Департамент образования администрации пуровского района - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Отдел гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций, общственной безопасности... 1 207.95kb.
Фгос: из опыта работы пилотной площадки» 1 58.51kb.
Обеспечение полномочий администрации района по реализации вопросов... 1 159.49kb.
1. Памятка для администрации образовательного учреждения 4 796.11kb.
Конкурс «Дорога к звездам» 1 175.3kb.
Департамент образования г 24 5803.57kb.
Управление образования администрации муниципального района «монгун-тайгинский... 34 3746.16kb.
I. Принципы, цель разработки программы, её назначение 11 2239.97kb.
Департамент образования г. Москвы Управление образования Южного округа 15 5075.1kb.
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации района... 1 79.02kb.
Департамент образования и науки Кемеровской области 1 108.16kb.
Перспективное планирование совместной деятельности педагогов с детьми... 2 483.16kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Департамент образования администрации пуровского района - страница №1/9





ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ


АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» п.ПУРПЕ



Согласовано

на заседании Управляющего совета

протокол №2 от 31.05.2012 г.


Рассмотрено и принято

на заседании педагогического

совета протокол №1 от 01.09.2013

Введено в действие приказом

№110 от 01.09.2012 г. Дополнения

введены в действие приказом

№148 от 19.10.2012 г.


Утверждаю
Директор

МБОУ «СОШ № 2» п.Пурпе

________________Т.Г. Савчина



Основная образовательная

программа

начального общего образования

на 2011/2012 – 2014/2015г.г.

п. Пурпе


2011 г.



ОГЛАВЛЕНИЕ

Паспорт образовательной программы 3

1. Пояснительная записка 6


  1. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования 9

    1. Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты) 12

    2. Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты) 16

    3. Русский язык 17

    4. Литературное чтение 20

    5. Английский язык 23

    6. Математика 26

    7. Окружающий мир 28

    8. Музыка 30

    9. Изобразительное искусство 32

2.10.Технология 34

2.11.Физическая культура 36

2.12. Информатика 38

2.13. Внеурочная деятельность 39




  1. Учебный план начального общего образования и пояснительная записка 43




  1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования 50




  1. Программы отдельных учебных предметов, курсов 66




  1. Программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 90




  1. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни 102




  1. Программа коррекционной работы 117




  1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования 126




  1. Создание информационно-образовательной среды начальной школы, ориентированной на достижение новых образовательных результатов 136




  1. Приложения 138

11.1.Кадровые условия реализации ООП НОО 138

11.2.Учебно-методический комплекс 141

11.3.Глоссарий 145


Паспорт основной образовательной программы

начального общего образования

муниципального общеобразовательного учреждения

«Пурпейская средняя общеобразовательная школа № 2»

Полное название программы

Основная образовательная программа начального общего образования

муниципального общеобразовательного учреждения «Пурпейская средняя общеобразовательная школа № 2» муниципального образования



посёлок Пурпе - 1

Сроки действия программы

2011/12 – 2014/15 учебные годы.

Основание для разработки программы

Основанием для разработки явились следующие нормативно-правовые документы:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 374 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»).

  • Базисный учебный план начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 374 от 06.10.2009г.).

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, разработанная в соответствии с ФГОС НОО.

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации в редакции от 23 декабря 2002 г. № 919).

  • Устав муниципального общеобразовательного учреждения «Пурпейская средняя общеобразовательная школа № 2» (утвержден Постановлением Главы муниципального образования к от 06.03.2009 г. № 11-305).

Период и этапы реализации программы

2011/12 – 2014/15 годы:

  • I этап – 2011/2012 годы – структурные, содержательные, управленческие инновации в деятельности школы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

  • II этап – 2012/2015 годы – переход к устойчивой модели реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечивающего современное качество образования согласно Закону РФ «Об образовании».

Цель программы

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ № 2 является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Основные задачи, мероприятия программы

Для достижения указанной цели необходима реализация системно-деятельностного подхода, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Решение целей и задач будет осуществляться за счет комплексного выполнения мероприятий настоящей Программы.

Ожидаемые конечные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования


Реализация основной образовательной программы начального общего образования должна обеспечить сформированность у выпускников начальной школы:

  • личностных результатов - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметных результатов - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметных результатов - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Разделы основной образовательной программы начального общего образования

  • Пояснительная записка;

  • Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  • Учебный план образовательного учреждения;

  • Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  • Программы отдельных учебных предметов, курсов;

  • Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Объемы и источник финансирования

Программа реализуется за счет средств муниципального бюджета.

Исполнители программы

Администрация, педагогический коллектив муниципального общеобразовательного учреждения «Пурпейская средняя общеобразовательная школа № 2»

Ф.И.О., должность руководителя программы

Заграничная Вера Николаевна - директор МОУ «Пурпейская средняя общеобразовательная школа № 2», тел., факс 8(34936)37-295

Юридический адрес школы; сайт, Е-mail, телефон, факс образовательного учреждения

Юридический адрес школы: 629841, Россия, Ямало-Ненецкий автономный округ, п. Пурпе -1, улица Тихая, № 1,

Телефон/факс 8(34936)37295

Е-mail: purpe_2@mail.ru.

web-site: www.purpeshcool-2.ucoz.ru

Основные разработчики

Директор МОУ СОШ № 2 Заграничная В.Н.,

заместитель директора по ОП Савчина Т.Г.



Организация контроля за выполнением программы

Предоставление ежегодно, не позднее 01 октября, учредителю, родительской общественности аналитического отчета в форме «Публичного доклада школы» с выкладкой информации на сайте школы, аналитические материалы об информатизации учебно-воспитательного процесса размещаются на сайте департамента образования Администрации Пуровского района в декабре месяце, а результаты инновационной деятельности – ежегодно в мае.


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ ПСОШ № 2 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, а также на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Содержание основной образовательной программы начального общего образования сформировано с учётом социо-культурных особенностей и потребностей региона.



Нормативно-правовые документы, регламентирующие образовательную деятельность:

  • Свидетельство о государственной аккредитации АА 060369 за регистраци­онным №351 от 14 мая 2008г.

  • Лицензия на право осуществления образовательной деятельности А№148963 за регистрационным №811 от 13 мая 2007 г.

  • Учредительный договор о взаимоотношениях между департаментом образования Администрации Пуровского района и МОУ ПСОШ № 2.

  • Устав учреждения, утвержденный Приказом департамента образования №85 от 02.02.2005 г., изменения и дополнения внесены в 2009 г. (утверждены приказом департамента образования №498 от 26.05.2009 г.);

  • Локальные акты школы.


Краткая справка об истории образовательного учреждения.

Пурпейская средняя общеобразовательная школа территориально удалена от других населённых пунктов (ближайший населённый пункт п. Пурпе, расстояние – 20 км). Посёлок Пурпе 1 является одним из вахтовых посёлков Севера Западной Сибири, имеющих специализацию в строительной и нефтегазодобывающей отрасли. Отли­чием территории является достаточно суровые природно-климатические ус­ловия в пограничной зоне умеренного и субарктического климата, а также ограниченная транспортная доступность, в связи с отдаленностью от железнодорожной станции и аэропорта.

МОУ ПСОШ№2 территориально расположена в северо-западной части посёлка и «обслуживает» всех жителей. В районе расположения школы сложился уникальный, при более подробном рассмотрении, образова­тельный комплекс, включающий саму школу и близкорасполо­женные учреждения дошкольного и дополнительного образования: МДОУ ЦРР - ДС «Белоснежка», ДДТ пос.Пурпе. Компактное расположение образовательных учре­ждений является положительным фактором для организации взаимодействия и обеспечения преемственности образовательной деятельности. В шаговой доступности от района школы находятся учреждения культуры: поселковая библиотека, ДК «Газовик», Детская музыкальная школа, СОК «Старт», что также является положительным фактором для организации внеурочной занятости учащихся.

Рядом со школой расположена врачебная амбулатория посёлка. Вблизи от школы проходит всего одна улица (ул.Труда) с движением транспорта. Наличие 2-х пешеход­ных переходов и предупреждающих знаков в непосредственной близости от школы способствует повы­шению безопасности школьников.

Школа состоит из трёх зданий соединённых под одной крышей по адресу: пос.Пурпе-1 улица Тихая д.1

В 1987 году было построено типовое брусчатое здание на 192 посадочных места и получен статус средней школы (с 1984 по 1987 – восьмилетняя школа), в 1991 сдано блочное здание под мастерские, в дальнейшем приспособленное под учебный процесс.

Сейчас в школе обучается 249 учащихся, «проектная мощность», т.е. могут обучаться в одну смену – 342 человека.

Санитарные нормы наполняемости классов – 18 человек.



Информация о школе.

Характеристика учебно-воспитательного процесса и его организационно-педагогическое обеспечение.

Главной целью работы МОУ СОШ № 2 является оптимальное выполнение социального заказа школе на основе Закона РФ «Об образовании» и региональных актов по формированию функционально-грамотного, нравственного и физически здорового выпускника посредством решения задач: вариативности, обеспечения дифференциации и гуманизации образовательного процесса, создания единого образовательного пространства, интеграции начального общего и дополнительного образований, включение в решение задач образовательной программы всех субъектов образовательного пространства.

Школа обеспечивает вариативное образование. Реализация вариативного образования начальной школы представлена следующими программами:

- общеобразовательные классы по образовательной системе «Школа 2100»; - общеобразовательные классы по образовательной модели «Перспективная начальная школа»;

- общеобразовательные классы по развивающей системе обучения «Система Л.В. Занкова»;

Особенностью школы является организация учебно-воспитательного процесса, через введение в учебный план новых предметов и программ в соответствии с социальным заказом;

Школа работает в режиме 6-дневной недели, в одну смену, продолжительность уроков 40 минут.

На базе школы I ступени работают 7 групп продленного дня, т.е все учащиеся школы 1 ступени посещают группу продлённого дня.

Учебный год делится на 4 учебные четверти. С целью профилактики переутомления для обучающихся в 1 классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти

Учащиеся принимаются в первый класс с 6 с половиной лет, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст.5).

В МОУ СОШ №2 очная форма образования, хотя родители могут выбрать и очно-заочную, и экстернат и форму семейного образования.

В школе созданы все условия для всестороннего развития личности школьников, их творческого потенциала, саморазвития и самоорганизации (смотри «Модель развивающей среды МОУ ПСОШ №2» в п.2.13)



Педагогический коллектив школы I ступени состоит из 7 учителей начальных классов, 1 воспитателя группы продленного дня. В школе работает социально-психологическая служба - учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог).

Педагогический стаж учителей начальных классов составляет:



  • от 10 до 20 лет - 4 (50%)

  • более 25 лет – 4 (50%)

Учителя начальных классов имеют следующие квалификационные категории:

  • высшая квалификационная категория –2 (25%);

  • I квалификационная категория – 5 (62,5%);

  • II квалификационная категория - 1 (22,5% - это воспитатель ГПД).

Имеют высшее образование – 100% учителей начальной школы.

Все учителя прошли курсы повышения квалификации, в т.ч. 3 учителя по новым ФОГС.

Анализ общей и качественной успеваемости обучающихся школы I ступени за три последних года свидетельствует о достаточном уровне усвоения младшими школьниками стандарта начального общего образования.

Учебный год

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Общая успеваемость

100%

100%

100%

Качественная успеваемость

57%

61%

57%

Показателем эффективности работы педагогического коллектива в школе I ступени является уровень общей и качественной успеваемости учащихся выпускных (4-х) классов.

Учебный год

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Общая успеваемость

100%

100%

100%

Качественная успеваемость

65%

71%

57%


Результаты участия выпускников в интеллектуальном марафоне младших школьников среди учащихся Пуровского района

Учебный год

Командный результат

Личный результат

2008-2009

2 место

1 победитель

2 призёра



2009-2010

3 место

2 призёра

2010 - 2011

2 место

1 победитель

4 призёра



Из данных таблиц видно, что учащиеся выпускных начальных классов ежегодно принимают участие в районном этапе интеллектуального марафона и показывают хорошие результаты.

МОУ ПСОШ № 2 в процессе осуществления учебно – воспитательной деятельности учитывает интересы: обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов, общества и государства.

Потребности обучающихся в образовательных услугах определены в ходе опросов и анкетирования. Наибольшую значимость для выпускников начальной школы имеют следующие факторы конкурентоспособности учреждения: моральные качества педагогов, качество образовательных услуг, предоставляемых школой, уровень материально - технической обеспеченности образовательного процесса, качественное питание, организация внеурочной деятельности.

Ожидания и потребности родителей выявлены в ходе бесед, микросоциологических исследований. Приоритетными факторами конкурентоспособности учреждения они считают квалификацию педагогов, наличие групп продленного дня, качественное образование, питание, наличие эмоционально комфортной развивающей образовательной среды, забота о физическом развитии ребенка, развитее интеллектуального потенциала каждого ребёнка.

Профессиональные потребности педагогических работников обусловлены возможностью непрерывного повышения педагогического мастерства и квалификации, благоприятным микроклиматом в трудовом коллективе.

Государственный заказ определяется законодательными и нормативно-правовыми актами РФ, федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.


Этапы реализации ООП НОО

В соответствии с возрастными особенностями младших школьников основная образовательная программа начального образования условно делится на три этапа:

1) I этап (первые два месяца первого класса) – переходный адаптационный период от дошкольного образования к школе.

В адаптационный период у детей наиболее интенсивно происходит осмысление нового социального положения, закладываются переживания, на многие годы определяющие их отношение к учебной деятельности, общению с учителями и одноклассниками, самому пребыванию в школе.



Цели: обеспечить плавный переход детей от игровой к учебной деятельности, выработка основных правил и норм школьной жизни.

Решение задач данного периода образования решается через специальный курс Г. А. Цукерман и К. Н. Поливановой «Введение в школьную жизнь» (программа адаптации детей к школьной жизни).

2) II этап (вторая четверть 1-го класса – первое полугодие 4 класса). Его основная цель – конструирование коллективного «инструмента» учебной деятельности в учебной общности класса.

3) III этап (второе полугодие 4-го года обучения – 5-й год обучения), как и первый, имеет переходный характер. Этот этап опробования в разных ситуациях сконструированного в совместной деятельности «инструмента» учебной деятельности, рефлексия общих способов действия учащихся, формирование основ умения учиться.

Основная цель данного периода начального образования – построить отсутствующий в современной педагогической практике главный, постепенный, некризисный переход школьников с начальной на основную ступень образования.


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно - ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

Планируемые результаты:


  • обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;

  • являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

Иными словами, система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями - познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета, - овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. При этом в соответствии с требованиями Стандарта в системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.

В соответствии с требованиями Стандарта структура планируемых результатов строится с учётом необходимости:


  • определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка;

  • определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

  • выделения основных направлений оценочной деятельности — оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.

С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной, междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания.

Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы.

Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос: «Зачем нужно изучать данный предмет в образовательном учреждении?» Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам учебной программы. Этот блок результатов описывает основной, сущностный вклад данной программы в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определённых познавательных потребностей обучающихся. Оценка достижения этих целей ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования на федеральном и региональном уровнях.



Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей.

Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.



Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля.

Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев учёт достижения планируемых результатов этой группы целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.

Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.

На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:

• двух междисциплинарных программ — «Формирование универсальных учебных действий» и «Чтение. Работа с текстом»;

• программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура».


2.1. Формирование универсальных учебных действий

(личностные и метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание

ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

• установка на здоровый образ жизни;

• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.



Выпускник получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне положи­тельного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении соци­ального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно­-познавательной мо­тивации учения;

устойчивого учебно-­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспеш­ности учебной деятельности;

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

• различать способ и результат действия;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

• выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.

Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуаль­ный контроль на уровне произвольного внимания;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, включая электронные, цифровые, в открытом информационном пространстве, в том числе, контролируемом пространстве Интернета;

• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели, включая виртуальные, и схемы, включая концептуальные, для решения задач;

• строить сообщения в устной и письменной форме;

• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

• основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществлять синтез как составление целого из частей;

• проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

• устанавливать аналогии;

• владеть рядом общих приёмов решения задач.



Выпускник получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с ис­пользованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружаю­щем мире с помощью инструментов ИКТ;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостаю­щие компоненты;

осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­-следственных связей;

произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• контролировать действия партнёра;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к ре­шению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и ре­гуляции своей деятельности;

адекватно использовать речевые средства для эффек­тивного решения разнообразных коммуникативных задач.
2.2. Чтение. Работа с текстом

(метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.



У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться, самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из дру­гих источников и имеющимся жизненным опытом.
2.2.1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

• определять тему и главную мысль текста;

• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

• вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;

• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение);

• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

• понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста;

• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

работать с несколькими источниками информации;

сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.


2.2.2. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

• соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;

• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

• сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

• составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.



Выпускник получит возможность научиться:

делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
2.2.3. Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

• высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

• оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

сопоставлять различные точки зрения;

соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.


2.3. Русский язык.

В результате изучения курса русского языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе изучения русского языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.



Выпускник на ступени начального общего образования:

• научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

• сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное, при работе с текстом на компьютере сможет использовать полуавтоматический орфографический контроль, овладеет основными правилами оформления

текста на компьютере;

• получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

В результате изучения курса русского языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.


2.3.1. Содержательная линия «Система языка»


следующая страница >>