Детские школы искусств на современном этапе развития - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
На современном этапе развития российского общества наблюдается рост... 1 146.46kb.
Система образования Мамонтовского района на современном этапе развития 1 105.62kb.
Пояснительная записка Одной из важнейших задач российской школы на... 4 569.04kb.
Рабочая программа художественно-эстетического направления 1 234.59kb.
Модель управления качеством художественного образования на факультете... 7 2522.9kb.
Программа развития школы 2006 2011 учебные годы. История школы 3 843.56kb.
Советы родителям как выбрать детские компьютерные игры 1 112.34kb.
В семье появляется ребенок, а вместе с ним и хлопоты: приятные и... 1 64.86kb.
Воспитание не только наука, но и искусство это самая трудная и ответственная... 1 288.45kb.
Настоящая программа определяет концепцию развития школы и основные... 18 2158.46kb.
Уроке златоуст 2009 «современные педагогические технологии на современном... 3 1079.9kb.
Короли подъезда Жена – Зинаида Матвеевна, 84 годаМуж – Федор Игнатьевич... 1 293.04kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Детские школы искусств на современном этапе развития - страница №1/1


Концепция развития детских школ искусств в Российской Федерации
17.12.2012


  1. Детские школы искусств на современном этапе развития.

Российская система образования в области искусств имеет богатое историческое прошлое и своими корнями уходит в XIX век. Отечественное образование в области искусств обеспечивало полноценную подготовку создателей художественных произведений, их исполнителей, компетентных слушателей и зрителей, педагогов, ответственных за воспитание всех обозначенных выше субъектов творческой деятельности, что играло ключевую роль в реализации социально-культурного потенциала всех видов искусств. В советское время сформировалась трехуровневая модель подготовки творческих кадров (детская школа искусств (далее ДШИ) - среднее профессиональное - высшее профессиональное учебное заведение соответствующего профиля), признанная всем мировым профессиональным сообществом и ставшая основой исполнительского и изобразительного искусства.



Абзацы 2-3 раздела 1 изложить в следующей редакции:

Политические, общественные, культурные трансформации, произошедшие в России в последние два десятилетия оказали свое негативное влияние на всю систему развития отрасли в целом, но не смогли сломать прочную, обьединяющую всю страну (государство) едиными духовно-культурными ценностными категориями систему (ДШИ - СПО - ВУЗ) художественного образования.

С принятием в 1992 году Закона Российской Федерации «Об образовании»[1], в котором ДШИ были определены как учреждения дополнительного образования детей без учета специфики их деятельности, стали проявляться тенденции к разрушению исторических традиций в подготовке творческих кадров, поскольку перед ДШИ были поставлены задачи, аналогичные задачам, стоящим перед клубами, кружками, творческими секциями.

Абзацы 4-9 раздела 1 исключить:

В результате:

- не стало четкой ориентировки на решение задач ранней профессиональной ориентации обучающихся;



- ежегодно уменьшается количество детей, обучающихся в ДШИ по программам академической направленности, например, по отделению фортепиано: 2008 г. - 332710 чел., в 2009 г. - 323700 чел., 2010 г. - 319744 чел., 2011 г. - 312965 чел. (не соответствует общей картине)

- во многих субъектах страны ДШИ стали финансироваться по остаточному принципу, что привело к ухудшению материально-технического состояния этих образовательных учреждений;

- разрушилась система единых принципов управления и финансирования деятельности ДШИ, учредитель самостоятельно определяет условия и объемы финансирования учреждений;

- у преподавателей ДШИ стала утрачиваться нацеленность на подготовку выпускника как будущего абитуриента музыкального, хореографического или художественного колледжа/техникума, владеющего необходимыми навыками и умениями для продолжения образования;

- снизился социальный статус педагогических работников по отношению к учителям общеобразовательных школ.
Абзацы 4-22 раздела 1 изложить в следующей редакции:

На современном этапе отечественная система образования в области искусств испытывает целый ряд проблем, вызванных:



  • отсутствием централизованного управления системой образования в области искусств из-за разграничения полномочий между органами федеральной, региональной власти и местного самоуправления;

  • отсутствием общественного понимания значимости образования в области искусств в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения;

  • увеличением социальной напряженности в педагогических коллективах ДШИ по причине крайне низкого социального статуса педагогических работников (средняя заработная плата по стране ниже средней заработной платы в производственно-экономических отраслях в 2-3 раза, отсутствует единая норма часов в неделю за ставку заработной платы);

  • старением педагогических кадров, уменьшающимся притоком молодых специалистов, особенно в ДШИ сельской местности (в среднем по стране в детских школах искусств около 10 тысяч вакансий педагогических ставок, а средний возраст педагогических работников составляет 55 лет);

  • наличием кадрового дефицита педагогических работников по специальностям среднего профессионального образования в области музыкального искусства (струнных, духовых, ударных инструментов и преподавателей историко-теоретических дисциплин);

  • отсутствием заинтересованности средств массовой информации в пропаганде детского художественного творчества, лучших педагогических методик и технологий по обучению и приобщению детей к искусству;

  • тиражированием средствами массовой информации музыкальной продукции низкого качества;

  • значительным сокращением количества детских школ искусств за последние два десятилетия;

  • усиливающейся тенденцией по превращению ДШИ в досуговые учреждения (общее увеличение количества обучающихся в ДШИ не связано с их обучением по образовательным программам в области искусства академической направленности);

  • отсутствием в ДШИ необходимой материально-технической и информационно-методической базы (изношенность музыкальных инструментов составляет более 70%, практически не выделяются средства на капитальный и текущий ремонт учебных зданий, на приобретение музыкальных инструментов, учебных пособий, технических средств обучения, оборудования для обеспечения мер охраны и безопасности, пополнение библиотечных фондов; помещения для школьных библиотек имеются только у 60% образовательных учреждений);

  • отсутствием централизованного обеспечения ДШИ учебниками, учебно-методическими пособиями, хрестоматиями;

  • отсутствием конкурсной ситуации при приеме абитуриентов на специальности в области музыкального искусства среднего и высшего профессионального образования (в первую очередь – теорию музыки, оркестровые струнные инструменты, оркестровые духовые и ударные инструменты, музыковедение, композицию, хоровое дирижирование);

  • ослабленными творческими и методическими связями между ДШИ, средними и высшими учебными заведениями, в том числе по причине ведомственной разобщенности;

  • отсутствием механизма координации между потребностями рынка труда и подготовкой профессиональных кадров, отсутствие мер по поддержке молодых специалистов;

  • наличием подготовки профессиональных кадров в непрофильных образовательных учреждениях;

  • отсутствием в музыкальных вузах реализации образовательных программ в области подготовки профессиональных кадров для общеобразовательных школ и недостаточно высоким качеством подготовки учителей музыки в педагогических вузах;

  • отсутствием развития различных форм детского музыкального творчества в общеобразовательных учреждениях (хоров, оркестров, ансамблей).


Абзац 23 раздела 1 дополнить и изложить в следующей редакции:
В настоящее время в Российской Федерации функционируют 5328 ДШИ, охватывающих своей деятельностью 12,1% всего детского населения страны. Согласно статистике число ДШИ, в том числе музыкальных, художественных, хореографических и др., заметно сократилось: в 1990 году их число составляло 6591, в 2001 году - 5837, в 2008 - 5456. Однако общее количество обучающихся не уменьшилось, а выросло, что свидетельствует о высоком уровне социальной востребованности деятельности ДШИ. Утрата за последние годы значительного количества ДШИ (1263) произошла путем закрытия ДШИ в малых городах, сельских поселениях регионов, сокративших расходы на образование, что отрицательно сказалось на общекультурной ситуации в стране в целом и нанесло урон всей вертикали отраслевого образования. может отрицательно сказаться на всей вертикали отраслевого образования и общекультурной ситуации в стране в целом.
Абзацы 24-25 раздела 1 дополнить и изложить в следующей редакции:
В современной ситуации роль системы ДШИ необходимо переоценить. В малых городах и сельской местности деятельность школ искусств является практически единственным культурообразующим фактором. В больших городах школы искусств могут стать должны оставаться не только центрами предпрофессиональной подготовки по традиционным специальностям в сфере искусства, но и центрами художественно-эстетического воспитания инкубаторами творческих профессий нового подрастающих поколений, в немалой степени способствовать сохранению и развитию традиционной народной культуры, распространению культурной толерантности, выступать мостом между культурными традициями народов, как населяющих Россию, так и приезжающих мигрантов, формировать мультикультурное мировоззрение у детей и подростков через всестороннее изучение и творческое постижение искусств разных стран и народов. Таким образом, система ДШИ всей своей деятельностью должна быть нацелена на подготовку людей воспитание молодых граждан России с активным творческим потенциалом, готовых к созданию интеллектуальной творческой среды, способной изменить лицо страны и обеспечить ее высокую конкурентоспособность.

Изменения[2], внесенные в Закон РФ «Об образовании» в 2011 г., позволяют говорить о возможности преобразования деятельности ДШИ. Так, указанные изменения предусматривают реализацию в ДШИ дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств (далее предпрофессиональные программы), которые, в свою очередь, реализуются на основе федеральных государственных требований (далее ФГТ)[3].


Абзацы 26-29 раздела 1 изложить в следующей редакции:
На сегодняшний день существующая правовая база позволяет ДШИ:


  • осуществлять основную функцию ДШИ - реализовывать дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств в целях выявления одаренности детей в раннем детском возрасте, приобретения ими знаний, профессиональных навыков для подготовки к получению профессионального образования в области искусств, а также в целях воспитания гармонично развитой личности с высоким потенциалом саморазвития и реализации в разных областях деятельности;

  • дополнительно к основной функции реализовывать дополнительные общеразвивающие образовательные программы, направленные на общее художественно-эстетическое развитие и выявление творческого потенциала личности;

  • самостоятельно разрабатывать программу своей деятельности (для предпрофессиональных программ – на базе ФГТ).


Абзацы 30-32 раздела 1 изложить в следующей редакции:
Предпрофессиональные программы призваны обеспечивать:


  • преемственность предпрофессиональных программ и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области искусств;

  • сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства в условиях многообразия образовательных систем, а также типов и видов образовательных учреждений.


Абзацы 33-37 раздела 1 изложить в следующей редакции:
В перспективе предполагается реализация дополнительных общеразвивающих образовательных программ в ДШИ (далее общеразвивающих), в том числе в рамках межведомственного (сетевого) партнерства с общеобразовательными школами по инициативе общеобразовательных школ, с использованием финансовых ресурсов общеобразовательных школ и с привлечением преподавательского состава ДШИ.

Общеразвивающие программы должны обеспечивать:




  • повышение общего культурного образовательного уровня подрастающего поколения;

  • выявление одаренных детей;

  • привлечение наибольшего количества детей к творческой деятельности, формированию заинтересованной аудитории слушателей.


Абзац 38 раздела 1 заменить абзацем 38 раздела 1 следующего содержания:
Общеразвивающие программы должны постепенно заменить существующие Дополнительные общеразвивающие программы, так же, как предпрофессиональные образовательные программы должны быть обеспечены регламентирующими их реализацию документами (Типовые требования к реализации дополнительных общеразвивающих программ с указанием сроков обучения, условий реализации). Однако в настоящий период времени нормативно не закреплены условия (сроки, порядок, обязательства ДШИ) перехода на предпрофессиональное и общеразвивающее образование, а также отсутствуют правовые основы реализации общеразвивающих программ (по типу ФГТ, либо рекомендаций по примерным учебным планам).


2. Цели и задачи системы ДШИ на современном этапе.
Новое время требует переосмысления существующих образовательных практик: мир стремительно меняется – меняется общество, меняется среда обитания, появляется понимание того, что подростку, входящему во взрослую жизнь, становятся необходимы принципиально новые компетенции. Необходимо определить, какой вклад может внести в формирование мировоззрения молодого поколения художественное образование, какие универсальные творческие навыки/компетенции помогут ему при решении встающих перед ним задач.

Абзац 2 раздела 2 изложить в следующей редакции:

Цель системы ДШИ – с помощью различных всех возможных форм творческого образования и художественного воспитания сформировать высокий общекультурный уровень подрастающего поколения позитивные изменения уровня культурного образования населения страны, сделать доступным освоение детьми не только традиционного, но и современного творческого инструментария в целях дальнейшего саморазвития личности, а также обеспечить условия для активного воздействия выпускниками системы на социокультурную общественную жизнь с помощью обретенных творческих навыков.


Абзацы 3-16 раздела 2 - задачи, которые должна решать система ДШИ - изложить в следующей редакции:
Основные задачи ДШИ:

  • воспитание у детей любви к искусству;

  • обеспечение творческого и личностного развития детей, в том числе развитие природных способностей детей, приобретение детьми комплекса навыков, необходимых как для дальнейшего профессионального обучения искусству, так и для общего эстетического образования;

  • обеспечение качества и преемственности в реализации предпрофессиональных программ, являющихся основными условиями функционирования системы образования в области искусств;

  • воспитание творчески-мобильной личности, умеющей находить соответствующее своим профессиональным качествам место в быстро меняющемся мире;

  • воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с произведениями искусства;

  • формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать художественные ценности;

  • организация творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

  • организация культурно-просветительской деятельности, в том числе, совместно с другими образовательными учреждениями (учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования), учреждениями культуры (филармониями, театрами, музеями и др.);

  • влияние на формирование социального заказа через развитие потребности в качественном художественном образовании;

  • использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития искусства и образования.

  • раскрытие творческого потенциала детей и подростков;

  • повышение привлекательности/статуса творческих профессий;

  • создание современной образовательной среды для повышения разностороннего творческого развития и самореализации личности, культурного уровня населения страны.


Абзац 17-25 раздела 2 - направления деятельности системы ДШИ - изложить в следующей редакции:
Основные направления деятельности ДШИ должны явиться:


  • выявление одаренных детей для обучения по предпрофессиональным программам, развитие у обучающихся комплекса творческих способностей, знаний и умений, соответствующих профессиональным требованиям в случае поступления выпускников ДШИ в средние профессиональные или высшие профессиональные учебные заведения соответствующего профиля;

  • реализация предпрофессиональных образовательных программ разного уровня сложности в соответствии с требованиями ФГТ;

  • взаимодействие со средними профессиональными и высшими профессиональными образовательными учреждениями соответствующего профиля с целью совместного выявления и дальнейшего профессионального становления одаренных детей, обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, получения консультаций по вопросам реализации образовательных программ, использования передовых образовательных технологий, осуществления повышения квалификации педагогических работников на регулярной основе;

  • реализация дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности, разрабатываемых ДШИ самостоятельно, с учетом социального заказа на основе типовых требований к срокам и условиям реализации программ данного вида, с целью привлечения наибольшего количества детей к творческой деятельности;

  • взаимодействие с общеобразовательными школами (на условиях договоров о сотрудничестве или безвозмездного использования имущества) с целью отбора одаренных детей в области искусства для обучения по предпрофессиональным программам, совместной реализации дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности, организации на базе общеобразовательных школ детских творческих коллективов (хоровых, музыкально-инструментальных, театральных и др.) путем привлечения к образовательной деятельности в общеобразовательных школах кадрового потенциала ДШИ, совместного использования материально-технических ресурсов, проведения творческих, культурно-просветительских мероприятий, а также выездных занятий;

  • осуществление методического обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования детей (творческих студиях, домах культуры и др.).

  • расширение географии деятельности системы — организация культурно-просветительской деятельности, интеграция форм и методов творческого воспитания в иные сферы общественной жизни (например, развитие творческих занятий в коррекционных центрах, больницах и т. п.);

  • популяризация художественно-эстетического образования среди населения.

  • повышение профессионального уровня преподавателей, обобщение и распространение педагогического опыта; повышение качества образовательного процесса.



Абзац 26 раздела 2 изъять из текста:
Отдавая должное историческим традициям профессионального творческого образования, следует признать несоответствие существующих форм обучения современному состоянию общества. (эта мысль не соответствует действительности)
Абзацы 27-37 раздела 2 изменить, дополнить, изложить в следующей редакции:
Концепция ставит перед собой задачу показать, что творческий потенциал общества может стать одним из эффективных локомотивов общественного развития.

Для достижения указанной цели необходимо принятие следующих мер:



  • в проект ФЗ «О культуре в Российской Федерации» необходимо внести нормы по предоставлению гражданам права на получение художественного образования в его различных формах, определения понятий «художественное образование», «эстетическое воспитание», «система образования в сфере культуры и искусства», а также закрепить за федеральными и региональными органами власти, муниципальными образованиями обязанности по сохранению и развитию художественного образования, образования в области искусства;

  • по социальному статусу педагогические работники ДШИ должны быть приравнены к учителям общеобразовательных школ в части объема педагогической нагрузки, уровня заработной платы, льгот при устройстве на работу в ДШИ сельской местности;

  • Минкультуры России поручить разработку нормативно-правового регулирования деятельности ДШИ, разработку и утверждение предпрофессиональных программ, а также дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности для их реализации в ДШИ и общеобразовательных школах;

  • ДШИ должны находиться только в ведении органов управления культуры с целью обеспечения взаимодействия с учреждениями и организациями культуры, творческими образовательными учреждениями при планировании образовательной деятельности и разработке образовательных программ и технологий, использования кадрового потенциала отрасли;

  • проведение процедуры аттестации педагогических работников ДШИ должно осуществляться с участием органов власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере культуры;

  • необходимо осуществлять подготовку профессиональных педагогических кадров в области музыкального, изобразительного, театрального, хореографического искусства в высших учебных заведениях, реализующих профессиональные программы в области культуры и искусства;

  • Минкультуры России и Минобрнауки России необходимо разработать рекомендации государственным органам власти субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям по принятию комплекса мер, направленных на взаимодействие общеобразовательных учреждений с ДШИ, учреждениями дополнительного образования детей досуговой направленности, учреждениями и организациями культуры в части реализации дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности;

  • с учетом намеченных целей и поставленных задач финансирование ДШИ должно осуществляться в объеме, позволяющем реализовывать предпрофессиональные программы в соответствии с ФГТ. Признавая отсутствие возможности у учредителей ДШИ выделять необходимый объем финансирования для полноценного их функционирования, данную проблему целесообразно решать путем предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации соответствующих субсидий.

  • и предполагает создание современной инфраструктуры, гибко настраивающейся на локальную специфику, действующей параллельно с существующей и постепенно вытесняющей неэффективные образовательные механизмы системы. Предлагаемая программа действий есть, по сути, содержательная реформа начального (первого уровня в системе трехуровневого) образования в сфере искусств, понимаемого не в герметичном, как прежде, виде (искусство для искусства), а в гораздо более широком, предполагающем глубокое проникновение всех видов и родов творческих практик во все слои общественной жизни, качественное изменение общественной жизни с помощью культурного инструментария. (подобное «реформирование» в действительности приведет к разрушению системы ДШИ).

3. Существующие проблемы развития и пути их решения:

В существующей деятельности ДШИ можно выделить несколько направлений, которые требуют корректировки и модернизации.



3.1. Нормативно-правовое направление:

Проблемы:

- отсутствует централизованное управление системой образования в области искусств из-за некорректного разграничения полномочий между органами федеральной, региональной власти и органов местного самоуправления. В итоге, ДШИ в подавляющем большинстве субъектов РФ отнесены к компетенции муниципалитетов, что создает ряд проблем в обеспечении деятельности ДШИ. В частности, отсутствие финансовых средств, достаточных для создания материально-технических, учебно-методических условий для реализации образовательных программ; специалистов, компетентных в вопросах управления деятельностью ДШИ; организаций, осуществляющих методическое обеспечение образовательной деятельности;



Абзац 3 п. 3.1. изложить в следующей редакции:

- отсутствуют нормативы в определении потребности в учреждениях ДШИ, в т.ч. с учетом выполнения задач по привлечению большего количества детей и подростков к художественному образованию, а также с учетом функционирования сельских и малокомплектных ДШИ, для которых должны быть предусмотрены особые нормативы;

- отсутствуют нормативы в определении потребности в учреждениях ДШИ, в т.ч. по видам реализуемых программ – предпрофессиональные и общеразвивающие, что не позволяет говорить о возможности определения критериев равноценного финансирования учреждений системы ДШИ в целом;

Абзац 4 п. 3.1. – исключить:

- отсутствуют сроки перехода с существующей дополнительной общеобразовательной программы ДШИ на предпрофессиональные и общеразвивающие, что затрудняет обеспечить реализацию двух направлений централизованно и перейти на более эффективную модель образования;

Абзац 5 п. 3.1. изложить в следующей редакции:

- нормативно не закреплено понятие дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы как основной для ДШИ и понятие общеразвивающей программы, как программы, являющейся дополнительной для ДШИ и преемственной дополнительным общеобразовательным программам, реализуемым ДШИ в настоящий момент;

- нормативно не закреплено понятие общеразвивающей образовательной программы обучения в ДШИ, а также не определены критерии и основы деятельности по данным программам, что не позволяет учреждениям приступить к их внедрению на местах и отказаться от существующей дополнительной общеобразовательной программы.



Предлагается:

- разграничить полномочия органов исполнительной власти следующим образом:

- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры (Министерство культуры РФ), определяет основные ФГТ к деятельности ДШИ - требования к содержанию программ/деятельности, требования к условиям реализации, критерии оценки качества и финансирования учреждений,

- субъекты РФ – на основании самостоятельно разработанных учреждениями на основе ФГТ программ, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают финансирование образовательной деятельности учреждений, в том числе оплату труда работников, осуществление методической работы, расходы на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, оборудование, необходимое в образовательном процессе, музыкальные инструменты, расходные материалы, иные расходы, связанные с реализацией и освоением обучающимися программ;

- муниципальные образования – содержат материально-техническую базу ДШИ (коммунальные расходы, хозяйственные нужды, ремонт и содержание зданий и инженерных коммуникаций и пр.);

Абзац 11 п. 3.1. изложить в следующей редакции:

на федеральном уровне определить нормативы потребности в учреждениях ДШИ (далее Нормативы ДШИ), в т.ч. с учетом выполнения задач по привлечению большего количества детей и подростков к художественному образованию, а также с учетом функционирования сельских и малокомплектных ДШИ, для которых должны быть предусмотрены особые нормативы;

- на федеральном уровне определить нормативы потребности в учреждениях ДШИ (далее Нормативы ДШИ), в т.ч. по видам реализуемых программ – предпрофессиональные и общеразвивающие, исходя, в т.ч. из общего возможного объема субсидирования системы ДШИ. Такие нормативы необходимо определять по аналогии с методиками, определяющими иные объекты социальной инфраструктуры (общеобразовательные школы, поликлиники и пр.).

Абзац 13 п. 3.1. исключить:

- определить сроки и условия перехода с существующей дополнительной общеобразовательной программы ДШИ на предпрофессиональные и общеразвивающие, позволяющие в ближайшем будущем запустить реализацию предпрофессиональных программ, общеразвивающих и постепенно завершить обучение по дополнительным общеобразовательным программам;

Абзац 14 п.3.1. изложить в следующей редакции:

- нормативно закрепить понятие дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы как основной для ДШИ и понятие общеразвивающей программы, как программы, являющейся дополнительной для ДШИ и преемственной дополнительным общеобразовательным программам, реализуемым ДШИ в настоящий момент;



- нормативно закрепить понятие общеразвивающие образовательные программы ДШИ, основы их разработки, внедрения и реализации.

Добавить абзацы 15, 16 п. 3.1. следующего содержания:

- активизировать реализацию предпрофессиональных образовательных программ на основе ФГТ, продолжить формирование учебно-методической базы в соответствии с требованиями ФГТ;

- обеспечить нормативной и учебно-методической документацией реализацию предпрофессиональных и общеразвивающих программ.



3.2. Административное направление:

Проблемы:

Абзац 2 п. 3.2. изложить в следующей редакции:

- отсутствуют правовые основы взаимодействия ДШИ с общеобразовательными учреждениями, образовательными учреждениями дополнительного образования детей других видов, культурно-досуговыми учреждениями клубного типа, учреждениями и организациями культуры, что значительно сужает возможности ДШИ в части поиска и выявления одаренных детей, реализации творческих мероприятий, популяризации творческого образования среди подрастающего поколения;

- отсутствуют правовые основы взаимодействия ДШИ с общеобразовательными, культурно-досуговыми учреждениями клубного типа, учреждениями и организациями культуры, что значительно сужает возможности ДШИ в части поиска и выявления одаренных детей, реализации творческих мероприятий, популяризации творческого образования среди подрастающего поколения;

В абзаце 3 п.3.2. слово «утрачены» заменить на слово «ослаблены»:

- ослаблены творческие и методические связи между ДШИ, средними и высшими учебными заведениями;



Абзац 4 п.3.2. изложить в следующей редакции:

- отсутствует унифицированная классификация оказываемых услуг в части определения основных и дополнительных для ДШИ образовательных программ;

- отсутствует унифицированная классификация оказываемых услуг, что не создает единого пространства для достижения целей, поставленных перед системой ДШИ, а также затрудняет управление ею;

Абзац 5 п.3.2. изложить в следующей редакции:

- отсутствуют эффективные механизмы контроля качества образовательной деятельности ДШИ, что снижает нацеленность учреждений на результат;



- отсутствуют эффективные инструменты контроля деятельности ДШИ, что снижает нацеленность учреждений на результат;

Предлагается:

Абзац 6 п.3.2. изложить в следующей редакции:

- Минкультуры России и Минобрнауки России разработать рекомендации государственным органам власти субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям по принятию комплекса мер, направленных на взаимодействие общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей других видов, культурно-досуговых учреждений клубного типа, учреждений и организаций культуры с ДШИ (на условиях договоров о сотрудничестве или безвозмездного пользования имуществом) в части реализации программ ДШИ, поиска одаренных детей;

- Минкультуры России и Минобрнауки России разработать рекомендации государственным органам власти субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям по принятию комплекса мер, направленных на взаимодействие общеобразовательных, культурно-досуговых учреждений клубного типа, учреждений и организаций культуры с ДШИ (на условиях договоров о сотрудничестве или безвозмездного пользования имуществом) в части реализации программ ДШИ, поиска одаренных детей;



Абзац 7 п.3.2. исключить.

- разработать и внедрить систему кодификации деятельности системы ДШИ (единые номенклатуры/классификаторы программ обучения, учреждений, учащихся, квалификации педагогов и пр.)

Абзацы 8, 9, 10 п. 3.2. изложить в следующей редакции:

- внедрить эффективные механизмы контроля качества образовательной деятельности ДШИ, среди которых можно рассматривать:

а) разработку критериев качества образовательных программ, реализуемых ДШИ;

б) определение методов контроля качества, периодичности контрольных мероприятий;

в) наличие в каждом регионе методической службы, в функциональные обязанности которой будет входить обеспечение системы качества образовательных программ, реализуемых ДШИ;



- внедрить современные инструменты и механизмы контроля в системе ДШИ, среди которых можно рассматривать:

а) электронный учет записи в учреждения;

б) электронный учет посещений занятий ДШИ;

Считать подпункт в) подпунктом г).

в) внедрение единого сайта системы ДШИ (далее Сайт системы) на уровне субъекта РФ с функциями обратной связи с потребителями (внедрение практик анализа отзывов, размещения информации, публичных портфолио педагогов и т. п.).



3.3. Кадровый потенциал:

Проблемы:

Абзац 2 п.3.3. изложить в следующей редакции:

- отсутствует приток молодых квалифицированных кадров, что затрудняет проектирование процесса развития ДШИ;

- отсутствует достаточное количество квалифицированных кадров, что не позволяет реализовывать программы предпрофессионального образования на должном уровне;

- не осуществляется реализация образовательных программ в области подготовки профессиональных кадров для общеобразовательных школ в музыкальных ВУЗах, достаточно низкое качество подготовки учителей музыки в педагогических ВУЗах;



Абзац 4 п.3.3 изложить в следующей редакции:

- отсутствует мотивация действующих кадров к самосовершенствованию и развитию, что может повлечь за собой снижение качества предоставляемых услуг;

- отсутствует мотивация действующих кадров к самосовершенствованию и развитию, что влечет за собой снижение качества предоставляемых услуг;

- не созданы условия для обучения и притока новых кадров в учреждения в связи с тем, что статус профессии в системе ниже, чем статус педагогов общего образования (количество часов работы за ставку в системе ДШИ выше, чем в системе общеобразовательных школ).

Предлагается — сформировать новую модель педагогической карьеры и сопровождения профессионального развития, в частности:

- разработать и внедрить единые стандарты требований к компетенции педагогических работников ДШИ, при этом уравняв их по социальному статусу с педагогическими работниками общеобразовательных учреждений в части нормы педагогической нагрузки, уровня заработной платы, льгот при устройстве на работу в ДШИ сельской местности;



Абзац 8 п.3.3. изложить в следующей редакции:

- внедрить механизмы оценки качества деятельности педагогических работников системы, в том числе путем проведения профессиональных конкурсов на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, проведения анкетирования и опросов родителей и обучающихся;

- внедрить механизмы оценки качества деятельности педагогических работников системы, в том числе путем открытой системы оценки и отзывов о работниках системы, в том числе, например: через Сайт системы («публичные портфолио»);



Абзац 9 п.3.3. изложить в следующей редакции:

- разработать и внедрить систему материальной (надбавки, премии) мотивации за: 1) качественное преподавание предпрофессиональных программ; 2) наличие первой или высшей категории; 3) прохождение программы переподготовки и повышения квалификации в средних и высших образовательных учреждениях соответствующего профиля.

- разработать и внедрить систему материальной (надбавки, премии) мотивации за: 1) преподавание предпрофессиональных программ; 2) прохождение добровольной аттестации педагогическими работниками ДШИ; 3) прохождение программы переподготовки и повышения квалификации в средних и высших образовательных учреждениях соответствующего профиля.

Абзац 10 п.3.3. изложить в следующей редакции:

- создать систему профессиональной мотивации (престиж и признание, проведение конкурсов авторских методик, гранты, публикации и распространения лучших авторских методик и учебно-методических работ и т.п.);

- создать систему профессиональной мотивации (престиж и признание, выдвижение на конкурсы, гранты, предоставление возможности реализации авторских методик и т.п.);

- осуществлять подготовку профессиональных педагогических кадров в области искусства в высших учебных заведениях, реализующих профессиональные программы в области искусства;



В 4-й строке абзаца 12 п.3.3 слово «переквалификации» заменить на слово «переподготовки».

- ввести практику повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки педагогических работников системы на базе существующих учреждений дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки кадров; разработать соответствующие методики, рекомендации и программы;



Абзац 13 п. 3.3. изложить в следующей редакции:

- укрепить и развить систему организаций, осуществляющих методическое обеспечение образовательного процесса в ДШИ (методические региональные центры, ресурсные центры, в том числе, на базе высших и средних профессиональных учебных заведений сферы культуры и искусства);

- укрепить и развить систему организаций, осуществляющих методическое обеспечение образовательного процесса в ДШИ (методические региональные центры, ресурсные центры);



В строке 2 абзаца 14 п.3.3. слова «с участием» заменить словами «на базе».

- предусмотреть, что проведение процедуры аттестации педагогических работников ДШИ должно осуществляться на базе органов власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере культуры;

- общеобразовательные школы и ДШИ сделать базами педагогической практики для соответствующих студентов творческих средних и высших образовательных учреждений;

- создать единую открытую базу вакансий на Сайте системы.



3.4. Финансово-экономическое направление:

Проблемы:

Добавить абзац 1 в следующей редакции:

- разработать механизмы и нормативы взимания родительских взносов;



Абзац 2 п.3.4. изложить в следующей редакции:

- отсутствуют аналитические данные для формирования государственного[4] и социального[5] заказов, что не позволяет в условиях действующей рыночной экономики определить величину спроса, как со стороны государства, так и со стороны общества на услуги, предоставляемые ДШИ.

- отсутствует практика определения и реализации государственного[4] и социального[5] заказа, что не позволяет в условиях действующей рыночной экономики определить величину спроса как со стороны государства, так и со стороны общества на услуги, предоставляемые ДШИ, и соотнести полученные данные с фактическим предложением в каждом отдельно взятом регионе. Отсутствие аналитических данных не позволяет провести объективную работу по совершенствованию сети ДШИ.

- ограниченность бюджетов местного уровня не позволяет обеспечить реализацию программ в ДШИ на должном современном уровне;

Абзац 4 п.3.4. заменить на абзац 4 п. 3.4. следующего содержания:

- финансирование ДШИ без учета культурообразующей функции и выполнения задач по привлечению большего количества детей и подростков к художественному образованию;

- финансирование ДШИ производится по существующему количеству школ без анализа величины реального спроса на услуги, что, в ряде регионов, приводит к ситуации недостаточности школ и сложности получения соответствующих услуг, а других - сохранения школ «любой ценой» вне зависимости от реальной потребности в ее деятельности;

- существующие схемы финансирования определяются собственниками учреждений (муниципалитетами, субъектами РФ) самостоятельно, что приводит к неравным возможностям учреждений и, соответственно, различному качеству предоставляемой услуги на местах;

Абзац 6 п.3.4. изложить в следующей редакции:

- финансирование ДШИ осуществляется по бюджетному принципу вне зависимости от результатов деятельности ДШИ и вне зависимости от реальных расходов ДШИ;

- финансирование ДШИ осуществляется по бюджетному принципу вне зависимости от результатов деятельности ДШИ;



Абзац 7 п. 3.4. изложить в следующей редакции:

- вынужденная практика взимания регулярных «добровольных» пожертвований с родителей, а также «родительской платы за обучение» по решению органов местной или региональной власти.

- развитая практика взимания регулярных «добровольных» пожертвований с родителей.

Предлагается:

Абзац 9 п.3.4. изложить в следующей редакции:

- провести аналитические работы с целью определения основ формирования государственного[4] и социального[5] заказов;

- внедрить практику подготовки государственного (на уровне субъектов РФ) и социального (на основе анализа общественного мнения и запросов) заказов;



Абзац 10 п. 3.4. изложить в следующей редакции:

- ввести подушевое финансирование ДШИ на основе объемов реализуемых программ и поэтапного повышения заработной платы педагогических работников ДШИ до средней по экономике региона. Целью введения норматива подушевого финансирования (далее — НПФ) является определение объективной потребности в финансировании ДШИ в соответствии с реализуемыми ими программами в зависимости от вида программы (предпрофессиональная или общеразвивающая) и вида искусств. НПФ должны покрывать только те расходы, которые непосредственно связаны с реализацией программ обучающимся.

- ввести подушевое финансирование ДШИ. Целью введения норматива подушевого финансирования (далее — НПФ) является определение объективной потребности в финансировании ДШИ в соответствии с реализуемыми ими программами в зависимости от направления программы (предпрофессиональная или общеэстетическая) и вида искусств. НПФ должны покрывать только те расходы, которые непосредственно связаны с реализацией программ обучающимся. Для этого необходимо на федеральном уровне закрепить базовые НПФ реализуемых программ, учитывая особенности и условия их преподавания, степень общественной значимости и пр., а субъектам РФ предоставить право увеличения базовых НПФ путем применения надбавочных коэффициентов (в зависимости от потребностей и финансовых возможностей субъектов). Кроме того, для исключения ситуации финансирования фактически отсутствующих учеников (записались, но перестали ходить на занятия) требуется данный вид финансирования основать на принципе фактического получения услуги, определяемой через систему электронного учета посещаемости;

Абзац 11 п. 3.4. заменить на абзац 11 п. 3.4. следующего содержания:

- провести анализ причин сокращения сети ДШИ, определить пути сохранения и развития сети;

- при определении объема финансирования школ исходить из соотношения величин: Нормативов ДШИ (см. стр.8), реальной величины спроса на услуги в соответствующем регионе и стоимости услуги. При недостаточности бюджетных средств для финансирования региона по итогам расчета, возможна реализация двух подходов: 1) определение количества бюджетных мест в учреждениях на основе Нормативов ДШИ, либо 2) передача части школ в оперативное управление коммерческим структурам на ограниченный период времени. Такой подход даст возможность сохранить существующую сеть и обеспечить предоставление услуг в школах на качественном уровне. Предполагается, что возврат школ из оперативного управления будет производиться постепенно по мере развития системы, повышения спроса на ее услуги.



Абзацы 12, 13, 14, 15, 16, 17 исключить.

- разработать и утвердить на федеральном уровне несколько моделей-шаблонов финансирования ДШИ, которые субъекты смогут принимать самостоятельно, выбирая наиболее предпочтительную модель с учетом специфики деятельности ДШИ в регионе, либо сочетать в деятельности несколько моделей. Для чего рекомендуется разработать на федеральном уровне и ввести в действие Положение о финансировании ДШИ. Предлагаемые исходные данные для Положения:



а) подушевое финансирование государственной услуги;

б) использование единого классификатора услуг (кодификация услуг);

в) периодическое (месячное, квартальное, годовое) авансовое финансирование с корректировкой по факту деятельности;

г) методика определения количества бюджетных мест;

д) введение норматива посещаемости занятий потребителями услуг (с целью исключения практики финансирования бюджетных мест, по факту посещаемых потребителями единичное количество раз и/или на нерегулярной разовой основе);

- разработать систему субсидирования ДШИ (условия выделения и распределения средств);



Абзацы 19, 20 п.3.4. исключить.

- в связи с ограниченностью бюджетных средств необходимо сделать упор на поддержке тех программ и направлений, которые обеспечивают оптимальное соотношение показателей государственного и социального заказов. При этом требуется определить категории граждан, направления программ, условия предоставления льгот и прочие необходимые исходные данные, на основании которых будет определяться объем финансирования и иной поддержки деятельности ДШИ. Конечной задачей является исключение существующей «распыленности» по финансированию программ путем ориентирования бюджетного финансирования исключительно на актуальные и социально-востребованные программы и направления.

- развитие практики государственно-частного партнерства и привлечения частных инвестиций в систему.

3.5. Содержательное направление (программы, методики и пр.)

Проблемы:

Абзацы 2, 3 п. 3.5. заменить на абзацы 2, 3 п. 3.5. следующего содержания:

- отсутствует система разработки и издания актуальных в практике ДШИ учебников, учебно-методических, методических пособий, переиздания востребованных учебников, учебно-методических, методических пособий;

- отсутствует система поиска, поддержки и распространения эффективных авторских методик.



- современный уровень развития, новые технологии, формы и методы творческого самовыражения открывают новые грани академических искусств, а также новые виды искусств. Деятельность в сфере фотографии, дизайна, современной музыки или танца, с одной стороны, все чаще становится профессиональной и требует соответствующей подготовки, с другой стороны, интересна и необходима детям для адаптации и социализации в современном мире. При этом существующая система ДШИ опирается на традиционные образовательные программы и методологические принципы, разработанные еще в ХХ веке, что приводит к несоответствию уровня услуг ожиданиям и потребностям потребителей;

- отсутствие методических основ реализации общеразвивающих программ.

Предлагается:

Абзацы 5, 6, 7, 8, 9 п. 3.5. заменить на абзацы 5, 6, 7, 8, 9 п.3.5. следующего содержания:

- проведение ежегодного конкурса лучших авторских методик реализации предпрофессиональных и общеразвивающих программ;

- создание федеральных экспериментальных площадок;

- определение и внедрение механизма разработки и издания актуальных в практике ДШИ учебников, учебно-методических, методических пособий, переиздания востребованных учебников, учебно-методических, методических пособий;

- определение механизмов постоянного пополнения библиотек ДШИ актуальной и востребованной учебно-методической литературой;

- постоянное расширение и обновление перечня разработанных примерных программ учебных предметов, реализуемых в ДШИ.



- провести «ревизию» оказываемых услуг в ДШИ и на федеральном уровне закрепить обязательный перечень услуг с учетом современных тенденций[6]:

а) по общеразвивающему направлению: рекомендуется сделать его зоной эксперимента, пространством освоения новых практик.

б) расширить перечень учебных предметов: театр, дизайн, кино, анимация, фото, архитектура, современный танец, мультимедиа-арт, современное искусство, фолк, современная музыка (неакадемические жанры) и т.п.[7]

в) для определения востребованных дисциплин (программ) использовать инструменты государственного и социального заказов (данные электронных систем посещаемости, отзывов на Сайте системы, потребности в специалистах и т. п.).

- ввести изучение существующих образовательных технологий и творческих практик зарубежных стран по разным видам искусства в творческих средних и высших образовательных учреждениях. Крайне важно инициировать и поддержать публикации описаний передового зарубежного опыта. Развивать системы стажировок молодых специалистов в странах, успешно использующих апробированные образовательные методики в сфере искусства. Приглашать с мастер-классами, семинарами ведущих зарубежных педагогов, разработчиков новых подходов;

3.6. организационное направление:

Проблемы:

Абзацы 2,3 п. 3.6. исключить:

- отсутствие норм, закрепляющих мероприятия по организации обучения по предпрофессиональным и общеразвивающим направлениям — предполагается их осуществлять параллельно на базе каждой школы или предполагается материально-техническую базу каждого из направлений;



- в учебном процессе практически не используются современные технологии;

- неудовлетворительное состояние зданий и помещений, в которых располагаются ДШИ;

- критическое состояние технической оснащенности ДШИ — отсутствие парка музыкальных инструментов, оборудования, необходимого в образовательном процессе, учебников и учебных пособий, необходимых для обучения и т. п. (для осуществления предпрофессиональных программ этот пункт критичен: осуществлять начальное профессиональное обучение на разбитом или некачественном инструментарии невозможно. При этом родители далеко не всегда могут позволить себе приобрести качественный инструмент для ребенка.);

- для преподавания учебных предметов, особенно современных, требуется достаточно высокотехнологичное оборудование: звукоусилительная аппаратура, видеопроекционные системы или их аналоги, аппаратура для воспроизведения аудио и видеоматериалов, компьютеры и пр. Однако на сегодняшний день далеко не все школы оборудованы элементарными средствами телефонной или интернет связи.

- отсутствие полноценных доступных библиотечных фондов, необходимых для освоения учебных предметов;

- издательская деятельность по переизданию по переводу зарубежных изданий, необходимых для изучения мирового опыта, практик, носит, скорее, локальный опыт, что также приводит к снижению качества и уровня образования.



Предлагается:

Абзац 9 п.3.6. изложить в следующей редакции:

- закрепить организационный порядок реализации предпрофессионального и общеразвивающего направлений, определяя предпрофессиональные программы как основные для ДШИ, общеразвивающие – как дополнительные;

- закрепить организационный порядок реализации предпрофессионального и общеразвивающего направлений;

- при организации учебного процесса, расчете НПФ (см.стр.11) в обязательном порядке закладывать средства на техническое перевооружение и оснащение ДШИ;



Абзац 11 п.3.6. исключить:

- провести инвентаризацию общего количества ДШИ по регионам; при необходимости, перераспределить объекты недвижимости по районам в соответствии с действующими методиками определения нормативной потребности в объектах социальной инфраструктур[8] и пожеланиями потребителей услуг, полученных через ресурсы обратной связи системы;

- провести техническую инвентаризацию объектов ДШИ с целью выявления реального состояния учреждений, их материально-технического оборудования и оснащенности;

- провести работы по ремонту, благоустройству, переоснащению и модернизации материально-технической базы объектов ДШИ на основании данных инвентаризации, обеспечив бюджетное целевое финансирование по экономически и технически обоснованным сметам[9];

- внедрить требования обязательного планирования ДШИ на вновь застраиваемых территориях (микрорайонах) наряду с общеобразовательными школами;

- обеспечение ДШИ учебниками и учебно-методическими пособиями в необходимом количестве;

- развитие издательского направления, сотрудничество со специализированными российскими и зарубежными издательствами.

3.7. Информационное направление:

Проблемы:

- низкая информированность населения о деятельности ДШИ;

- отсутствие у контролирующих ведомств информации о степени удовлетворенности населения качеством оказываемых услуг.

Предлагается:

- на Сайте системы (см. стр.9) размещать справочную информацию о деятельности ДШИ – расположение, направления деятельности, педагогический коллектив, условия приема и т.п.;

- обеспечить регулярную рекламу и информирование потребителей услуг о деятельности ДШИ через ресурсы Интернет (на Сайте системы, социальных сетях, форумах, сайтах электронных дневников), региональных, городских и районных средства массовой информации), распространение полиграфии на объектах социальной инфраструктуры (школы, поликлиники, торговые центры, фитнес-клубы и пр.);

- проводить регулярные социологические опросы, мониторинги общественного мнения с привлечением существующих научно-исследовательских, социологических и статистических учреждений.



4. Определение критериев оценки качества оказываемых ДШИ услуг.

Критериями качества работы ДШИ должны быть:

- количество творческих мероприятий, организованных ДШИ самостоятельно или совместно с общеобразовательными, культурно-досуговыми учреждениями клубного типа, учреждениями и организациями культуры;

- количество принятых учеников и их сопоставление в количеством выпущенных учеников;

- достижения одаренных детей в творческих мероприятиях (конкурсах, фестивалях, выставках, постановках, концертах, олимпиадах и т.п.);



Абзац 5 п. 4 исключить:

- внедрение новых общеразвивающих дисциплин/программ;

- по предпрофессиональным программам:

а) соответствие качества подготовки выпускников требованиям ФГТ;

б) обеспечение качества подготовки абитуриентов для средних и высших профессиональных учебных заведений соответствующего профиля;

в) количество поступивших в средние и высшие профессиональные учебные заведения соответствующего профиля в процентном отношении к общему количеству выпускников ДШИ.

Абзац 10 п.4 изложить в следующей редакции:

- положительная оценка деятельности педагогов ДШИ (через систему обратной связи – анкетирование, опросы);

- положительная оценка деятельности педагогов ДШИ (через систему обратной связи);

Абзац 11 п.4. заменить на абзац 11 п.4. следующего содержания:

- сохранность контингента;

- наличие молодых специалистов в педагогическом коллективе школы, их становление и развитие;

В абзаце 12 слово «прогрессивных» заменить на слово «эффективных».

- внедрение эффективных методов обучения, разработка авторских методик.



5. Необходимые действия для реализации Концепции.

На уровне РФ:

- перераспределить полномочия между федеральными, региональными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, определив основы их деятельности, формы взаимодействия и порядок финансирования системы ДШИ.



Правительству РФ:

Абзац 4 п.5 изложить в следующей редакции:

- внести поправки в Распоряжение Правительства РФ №1683-р от 19.10.1999 г. «О методике определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах социальной инфраструктуры», определив нормативы потребности в учреждениях ДШИ, в т.ч. с учетом выполнения задач по привлечению большего количества детей и подростков к художественному образованию потребности и учетом потребности в сельских и малокомплектных ДШИ;

- внести поправки в Распоряжение Правительства РФ №1683-р от 19.10.1999 г. «О методике определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах социальной инфраструктуры», определив нормативы потребности в учреждениях ДШИ, в т.ч. по видам реализуемых программ – предпрофессиональные и общеразвивающие;

- внедрить требования обязательного планирования ДШИ на вновь застраиваемых территориях (микрорайонах) наряду с общеобразовательными школами;

- разработать и внедрить единые стандарты требований к компетенции педагогических работников ДШИ, при этом уравняв их по социальному статусу с педагогическими работниками общеобразовательных учреждений в части нормы педагогической нагрузки, уровня заработной платы, льгот при устройстве на работу в ДШИ сельской местности;

Абзац 7 п.5 изложить в следующей редакции:

- разработать и внедрить систему материальной (надбавки, премии) мотивации за: 1) качественное преподавание предпрофессиональных программ; 2) наличие первой или высшей категории; 3) прохождение программы переподготовки и повышения квалификации в средних и высших образовательных учреждениях соответствующего профиля;

- разработать и внедрить систему материальной (надбавки, премии) мотивации за: 1) преподавание предпрофессиональных программ; 2) прохождение добровольной аттестации педагогическими работниками ДШИ, что позволит иметь объективные показатели квалификации работающих в системе людей; 3) прохождение программы переподготовки и повышения квалификации в средних и высших образовательных учреждениях соответствующего профиля;

- внедрить механизмы оценки качества деятельности педагогических работников системы;

- разработать систему субсидирования ДШИ (условия выделения и распределения средств) путем передачи средств из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.

Министерству культуры РФ:

- определить основы деятельности системы ДШИ, а именно:



Включить абзац 10 п.5 следующего содержания:

а) обеспечить и активизировать реализацию предпрофессиональных образовательных программ на основе ФГТ, продолжить формирование учебно-методической базы в соответствии с требованиями ФГТ;



Считать абзац а) абзацем б), абзац б) абзацем в):

б) требования к содержанию общеразвивающих программ (по аналогии с ФГТ для предпрофессиональных) — основные учебные предметы, срок обучения;

в) требования к условиям реализации программ (организационные, технические);

Абзац 14 п.5 заменить на абзац 14 следующего содержания:

г) разработать и внедрить единые стандарты требований к компетенции педагогических работников ДШИ, при этом уравняв их по социальному статусу с педагогическими работниками общеобразовательных учреждений в части нормы педагогической нагрузки, уровня заработной платы, льгот при устройстве на работу в ДШИ сельской местности;

в) сроки и условия перехода на преподавание предпрофессиональных и общеразвивающих программ;

в) критерии оценки качества деятельности ДШИ;



Абзац 16 п.5 заменить на абзац 16 п.5 следующего содержания:

г) обеспечить нормативной и учебно-методической документацией реализацию предпрофессиональных и общеразвивающих программ;



г) внедрить систему кодификации деятельности системы ДШИ (единые номенклатуры/классификаторы программ обучения, учреждений, квалификации педагогов, учащихся и пр.);

п.5 дополнить подпунктами д), е) ж), з), и) следующего содержания:

д) планировать проведение ежегодного конкурса лучших авторских методик реализации предпрофессиональных и общеразвивающих программ;

е) разработать положение о федеральных экспериментальных площадках и приступить к их созданию;

ж) определить и приступить к внедрению механизмов разработки и издания востребованных в практике ДШИ учебников, учебно-методических, методических пособий, переиздания актуальных учебников, учебно-методических, методических пособий;

з) определить механизмы постоянного пополнения библиотек ДШИ актуальной и востребованной учебно-методической литературой;

и) постоянно расширять и обновлять перечень примерных программ учебных предметов, реализуемых в ДШИ.



Абзацы 17, 18, 19, 20, 21 п.5 исключить:

- разработать и принять Положение о финансировании системы ДШИ, в котором предусмотреть:

а) утверждение базового норматива подушевого финансирования;

б) возможные модели-шаблоны финансирования ДШИ;

г) методику определения количества бюджетных мест;

д) введение норматива посещаемости занятий потребителями услуг.

Абзац 22 п.5 изложить в следующей редакции:

- совместно с Министерством образования и науки РФ разработать рекомендации государственным органам власти субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям по принятию комплекса мер, направленных на взаимодействие общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей других видов, культурно-досуговых учреждений клубного типа, учреждений и организаций культуры с ДШИ (на условиях договоров о сотрудничестве или безвозмездного пользования имуществом) в части реализации программ ДШИ, поиска одаренных детей;

- совместно с Министерством образования и науки РФ разработать рекомендации государственным органам власти субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям по принятию комплекса мер, направленных на взаимодействие общеобразовательных, культурно-досуговых учреждений клубного типа, учреждений и организаций культуры с ДШИ (на условиях договоров о сотрудничестве или безвозмездного пользования имуществом) в части реализации программ ДШИ, поиска одаренных детей;

- на базе средних и высших учебных заведений, учреждений дополнительного профессионального образования осуществлять подготовку профессиональных педагогических кадров в области искусства, реализовывать программы повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников;

- разработать методики, рекомендации и программы для подготовки профессиональных педагогических кадров, повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников;

- органам исполнительной власти субъектов РФ в сфере культуры поручить проведение процедуры аттестации педагогических работников ДШИ;

- внедрить практику формулирования государственного заказа — потребности в педагогах, творческих профессионалов на срочный, среднесрочный и долгосрочный период;

Абзац 27 п.5 исключить:

- рассматривать и утверждать субъектам РФ программы реализации услуг ДШИ на срочный, среднесрочный и долгосрочный период.



Субъектам РФ:

- на основании утвержденной федеральным органом программы обеспечивать реализацию и финансирование образовательной деятельности ДШИ, в том числе в части оплаты труда работников, осуществление методической работы, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, музыкальные инструменты, оборудование, необходимое в образовательном процессе, иных расходов, связанных с реализацией и освоением обучающимися программ;



Абзац 30 п. 5 заменить на абзац 30 п. 5 следующего содержания:

- разработать программы профессиональной мотивации (престиж и признание, проведение конкурсов авторских методик, гранты, публикации и распространения лучших авторских методик и учебно-методических работ и т.п.);

- разработать программы профессиональной мотивации (престиж и признание, выдвижение на конкурсы, гранты, предоставление возможности реализации авторских методик и т. п.) педагогов;

Абзацы 31, 32, 33 п.5 заменить на абзацы 31, 32, 33 п. 5 следующего содержания:

- внедрить эффективные механизмы контроля качества деятельности ДШИ, среди которых можно рассматривать:

а) разработку критериев качества образовательных программ, реализуемых ДШИ;

б) определение методов контроля качества, периодичности контрольных мероприятий;



- внедрить современные инструменты и механизмы контроля в системе ДШИ, а именно:

а) электронный учет записи в ДШИ;

б) электронный учет посещений занятий ДШИ;

в) внедрение единого сайта системы ДШИ с функциями обратной связи с потребителями (внедрение практик анализа отзывов, размещения информации, публичных портфолио педагогов и т. п.);

- проводить аналитические исследования общественного мнения с целью определения социальной потребности (заказа) в услугах системы, степени удовлетворенности качеством оказываемых услуг и т. п. (через Сайт системы, данные, полученные от привлеченных аналитических организаций);

Абзацы 35, 36 п.5 исключить:

- совместно с органами местного самоуправления - провести инвентаризацию общего количества ДШИ по регионам; при необходимости, перераспределить объекты недвижимости по районам в соответствии с действующими методиками определения нормативной потребности в объектах социальной инфраструктуры и объективными пожеланиями потребителей услуг, полученных через ресурсы обратной связи системы;



- обеспечить развитие издательского направления, сотрудничество со специализированными российскими и зарубежными издательствами;

- обеспечивать регулярную рекламу и информирование потребителей услуг о деятельности ДШИ через ресурсы региональных городских средств массовой информации, распространение рекламно-полиграфической продукции на объектах социальной инфраструктуры;

- проводить регулярные социологические опросы, мониторинги общественного мнения с привлечением существующих научно-исследовательских, социологических и статистических учреждений.

Органам местного самоуправления:

- совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ - провести техническую инвентаризацию объектов ДШИ с целью выявления реального состояния учреждений, их материально-технического оборудования и оснащенности;

- обеспечить расчет потребности в средствах, необходимых для содержания материально-технической базы ДШИ;

- провести работы по ремонту, благоустройству, переоснащению и модернизации материально-технической базы объектов ДШИ на основании данных инвентаризации, обеспечив финансирование по экономически и технически обоснованным сметам;

- обеспечивать регулярную рекламу и информирование потребителей услуг о деятельности ДШИ через ресурсы районных средств массовой информации, распространение рекламно-полиграфической продукции на объектах социальной инфраструктуры.

ДШИ:

Абзац 45 п. 5 изложить в следующей редакции:

- обеспечить реализацию федерального законодательства в части введения реализации предпрофессиональных программ:

- обеспечить разработку и внедрение программ по предпрофессиональному и общеразвивающему образованию в предусмотренные нормативно-правовыми актами порядке и сроки (после их принятия);



Абзац 46 п.5 исключить:

- провести аттестацию преподавателей в соответствии с введенными критериями оценки их деятельности;

- обеспечивать предоставление информации для размещения ее на единых сайтах субъектов по ДШИ;

- взаимодействовать с родителями обучающихся, регулярно проводить социологические опросы;

Абзац 49 п.5. изложить в следующей редакции:

- наладить взаимодействие с общеобразовательными учреждениями, образовательными учреждениями дополнительного образования детей других видов, культурно-досуговыми учреждениями клубного типа, учреждениями и организациями культуры;

- наладить взаимодействие с общеобразовательными, культурно-досуговыми учреждениями клубного типа, учреждениями и организациями культуры.

- обеспечивать регулярную рекламу и информирование потребителей услуг о деятельности ДШИ через ресурсы Интернет (на Сайте системы, социальных сетях, форумах, сайтах электронных дневников).



6. Ожидаемые результаты.

В строке 1 абзаца 1 п.6 слово «охватывать» заменить на слово «обеспечивать».

Развитая система ДШИ должна будет обеспечивать не только профессиональную составляющую, но и формировать у подрастающего поколения художественное мышление, воспитывать эстетические чувства, эмоциональную культуру и толерантность, формировать нравственные идеалы, основанные на порядочности, чести, достоинстве, взаимоуважении, патриотизме. Все это, несомненно, положительно скажется на формировании у подрастающего поколения творческой активности и его дальнейшем гармоничном существовании в обществе.

Предпрофессиональное и профессиональное образование в области искусств и обучение детей в общеобразовательных школах должны рассматриваться в единстве, а не в отрыве друг от друга: творческие колледжи и вузы должны осуществлять подготовку педагогов для общеобразовательных школ и ДШИ в рамках образовательных программ в области музыкального искусства. В свою очередь, общеобразовательные школы и ДШИ должны явиться базами педагогической практики для таких студентов.

С целью осуществления оценки результатов реализации настоящей Концепции необходимо ежегодное проведение мониторинга деятельности ДШИ.

Осознавая, что достижение обозначенных в Концепции целей представляет собой сложный и многоэтапный процесс, в который вовлекаются государственные и общественные структуры, коллективы учреждений культуры и образования, подрастающее и взрослое население страны, выделяется ряд общих условий ее реализации, среди которых:

- управленческая ответственность и компетентность в вопросах культуры и образования на разных уровнях управления;

- высокий профессионализм в творческой и образовательной деятельности, совмещенный с личностной духовной потребностью;

- академизм и инновационность в развитии системы образования в области искусств.

Только при наличии таких базовых условий образование в области искусств сможет реализовать свое комплексное воздействие на человека (эстетическое, психологическое, интеллектуальное), сформировать особый тип мышления, во многом определяющий будущее человечества.
[1] Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»

[2] «О внесении изменений в Закон РФ «Об образовании» от 17.06.2011 N 145-ФЗ

[3] В марте-апреле 2012 г. Министерство культуры РФ издало Приказы об утверждении 13 федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств.

[4] Государственный заказ — это потребности государства (соответствующего уровня власти) в наличии у населения определенных навыков, специальной и культурной подготовки, поддержки населением определенного образа жизни, основы которых закладываются и реализовываются через систему образования;

[5] Социальный заказ — это потребности населения в получении конкретных видов услуг.

[6] Рекомендуется привлечь современных деятелей искусств для определения значимости, в том числе, современных направлений искусств, которые необходимо вводить для преподавания в ДШИ.

[7] Преподавание ряда, из указанных, учебных предметов уже предусмотрено в основной или вариативной части ФГТ.

[8] Распоряжение Правительства РФ №1683-р от 19.10.1999 г. «О методике определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах социальной инфраструктуры»



[9] В порядке ФЗ № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»