«Дети с аффективным поведением» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конкурс Для учащихся 1-7 классов «Первые шаги в науку» «Если друг... 1 111.34kb.
«Про кошек и собак» 1 129.35kb.
Адель Фабер, Элейн Мазлиш Как говорить, чтобы дети слушали, и как... 9 3151.14kb.
Быть школьником (стремление внешне, поведением соответст­вовать роли... 1 51.51kb.
Как правильно вести себя с агрессивным ребенком? 1 45.34kb.
Роль семьи в профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних 1 72.37kb.
Дети становятся в две шеренги. Одна шеренга убегает, другая догоняет 3 497.02kb.
В связи с тем, что поступает много вопросов об адаптации к детскому... 1 69.93kb.
Живы ли сегодня чеховские герои? (Мотивы произведений А. П. 1 47.93kb.
Мы маленькие дети 1 10.94kb.
Вопросы для анкетирования родителей 1 7.95kb.
Г. И. Иванов Учебно-методический комплекс дисциплины «Бюджетный учет... 3 707.2kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

«Дети с аффективным поведением» - страница №1/1

Консультация для педагогов

на тему: «Дети с аффективным поведением»

Под отрицательным аффективным переживанием мы понимаем такие переживания, в основе которых лежит неудовлетворенность каких – либо жизненно важных для ребенка потребностей или конфликт между ними. Особенно часто эти переживания возникают в том случае, когда не удовлетворяются притязания ребенка в областях, имеющих для него большое значение. Для младших школьников, как правило, - эти притязания хорошо учиться, занимать определенное место в коллективе и устанавливать определенные взаимоотношения с окружающими людьми. Неудовлетворенные притязания вызывают отрицательные аффективные переживания только тогда, когда возникают расхождения между этими притязаниями и такими способностями ребенка, которые в состоянии обеспечить их удовлетворение. Притязания ребенка, т. е те достижения, которых он во что бы то ни стало, хочет добиться, основываются, на возникшей в его предшествующем опыте определенной оценке своих возможностей, т.е. самооценке. Эта самооценка стала для него привычной, в результате чего у него возникла потребность сохранить, как и ее, так и основанный на ней уровень притязаний. Однако в тех случаях, когда это стремление фактически не может быть удовлетворено, возникает конфликт. Признать свою несостоятельность -значит для ребенка пойти вразрез с имеющейся у него потребность сохранить привычную самооценку, чего он не хочет и не может допустить.

Фактическая невозможность удовлетворить свои притязания всегда сталкивает ребенка с неуспехом. Отсюда возникает неадекватная реакция на свой неуспех: он либо отвергает самый факт неуспеха, либо объясняет его не соответствующими действительности причинами. Ни в коем случае не желая допустить в сознание что – либо способное поколебать его самооценку, ребенок стремится объяснить неуспех не своей несостоятельностью, а чем – либо другим.

Перечисленные выше формы аффективного поведения, по существу, и являются такой неадекватной реакцией ребенка на неуспех. Так, например, если ребенок в противоположность своим притязаниям не смог выполнить задание, неправильно решил задачу, не получил того признания на которое рассчитывал, и т. д., то у него может возникнуть одна из форм аффективного поведения – повышенная обидчивость, которая в этих случаях возникает в результате того, что он неадекватно оценивает ситуацию. Он считает, что с ним поступили несправедливо (либо его не поняли, либо неправильно оценили, либо несправедливо обошли), в то время как в действительности никакой несправедливости в отношении его совершенно не было и причина неуспеха лежит в нем самом. Точно так же при анализе обнаруживается, что и за драчливостью, и за упрямством, и за негативизмом, как и за всеми другими подобными формами поведения, всегда кроется неадекватная реакция ребенка на аффективную для него ситуацию.

Неадекватная реакции ребенка в свою очередь вызывает ответные действия окружающих, что еще больше усугубляет аффективные переживания ребенка. Реагируя, таким образом, ребенок как бы находит оправдание своим неуспехам, видя причину этого неуспеха не в себе, а в окружающих людях, в обстоятельствах, случайных событиях и т. п.

Неадекватная реакция при таком понимании выступает как защитная реакция ребенка, позволяющая ему в случае неуспеха (именно потому, что причину неуспеха он видит не в себе) не снижать оценку себе, своих возможностей, требований к себе, своих возможностей, требований к себе, своих притязаний. Другим словами, неадекватная реакция позволяет ребенку в сознание наличие у себя слабости, неумения, несостоятельности.

С другой стороны неадекватную реакцию можно рассматривать как симптом наличия у ребенка отрицательных аффективных переживаний.

Есть основания предполагать, что и сама устойчивость аффективных переживаний зависят от многих причин: от важности и значимости потребности, которая не удовлетворяется, от меры осознания ребенком его подлинной самооценки и др. Большое значение имеет, очевидно, и возраст: у маленьких детей вообще, по – видимому аффективное переживания не могут достигнуть такой устойчивости, как у старших детей. Это объясняется тем, что основные стремления маленького ребенка – играть и общаться с детьми – для многих детей, в той или иной мере, удовлетворяется даже в тех случаях, когда его взаимоотношения с коллективом оказываются несложившимися.

Кроме того, чем моложе ребенок, тем менее устойчивы все его потребности, которые гораздо легче, чем в старшем возрасте, затухают, переключаться, замещаются одна другой.

Характер аффективных переживаний зависит также и от длительности их существования у данного ребенка: от создавшейся у него к ним привычки, умения овладеть своими переживаниями их проявлениями.

На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:

1.В основе аффективных переживаний ребенка выразившихся в неадекватном поведении, лежит расхождение между уровнем притязаний, связанными с жизненно важными потребностями ребенка, и потребностью в сохранении привычной самооценки.

2.Аффективные переживания, характер их возникновения и протекания, а также способы преодоления различны у разных детей и зависят от индивидуальных особенностей и предшествующего образа жизни каждого ребенка.

3.Существуют некоторые общие своеобразные черты аффективного поведения, которые должны быть отнесены за счет возрастных особенностей младшего школьника.

Во – первых, аффективные проявления в этом возрасте не связываются с определенными конкретными лицами.

Во – вторых, аффективные вспышки длятся сравнительное небольшое время, после чего конфликты заканчиваются, и в промежутках между ними ребенок может чувствовать относительно спокойно и играть с теми же детьми, с которыми только что конфликтовал.



4.Длительное сохранение завышенной самооценки имеет место, по крайней мере, имеет в двух случаях. Во – первых, когда у ребенка имеются какие – то способности, которые обеспечивают ему частичный успех и таким образом поддерживают его притязания. Во – вторых, когда ребенок, несмотря на неуспех в деятельности, все же получают от кого – либо (например, от родителей или учителя) положительную оценку. Это последнее типично для младших школьников, потому, что у них в отличие от детей более старшего возраста нет достаточной критичности, и частичная поддержка извне может оказывать влияния на их самооценку.