Действительные и страдательные причастия - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Действительные и страдательные причастия - страница №1/1

Технологическая карта конструирования урока с использованием

цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)

Общие сведения

Предмет

Русский язык

Класс

7

Тема урока,

№ урока по теме



Действительные и страдательные причастия

Цель урока

Знакомство с действительными и страдательными причастиями

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, проектор, программные средства, ...)

Локальная сеть, выход в Интернет, интерактивная доска, мультимедийный компьютер, проектор.

Этапы урока, на которых планируется использование ЦОР(ов)

  1. Этап (название этапа)




    1. Название ЦОР, определенное учителем:

      1. Источник (номер ЭУИ по списку медиатеки, полное название ЭУИ)



Название ЭУИ

      1. Аннотация

Краткое описание объекта в том случае, когда содержание объекта не следует из его названия. Аннотация может быть расширенным, содержательным названием.

Урок «Действительные и страдательные причастия» согласно программе для национальных школ проходит в 7 классе.

В представленном уроке учащиеся знакомятся с разрядами причастий. Получают представление, по какому принципу причастия делятся на действительные и страдательные. Наглядно рассматривают изменение признака предмета по действию согласно изменению разряда причастий.

Вводная часть урока, повторение материала, необходимого для изучения новой темы, а также объяснение и частично закрепление новой темы проводится с помощью интерактивной доски, компьютеров.

      1. Способ доступа к ЦОР (Описание способа нахождения ресурса, например, используя оглавление диска. По данному описанию ресурс должен однозначно находиться)

С помощью поисковой системы «Yandex»:

«Тренажёр по русскому языку», музыка П.И.Чайковского «Вальс снежных хлопьев».

Фестиваль педагогических идей 2006-2007.

http:// eor.edu.ru

      1. Тип выделенного объекта (графика- рисунок, графика-фото, текст, аудио, анимация, видео, составной объект (состоящий из нескольких компонентов), объект с интерактивными элементами), другой (по возможности уточнить)

Объект с интерактивными элементами

      1. Целесообразность и эффективность применения данного ЦОР (Описать, в чем преимущество учебного процесса с использованием данного ресурса по сравнению с работой без его использования. Какие новые качества приобретает учебный процесс, какие новые образовательные результаты могут быть получены)

Увеличивается скорость и качество усвоения учебного материала, усиливается практическая составляющая, в целом – повышается качество знаний, усвоение материала. Преимущества очевидны – работают все учащиеся, самостоятельно могут проверять свои знания, можно организовать взаимоконтроль. Увлекательно, наглядно можно потренироваться в плане различения разрядов причастий.

      1. Время работы с ресурсом (Сколько времени необходимо для целесообразного использования ресурса)

20 минут

      1. Форма использования (демонстрация на большом экране для всего класса, групповая работа учащихся, задание на уроке ученикам для самостоятельной работы, организация исследовательской и проектной деятельности, и т.д.)

Демонстрация и работа на интерактивной доске для всего класса, непрозрачный экран для самопроверки, задания для самостоятельной работы на компьютере.

      1. Укажите возможный способ выделения объекта из ЭУИ (копирование внутренними средствами ЭУИ, копирование средствами через буфер обмена, поиск и перенос файла, содержащего объект, способ Вам неизвестен и/или непонятен)

Поиск и перенос файла, содержащего объект

    1. Название ЦОР, определенное учителем:

п. 1.2.1-1.2.8




  1. Этап (название этапа)

    1. Название ЦОР, определенное учителем:








Предмет: Русский язык.
Тема: «Действительные и страдательные причастия»
Продолжительность: 1 урок (45 минут)
Класс: 7-ой класс (1-ое полугодие)
Технологии: интерактивная доска, локальное сетевое окружение, тренажёр по русскому языку для обучения различению разрядов причастий (составлен по аналогии тренажёра Шакулиной И.В., учителя г Чапаевск Самарской области в системе Microsoft PowerPoint)


Аннотация:

Урок «Действительные и страдательные причастия» согласно программе для национальных школ проходит в 7 классе.

В представленном уроке учащиеся знакомятся с разрядами причастий. Получают представление, по какому принципу причастия делятся на действительные и страдательные. Наглядно рассматривают изменение признака предмета по действию согласно изменению разряда причастий.

Вводная часть урока, повторение материала, необходимого для изучения новой темы, а также объяснение и частично закрепление новой темы проводится с помощью интерактивной доски, компьютеров.



Рецензия:

Увидели современный урок с применением новых информационных технологий. Все этапы урока были четко выстроены и были логически взаимосвязаны. Музыкальное сопровождение на уроке, использование картины А.А.Пластова «Первый снег», наглядные материалы в виде таблицы, схем, игровые моменты с помощью ширмы интерактивной доски, тренировка на тренажёре помогли разнообразить урок, действовали эмоционально. Были условия для учащихся аудиалов, визуалов, кинестетов. Они слушали, наблюдали, действовали.

Домашнее задание было творческого характера.

Учитель находился в творческом, методическом поиске. Содержание урока было глубоким, проделана большая работа: повторен программный материал, изучен новый материал, было и опережающее обучение. Следовательно, все было как в китайской поговорке: «Скажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай действовать – и я научусь».

27.11.2007 года
Заместитель директора по УВР Т.В.Николаева


Урок на тему:

«Действительные и страдательные причастия»

«Они (причастия) служат сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».

М.В.Ломоносов
Задачи урока:


  1. Повысить теоретический уровень знаний учащихся по русскому языку

  2. Содействовать развитию познавательной активности учащихся, формированию информационной и коммуникационной культуры учащихся

  3. Способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении информатики, рисовании, музыки.

  4. Развитие навыков работы на компьютере и использования информационных технологий при работе на тренажёре.


Цель урока:


  1. Дать понятие о действительных и страдательных причастиях.

  2. Формировать навык различения действительных и страдательных причастий.

  3. Продолжить формирование умений находить причастия в предложении.

  4. Показать роль причастий в художественном тексте, развивать речь учащихся.


В словарь: продрогли, завороженные, бульвар, блистающие, тревожиться, этюды

Ход урока:
Сегодня мы продолжим изучение причастий, вспомним о недавно выпавшем снеге. Наши сегодняшние помощники это картина А.А.Пластова «Первый снег», и музыка Чайковского «Вальс снежных хлопьев». (Слушание музыки). А после снегопада...
Слайд 1. (Задания выполняются на интерактивной доске)

Всё в природе находилось под властью молодого, недавно выпавш… снега.

Земля покрыт… белым ковром блестела на солнце.

Деревья, скамьи на бульварах, крыши – всё было мягко, бело, холодно.

I. Прочитайте и выполните следующие задания

  • допишите окончания;

  • все ли знаки препинания на месте, мотивируйте постановку;

  • выпишите причастные обороты с определяемыми словами в тетради.

Обратите, пожалуйста, внимание на причастия. Они относятся к разным разрядам, об этих разрядах и поговорим мы сегодня с вами на уроке, научимся их различать. Итак, тема нашего урока «Действительные и страдательные причастия».

II. Работа над словосочетаниями, выписанными в тетрадь.

Недавно выпавшего снега Земля, покрытая белым ковром

Ребята, как вы думаете. Снег сам совершает действие?

Первое причастие показывает признак предмета, который сам совершает действие. (Сам совершает действие -- действительное)



А земля? Сама покрылась белым ковром или её прикрыли, т.е. испытывает на себе действие? (Испытывает – страдательное)

Вывод согласно таблице, проецируемой на экран.

Слайд 2



III Работа над рисунками на интерактивной доске. Слайд 3. (Согласно разряду причастия ребята рисуют стрелки от объекта, который совершает действие, к объекту, который испытывает действие. Эта методика помогает наглядно продемонстрировать отличие действительных причастий от страдательных.).



Солнце, обогревающее Землю



Земля, обогреваемая Солнцем

- Ребята, сами составьте предложения к следующему рисунку.

Слайд 4.



Кукла, одеваемая девочкой, мне очень нравится.

Девочка, одевающая куклу, собирается с ней гулять.

IV. Тренировочные упражнения.

Упражнение 304 учебника. Выделите причастия. Скажите, какое причастие указывает на признак предмета, который действует сам (действительное), а какое – на признак предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета (страдательное). К существительным, зависимым от причастий, поставьте вопрос.

Слайд 5. (Таблица о действительных и страдательных причастиях проецируется на доску и помогает учащимся при выполнении задания из учебника и при объяснении)





Музыка …П.И.Чайковский напоминает нам, что мы чуть забыли о снеге и приглашает в гости к А.А.Пластову, где, мне кажется, спрятались действительные и страдательные причастия:

искрящиеся лучики;

снежинки, блистающие на солнце;

деревья, засыпанные снегом;

снежинки, танцующие в воздухе;

продрогшие птицы;

едва слышимые звуки.

Как мы их узнаем? А просто, по образцу:


Унесенные – их унесли (с)
Мерцающие – они мерцают (д)

А ещё обратите внимание на то, как образовались эти причастия.

Используя подсказку, расставьте буквы около тех причастий, где эти суффиксы встречаются, и угадайте, какое слово прячется под этими суффиксами.
Л – ш; Ь – им; Т -нн, М – ящ; Е – ющ;

Слайд6. (Этот слайд предназначен для самопроверки предыдущего задания. Слово МЕТЕЛЬ находится за прозрачным экраном)





  • М – искрящиеся лучики – они искрятся (д)




  • Е – снежинки, блистающие на солнце - они блестят (д)




  • Т – деревья, засыпанные снегом – их засыпали (с)




  • Е – снежинки, танцующие в воздухе – они танцуют (д)



  • Л – продрогшие птицы – они продрогли (д)




  • Ь – едва слышимые звуки – их слышат (с)

Вывод: -ЯЩ; -ЮЩ; -Ш - суффиксы действительных причастий

- ИМ; -НН - суффиксы страдательных причастий. Более подробно о них мы поговорим на следующих уроках.

- Составьте и запишите предложение, используя одно из данных словосочетаний, в тетрадь

V. Проведём орфографическую минутку.

- Какую орфограмму надо знать, чтобы правильно написать эти слова (Правописание букв Ъ и Ь)



- Расставьте пропущенные буквы



От…езжающий извозчик

Сорванные суч…я

Возникший бар…ер
Доставленное счаст…е

Заснеженные дерев…я

Охраняемый об…ект

Физкультминутка под музыку.

VI. Наших молодых знатоков русского слова А.А.Пластов пригашает в мастерскую для создания этюдов, описывая предметы, которые изобразил художник (земля, деревья, дети, птицы, снежинки…). Конечно, они не должны забывать о причастиях. Ведь они, посмотрите, пожалуйста, на эпиграф. «Они (причастия) служат сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу»,- говорил М.В.Ломоносов. (Учитывая, что причастия редко встречаются в разговорном стиле, задания оформлены дифференцированно: некоторым даны причастия, которые можно использовать при составлении этюда, другим заданы вопросы, а третьи самостоятельно выполняют задания).

А остальные идут к компьютерам и проверяют себя, как они усвоили тему сегодняшнего урока (наблюдение над работой на тренажёре).


--Как можно различить действительные и страдательные причастия.
Вывод.

VI. Учащиеся зачитывают зарисовки- миниатюры. Наиболее удачные предложения записываются в тетрадях.

VII. Домашнее задание. Написать сочинение на тему: «Чудо первого снега» или «Картина А.А.Пластова «Первый снег». Можно использовать причастия, которые встретились сегодня на уроке.

VIII. Итог урока.

- Какие причастия называются действительными, а какие страдательными?

Выставление оценок.
Описание методики использования ИКТ во время занятия.
Применение на уроке ИКТ помогает в работе и учителю и учащимся.

Использование интерактивной доски при объяснении, закреплении материала новой темы, вместо мела и доски, во многом облегчает работу учителя. Помогает наглядно продемонстрировать отличие действительных причастий от страдательных. Формулирование вопросов и заданий не только в устной форме, но и визуально на экране позволяет учащимся быстро и правильно понять суть поставленной перед ними задачи.

В ходе урока был применен тренажёр, который помог разнообразить урок и вызвать интерес учащихся к изучаемой теме, при этом позволил учащимся оценить уровень полученных знаний и сделать соответствующие выводы. Тренажер прост в применении и может быть использован всеми учащимися.

Интерактивные формы обучения направлены на то, чтобы ученик научился мыслить самостоятельно, сопоставлять идеи, искать нужную информацию. Увеличивается скорость и качество усвоения учебного материала, усиливается практическая составляющая, в целом – повышается качество знаний, усвоения материала. Преимущества очевидны – работают все учащиеся.

Мой педагогический опыт показывает, что наиболее приемлемы уроки, на которых предусматривается смена форм обучения и деятельности обучаемых. Достаточно эффективны на уроках такие из них, как: фронтальная беседа, работа за компьютером индивидуально и в группах, демонстрация презентации всему классу, обсуждение материала всем классом и последующее индивидуальное выполнение заданий.