Дмитриев Вадим Владимирович - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Коваленко Вадим Николаевич частноправовые основы коммерческого регулирования... 2 665.62kb.
Филюшин Александр Владимирович Стратегия оптимизации взаимодействия... 2 339.81kb.
Николай Владимирович Ховбощенко Nicholas V. Khovboshchenko 1 39.08kb.
Отчет о девятой встрече группы №1 г. Мурманск, от 25. 04 1 29.11kb.
Отчет о шестой встрече группы №1 г. Мурманск от 30. 01. 2013 в рамках... 1 26.47kb.
Гитин Виктор Владимирович Все наоборот 6 1260.94kb.
Тезисы к педагогическому проекту «Шаги к успеху. Здоровое поколение» 1 354.43kb.
Рак предстательной железы (рпж) является одним из наиболее частых... 1 273.66kb.
Кирилл Владимирович, Император. Моя жизнь на службе России. 5 2030.11kb.
Смирнов Денис Владимирович «Групповое чаепитие с отягчающими калориями» 1 516.55kb.
Руководство по эксплуатации вы приобрели устройство радиоприемное... 8 2752.16kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Дмитриев Вадим Владимирович - страница №1/1




На правах рукописи


Дмитриев Вадим Владимирович


ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В СФЕРЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО
ИСПОЛНЕНИЯ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ И АКТОВ УПОЛНОМОЧЕНЫХ ОРГАНОВ

Специальность 12.00.13  информационное право

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук


Москва — 2013


Работа выполнена на кафедре информационного права, информатики и математики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации».
Научный руководитель: Морозов Андрей Витальевич

доктор юридических наук, профессор,

заведующий кафедрой информационного права,

информатики и математики Российской

правовой академии Минюста России
Официальные оппоненты: Рассолов Илья Михайлович

доктор юридических наук,


заведующий кафедрой информационного,
предпринимательского и торгового права
Российского экономического
университета им. Г.В. Плеханова
Мохова Ольга Юрьевна

кандидат юридических наук,


старший прокурор Управления по надзору
за исполнением законодательства
о противодействии коррупции
Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российская академия правосудия»
Защита диссертации состоится 20 ноября 2013 года в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 503.001.04 при Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации по адресу: 117218, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, д. 34.
С диссертаций можно ознакомиться в библиотеке Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
Автореферат разослан 19 октября 2013 года.
Ученый секретарь диссертационного совета.

кандидат юридических наук, доцент Н.А. Поветкина


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Президентом Российской Федерации в 2008 году утверждена стратегия развития информационного общества, которое характеризуется высоким уровнем развития информационных технологий и их интенсивным использованием гражданами и органами государственной власти и одним из основных направлений реализации которой является формирование единого информационного пространства.

В настоящее время идет активный процесс формирования такой составной части единого информационного пространства Российской Федерации, как единое информационное пространство в сфере принудительного исполнения судебных решений и актов уполномоченных органов. Об этом свидетельствуют регистрация в 2011 году единой автоматизированной системы Федеральной службы судебных приставов (далее — ФССП), создание банка данных в исполнительном производстве, разработка и согласование технологических карт межведомственного взаимодействия в целях реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от  8 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».

Внедрение современных информационных технологий в деятельность органов государственной власти, создание необходимых условий для эффективного осуществления принудительного исполнения судебных актов способствует построению эффективной системы исполнительного производства, повышению открытости и доступности системы принудительного исполнения как основного аспекта качества правосудия.

Вместе с тем имеются серьезные проблемы, оказывающие существенное влияние на эффективность информационного взаимодействия в рассматриваемой сфере. К ним относятся наличие пробелов и коллизий в законодательстве, регулирующем вопросы процессуального извещения сторон исполнительного производства, межведомственного электронного документооборота, информационно-правовые аспекты розыска и реализации имущества должников. Не создан целый ряд централизованных информационных баз данных, содержащих необходимые сведения о должнике и его имуществе. Соответствующие информационные ресурсы развиваются автономно, не связаны между собой и с единой системой межведомственного электронного взаимодействия. Имеет место использование региональными подразделениями одного федерального органа исполнительной власти различного программного обеспечения, что также препятствует унификации информационного обмена.

Отсутствует научно обоснованная концепция формирования единого информационного пространства в сфере принудительного исполнения судебных решений и актов уполномоченных органов. Это лишает проводимую законотворческую работу необходимой теоретической базы. Не в полной мере используются апробированные на региональном уровне схемы информационного взаимодействия с гражданами, органами государственной власти, иными организациями.

Таким образом, необходимость научного обеспечения совершенствования информационного законодательства и правоприменительной практики в рассматриваемой сфере свидетельствует об актуальности выбранной темы диссертационного исследования.



Степень научной разработанности темы исследования. Проблемы формирования единого информационного пространства Российской Федерации исследовались в трудах таких ученых, как И.Л. Бачило, В.Н. Лопатин, А.В. Морозов, Т.А. Полякова, А.А. Фатьянов, Д.А. Ловцов, Ю.М. Батурин, В.А. Копылов, Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, Л.К. Терещенко, И.М. Рассолов, М.А. Федотов, А.Б. Агапов, Л.В. Филатова, В.Б. Наумов, А.А. Кирилловых, Е.В. Семизорова, С.И. Семилетов, В.Ю. Соловьев, А.А. Чеботарева и других.

Отдельные информационно-правовые аспекты принудительного исполнения судебных решений и актов уполномоченных органов затрагиваются в работах В.А. Гуреева, В.В. Яркова, Д.Х. Валеева, В.Ф. Кузнецова, А.Г. Чобаняна, В.В. Борискина, К.В. Кравченко, К.Н. Прошкина, О.М. Черновой и других ученых.

Вместе с тем вопросы формирования единого информационного пространства в сфере принудительного исполнения судебных решений и актов уполномоченных органов предметом специального комплексного монографического исследования до настоящего времени не становились.

Цель диссертационного исследования заключается в определении и научном обосновании основных направлений формирования и развития единого информационного пространства в сфере принудительного исполнения судебных решений и актов уполномоченных органов как составной части единого информационного пространства Российской Федерации.

Достижение указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

– изучить отечественный и международный опыт, накопленный в рассматриваемой области;

– определить понятие и содержание единого информационного пространства в сфере принудительного исполнения судебных решений и актов уполномоченных органов;

– провести научный анализ правового обеспечения формирования единого информационного пространства в сфере принудительного исполнения судебных решений и актов уполномоченных органов;

– исследовать правовые проблемы унификации методологии информационного взаимодействия в практической деятельности ФССП;

– выработать предложения и рекомендации для совершенствования законодательства и правоприменительной практики в исследуемой сфере.

Объектом исследования являются общественные отношения в информационной сфере, связанные с принудительным исполнением судебных решений и актов уполномоченных органов.

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие вопросы формирования и развития единого информационного пространства в сфере принудительного исполнения судебных решений и актов уполномоченных органов.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные (анализ и синтез, индукция и дедукция и другие), специальные и частноправовые (статистический, социологический, формально-юридический, сравнительно-правовой и другие) методы познания. В ходе исследования использовалась отечественная и зарубежная юридическая литература, а также интернет-ресурсы, имеющие отношение к тематике работы.

Правовую основу исследования составляют нормы Конституции Российской Федерации, международные правовые акты, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовые акты ряда зарубежных государств.

Эмпирическую базу исследования составляют статистические данные ФССП и ее территориальных органов, судебная практика Российской Федерации, монографии, публикации в периодических изданиях, материалы научно-практических конференций разного уровня, затрагивающие тематику исследования, материалы, размещенные в сети Интернет, а также сведения, полученные автором в ходе работы в Управлении ФССП по Санкт-Петербургу.

Обоснованность и достоверность результатов исследования определяются широким применением современных научных методов исследования, значительной информационной базой, включающей научную литературу и правовые акты.

Научная новизна исследования заключается в том, что диссертация представляет собой первое комплексное монографическое исследование проблем формирования единого информационного пространства в сфере принудительного исполнения судебных решений и актов уполномоченных органов, в которой впервые подвергнуты научному анализу и систематизированы информационно-правовые аспекты исполнительного производства как важной составляющей создания информационного общества и составной части единого информационного пространства Российской Федерации.

Автором разработана концепция формирования единого информационного пространства в сфере принудительного исполнения судебных решений и актов уполномоченных органов, включающая определение, содержание и основные направления развития единого информационного пространства. Проведен анализ вопросов правового обеспечения и унификации информационного взаимодействия в рассматриваемой области.

Раскрыт соответствующий международный опыт, выявлены основные общие тенденции и особенности, определены возможные направления использования данного опыта в отечественной правоприменительной практике. Сформулированы возможные пути решения существующих проблем, в том числе предложения по совершенствованию правового регулирования в исследуемой сфере.

В результате проведенного исследования на защиту выносятся следующие основные положения:

1. В целях обеспечения осуществления государственных функций по принудительному исполнению судебных решений и актов уполномоченных органов автором разработана концепция формирования единого информационного пространства в сфере исполнительного производства, в которой на основе базовых принципов в том числе сформулированы конкретные предложения о внесении дополнений и изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», а также в «Порядок создания и ведения банка данных в исполнительном производстве ФССП России в электронном виде».

2. Для развития и совершенствования законодательства в исследуемой сфере автором разработано определение понятия «единое информационное пространство в сфере принудительного исполнения судебных решений и актов уполномоченных органов», которое представляет собой «совокупность информационных технологий, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, позволяющих на основе единых принципов обеспечить информационное взаимодействие ФССП и других государственных органов, иных организаций и граждан».

3. Автор рассматривает единое информационное пространство в сфере принудительного исполнения судебных решений и актов уполномоченных органов как относительно самостоятельный элемент системы единого информационного пространства Российской Федерации, в котором взаимодействуют суды, органы государственной власти, органы местного самоуправления, кредитные организации, граждане и другие субъекты. Для этого предлагается закрепить в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» цели, задачи и принципы формирования единого информационного пространства Российской Федерации.

4. В целях эффективного развития единого информационного пространства в сфере принудительного исполнения судебных решений и актов уполномоченных органов предлагается ряд действий, направленных на:

– принятие нормативных правовых актов, направленных на правовое обеспечение исполнения государственных функций в электронном виде;

– формирование на международном уровне правового механизма оперативного информационного обмена сведениями, необходимыми для розыска должников и их имущества на территории иностранных государств;

– предоставление территориальным органам ФССП удаленного доступа к определенным региональным подразделам федеральных информационных ресурсов.

5. В целях оперативного извещения о возбуждении исполнительного производства и создания условий для оплаты долга в добровольном порядке автором разработана модель соответствующего информационного взаимодействия ФССП России и граждан. Указанная модель предусматривает создание правового механизма функционирования информационно-платежных терминалов, электронной информационной системы в сети Интернет, информационных ресурсов общественных организаций, sms-оповещения и оплаты долга через мобильный телефон.

6. Для совершенствования правового регулирования межведомственного электронного взаимодействия доказана необходимость издания правового акта об установлении единого перечня сведений, необходимых ФССП России для осуществления своих полномочий, что позволит исключить сбор, обработку и хранение излишней информации о должниках как стороны исполнительного производства.

7. Обоснована необходимость разработки государственной программы по распространению социальной рекламы в сфере исполнительного производства, способствующей добровольному исполнению судебных решений и актов уполномоченных органов.



Теоретическая и практическая значимость исследования.

Сформулированные диссертантом теоретические положения направлены на решение актуальных проблем информационного права, расширяют и углубляют научные знания в исследуемой области и представляют определенную ценность для последующих научных исследований.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для построения общегосударственной системы информационного взаимодействия в сфере принудительного исполнения судебных решений и актов уполномоченных органов, что позволит обеспечить качественно более высокий уровень выполнения задач исполнительного производства. Результаты исследования использовались при совершенствовании законодательства, в процессе преподавания при чтении курсов лекций по информационному праву, при подготовке специалистов в сфере исполнительного производства.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на научно-практических конференциях всероссийского и международного уровня: Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и соискателей «Актуальные проблемы современного права в научных исследованиях молодых ученых-юристов» (27 мая 2011 г., Москва); Международной научно-практической конференции «Право на доступ к информации: возможности и ограничения в электронной среде» (13 апреля 2012 г., Санкт-Петербург); Международная научно-практическая конференция «Исполнительное производство в России: вопросы теории и практики» (20 апреля 2012 г., Санкт-Петербург), а также нашли отражение в подготовленных и опубликованных автором научных работах по теме исследования.

Выводы диссертационного исследования обсуждались также на заседании координационного совета при Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области под председательством Министра юстиции Российской Федерации А.В. Коновалова (30 мая 2011 г.), на совещаниях-семинарах по обмену передовым опытом работы территориальных органов ФССП (3 октября 2012 г.).

Практические результаты диссертации используются в деятельности ФССП и ее территориальных органов. Так, под руководством автора в Санкт-Петербурге организовано получение судебными приставами-исполнителями сведений о должниках, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. Данная информация имеет особую значимость при взыскании алиментов, для своевременного обращения судебного пристава с ходатайством о замене наказания. Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в уголовно-исполнительные инспекции направлено информационное письмо от 26.10.2010 № 65/30-398 «О порядке информационного обмена с Управлением ФССП России по Санкт-Петербургу» и сформирована единая региональная база данных лиц, осужденных к наказаниям, не связанных с реальным лишением свободы. Также организовано проведение социальной рекламы информационно-платежных систем. Диссертантом разработана памятка гражданину «Как добиться исполнения судебного решения», которая бесплатно распространяется Фондом гуманитарной помощи жителям Санкт-Петербурга. Данная памятка включает раздел «Как узнать о долгах и оплатить их».

Результаты диссертации внедрены в учебный процесс Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации.




ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, дается представление о степени ее разработанности, определяются объект и предмет, цели и задачи исследования, его методологическая, правовая и эмпирическая основы, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются основные положения, выносимые на защиту, приводятся сведения о степени достоверности и апробации результатов исследования.

Первая глава «Анализ организационно-правовых основ формирования единого информационного пространства в сфере исполнительного производства» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе с правовой точки зрения анализируется понятие единого информационного пространства. На основании проведенного анализа предлагается авторское определение единого информационного пространства в сфере принудительного исполнения судебных решений и актов уполномоченных органов, приведенное в основных положениях, выносимых на защиту.

Рассматривается история формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов. Исследуются основные правовые акты в данной сфере: Государственная программа «Информационное общество (2011—2020 годы)», Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и другие.

До недавнего времени информатизация органов государственной власти была ориентирована, главным образом, на повышение эффективности собственной деятельности, что привело к созданию значительного количества ведомственных информационных систем, предназначенных для удовлетворения информационных потребностей ограниченного круга пользователей и не совместимых между собой. Сложившаяся ситуация потребовала активизации развития процессов интеграции государственных информационных ресурсов.

Формирование и развитие единого информационного пространства Российской Федерации и соответствующих государственных информационных систем должно осуществляться на межотраслевом и межрегиональном уровне с применением комплексного, системного подхода к решению правовых, организационных и технических вопросов. Внедрение новых технологий и совершенствование информационного законодательства должно опираться не только на потребности оптимизации внутренней деятельности отдельно взятого органа государственной власти, но и на повышение эффективности межведомственного взаимодействия и оказания государственных услуг. При этом необходимо сотрудничество в информационной сфере с другими государствами и международными организациями, что сделает возможным интеграцию с мировым информационным пространством.

Во втором параграфе рассматривается единая автоматизированная система ФССП (далее – АИС ФССП России), ее инфраструктурные и прикладные компоненты. Среди указанных компонентов большое значение имеет подсистема межведомственного взаимодействия, которое осуществляется по следующим направлениям:

– получение информации о должнике и его имуществе от регистрационно-учетных органов, кредитных и иных организаций;

– направление в регистрационно-учетные органы, кредитные и иные организации постановлений о запрете регистрационных действий с имуществом должника;

– предоставление информации о наличии исполнительных производств через официальный Интернет-сайт;

– предоставление операторам платежных систем информации о наличии задолженности по исполнительным производствам;

– получение информации о проведенных платежах по исполнительным производствам;

– предоставление информации в органы исполнительной власти о наложении и снятии личных ограничений, установленных для должника в рамках исполнительного производства; к таким ограничениям относятся запреты на выезд из Российской Федерации и выдачу заграничного паспорта;

– получение информации о выданных исполнительных документах от уполномоченных органов;

– направление информации о вынесенных в рамках исполнительных производств постановлениях взыскателям и органам, выдающим исполнительные документы.

Также с использованием подсистем АИС ФССП России организовано создание и ведение банка данных в исполнительном производстве в электронном виде. Создание и ведение банка данных осуществляется на федеральном уровне (центральный аппарат ФССП России), региональном уровне (аппарат управления территориального органа) и местном уровне (структурные подразделения территориального органа).

Рассматриваются вопросы функционирования официального Интернет-сайта ФССП, информационной безопасности, мониторинга правоприменения.

Третий параграф посвящен анализу основных общих тенденций и особенностей законодательства различных стран об исполнительном производстве в области информационного права.

В развитых зарубежных странах единое информационное пространство в сфере исполнительного производства рассматривается как неотъемлемая составная часть единого информационного пространства органов государственной власти. Об этом свидетельствуют законодательные акты, принятые в целях развития межведомственного электронного документооборота. Данные законодательные акты предусматривают создание информационных систем, интегрированных со всеми органами, обладающими сведениями о должнике и его имуществе.

Наиболее наглядным примером является Финляндия, где в соответствии с комплексной реформой Закона «Об исполнительном производстве» с 2004 года действует единая информационная система взысканий. Одним из важнейших направлений правового обеспечения единого информационного пространства в сфере исполнительного производства является законодательное закрепление понятия «электронный документ» и придание электронным документам юридической силы.

Особый интерес представляет предусмотренное законодательством многих зарубежных стран (Германии, Англии, Уэльса, Португалии, Дании, Испании, Франции, Нидерландов, Швеции и др.) публичное раскрытие самим должником информации о своем имуществе и имущественных правах.

Изученный международный опыт пока используется в России не в должной степени. Пример целого ряда иностранных государств убедительно показывает, что формирование единого информационного пространства в рассматриваемой сфере невозможно силами одного органа принудительного исполнения без надлежащей координации и жесткого контроля данного процесса на государственном уровне.

Вторая глава «Правовое обеспечение единого информационного пространства в сфере исполнительного производства» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе рассмотрен один из важнейших аспектов единого информационного пространства в рассматриваемой сфере — информирование граждан об имеющихся долгах и создание условий для их оперативной и удобной оплаты в добровольном порядке.

В соответствии с п.1 ст.24 Федерального закона «Об исполнительном производстве» лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения, в том числе с использованием электронной и иных видов связи. В частности, эффективным и экономичным способом извещения является рассылка sms-сообщений.

Вместе с тем признание такого способа извещения процессуальным, то есть достаточным и надлежащим, в настоящее время вызывает сомнения. Так, до сих пор не приняты нормативные акты, регламентирующие порядок извещения с помощью средств мобильной связи, в том числе подтверждение получения такого извещения, что может послужить доказательством в суде. Аналогичные проблемы, связанные с определением места и времени отправления и получения сообщений, а также подтверждением их получения, возникают и при использовании электронной почты.

С учетом изложенного автор предлагает внесение в действующее законодательство конкретных системных изменений, направленных на совершенствование правового регулирования извещения сторон исполнительного производства и установление единых правил использования соответствующих информационных технологий. При этом внесение указанных изменений представляется целесообразным организовать в два этапа.

На первом этапе sms и электронные сообщения могут заменить собой почтовые уведомления должнику или взыскателю в случае, если они сами заявили соответствующее ходатайство. Это позволит сформировать правоприменительную практику и сэкономить значительные суммы бюджетных средств.

На втором этапе возможно, с учетом имеющегося международного опыта, создание единой информационной системы, обеспечивающей юридически значимое получение сторонами исполнительного производства извещений на уникальные электронные почтовые адреса, закрепленные за гражданами и организациями. Устранение пробелов в законодательстве позволит организовать и рассылку процессуальных sms-извещений владельцам телефонных номеров без дублирования указанной в них информации почтовой связью.

Во втором параграфе проанализированы недостатки правового регулирования межведомственного информационного обмена.

Ключевым фактором, влияющим на соблюдение принципа своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, является время получения ответа из регистрирующих органов, обладающих информацией о должнике и его имуществе. При использовании стандартных процедур направления запросов на бумажном носителе ответ может быть получен через несколько недель. За это время должник имеет потенциальную возможность переоформить свое имущество на других лиц, и последующие меры принудительного исполнения могут оказаться неэффективными.

Вместе с тем до настоящего времени не принят закон «Об электронном документе». Как следствие за рамками правового регулирования остаются следующие важнейшие вопросы, имеющие ключевое значение для развития электронного документооборота:

– регламентация порядка документирования;

– требования к форматам электронных документов и их реквизитам;

– порядок передачи и получения электронных документов;

– оформление копий электронных документов;

– порядок перевода электронного документа на бумажный носитель;

– требования к защите электронных документов;

– порядок применения электронной подписи в зависимости от вида и важности электронного документа;

– архивное хранение электронных документов.

Совокупность перечисленных требований и процедур образует юридическую значимость электронного документа, обеспечивающую дальнейшую возможность его использования при осуществлении государственных функций. Необходимо также отметить, что и в гражданском, и в арбитражном процессе предусмотрена возможность представления доказательств в электронной форме. Вместе с тем четкие критерии и механизм проверки достоверности таких доказательств отсутствуют.

Реализация положений постановления правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» ориентирована, главным образом, на оказание государственных услуг. Поэтому необходимо принятие комплекса нормативных актов, направленных на правовое обеспечение исполнения в электронной форме государственных функций. При этом одним из элементов формирования единого информационного пространства должен стать закрепленный законодательно единый перечень сведений, необходимых Федеральной службе судебных приставов для осуществления своих полномочий.

Третий параграф посвящен информационно-правовым аспектам розыска и реализации имущества должников. В сфере розыска анализ действующего законодательства позволяет выделить три уровня единого информационного пространства: международный, федеральный и региональный.

На международном уровне существующий порядок гражданского розыска на территории иностранных государств определен заключенными Российской Федерацией международными договорами о правовой помощи. Этот порядок представляет собой сложную и длительную процедуру обмена бумажными документами, при этом с целым рядом крупных государств соглашения вообще не заключены. На федеральном уровне необходимо принятие совместного правового акта Минюста России и МВД России, определяющего порядок содействия сотрудников полиции судебным приставам при осуществлении розыска в рамках исполнительных производств.

Существенным резервом повышения результативности розыска является новая редакция статьи 11 Федерального закона «О персональных данных», предусматривающая, что обработка биометрических персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных в связи с исполнением судебных актов. Таким образом, следует признать правомерным распространение фотографий разыскиваемых должников. Способами распространения могут быть размещение фотографий на информационных щитах, баннерах, а также в средствах массовой информации и сети Интернет.

Автором рассмотрен положительный опыт проведения электронных торгов по реализации арестованного имущества. Также предлагается сосредоточение всех информационных извещений о торгах по продаже имущества должников на едином официальном сайте и, по аналогии с законодательством о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, отказ от печатных публикаций данных извещений. Это позволит консолидировать информацию для потенциальных участников торгов, а также значительно сократить количество судебных исков о признании торгов недействительными в связи с несоблюдением порядка извещения.



Третья глава «Организационно-правовые проблемы унификации информационного взаимодействия и пути их решения» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе рассмотрено предоставление физическим лицам и организациям возможности оплаты задолженности с использованием различных электронных платежных систем, в том числе платежных терминалов. Проведенный анализ позволил выявить следующие преимущества использования информационно-платежных систем в сфере исполнительного производства:

– снижение коррупционной составляющей, поскольку денежные средства поступают непосредственно на депозитные счета структурных подразделений ФССП;

– снижение нагрузки на судебных приставов-исполнителей при приеме платежей от физических лиц;

– возможность оплаты задолженности в любое удобное время;

– сокращение сроков, связанных с обработкой информации о платежах должников, за счет получения соответствующих электронных реестров;

– минимизация возможности возникновения ошибок, поскольку практически полностью исключается ручное заполнение документов;

– наличие актуальной и достоверной информации о поступивших платежах;

– разнообразие способов оплаты;

– повышение эффективности исполнения судебных решений и актов уполномоченных органов о взыскании небольших сумм денежных средств;

– экономия бюджетных средств за счет сокращения количества документов в материалах исполнительных производств и почтовых расходов на их пересылку должникам и взыскателям. Данная экономия обусловлена погашением задолженности многими должниками непосредственно после вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства.

Зачастую информационно-платежные системы функционируют автономно и не связаны между собой. Реализация различных концепций их применения существенно затрудняет формирование единого информационного пространства. Как следствие значительная часть населения либо не знает о наличии тех или иных сервисов, либо неправильно представляет себе принципы их функционирования. В связи с этим автором предлагается схема информационного взаимодействия, позволяющая максимально обеспечить удовлетворение информационных потребностей граждан.

Во втором параграфе автором предлагается алгоритм электронной регистрации исполнительных документов, который может быть использован для унификации информационного взаимодействия до завершения перевода органами государственной власти исполнительных документов в электронный вид. Такой перевод требует осуществления комплекса мероприятий, направленных на создание соответствующей нормативно-правовой, организационной и технической базы.

По мнению автора, необходимо также создание единой информационной системы судов, ФССП и Федерального казначейства, что позволит, в частности, повысить результативность исполнительных производств в отношении бюджетных учреждений, избежать необоснованного приостановления операций по расходованию средств на их лицевых счетах, а также организовать единый учет предъявления соответствующих исполнительных документов.

Поступление исполнительных документов в электронном виде невозможно без создания электронного архива для организации их хранения. Согласно пункту 2 статьи 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» подлинник исполнительного документа в определенных случаях остается в оконченном исполнительном производстве.

По мнению автора необходимо создание нормативно-правовой базы, определяющей единые правила и форматы передачи электронных документов на архивное хранение, резервное копирование и уничтожение электронных документов.

Третий параграф посвящен вопросам получения информации, необходимой для применения мер принудительного исполнения.

Одной из основных проблем следует признать отсутствие целого ряда централизованных информационных баз данных, содержащих необходимую информацию о должнике и его имуществе (единого реестра владельцев ценных бумаг, единой базы учета пенсий лиц, проходивших службу в правоохранительных органах, единой базы виртуальных счетов, единой информационной системы учета лиц, воспользовавшихся услугами почтовой связи). Соответствующие информационные ресурсы на региональном уровне развиваются автономно, не связаны между собой и с единой системой межведомственного электронного взаимодействия. Имеет место использование региональными подразделениями одного федерального органа исполнительной власти различного программного обеспечения (Пенсионный фонд, ГИБДД), что также приводит к невозможности реализации единой схемы обмена данными.

Необходимо в кратчайшие сроки завершить централизацию информационных систем судов и органов государственной власти, а также гармонизацию их с подсистемой МВВ в рамках единой федеральной системы межведомственного электронного взаимодействия с использованием разработанных в регионах форматов и шаблонов передачи сведений. При этом территориальным органам ФССП должна быть предоставлена возможность самостоятельного информационного обмена с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также удаленного доступа к определенным региональным подразделам федеральных информационных ресурсов.

В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, излагаются основные результаты работы, даются рекомендации, указываются проблемы, нуждающиеся в дальнейшем более глубоком изучении, и перспективы дальнейшей разработки темы исследования.



Основные положения диссертационного исследования отражены

автором в опубликованных научных статьях общим объемом 2,3 п.л.
Статьи, опубликованные в изданиях,

рекомендованных ВАК Минобрнауки России
1. Зарубежный опыт формирования единого информационного пространства в сфере исполнительного производства / В.В. Дмитриев // Международное публичное и частное право. — 2012. — № 2. — 0,4 п.л.

2. Особенности формирования единого информационного пространства в сфере исполнительного производства / В.В. Дмитриев // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. — 2012. — № 2. — 0,4 п.л.

3. Правовые аспекты развития межведомственного электронного документооборота / В.В. Дмитриев // Арбитражный и гражданский процесс. — 2012. — № 9. — 0,4 п.л.

4. Использование единого информационного пространства при розыске и реализации имущества должников / В.В. Дмитриев // Научное мнение. — 2012. — № 10. — 0,4 п.л.

5. Актуальные проблемы унификации информационного взаимодействия в сфере исполнительного производства / В.В. Дмитриев // Глобальный научный потенциал. — 2012. — № 12. — 0,3 п.л.
Научные статьи, опубликованные в иных изданиях

6. Основные направления развития информационно-платежных систем в сфере исполнительного производства / В.В. Дмитриев // Исполнительное право. — 2012. — №2. — 0,4 п.л.



Подписано в печать 09.10.2013.



Формат 60х90/16. Усл. печ.л. 1,1. Тираж 130 экз.