Дерево (старший дошкольный возраст) - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Дерево (старший дошкольный возраст) - страница №1/1


Познавательное занятие

с использованием технологии ТРИЗ

«Дерево»



(старший дошкольный возраст)

Подготовила: Горшкова О.Н.

Цель: дать детям элементарные экологические представления о дереве, лесе; развивать умение выявлять и разрешать противоречия, проблемные ситуации; закреплять умение грамматически правильно строить ответы на вопросы.

Материал к занятию: нарисованный на ватмане экран «волшебного телевизора» с 9 экранами с прикреплёнными картинками по теме занятия.

Предварительная работа: рассматривание с детьми разных пород деревьев и его частей; чтение рассказа Л.Н.Толстого «Яблони».

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, сегодня я хочу вас познакомить с «волшебным телевизором». Если вы отгадаете загадку, то предмет – отгадка появится на экране нашего телевизора.

Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает.

Дети: это дерево.

Воспитатель: Докажите, что вы дали правильный ответ.

Дети: (весной дерево цветёт, благоухает, радует своей красотой. Летом в тени дерева прохладно. Осенью на многих деревьях (фруктовых) поспевают плоды. Зимой в деревянном доме тепло, дровами топят печки).

Открывается первый экран, на котором изображено дерево.

Воспитатель: давайте поиграем в игру «Хорошо – плохо». Выросло высокое дерево. Это хорошо?

Дети: (хорошо – прохлада, чистота, свежий воздух, красота, здоровье и т.д.).

Воспитатель: а может это плохо?

Дети: (закрывает солнце, во время сильного ветра высокое дерево может упасть, что-нибудь разрушить …).

Воспитатель: как же быть? Мы любим деревья, хотим, чтобы их было много, но они не должны быть опасными для людей. Каков идеальный конечный результат (ИКР)?

Дети: (деревья надо обрезать, старые, гнилые вырубать и сажать новые).

Воспитатель: открывает второй экран. Что вы видите?

Дети: (части дерева)

Воспитатель: назовите их и опишите.

Дети: ( ствол дерева: внизу толстый, вверху тоньше, покрыт корой. От ствола идут ветки, на них иголки или листья, в плодах семена. Корни находятся глубоко в земле, их не видно.)

Воспитатель: что случится, если у дерева повредить кору? (вспоминаем рассказ Л.Н. Толстого «Яблони»).

Дети: (дерево может погибнуть, и болеть будет обязательно).

Воспитатель: а что будет, если у дерева подрезать ветки?

Дети: (если не очень коротко, то крона станет ещё гуще).

Воспитатель: может дерево жить без корней?

Дети: (нет, корнями дерево крепко держится в земле, корни «берут» из почвы воду, минеральные вещества).

Воспитатель: хотите, чтобы открылся третий экран? Тогда отгадайте загадку.

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом –

Чудеса увидишь в нём!

(лес)


Воспитатель: давайте поразмышляем, правильно ли мы отгадали загадку.

Дети: ( в лес можно зайти с любой стороны: у него нет дверей. В лесу растёт много деревьев, летом они зелёные, поэтому дом зелёный. Раз деревьев много, то, если пойдёт дождь, можно спрятаться в лесу, как под крышей.)

Воспитатель: а чудеса?

Дети: (в лесу живут разные звери, птицы, растут грибы, ягоды, цветы и т.д.).

Воспитатель: поиграем ещё раз в игру «Хорошо – плохо». Ходить в лес хорошо?

Дети: (в лесу свежий воздух, там прохладно, много кислорода, красиво. В лесу хорошо отдыхать, слушать пение птиц, собирать грибы, ягоды, цветы и т.д.)

Воспитатель: а может быть в лесу плохо?

Дети: (можно поцарапаться о ветки, можно заблудится, испугаться, встретить змею, может укусить клещ, можно споткнуться о корень и упасть и т.д.).

Воспитатель: так надо ли ходить в лес? ( дети вместе с воспитателем находят ответ: надо, но не одним, а с взрослыми, слушаться их, не отставать, быть осторожными и внимательными).

Воспитатель: всегда ли дерево такое? (показывает на первый экран).

Дети: (нет, раньше оно было тоненьким, низким.)

Воспитатель: а ещё раньше?

Дети: (ещё раньше было семечком)

Воспитатель: при каких условиях из семени прорастает стебелёк?

Дети: (нужны вода, свет, тепло).

Воспитатель: правильно. Вот таким дерево было в детстве и юности (открывается четвёртый экран).

Проводится игра «Кто кем был».

Воспитатель: Педагог:

Дуб желудём

Пень деревом

Сук веткой

Болото озером

Яблоня семечком

Ягода цветком

Кедр орешком

Бабочка гусеницей

Мука зерном



Воспитатель: (открывает пятый экран). Что это?

Дети: (части молодого деревца).

Воспитатель: опишите их, пожайлуста.

Дети: (ствол – тонкий, легко гнётся. Ветки тонкие, как прутики. Листья маленькие, нежные и т.п.).

Воспитатель: молодое дерево – это хорошо?

Дети: ( да, у него всё впереди, оно вырастет большим, красивым. Оно нежное, хрупкое, у него мягкие листочки и т.д.).

Воспитатель: молодое дерево это плохо?

Дети: (его можно сломать, тонкую кору могут обглодать козы или зайцы, и дерево погибнет и т.д.).

Воспитатель: как же помочь молодому деревцу?

Дети: (его надо огородить, не ломать веточки, поливать …).

Воспитатель открывает шестой экран, обращает внимание на то, что маленьких деревьев, не достигших высоты основного лесного массива, много. Их можно назвать подлеском.

Воспитатель: давайте подумаем: что произойдёт с деревом в будущем?

Дети: (оно станет ещё выше, толще, потом состарится).

Воспитатель: (открывая седьмой экран) верно. Вот оно какое, старое могучее дерево. А теперь отгадайте загадку «В лесу родился, в лесу вырос, а в дом пришёл, всех к себе собрал».

Дети: стол.

Воспитатель: докажите, что это так.

Дети: (дерево выросло в лесу, а потом из него сделали стол и все члены семьи собрались за столом).

Вспоминаем ранее прочитанное стихотворение С.Маршака «Откуда стол пришёл».



Дети: (а ещё это может быть ёлка. Она выросла в лесу, а на Новый год всех вокруг себя собрала.… А может это диван. Его сделали из дерева, которое выросло в лесу, и вечером вся семья собирается, отдыхает на диване).

Проводится игра «Кто кем или что чем будет»

Воспитатель: Дети:

Дерево столом, избой, пнём, дровами, досками …

Икринка рыбой, головастиком, мальком …

Ветка сучком, веником, прутом …

Цветок ягодой, яблоком, грушей, огурцом …

Яйцо яичницей, крокодилом, змеёй, черепахой,

цыплёнком …

Лист лекарством, удобрением, гербарием …



Воспитатель: (открывая восьмой экран). Изменяется ли строение дерева с возрастом?

Дети: (да, ствол становится могучим, не обхватишь. Кора – толстая, шершавая. Ветки – корявые, сухие, листья жёсткие. Корни – толстые, древесные, выступают из земли).

Воспитатель: (открывая девятый экран). Что вы видите?

Дети: (много старых деревьев. Это дремучий лес, в котором много старых деревьев).

Воспитатель: вот как много мы узнали о деревьях! Надеюсь, вы поняли главное: деревья, лес – это дом для растений, птиц, животных, поэтому его надо беречь.


«Волшебный телевизор»

прошедшее время настоящее время будущее время

6 экран 3 экран 9 экран

(подлесок) (лес) (тайга)

4 экран 1 экран 7 экран

(семя, росток, деревце) (дерево) (старое дерево)



5 экран 2 экран 8 экран

(строение молодого (строение дерева) (строение старого



деревца) деревца)