиску славы» дети с большим интересом слушали о создании в нашем городе этого памятника (8 мая 1985 года). Руки, воздетые к небу, бережно держат Орден Славы. Это память о якутянах, героях Великой Отечественной войны.

Результаты моей работы показывают, что использование в работе иллюстраций по знакомству детей с родным городом, достопримечательностями и историческими памятниками, вызывают у детей интерес, повышают степень осознанности усвояемого материала.

Каждый раз в беседах я уточняла и закрепляла знания детей о профессиях геологов, строителях, энергетиков, угольщиков. Рассказывала, что каждая профессия очень важна и вызывает уважение. Ежегодно в августе нерюнгринцы отмечают День Шахтера, в декабре - День Энергетика и т.д. С целью знакомства детей с профессией шахтера были разработаны модели к сюжетно-ролевой игре «Мы шахтеры». Объясняла детям, что уголь добывают по-разному. Есть уголь, который лежит глубоко в земле, и, чтобы добраться до него, нужно строить шахты, такой уголь добывают подземным способом. А есть уголь, который лежит сверху, на сопке, и чтобы добыть его нужно снять верхушку сопки и экскаваторы могут нагружать машины углем. Дети пришли к выводу, что у нас в городе уголь добывают открытым способом.

Город Нерюнгри – это творение рук человеческих. Подводила детей к пониманию того, что город – частица нашей огромной Родины.

Важно подчеркнуть, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому в своей работе я использовала не только художественную литературу, иллюстрации, открытки, фотографии, но и наглядные материалы бытовых предметов.

В нашем детском саду есть мини-музей «Белый олень», где дети смогли познакомиться с историей быта родного края. Ребята всегда с большим удовольствием посещают музей, т.к. все экспонаты в нем интерактивны - их можно потрогать, пощупать, поиграть с ними.

Для расширения и углубления знаний о бытовых предметах старины, об укладе жизни коренных жителей Севера, я организовала экскурсию в городской краеведческий музей. В нем дети получили много полезных сведений о коренных жителях Якутии – эвенках, эвенах, юкагирах, якутах, об их прошлом и настоящем. Дети увидели первые жилища народов: юрты чумы; наглядно познакомились с орудиями охоты, рыболовства, земледелия. Узнали, что народы Якутии вели кочевой образ жизни, поэтому не могли обременять себя громоздкими предметами. Вся утварь, в случае необходимости, должна была быстро укладываться в санях-нартах. Так же поступали они и со своим чумом, который разбирался за несколько минут.

Ребята увидели внутреннее устройство жилища, домашнюю утварь, лодки, нарты, люльку.

Особый интерес вызвал рассказ о колыбели эвенков. Она сначала была приспособлена для пешей переноски на спине, а затем для перевозки ее на оленьем седле. Ребенок в ней сидел и держал голову кверху. Таким образом, эвенки добивались того, чтобы маленький потомок, несомненно, становился охотником. Обозреваемые им таежные просторы затем кормили его самого.

Экскурсовод заострила внимание детей на большой деревянной посуде, и объяснила это тем, что у якутов были очень большие семьи: «Ведь счастлив не тот, у кого много денег, а тот, у кого много детей».

После посещения музея дети делились с родителями, друзьями своими эмоциями, от увиденного и услышанного, а также передавали свои впечатления в рисунках.

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

Маленький ребенок, дошкольник или младший школьник, еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.

На пороге школы ребенок должен узнавать герб, флаг, мелодию гимна России. Детям должно быть доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, и служат ее гражданам отличительными знаками.

Я рассказала детям, что у каждой страны есть главный город – столица, свои государственные символы. Флаг символизирует нашу Родину. Он поднимается во время побед, праздников, развевается над зданиями правительства каждого города. Он является знаком власти. Очень важно, чтобы дети не столько запомнили, какого цвета полосы на флаге нашей Родины, сколько поняли, что они означают добро и красоту, подумали о том, какими мы сами должны быть, являясь гражданами России. Я объяснила детям, что белый цвет обозначает мир и чистоту души, синий – верность и правду, красный – отвагу и любовь. Дети осознают, что они должны стараться соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными, отважными, любить близких и свою Родину.

Далее, я объяснила детям, что герб является знаком отличия, эмблемой государства. На гербе России изображен орел с двумя головами, с огромными распростертыми крыльями, грозно нацеленными клювами, выпущенными когтями, с коронами на головах, с золотым шаром в одной лапе, и золотым жезлом в другой. Герб постоянно встречается нам в повседневной жизни: изображен на свидетельстве о рождении ребенка, на паспорте взрослого человека; его можно увидеть на денежных знаках, марках, значках и т.д.

В процессе ознакомления детей с республикой, ее столицей, памятниками истории, с государственной символикой Якутии и символикой родного города, у детей формируются более углубленные представления о крае, в котором они живут.

Я рассказываю дошкольникам о якутском флаге. На голубом фоне расположен белый круг, символизирующий якутское холодное солнце; голубой цвет – это бескрайние водные просторы.

На гербе нашего города изображены три сэргэ – якутская коновязь – символ дружбы гостеприимства: «Приезжай к моей юрте, привязывай своего коня, здесь тебе всегда рады».

Существует интересное поверье, связанное с коновязью. Якуты считали, что нельзя рубить на дрова столбы коновязи – они должны стоять до тех пор, пока не упадут от старости.

Рыба, изображенная на гербе, символизирует дары якутской земли и соответствует происхождению названия города Нерюнгри, а алмазы богатства нашего края.

Чтобы закрепить у детей правильное представление о государственных символах, я проводила с ними беседы на следующие темы: «О чем рассказывает наш герб», «На что похож белый круг на флаге Якутии», «Найди флаг своей страны и республики», «Какие цвета изображены на флаге России».

Без исторических сведений невозможно пробудить интерес ребенка к Родине. Чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным. В первую очередь дети должны знать историю своей Родины, а именно о подвигах, совершенных нашим народом в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. О подвигах героев, которые живут в памяти поколений и становятся символом мужества, горячей любви к Родине. Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки.

Возраст детей, с которыми я сейчас работаю старший, но это все-таки маленькие дети и им довольно сложно преподнести материал по такой серьезной теме так, чтобы они его поняли и восприняли. Для них важны конкретные примеры и наглядность, которая является одним из мощных средств воздействия. Исходя из этого, у меня возникла идея создания мини-музея, в котором были бы собраны предметы военного времени, что помогло бы детям, так мало, знающим о подвигах своего народа, приблизить эти события, по-новому раскрыть их значение.

В музее мною были собраны: предметы войны, воинские награды, военная одежда – все это расширило знания детей о войне, вызвало живой неподдельный интерес.

Яркое впечатление на ребят произвел теневой театр, действия которого сопровождались музыкой о войне (аудиозапись). Дети рассмотрели картины о том, как велись бои на земле, в воздухе, на воде.

Среди военного обмундирования, ребятами была выделена матросская форма, и названы все части одежды. Они с большим удовольствием примеряли бескозырки и «плыли в шлюпке». Мальчики собирали модель военного самолета, а девочки приклеивали на них красные звездочки, символизирующие сбитые самолеты противника.

Кульминационным моментом занятия явился «салют победы». Он вызвал чувство восторга и радости, гордости за своих соотечественников, победивших в такой нелегкой войне.

Занятие способствовало положительному настрою детей, обогатило их знания о героическом прошлом советского народа, вызвало эмоциональный отклик в душах ребят. Дети старшего дошкольного возраста уже способны переживать чувство горечи, обиды, радости не только за себя лично. Не нужно ограждать их от сильных эмоций: они являются началом воспитания патриотических чувств.

Быть патриотом, гражданином – это значит быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к Родине должно сочетаться в юном гражданине с формированием доброжелательного, терпимого отношения к каждому человеку, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

На сближение детей разных национальностей оказывают влияние общие игры, прогулки. Но при таком объединении детей разных национальностей необходимо продуманное целенаправленное руководство. Большие требования предъявляются к воспитателю. Он должен располагать значительным запасом знаний в области интернационального воспитания, проявлять большой такт и чуткость к детям любой национальности. Когда ребенок одной национальности попадает в группу детей другой, ласковое и нежное отношение к такому ребенку не остается не замеченным остальными детьми. Подражая своему воспитателю, они начинают проявлять заботу, чуткость, внимание по отношению к сверстнику другой национальности. Это подражание постепенно переходит в привычку, становится нормой поведения.

На развитие личности ребенка благотворно влияет общение с детьми разных национальностей; что формирует дружеские чувства, доброжелательное отношение друг к другу.

Совершенно необходим, по-моему, опыт такого общения, как приглашение родителей на праздники, дни рождения детей, с тем, чтобы рассказать сказку или спеть песню на родном языке, рассказать об интересных поверьях и обычаях своего народа.

Я считаю, что необходимо дать понять ребенку, что у людей разных национальностей есть как различное: цвет и разрез глаз, волос, язык, культурные традиции и обычаи, так и общее: потребность в труде, жилище, пище, воздухе, внимании и заботе. Это способствует формированию представлений о добре, чуткости, справедливости и отзывчивости.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать праздники и традиции людей.

Я рассказывала детям, что у каждого народа есть свои праздники. Например, славяне отмечают масленицу (проводы зимы), когда пекутся блины, поются частушки, танцуют; отмечают Рождество Христово, когда люди ходят колядовать, за что их угощают разными сладостями; отмечают Пасху, когда пекутся пасхальные куличи, пасхи и красятся яйца.

Так и у якутов есть свои национальные праздники: «День оленевода», «Ыссыах» и др. «Ыссыах» - это праздник встречи Весны, Солнца. Это целое представление: там и песни, и пляски, и хомусисты, и сказители. Затем наступает черед борцов и силачей – самый сильный должен поднять камень весом в центнер и пронести его по кругу. Вечером устраиваются скачки. Якуты знают толк в хороших лошадях. Победитель получает хорошего жеребенка или шкуру соболя, медведя. После скачек начинается «Осуохай» - песенный праздник. Люди, взявшись за руки, ходят с особыми движениями по кругу, тем самым передают друг другу энергию радости, любви и доброты.


Глава III. Значение устного народного творчества в формировании патриотизма

В произведениях устного народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств.

В целях воспитания стойких, нравственных, порядочных людей у якутов широко практиковались благословения, призывы и другие методы устного воздействия. Родители часто говорили такие благопожелания: «Пусть будет таким же, каким были его родители. Пусть он бережет добрую силу и традиции своих предков».

В воспитательной работе я использовала якутские пословицы и поговорки, в которых особое внимание уделяется теме любви к Родине. Это понятие сравнивается с дорогим именем матери: «Родная земля – мать, чужая – мачеха», «Родина и мать – родные сестры», «Без любимой Родины и солнце не греет», «И кости по Родине плачут», «Родное гнездо и птица не забывает».

Я предлагала детям игры-соревнования «Кто больше знает пословиц о труде, либо Родине, либо матери», дидактические упражнения «Я начинаю (пословицу), а ты закончи».

В возрасте 4-5 лет дети начинают усваивать эталоны представления о добре и зле и активно интересоваться волшебными сказками, начинается анализ причинно-следственных зависимостей в сфере социальных отношений.

Я спрашивала у ребят: «Почему герою помогают птички, рыбки? Потому что он их пожалел, помог им». Так ребенок знакомится с первыми закономерностями в мире поступков (использовался принцип «Как аукнется – так и откликнется»).

Посредством сказок Якутии я знакомила детей с жизнью народа в прошлом, они узнали много нового и интересного о мужестве якутского народа, о его храбрости и находчивости, о тяжелой жизни якутов в старое время, о том, как преобразился край в последнее время.

В сказке всегда есть мудрое поучение, как жить, как дружить. В поступках и желаниях героев сказок раскрываются разные качества: доброта, отзывчивость, смелость, трудолюбие, скромность, лень, трусость, грубость.

Проводимые мною дидактические игры «Из каких мы сказок», «Сказочный герой», «Позовем сказку» - способствовали тому, что сказка оставалась в душе ребенка, как что-то целое, необычное, надолго запоминаемое.

После внесения сказочного конверта и узнавания сказки, предлагала узнать сказку по коротким ее частям – отрывкам. Например, сказка «Почему зима длиннее, а лето короче». «Закончив сотворение мира, Бог спросил у человека: «Что мне сделать длиннее – лето или зиму?» Человек ответил: «Спроси моих друзей Коня и Быка. Пусть будет так, как они скажут…» Из какой сказки эти слова?

Дети любят не только слушать, но и инсценировать сказки. Предлагала для драматизации якутскую сказку «Как олененок друга искал». По-моему мнению, это служит не только формированию представлений о характерных национальных особенностях устного творчества, но и воспитывает чувство дружбы, внимания и заботы об окружающих.

Не мало место в своей работе я уделяла проведению праздников, развлечений, конкурсов. В старшей группе мною был проведен тематический вечер «Якутия – мой край родной». Вместе с музыкальным руководителем разучивали песни, стихи, танцы народов Севера. Дети читали стихи якутских поэтов, например, «Подснежник» Данилова, «Якутия моя родная» Л.Беловой, «Ты спроси про Якутию» И. Артамонова, «Ты звени, хомус» С. Элляя, загадывали загадки, пели песни.

Весело и задорно был проведен КВН. Целью его было: закрепить умение детей работать в коллективе сверстников, учиться анализировать, делать выводы, развивать любознательность, чувство юмора.

На формирование умственных, нравственных и этических качеств личности существенное влияние оказывают народные игры. Игра для ребенка – способ познания окружающего. Якутская философия гласит: «Устойчивость в суставах, гибкость в спинном хребте – главные признаки здоровья, долговечности организма, в приобретении которых большое значение имеют народные игры.

Известны такие игры маленьких северян как «Ловкий оленевод», «Северные олени», «Ловля куропаток», «Перетягивание каната», «Юрта» и другие.

Мальчикам очень понравились игры-состязания, среди которых особое место занимает «Хапсагай» - борьба на ловкость, «Куобах» - прыжки на двух ногах, «Кылыы» - прыжки с разбега на одной ноге. Эти игры развивают силу, ловкость, глазомер, волю и лучшие черты характера.

Опыт работы с детьми показывает, что народные игры влияют не только физически, но и нравственно их воспитывают.

В работу с дошкольниками мною были включены сюжетно-ролевые игры: «Оленеводы», «Охотники», «Экскурсии по городу», «По реке Лене» и другие. Эти игры способствуют воспитанию патриотических чувств у детей, любви к родному краю и играют большую роль в формировании интернациональных чувств.


следующая страница >>