Дипломного педагогического образования «православнаякультур а» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Роль аттестации в повышении педагогического мастерства работников... 3 544.09kb.
Однако государственные светские школы нуждаются в обретении духовно-нравственных... 1 219.87kb.
Учебно-методические указания для студентов 1-го курса психолого-педагогического... 4 593.41kb.
Описание инновационного педагогического опыта участника конкурса... 1 148.5kb.
Департамент образования г 24 5803.57kb.
Выступление В. В. Путина на VI съезде Всероссийского педагогического... 1 252.59kb.
Педагогический Интернет-клуб 2 400.69kb.
С. Л. Константинова 5 822.22kb.
Образование 0 – это будущее отечественного образования? 1 222.51kb.
Института проблем образования министерства образования и науки 15 2996.22kb.
Элективный курс по английскому языку с естественно-научной направленностью... 9 587.68kb.
И выпаса сельскохозяйственных животных на 1 128.27kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Дипломного педагогического образования «православнаякультур а» - страница №1/2

САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ


ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«П Р А В О С Л А В Н А Я К У Л Ь Т У Р А»

1 класс.

Автор: Осадчая О.О.

учитель начальных классов

средней общеобразовательной

школы № 347 Невского района

Научный руководитель: ЗахарченкоМ.В.,

д.ф.н., профессор кафедры истории

педагогики С-Пб АППО.

Всего часов - 25

Санкт - Петербург

2004г
« НАЧАЛО НАЧАЛ».

Цель года:

Развитие способности к глубокому, образному, эмоциональному восприятию старинных текстов.

Формирование заинтересованного отношения к Библии как источнику мудрости.


Блок 1. Народные сказки о любви, добре, жизни и их антиподах.

Тема 1. « Сказка – ложь, да в ней намек…»
Цель: побудить ребят искать смыслы в сказках, анализировать их, задавать вопросы, задумываться о символике;

понимание значения разделения мира на земной и иной, роли границы миров, в том числе внутренней границы, то есть находящейся в человеке;

формирование способности анализировать литературный образный материал сказки.

Задачи:


  • понимание символики сказки, её образов, прямого и переносного смысла;

  • умение отвечать на вопрос « Чему учит сказка?»;

  • внимание и интерес к деталям сказки, стремление понять их значение;

  • получение представлений о белом свете и ином мире, об их устройстве, обитателях, о действующих законах в белом свете и закономерностях, о волшебных помощниках и волшебных предметах;

  • осознание детьми устремленности человечества к познанию двух миров;

  • понимание роли принятия правил, условий.

- восприятие сказок как народной мудрости, которая воспевает истинные человеческие ценности: Доброту, Любовь.

Урок 1. Теплота и уют родного дома. Русские народные сказки. Р. н. сказка « Царевна-лягушка».

Урок 2. Белый свет и иной мир. Послушание и своеволие.

Урок 3. Р.н.ск.». « Сивка-бурка». Имя – бесценный дар. Именины.

Урок 4. Отец и сын. Родительское благословение.


Урок 5. Р.н.ск. « Иван - крестьянский сын и чудо - юдо». О высоком предназначении женщины.

Урок 6. Святой Иоанн – воин. «Счастье в нас, а не вокруг нас».

Урок 7. Р.н. сказка « Иван-царевич и серый волк». Царское призвание и достоинство.

Урок 8. Правда Божия – главный закон жизни.

Урок 9. Коллективная аппликация (на листе ватмана). Составление карты « Тридесятого царства, небывалого государства».
Урок 10. Пир на весь мир!!! Проводы Ивана-царевича в свою сказку. ( Урок – праздник с загадками, кроссвордом, ребусами, шарадами, конкурсами и с призами!)
Блок 2. Библейские истории и Православие.

Тема 2. Библия – Книга книг.


Цель: получение представлений о Библии как об одной из самых древних книг на Земле, адресованной в настоящее и будущее.

Задачи:


- получение представления о Библии, как главной Книге христиан.

  • формирование образа Святой Троицы;

  • знакомство со старославянской азбукой и её создателями;

  • умение соотносить старославянскую букву и звук, который она обозначает, читать отдельные слова.

Урок 11. Откуда мы знаем о Боге. Библия – Книга книг.

Урок 12. Тайна Святой Троицы.

Урок 13. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий – создатели старославянской азбуки. Сравнение букв русской и славянской азбук . Буквы азъ, буки, веди, глаголь, добро, есть.
Тема 3. Введение в Ветхий Завет.

Цель: побудить детей искать нравственный смысл в библейских текстах, анализировать их, задавать вопросы и искать на них ответы.

Задачи:

- Ребёнок узнает, что говорит Библия о сотворении мира.

- прочувствует, что Земля наш общий Дом.

- придёт к убеждению, что в основе мироздания лежит точный порядок и взаимосвязь живой и неживой природы.


Урок 14. Шестоднев. 1-й день Творения.: свет. Буквы живете, зело, земля

Урок 15. Шестоднев. 2-й день Творения: твердь. Буквы иже, i, како.

Урок 16. Шестоднев. 3-й день Творения: суша, моря, растительность. Буквы люди, мыслете, нашъ, он, покой, рцы.

Урок 17. Шестоднев. 4-й день Творения: солнце, луна, звезды. . Буквы слово, твердо, укъ.

Урок 18. Шестоднев. 5-й день Творения: животные, живущие в воде (рыбы и пресмыкающиеся) и птицы. Буквы фертъ, хэръ, омега, отъ.

Урок 19. Шестоднев.(6-й день Творения: животные, живущие на земле. Буквы цы, червь, ша, шта.

Урок 20. Шестоднев. 6-й день Творения. Человек. Буквы еръ, еры, ерь, ять.


Тема 4. « Жизнь Адама и Евы».

Цель: формирование представления о борьбе добра и зла как о ключевой проблеме сотворения мира и развития его судьбы;



понимание соблюдения заповедей, законов как основной нравственной нормы человека.

Задачи: овладение понятиями: любовь, добро, зло, заповедь, послушание, искушение, страсть.


Урок 21. Человек – образ и подобие Божие. Жизнь первых людей в Раю. Древо Жизни. Древо Познания Добра и Зла. Первая Заповедь. Что такое Заповедь. Послушание. Буквы ять, ю.

Урок 22. Как зло вошло в мир. Грехопадение и его последствия. Обетование Спасителя. Буква я, юсъ малый.

Тема 5. « Первые потомки Адама и Евы на Земле».


Цель: осмысление связи поступков людей и их последствий.

Урок 23. История Каина и Авеля. Зависть. Миролюбие. Буквы кси, пси.

Урок 24. Ной. Ковчег. Потоп. Буквы фита, ижица.

Урок 25. Урок – обобщение.

Пояснительная записка.


Данная программа разработана в соответствии с информационным письмом, доводящим до сведения органы управления образования субъектов Российской Федерации: « Примерное содержание образования по учебному предмету « Православная культура» ( Москва 2002). В этом документе обозначены условия ведения предмета в школах страны либо как предмета по выбору школьного компонента, либо как факультативного курса, изучаемого школьниками на добровольной основе с согласия родителей.

Целесообразность введения данного предмета заключается в том, что Православие является традиционной и культурообразующей религией на Русской земле с 988 года. Это означает, что с конца 10 века Православие становится духовно-нравственным стержнем общества, формируя мировоззрение, характер русского народа, культурные традиции и образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы.

Необходимо добавить, что именно религия дала человечеству основы морали и правовых отношений, формировала эстетические и нравственные

идеалы.


Существование любого народа на земле, включая его материальное существование, основано на приоритете духовно-нравственных и культурных ценностей. Духовные ценности являются фактором, определяющим будущее любой цивилизации. В обращении к российским гражданам в декабре 2003 года президент Российской Федерации В.В. Путин сказал, что: «Хотя мы и являемся частью мировой цивилизации, но приоритетным для нас сейчас становится сохранение и развитие нашей культурной и национальной идентификации».

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в одном из своих выступлений отметил: “ Равнодушие к духовно – нравственному состоянию общества сегодня поистине преступно. И каждому придётся сделать выбор: чему служить – добру или злу. Воспитание, образование – это не только становление ума, но и сердца. Поэтому, давая ребёнку знания, помогая ему расти здоровым и сильным, мы должны научить его различать добро и зло, правду и ложь, истинную свободу и зависимость от инстинктов и страстей. Мы должны помочь детям вырасти достойными людьми, которые стремятся к совершенству, утверждают словом и делом высокие духовные идеалы.”

На XIII Международных Рождественских образовательных чтениях, проходивших с 23 по 29 января 2005 года в Москве, министр образования и науки А.А. Фурсенко, ссылаясь на слова Патриарха, что “сегодня нам не стоит пренебрегать мудрым достоянием предков, создавших великую страну и великую культуру”, в своём докладе заявил: «На протяжении многих веков в истории нашей страны духовная культура была неотъемлемой частью широкомасштабной деятельности Русской Православной Церкви. На современном этапе приобщение детей и молодёжи к культурным традициям на основе отечественных духовных ценностей – это одна из важнейших задач российского общества и государства. Государство видит в лице Церкви важного партнёра в решении задач по укреплению нравственных устоев жизни, возрождения семейных ценностей, воспитания молодёжи и подрастающего поколения».

Министр культуры и массовых коммуникаций профессор А.С. Соколов в своём выступлении добавил: « Сейчас как никогда необходим возврат к идеалам добра и справедливости. То есть к тем знаковым понятиям и ценностям, которые являются краеугольным камнем фундамента христианского учения, дошедшего до нас из глубины двух тысячелетий вместе с проповедью Спасителя. Приобщение людей, в первую очередь, подрастающего поколения, к многовековой традиционной культуре, к общечеловеческим ценностям, нравственному опыту народа – путь к духовному становлению общества».

Наше будущее зависит от того, сумеем ли мы восстановить историческую преемственность русской жизни, осознать себя продолжателями великого русского дела, хранителями и защитниками духовных сокровищ тысячелетней российской истории или окончательно произойдет угасание самосознания одного из величайших народов, а с угасанием самосознания распадется государство и исчезнет народ.

«Вестернизация» нашей страны осуществляется не только в экономической, социальной, политической, но и, прежде всего, влияет на духовно-нравственное становление будущих граждан России. Однако не все еще потеряно, школа остается пока центром воспитательной работы вместе с семьей. В Национальной доктрине образования Российской Федерации воспитание заняло вновь свое достойное место и призвано обеспечить:



  • Историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальных культур, воспитание бережного отношения к историческому наследию народов России;

  • Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, обладающих высокой нравственность и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

  • Формирование культуры мира и межличностных отношений;

  • Формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

  • Воспитание здорового образа жизни;

  • Экологическое воспитание, формирование бережного отношения к природе.

К неотъемлемым правам человека и народа относится право на образование, обеспечивающее свободный доступ к национальному и

мировому культурному и духовному наследию.

В соответствии с международными нормативными и законодательными документами, в частности « Конвенцией о правах ребёнка», ратифицированной Российской Федерацией 15.09.1990г., детям гарантировано право получать образование, способствующее воспитанию уважения к культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной».

К сожалению, эта норма международного права не нашла столь же ясного выражения в национальном законодательстве РФ. Однако, согласно ст. 15 Конституции РФ мы в этом случае должны руководствоваться нормами международного права.

Концепция национальной безопасности РФ обязывает государство обеспечить национальную безопасность Российской Федерации, включая защиту духовно-нравственного наследия, патриотических традиций и норм общественной жизни, а также формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, включая противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.

Введение этого курса реализует направления государственной программы « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы, в плане обеспечения духовно-нравственного единства общества, снижения степени идеологического противостояния, возрождения истинных духовных ценностей российского народа, упрочнения единства и дружбы народов РФ.

В соответствии со статьей 9 Закона РСФСР « О свободе вероисповедания» государство обязано уважать право ребенка, его родителей или лиц их заменяющих, на выбор согласно их убеждениям путей и форм нравственного и религиозного воспитания.

В нормативном акте Министерства образования РФ « О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации» читаем: «Преподавание религиозно-познавательных, религиоведческих и религиозно-философских дисциплин, не сопровождающееся совершением религиозных обрядов и имеющее информативный характер, может входить в учебную программу государственных учебных заведений (статья Закона РСФСР « О свободе вероисповедания»- «Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР», 1990, № 21, ст. 240, стр. 286 ).

2 августа 1999 года министром образования Российской Федерации Филипповым В.М. и Патриархом Московским и всея Руси Алексием был подписан ДОГОВОР о сотрудничестве Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской Православной Церкви, в котором сказано о признании особой роли Православия в истории России, становлении и развитии ее духовности и культуры.

Академик РАН В.С. Леднев в своем выступлении на коллегии МО в январе 2004 года сказал, что: «Без образовательной области «Духовно-нравственная культура» не могут быть полными «Стандарты общего образования» и учебный план школы». Образование с включением этой области позволяет воспитывать целостную, иерархически и всесторонне развитую личность, стержнем которой будет духовно-нравственная направленность.

Поскольку в нашем восточно-христианском культурно-историческом типе нормы христианской нравственности, безусловно, принимаются как истинные, то основная задача духовно-нравственного воспитания, являющегося стержнем образовательного процесса в преподавании предмета «Православная культура», может быть сформулирована как «воспитание добродетельного человека в его направленности и открытости к добру».

Судьба ребенка в будущем зависит от следующего: что он знает, что он любит, что он может. Нравственно и духовно совершенный человек должен различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Подвижник православной русской школы А.А. Радонежский полагал главную цель развития личности «в ее стремлении к величайшему образцу нравственного совершенства, представленному пришедшим на землю Сыном Божиим и оставленному нам для подражания». Он видел цель образования в «направлении сердец к добродетели, где только удобно извлекая нравственные уроки, чтобы образование питало не любопытство, а сердце».

Преподавание предмета «Православная культура» должно положить начало духовно-нравственному воспитанию ребенка, содействовать развитию нравственного самосознания и развитию сил его души: ума, воли и чувств, путем передачи знаний о православном укладе и образе жизни его предков, о православных традициях культуры, обычаях и праздниках русского народа в форме последовательного и доступного изложения их истории, содержания и смысла.

Цели курса:

- Формирование представления о Православной культуре как о части русской культуры и факторе становления русского национального характера.

- Осмысление Православия как одного из направлений поиска человечеством ценностно-смысловых основ бытия.

- Формирование отношения к православным канонам и традициям как к культурной ценности.

- Уважение к религиям других народов.

- Развитие умения отличать добро и зло, делать выбор в пользу добра, потребности творить добро.


Познавательные задачи:

  • Возвращение в активную лексику и в процесс развития личного самосознания подрастающего поколения понятий, наполненных высоким духовным смыслом: совесть, честь, стыд, справедливость, долг, правда, истина, вера, надежда, любовь и т.д.

  • Понимание детьми законов духа и нравственности в нашем языке, образовании, жизни, самосознании.

  • Знание основ православного учения и истории Православия.

  • Развитие способности к оценке явлений жизни с позиций православной этики.

Развивающие задачи:

  • Эстетическое развитие в направлении утончения и возвышения чувств ребенка.

  • Общекультурное развитие ребенка.

  • Достижение устойчивости эмоционального состояния, закладывание прочных духовно-нравственных основ физического и психического здоровья ребенка.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание уважительного отношения к своей культуре, гражданской позиции учащихся.

  • Воспитание направленности к добродетельной жизни.

  • Воспитание начатков нравственного поведения.

  • Воспитание семейной ориентации.

В нравственном становлении личности немаловажное место принадлежит культуре. Культура – это сложный феномен, однако, в многообразии ее проявлений нетрудно отыскать главное: причастность культуры к духовным ценностям человечества.

Все богатейшее наследие православной культуры пронизано духом красоты и несет в себе огромное воспитательное содержание.

А.С. Пушкин писал: « Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания …, потому что в нем находишь всю человеческую жизнь … Библия всемирна».

« Все, чем человек как человек может и должен быть – выражено в Божественном учении…»,- отмечал великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский.

О доступности и необходимости изучения Библии детьми говорил и Лев Николаевич Толстой: « Как все понятно и ясно, особенно для ребенка, и вместе с тем так строго и серьезно…».

При изучении библейских историй детям открываются такие понятия как преданность, сострадание, послушание, милосердие, терпение, умение прощать, доброжелательность, трудолюбие.

Библейские сказания отозвались в творчестве многих выдающихся мастеров мира. Каждое живописное или скульптурное произведение на библейскую тему заговорит полным голосом, если созерцающий воспроизведет в памяти данный сюжет Ветхого или Нового Завета.

Сказанное в полной мере относится и к музыке, многие произведения П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова и других великих композиторов не могут быть постигнуты во всей глубине смысла и художественной выразительности, если не опираться на библейскую основу первоисточника. Огромное воспитательное значение в Православии имеют иконы, которые представляют собой величайшую художественную ценность. Православные храмы – это настоящие музеи произведений искусства, живописи, мозаики, резьбы по камню, скульптуры, архитектуры. А колокольный звон? Один из западных путешественников посетивших Россию в 18 веке, писал: « Такого величия колоколов и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всем мире».

Православные праздники – неиссякаемый источник традиций и обрядов русского народа.

В результате изучения предмета «Православная культура» школьники начальной школы приобретают знания о сотворенном мире, о разных путях его познания, о соотношении веры и науки, о нравственных основах человеческих отношений, о Православии как религии русского народа, о месте человека в мире, о смысле человеческой жизни, о происхождении традиций, праздников, обычаев своего народа, о важности хранения традиций предков. Приобретают навык вести диалог, ставить вопросы, искать на них ответы коллективно и самостоятельно, вести разговор смыслового и нравственного содержания, расширяют словарный запас терминов из области истории и культуры восточно-христианской цивилизации, и, таким образом, готовятся к становлению на путь сознательного свободного самоопределения, культурной и национальной самоидентификации, осознанию своего место в обществе, подготавливаются к более углубленному освоению гуманитарных и естественно-научных предметов в средней школе, углубляют понимание событий истории и современности.

Достоинствами курса являются: построение и отбор материала и методик преподавания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; личностный подход; воспитание на личном примере; отношения содружества на уроках; направленность на развитие всесторонне развитой творческой личности; ориентирование учащихся в процессе обучения на самопознание и самосовершенствование, формирование диалогичности мышления, знакомство с культурообразующими элементами восточно-христианской цивилизации, ассоциативное преподавание, позитивный отбор материала.


Советы учителям от автора.


1-я четверть 1-го класса – самое трудное для ребёнка время за весь период обучения, поэтому курс «Православная культура» целесообразнее начинать со 2-й четверти. Большинству первоклассников в начале года не хватает сил, чтобы « высидеть» 4 урока по расписанию, не говоря уже о дополнительных уроках. Ко 2-й четверти ребёнок уже привыкает к школьному режиму и не так сильно устаёт к концу учебного дня, как раньше.

Учитывая, что этот предмет вызывает много опасений и сомнений, надо дать родителям время присмотреться к учителю. Даже если этот курс будет вести другой учитель, родители уже прислушаются к мнению классного руководителя по этому вопросу.

В конце 1-й четверти проводится родительское собрание, на котором учитель рассказывает об этом предмете, о том, почему его необходимо ввести и знакомит с программой 1-го класса. Материалы для собрания можно взять из пояснительной записки.

Одним из первых вопросов, обращённых к родителям, может быть такой: « Как вы думаете, если вам когда-нибудь доведётся жить в другой стране, нужно ли будет вам изучить культуру, обычаи, традиции, веру того народа, в стране которого вы будете жить?» В моём классе родители единогласно сказали: «Да». Тогда последовал следующий вопрос: « А обязаны ли вы будете принимать веру этого народа?» Ответ был отрицательным.



Мы пришли к выводу, что изучать культуру, традиции, обычаи, веру народа той страны, в которой живёшь, надо, но вопрос вероисповедания – это личное дело каждого.

Мировоззрение, характер, культурные традиции, образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы у русского народа формировались на основе Православия, поэтому нельзя жить в России, не зная историю и культуру этой страны, учитывая, что 80% её жителей - русские.

Надо помнить о том, что мы живём на земле, которую наши предки завещали нам, которую обагрили своей мученическою кровью, освятив её своими святыми мощами, обустроив и украсив храмами.

Что значит - любить Родину? Это, прежде всего, душу её почувствовать. Не землю только, не символ, не флаг, не строй, а то, что в ней родное, то, что заставляет трепетать сердце, то, без чего невозможно жить.

В беседе с родителями нужно особо подчеркнуть, что этот курс, в отличие от Воскресных школ, не предполагает воцерковления детей, а носит чисто культурологический характер.

Несколько слов о самих уроках. Конспекты по сказкам и шестодневу составлены в виде диалога с куклами. Если учителю не подходит такой вид работы, можно, перефразировать слова героев-кукол, например: «Иванушка мне сказал, что…», « Капелька думает, что» …

Занятия по шестодневу, немного скорректировав, можно провести и без Капельки. Однако следует читывать, что присутствие этих сказочных героев делает уроки очень увлекательными для детей.

На изучение старославянской азбуки должно уходить не более 10-12 минут в начале урока по следующей схеме:


        1. Знакомство с буквой, с её именем и звуком, который она обозначает.

        2. Особенности изучаемых букв, если они есть (см. таблицу).

        3. Чтение слов с доски ( слова заранее написаны на доске).

        4. Чтение слов в тетради, например, учитель просит найти старославянское слово «обаче» и прочитать, что оно обозначает, и наоборот, учитель просит найти слово «всегда» и прочитать его

по-старославянски.

        1. Знакомство со старославянскими цифрами.

        2. Решение примеров, записанными по-старославянски.

Содержание курса.

Курс 1-го класса состоит из 3 блоков:



1-й блок посвящён русской народной сказке - источнику народной мудрости, воспевающей истинные человеческие ценности: Доброту, Любовь.

2-й блок – «Библейские истории и Православие», включающий период времени от сотворения мира до потопа.

3-й блок – Старославянская азбука. Знакомство с ней начинается с середины февраля, после прохождения букваря. На её изучение отводится 10-12 минут в начале урока.

Учитывая, что у семилетних детей ведущая деятельность игровая, занятия построены на основе диалога учителя и детей с куклами.

На первом уроке, тема которого « Тепло и уют родного дома. Р.н.сказки» ребёнок получает представление об укладе и традициях жизни русских крестьян, устройстве русской избы.

На этом уроке к нам попадает Иванушка, который потерял память и помнит только своё имя и, что он герой какой-то сказки. Ему нужно помочь найти свою сказку.

И мы с детьми берёмся ему помочь.

Предполагаем, что он – герой русской народной сказки.

На этом уроке дети поймут, почему сказки называются «народными».

Наш поиск мы начинаем со сказки « Царевна-лягушка».

Почему именно это сказка? На мой взгляд « Царевна-лягушка» – это классическая русская народная сказка, в которой есть граница между белым светом и иным,

волшебным миром, Баба-яга, которая охраняет вход в тот мир, Василиса Прекрасная, животные помощники, Кощей Бессмертный и тайна его смерти.

В работе над текстом сказки, Иванушка обращает наше внимание, что на просьбу батюшки выбрать себе невест, сыновья просят отцовского благословения.

Далее дети узнают, что благословение – это напутствие на доброе дело и дарование помогающей силы, как впоследствии уточняется, Божией силы, а Иван добавляет, что раньше ни маленькие дети, ни взрослые ничего не делали без благословения родителей, а слово отца было закон, никто не смел отца ослушаться.

Это дополнение Иванушки помогает нам ответить на вопрос :

« Почему Иван –царевич взял в жёны лягушку, не зная, что она окажется царевной?»,

А взял потому, что отец сказал : « Куда упадёт стрела, там и суженая ваша». Иван не мог отца ослушаться, для Ивана слово отца закон. И здесь мы разбираем понятие послушание, которое выражается в исполнении повеления, в данном случае отца, но это мостик к понятию послушания воле Божией.

Отвечая на вопрос: « Какую мысль народ хотел донести до нас словами старичка: «Эх, Иван-царевич, зачем ты сжёг лягушечью кожу? Не ты её надел, не тебе её и снимать было!», мы раскрываем понятие своеволие, т.е. следование только своим желаниям и хотениям.

А отвечая на вопрос: « Почему животные помогли Ивану?», говорим о таких чувствах как милосердие, жалость, сочувствие. Иван животных пожалел, и они его пожалели.

И здесь, как мне кажется, очень важный момент, на который я обращаю внимание детей, чтобы победить зло, люди и животные объединяются, помогают друг другу. Ребёнок понимает, что добро, сотворённое человеком не пропадает.

После знакомства со сказкой « Сивка-бурка», думаем над вопросом:

« Почему именно Иванушке-дурачку достаётся Сивка-бурка, и здесь опять говорим о важности послушания. Иван один из трёх сыновей выполнил отцовское повеление приходить 3 дня спать к нему на могилку.

При разборе сказки, внимание детей обращается на то, что народ не случайно своего любимого героя нарёк Иваном. Говорю о том, что в каждом имени скрыт свой смысл.

Дети узнали, как выбирают имя: кто-то пользуется святцами, некоторые родители выбирают имена кого-нибудь из родных, например, бабушки или дедушки, есть родовые имена, которые передаются из поколения в поколение, кто-то именует своих детей в честь воинов, героев, мудрецов.

При крещении ребёнок может получить другое имя, т.к. при крещении человек нарекается именем святого, например, Оксана при крещении нарёкся Ксенией, Светлана – Фотинией.

Дети узнали, кто такие святые люди. Что такое именины и зачем в день своих именин христиане идут в храм и заказывают молебен своему святому покровителю, имя которого носят.

Иванушка очень огорчился, когда услышал, что у нас животных называют именами людей, а значит святых, а некоторые люди друг друга наделяют кличками.

Далее, я открываю детям секрет: имя Иван – означает благодать Божия.

За послушание, почитание отцу Иван получил верного помощника, батюшкино благословение, который помог ему обрести счастье.

Размышляя над вопросом: « Почему Сивка-бурка только с третьего раза допрыгнул до царевны, ведь он волшебный конь?», приходим к выводу, что, тем самым Иван, во-первых, проходил испытание на смирение, терпение, отсутствие гордыни, а во-вторых, потому, что Иван ещё не был готов выйти на царское служение. Перед каждым новым прыжком, он оказывался в ином мире, в котором находится его батюшка. Сказка умалчивает о том, что происходило с Иванушкой в том мире, одно известно: конь-то с каждым разом допрыгивал всё выше!

Царём Иванушку сделала не царская одежда, которую он надел, а нечто другое, то, что приобрёл он, пройдя испытание.

Следующая сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо».


следующая страница >>