Джей Францис 14. 06. 02 пересмотрено и исправлено 17. 01 - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Джей Францис 14. 06. 02 пересмотрено и исправлено 17. 01 - страница №1/1



ДЕЯНИЯ 13-14 ГЛ.: ЕВАНГЕЛИЗМ И СТРАТЕГИИ ОСНОВАНИЯ НОВЫХ ЦЕРКВЕЙ

Джей Францис 14.06.02 (пересмотрено и исправлено 17.01.11)


Вступление

Начиная с 13 гл. Деяний Святых Апостолов, церковь коренным образом меняет свое направление. Впервые собрание верующих людей намеренно посылает своих членов с целью проповедовать Cлово. Правда, христиане с Иерусалима были рассеяны от гонений, и, конечно же, они свидетельствовали другим на новой родине. Фактически, это объясняет присутствие церкви в Сирийской Антиохии. Несмотря на то, что эти христиане разъехались за пределы своей родины непреднамеренно, они все же были в рассеянии по предопределенному Божьему плану. Кроме того, некоторые люди, в частности, Филипп и Петр, путешествовали с выполнением великого поручения, но это были, по-видимому, единичные усилия. В данном отрывке впервые верующие в Антиохии принимают решение под руководством Духа Святого послать команду миссионеров в качестве представителей своей общины с конкретной целью распространения Евангелия.1 Часто в Писании первичное описание определенного действия имеет важное значение. Поэтому, давайте рассмотрим евангелизационные стратегии и стратегии основания новых церквей, используемые Святым Духом во время этой первой миссионерской работы, чтобы понять методы Духа в ведении церкви и ее представителей, Варнавы и Павла.


Почему церковь в Антиохии?

Интересно, что первых миссионеров послала не родная церковь в Иерусалиме, а именно эта, дочерняя церковь в языческом городе. Существует несколько причин изменения географической направленности. По мнению Луки, действие постепенно переходит из Иерусалима в Рим, то есть от центра еврейского мира в центр языческого мира. Это перемещение является очевидным на протяжении всей книги, начиная с ключевого стиха в Деяниях 1:8, 2: «…но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее, и Самарии, и даже до края земли». В Ветхом Завете все поклонение должно было быть сосредоточенным в храме в Иерусалиме, выбранном Богом городе, но с появлением Святого Духа в каждом верующем отпала необходимость в таких географических ограничениях; церковь – это то место, куда Дух Святой приводит верующих людей. Далее, выбрав Антиохию, это новое передвижение свидетельствует не столь о националистическом характере, как о его доступности для всех. Миссионеры, представители церкви, имели возможность свободно нарушить церемониал, предусмотренный законом, что позволило им избежать дополнительных трудностей, которые бы произвели на них некоторые мужчины из Иерусалима (напр. Деяния 15:5 и 21:20).3 Использование Антиохийской церкви Духом Святым показывает, что миссионерская деятельность могла инициироваться и управляться поместной церковью; не было необходимости получать одобрение "штаб-квартиры", то есть, церкви в Иерусалиме. Основанная на евангелизационном пылу верующих людей с Кипра и Финикии, ранее рассеявшихся от гонений в Иерусалиме (Деян. 11:19-20), церковь в Антиохии была уникальным образом подготовлена к этой новой задаче по суверенному Божьему плану. Побуждение и призыв изошли от Духа Святого, а не от стратегии, полученной из штаб-квартиры.


Каким образом были избраны миссионеры – представители церкви?

В Антиохийской церкви было пять мужчин, признаных всеми как пророки и учителя. Эти люди, возможно, были старейшины церкви, или, принимая во внимание то, что это была новая община, они, возможно, служили временным руководством в то время, как шел процесс определения и подготовки старейшин. Скорее всего, Варнава, который упоминается первым, был лидером (Деян. 11:19-30) церкви, а Павел, который упомянут последним, был новообращенным. Так как эти люди были заняты, совершая свое обычное служение и пост, Святой Дух сообщил каким-то образом, что Варнаву и Савла нужно отделить на особенное дело. Вероятно, сообщение было послано через пророков, Варнаву, Симеона, и, или Луция. Интересно, что призыв лично получили не только Варнава и Савл, но и вся церковь через руководство. Все согласились, что это был Божий призыв, даже если это означало потерю их главного лидера, Варнавы, и потерю, по всей видимости, наиболее перспективного из новых талантов, Савла. Таким образом, и эти лидеры и их церковь приняли вызов к здоровому росту в служении. 4 Несмотря на то, что сообщение передал непосредственно Дух Святой, очевидным есть тот факт, что конкретные детали о месте и цели работы были упущены. Поэтому община назначила специальное время, чтобы совершить пост и молитву и узнать волю Господа. В результате, Варнава и Савл вместе с помощником, Иоанном, прозванным Марком, отправились в первое миссионерское путешествие. Команды из двух или более миссионеров, по-видимому, это норма в книге Деяний святых Апостолов. Возложение рук (Деян. 13:3) является знаком отождествления общины с их двумя представителями. Церковь приняла активное участие, благословив своих миссионеров на труд, но Лука ясно говорит в четвертом стихе, что Святой Дух послал их. Таким образом, Церковь, как тело Христово, была проявлена в роли представителя Святого Духа.


Куда отправились миссионеры?
Сначала Варнава и Савл из Селевкии, порта Антиохии, на корабле отплыли на Кипр, а потом отправились в южную часть Малой Азии. (Детали смотри в прилагаемой карте.) Антиохийская церковь уже имела некоторые связи с этими двумя местами. Во-первых, как уже упоминалось ранее, некоторые из основателей церкви в Антиохии были родом из Кипра (Деяния 11:20). Еще более важным фактом является тот, что Варнава был кипрянином5, как отметил Лука в Деяниях 4:36. Интерес к достижению своих соотечественников с помощью Евангелия, несомненно, был огромным, и Кипр имел сильную еврейскую базу, которой можно было начинать благовествовать. Кипр был островом, занимающим важное положение, это был центр торговли, которым правил Рим с 57 г. до н.э., и, это было естественное место остановки на пути в Малую Азию. В Малой Азии, конечно же, был расположен родной город Савла Тарс. Следовательно, Савл прекрасно понимал религию и культуру этого региона и мог быть эффективным здесь во время этого первого и важного служения. И на Кипре и в Малой Азии, Евангелие проповедовалось не только в доступных портовых городах, но и во внутренних городах. Удобство не всегда принималось во внимание, например, чтобы добраться до Писидийской Антиохии (высота 1100 метров) из прибрежной Пергии, нужно было преодолеть труднопроходимые горы Тарса. Наверное, спланированной стратегией было достижение таких городов, как Саламин и Паф на Кипре, Писидийской Антиохии в Галатии и Листры в Ликаонии, которые были столицами или иными центрами влияния (см. таблицу ниже) 6.


No.

Город

Описание важности

1

Саламин

Порт, местонахождение правительства восточного Кипра

2

Паф

Порт, местонахождение провинциального управления

3

Писидийская Антиохия

Римская колония*, на восточно-западной Императорской дороге

4

Листра

Римская колония*, на восточно-западной Императорской дороге

* Римские колонии существовали для того, чтобы защищать и распространять римскую культуру.



Кто был целевой аудиторией?

В большинстве случаев, выбирались те города, где было значительное еврейское население, а также где были "боящиеся Бога" (Деян. 13:16). "Боящиеся Бога", вероятно, это были язычники, которые формально не принадлежали к иудаизму, но почитали Бога Израилева7. Присутствие евреев и других последователей Яхве уже открывало возможность для проповеди Евангелия и без особых усилий миссионеров и необходимости объяснять, кто такой Бог и кто такой Мессия. Стратегия в каждом городе состояла в том, чтобы сначала найти, а потом говорить с евреями, которые собирались в синагоге в субботу (напр. Деян. 13:05, 13:14, 14:1). Эта стратегия не только открыла возможность для быстрого распространения Евангелия в этой местности, но и позволила им уделить приоритетное внимание евреям в каждой области (Рим. 1:16). Когда интерес в синагоге достаточно возрос, Варнава и Савл возвращались туда во второй и третий раз (Деян. 13:42-44, Деян. 14:3). Данная практика была характерной для Павла (Деян. 17: 2). Интерес к новому учению часто приводил большое количество язычников в синагогу. Однако, когда возникло противостояние со стороны представителей еврейского руководства, как это часто происходило (Деян. 13:45-46, 14:2), то фокус миссионеров сразу же сместился на языческое население города. Поэтому, очевидно то, что с самого начала стратегия налаживания контактов с евреями и "боящимися Бога" вообще не исключала язычников . Всякий раз, когда возникали серьезные гонения в городе со стороны иудеев или язычников, Варнава и Савл отправлялись в другой город, чтобы не тратить время на непродуктивные сражения.


Первые встречи со лжеучителями

Другая стратегия, которую использовал Бог, посредством Своего Духа, чтобы показать, что Варнава и Савл были по-настоящему Его представителями, состоит в прямой встрече с заявителями ложной божественной силы. В Пафе, Савл непосредственно столкнулся с волхвом, который утверждал, что он якобы Вариисус, или сын Иисуса, и назвал его "сыном дьявола". Бог произвел ироническое чудо, ослепив так называемого пророка и продемонстрировав тем самым превосходство истины Савла над лжеучением волхва Елима. Эта встреча имеет дивное сходство со встречей Петра с волхвом Симоном, которая произошла ранее (Деян. 8:9-24). Отметим, что в обоих случаях, Божьи люди не искали этих людей и встречи с ними, скорее эти люди сами постигли их. Несмотря ни на что, оба мужа действовали с уверенностью во Христе, они обличали лжеучителей, и через все это Бог показал Свою силу. Подобным образом сила Божия была проявлена в Иконии и Листре через знамения, чудеса и исцеления больных. Эти чудеса засвидетельствовали о новом смысле и содержании Евангелия перед иудеями и язычниками, но использование знамений и чудес в Деяниях носит исключительный характер и часто возникали как хорошие результаты, так и плохие. Позже в своем послании к Галатам, Павел напоминает им о подлинности своего слова8: "Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона это производит или через наставление в вере?" (Гал. 3:5).



Изменение имени

Во время встречи с Елимой Лука впервые представляет римского проконсула9, у которого было то же имя, что и у Савла, Павел. До этого момента Павел, общаясь в основном только с евреями, с гордостью использовал свое еврейское имя. Несмотря на это, он, очевидно, был готов пожертвовать именем первого царя в Израиле ради того, чтобы быть более доступным для своей языческой аудитории. Позже Павел заявит о том, что целенаправленно открывает его намеренную стратегию для достижения как можно большего количества людей:
«Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его». (1 Кор. 9:19-23,)
Возможно, изменение имени было всего лишь частью его намеренной стратегии. В любом случае, в дальнейшем Павел и Лука используют только свои римские имена, кроме того случая, когда Павел ссылается на себя в историческом контексте личного свидетельства. 10
Кадровые перестановки на поле служения

Также, во время встречи с волхвом, Павел выходит на передний план среди других служителей. В Деян. 13:13 Лука начинает описание со слов, “Павел и бывшие при нем …” Впоследствии, Павел обычно упоминается первым, когда только идет речь о его отношениях с Варнавой. Стратегия была в том, чтобы изменить руководство во время проведения этой миссионерской поездки, потому что Бог открыл, что Павел был намного более одаренным лидером. Возможно, это можно объяснить тем, что Павел был смелее, чем Варнава, или же тем, что он лучше понимал мышление язычников. Во всяком случае, перестановка произошла естественным образом, без видимых обид или зависти.
К сожалению, другая кадровая перестановка не была настолько гладкой. Лука просто говорит: “Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим.(Деян. 13:13б). Коментаторы выдвинули множество предположений о причине возвращения Иоанна Марка, но на самом деле никто не знает почему так произошло. Нам лишь известно, что Павел рассматривал это как отказ от выполнения обязательств в служении, о чем свидетельствует его дискуссия по поводу Марка в следующей миссионерской поездке: 11
«Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком. Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы. Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр». (Деян. 15:37-39)
Марк был двоюродным братом Варнавы, и это действительно была сложная ситуация для обоих. Общая проблема прекращения миссионерской деятельности – это не только проблема современного времени, она берет свое начало еще со времен самой первой миссионерской поездки. Дух Святой использует подобные обстоятельства в миссионерской деятельности для того, чтобы развеять тех, кто не должен быть там. Что касается Марка, позже Бог использовал его в другом служении, в особенности, в служении самому Павлу (2 Тим. 4:11, Филим. 24, Кол. 4:10), и, конечно же, в написании первого Евангелия. Обе кадровые перестановки были осуществлены непосредственно на миссионерском поле, и не было необходимости консультироваться по этому вопросу с церковью, которая послала команду, так как это могло вызвать задержку во времени. Конечно, по окончании миссионерской поездки церковь получила отчет обо всем случившемся.
Какое было послание?

Лука полностью записал слово наставления Павла во время первого посещения синагоги в Писидийской Антиохии. (Деян 13:16-41). Это типичная проповедь Павла, которую он говорил в каждом посещаемом городе. В действительности, визит в Антиохию и реакция слушателей Павла описываются в качестве типичной ситуации, которая имела место много раз во время этих миссионерских поездок. Ниже приводится план стратегии Павла в данной проповеди: 12

  1. Проповедовал он по приглашению (ст. 15);

  2. Проповедь соответствовала случаю, звучала в контексте предыдущего чтения закона и пророков (ст. 17-22);

  3. Проповедь напоминала о непринятии Израилем Мессии (ст. 27-28);

  4. Проповедь содержала краткое изложение Евангелии, включая приглашение поверить и предупреждение о последствиях в случае отказа ответить на призыв. (ст. 29-32, 38-41);

  5. Проповедь была обращена к тем, которые уже были знакомы с Иудаизмом, она ссылалась на многие места из Старого Завета (ст. 33-35, 41);

  6. Проповедь была избирательной, основной акцент был на Иисусе и исполнении Мессианских пророчеств (ст. 33-35); и

  7. Согласно главной теме Деяний, проповедь подчёркивала Божий суверенитет в судьбе Израиля, включая вопрос спасения (напр. ст. 40).


Использование служений в синагоге для того, чтобы возбудить интерес у людей – это была их очевидная стратегия. Те, кто проявляли интерес, могли лично пообщаться после служения или на протяжении недели.
Конечно же, типичная проповедь Павла исключительно языческой аудитории кардинально отличалась. Наилучшим примером такой проповеди является речь в ареопаге в Афинах во время более позднего путешествия. (Деян. 17:22-31). Хотя определённую стратегию в работе с языческой аудиторией можно увидеть и в его встрече с народом в Листре, (Деян. 14:15-17), несмотря на то, что это была не проповедь, а действия в непредвиденной ситуации. Он опирается на следующие пункты:

  1. Всё человечество имеет одинаковую природу;

  2. Бог является Творцом неба и земли;

  3. Бог владычествует над всеми народами;

  4. Бог благословляет всех людей, так засвидетельствовал им о Себе; и

  5. Люди должны сделать выбор и служить Богу или отвергнуть Его.


Ученичество, назначение старейшин, и доверие Богу

После своего путешествия, приложив все возможные силы для проповеди Евангелия на как можно дальнее расстояние и как можно быстрее, Павел и Варнава вернулись по местам Малой Азии, «утверждая» и «увещевая» новых учеников. (Деян. 14:22). Это увещевание состояло из здравого признания присутствия испытаний веры в жизни новообращённых. Они рукоположили пресвитеров в каждой церкви, провели время в молитве вместе с ними и предали их в руки Господа. (Деян. 14;23) Таким образом, они установили структуру взаимного ободрения и показали, как взывать к Богу за помощью.
Отчёт церкви, которая послала их на служение

После случившегося прецедента в миссии, Павел и Варнава сообщили всей церкви в Сирийской Антиохии о том, что произошло. Вероятно, они рассказали как минимум столько, сколько описал это событие Лука в Деяниях, хотя Лука сократил отчёт до простой фразы: “они рассказали всё, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам (Деян. 14:27б). Это была самая важная новость, Бог теперь работает среди язычников без первоначального их обращения в Иудаизм.13 Цель отчёта состояла в том, чтобы проинформировать, ободрить, побудить Антиохийскую церковь и в будущем прилагать усилия, а также миссионерам было важно дать отчёт о выполненном задании и почувствовать себя частью домашней церкви в дальнейшем общении и служении.
Заключение

Современным церквям стоит принять во внимание стратегию первой церкви, которая отправила команду в миссионерское путешествие к другим национальностям. Церковь в Антиохии под руководством Духа Святого с постом и молитвой приняла решение послать двух из самых ярких и лучших лидеров. Это решение поддержала вся община, которая благословила в путь своих миссионеров, возложив на них руки. Их путь проходил по близлежащим местностям, где существовала потребность в Евангелии и эти места могли иметь влияние на дальнейшее распространение Евангелия соседям. Миссионеры и их домашняя церковь имели естественное взаимодействие для достижения целевой аудитории. Миссионеры шли к тем, которые уже что-то знали из Писания и желали поклоняться Богу – это была основная стратегия основания новых церквей. Они начали работу с ищущими Бога людьми, прежде чем приступили к духовно безразличным людям. Когда пришло время непосредственно столкнуться со лжеучителями, Бог проявил Своё всемогущество и сверхъестественный контроль над всей ситуацией. Иногда, Божья помощь приходила в виде явных чудес, но чаще всего в виде чудесного руководства. Миссионеры приспособились к второстепенным неважным вещам, таким как имена и обычаи, но они не шли на компромисс в том, что касается духовных ценностей. Также, они были гибкими и приспосабливались к тем ролям, которые были необходимы для достижения их цели в служении. Посещая синагоги в каждом городе, они говорили краткое слово наставления с целью возбудить интерес к Евангелию. С теми, кто проявлял интерес, позже лично проводилась душепопечительская работа. После основания новых церквей, целью повторного визита было последующее утверждение в вере, ученичество, реалистическое предупреждение о том, чего стоит ожидать в будущем и назначение лидерской команды. Затем, после того, как каждая новая церковь была посвящена Богу в молитве, миссионерская работа была завершена. По возвращении домой, для взаимного назидания миссионеры дали отчёт всей церкви обо всём, что соделал через них Бог. Большая часть этой миссионерской стратегии может подходить каждой возрастной категории, культуре и может применяться в двадцать первом веке в служении разным культурам.

1 Robert L. Deffinbaugh, “Lesson 20: What a Way to Go (Acts 13:1-13),” Acts: Christ at Work Through His Church from internet site www.bible.org/docs/nt/books/act/deffin/acts-21.htm downloaded on April 27, 2002, p 2 of 13.

2 Stanley D. Toussaint, A.B., M.A., Th.M., D.Miss., “Acts” a chapter in The Bible Knowledge Commentary, An Exposition of the Scriptures by Dallas Seminary Faculty, New Testament edition, eds. John F. Walvoord and Roy B. Zuck (Colorado Springs, CO: Chariot Victor Publishing, 1983), p 350.

3 John Heading, Acts, A Study in New Testament Christianity, Volume 1 (Kansas City, KS: Walterick Publishers, undated), pp 29-31.

4 Deffinbaugh, “Lesson 20,” p 3 of 13.

5 D. Edmond Hiebert, Personalities Around Paul (Chicago, IL: Moody Press, 1973).

6 F. F. Bruce, Commentary on the Book of the Acts, The English Text with Introduction, Exposition and Notes (Grand rapids, MI: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1971), p 262-289.

7 Toussaint, “Acts,” p. 389.

8 Richard N. Longnecker, Zondervan NIV Bible Commentary, An Abridgement of the Gold Medallion-Winning Expositor’s Bible Commentary, Volume 2: New Testament, eds. Kenneth L. Barker and John Kohlenberger III (Grand Rapids, MI: Zondervan Publishing House, 1994), pp 458-459.

9 F. F. Bruce, Acts, pp 264-265.

10 Toussaint, Acts, p. 388.

11 Deffinbaugh, “Lesson 20,” p 9 of 13.

12 Robert L. Deffinbaugh, “Lesson 21: Putting the Past In Perspective (Acts 13:13-52),” Acts: Christ at Work Through His Church from internet site www.bible.org/docs/nt/books/act/ deffin/acts-22.htm downloaded on April 27, 2002, p 2 of 15.

13 Robert L. Deffinbaugh, “Lesson 22: Mission Accomplished (Acts 14:1-28),” Acts: Christ at Work Through His Church from Internet site www.bible.org/docs/nt/books/act/deffin/ acts-23.htm downloaded on April 27, 2002, p 7 of 15.

Все ссылки взяты из Синодального перевода текстов Священного Писания.