Д. Упрямово Юхновского района Калужской области - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Д. Упрямово Юхновского района Калужской области - страница №1/1



МКОУ «Основная общеобразовательная школа»,

д. Упрямово Юхновского района Калужской области.






Утверждаю

Директор МКОУ «Основная общеобразовательная школа»,

д. Упрямово Юхновского района Калужской области

____________ Н.Н. Иванова

Приказ № ______ от

«____» ___________ 2013г.




Рабочая программа

по химии

8 класс

Базовый уровень

2013-2014 учебный год

Составитель:

Цырыпкина Галина Тусупбековна

учитель I квалификационной категории.

2013 г.
Пояснительная записка

Рабочая программа по химии составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (авт. О.С.Габриелян. – М.:Дрофа, 2011).

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе, строении вещества, закономерностях протекания реакций и их классификации.

Курс химии 8-го класса по программе Габриеляна включает два практикума. Первый – после темы «Изменения, происходящие с веществами», второй завершает изучение химии в 8-м классе. Я считаю, что целесообразнее проводить практические работы при изучении соответствующих тем. В этом случае они больше отвечают своему назначению и выступают как средство закрепления, совершенствования и конкретизации экспериментальных умений и навыков. Кроме того, тема «Соединения химических элементов» содержит большой лабораторный практикум, развивающий навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами.

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:



  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи:

  1. Сформировать знание основных понятий и законов химии

  2. Воспитывать общечеловеческую культуру

  3. Учить наблюдать, применять полученные знания на практике

Используемый учебно-методический комплект:

  1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.

  2. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – 15-е изд., стереотип. – М: «Дрофа», 2009.

  3. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс / О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2008.

  4. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

В качестве форм промежуточной аттестации учащихся используются традиционные диагностические и контрольные работы, разноуровневые тесты, в том числе с использованием компьютерных технологий.

Согласно базисному учебному плану (БУП) для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение химии в классе отводится 70 часов, из расчета – 2 учебных часа в неделю.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система.



Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса (базисный уровень).

В результате изучения химии ученик должен



Знать/понимать

- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объём, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;



Уметь

- называть: химические элементы, соединения изученных классов;

- объяснять: физический смысл атомного номера химического элемента, номеров группы и периода; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

- характеризовать: химические элементы(от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определённому классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

- составлять: формулы неорганических соединений; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы; уравнения химических реакций;

- обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;

- распознавать опытным путём: кислород, водород, растворы кислот и щелочей,

- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного обращения с веществами и материалами;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

- приготовления растворов заданной концентрации.




Учебно-тематический план

п/п

Наименование темы


Всего,

Час.


Из них

Практ.работы.

Контр.работы

1

Введение

5

1

-

2

Тема 1. Атомы химических элементов

10




1

3

Тема 2. Простые вещества

7

-

1

4

Тема 3. Соединения химических элементов

14

2

1

5

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами

13

2

1

6

Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

20

2

1

7

Повторение

1

-

-




Итого

70

7

5

Поурочный план


урока


Дата

Тема урока

Кол-во часов

Экспериментальная часть

Примечание

Введение (4+1 ч)

1/1




Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

1







2/2




Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.

1







3/3




Практическая работа № 1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с ла­бораторным оборудованием и нагревательными приборами.

1







4/4




Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Периодическая система химических элемен­тов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная).

1







5/5




Хими­ческие формулы. Индексы и коэффициенты. От­носительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.


1

Расчетные задачи.

1. Нахождение относитель­ной молекулярной массы вещества по его хими­ческой формуле.

2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.





Тема 1.Атомы химических элементов (10 ч)

6/1




Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении ато­мов.

1

Демонстрации. Модели атомов химических элементов.




7/2




Изменение числа протонов в ядре атома — об­разование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов.



1







8/3




Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева.

1

Демонстрации.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.






9/4




Периодическая система химических элемен­тов Д. И. Менделеева и строение атомов: физиче­ский смысл порядкового номера элемента, номе­ра группы, номера периода.

1







10/5




Изменение числа электронов на внешнем элек­тронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов.

1







11/6




Взаимодействие атомов химических элемен­тов-неметаллов между собой — образование двух­атомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь.

1







12/7




Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

1







13/8




Взаимодействие атомов химических элемен­тов-металлов между собой — образование метал­лических кристаллов. Понятие о металлической связи.

1







14/9




Обобщение и систематизация знаний об элементах металлов и неметаллов, о видах химической связи.


1







15/10




Контрольная работа № 1 по теме «Атомы химических элементов»

1







Тема 2. Простые вещества (7ч)

16/1




Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — метал­лы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

1

Лабораторные опыты.

1. Знакомство с образ­цами веществ разных классов.






17/2




Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азо­та, серы, фосфора, углерода.

1

Демонстрации. Получение озона. Образцы бе­лого и серого олова, белого и красного фосфора.





18/3




Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса.

1

Демонстрации.

Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль.






19/4




Молярный объем газооб­разных веществ.

1

Демонстрации.

Модель молярного объема газо­образных веществ.






20/5




Расчеты с использованием понятий «количе­ство вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».


1

Расчетные задачи.

1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам.

2. Рас­четы с использованием понятий «количество ве­щества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро»





21/6




Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества»

1







22/7




Контрольная работа № 2 по теме «Простые вещества»

1







Тема 3. Соединения химических элементов (12+2 ч)

23/1




Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле со­единения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния.

1

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, ос­нований и солей.




24/2




Представители окси­дов: вода, углекислый газ и негашеная известь.

Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

1







25/3




Основания, их состав и названия. Раствори­мость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде.

1







26/4




Кислоты, их состав и названия. Классифика­ция кислот. Представители кислот: серная, соля­ная и азотная.

1







27/5




Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия.

Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.



1







28/6




Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кри­сталлических решеток: ионная, атомная, моле­кулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.



1

Демонстрации.

Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углеро­да (IV).






29/7




Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей.

1

Демонстрации.

Взрыв смеси водорода с воздухом. Спо­собы разделения смесей. Дистилляция воды.

Лабораторные опыты.

2. Разделение сме­сей.






30/8




Практическая работа № 3. Анализ почвы и воды.

1







31/9




Массовая и объемная доли компонента смеси.


1

Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объем­ной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычис­ление массовой доли вещества в растворе по из­вестной массе растворенного вещества и массе ра­створителя.

3.Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для при­готовления определенной массы раствора с из­вестной массовой долей растворенного вещества.






32/10




Расчеты, свя­занные с использованием понятия «доля».

1




33/11




Расчеты, свя­занные с использованием понятия «доля».

1




34/12




Практическая работа № 5. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.


1







35/13




Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов».

1







36/14




Контрольная работа № 3 по теме «Соединения химических элементов»


1







Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (10+3 ч)


37/1




Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка ве­ществ, центрифугирование.


1

Демонстрации. Примеры физических явле­ний: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания.

Лабораторные опыты.

3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их ка­пель на фильтровальной бумаге.





38/2




Явления, связанные с изменением состава ве­щества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций.

1

Демонстрации.

Примеры хи­мических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II);

Лабораторные опыты.

4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки.

5. По­мутнение известковой воды от выдыхаемого уг­лекислого газа.





39/3




Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.


1







40/4




Расчеты по химическим уравнениям. Реше­ние задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количест­ву вещества, массе или объему исходного вещест­ва.

1

Расчетные задачи.

1. Вычисление по хими­ческим уравнениям массы или количества веще­ства по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.

2. Вычисление массы (коли­чества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.





41/5




Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.


1




42/6




Реакции разложения. Понятие о скорости хи­мических реакций. Катализаторы. Ферменты.

1







43/7




Реакции соединения. Каталитические и нека­талитические реакции. Обратимые и необрати­мые реакции.

1







44/8




Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реак­ций между металлами и растворами кислот. Ре­акции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

1

Лабораторные опыты.

6. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.







45/9




Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Ус­ловия протекания реакций обмена в растворах до конца.


1

Лабораторные опыты.

7. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.






46/10




Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды

1

Демонстрация.

Электролиз воды






47/11




Практическая работа № 2. Наблюдения за изменениями, про­исходящими с горящей свечой, и их описание.

1







48/12




Практическая работа № 4. Признаки химиче­ских реакций.

1







49/13




Контрольная работа № 4 по теме «Изменения, происходящие с веществами»

1







Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (18 ч)


50/1




Растворение как физико-химический про­цесс. Растворимость.


1







51/2




Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты.


1







52/3




Основные положения теории электролитиче­ской диссоциации.


1







53/4




Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

1







54/5




Кислоты, их классификация. Диссоциация кис­лот и их свойства в свете теории электролитиче­ской диссоциации.

1

Лабораторные опыты.

8. Реакции, характер­ные для растворов кислот (соляной или серной).







55/6




Молекулярные и ионные урав­нения реакций кислот.


1







56/7




Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электро­литической диссоциации.

1

Лабораторные опыты.

9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия).

10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II).





57/8




Соли, их классификация и диссоциация раз­личных типов солей. Свойства солей в свете тео­рии электролитической диссоциации.

1

Лабораторные опыты.

11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида ме­ди (II).

12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция).





58/9




Обобщение сведений об оксидах, их классифи­кации и химических свойствах.


1

Лабораторные опыты.

13. Ре­акции, характерные для кислотных оксидов (на­пример, для углекислого газа).







59/10




Генетическая связь между классами неорганиче­ских веществ.


1







60/11




Обобщение и систематизация знаний о кислотах, основаниях, солях, оксидах.

1







61/12




Окислительно-восстановительные реакции.

1







62/13




Окис­литель и восстановитель, окисление и восстанов­ление.

1







63/14




Реакции ионного обмена и окислительно-вос­становительные реакции.

1







64/15




Свойства простых веществ — металлов и неме­таллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

1







65/16




Свойства простых веществ — металлов и неме­таллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

1







66/17




Обобщение и систематизация знаний по теме «Свойства растворов электролитов»

1







67/18




Контрольная работа № 5 по теме «Свойства растворов электролитов»

1







Тема 7. Практикум № 2. Свойства растворов электролитов (2 ч)


68/1




Практическая работа № 6. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей

1







69/2




Практическая работа № 7. Решение экспериментальных задач.

1







70/1




Повторение материала курса химии 8 класса.

1







Средства контроля


Виды контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Итого

Контрольная работа

1

1

2

1

5




Практическая работа

1

1

3

2

7




Контрольная административная работа




















Перечень контрольных работ


№ п/п

Тема

Дата

1

Контрольная работа № 1 по теме «Атомы химических элементов»




2

Контрольная работа № 2 по теме «Простые вещества»




3

Контрольная работа № 3 по теме «Соединения химических элементов»





4

Контрольная работа № 4 по теме «Изменения, происходящие с веществами»




5

Контрольная работа № 5 по теме «Свойства растворов электролитов»





Перечень практических работ


п/п

Тема

Дата

1

Практическая работа № 1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с ла­бораторным оборудованием и нагревательными приборами.




2

Практическая работа № 3. Анализ почвы и воды.




3

Практическая работа № 5. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.





4

Практическая работа № 2. Наблюдения за изменениями, про­исходящими с горящей свечой, и их описание.




5

Практическая работа № 4. Признаки химиче­ских реакций.




6

Практическая работа № 6. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей




7

Практическая работа № 7. Решение экспериментальных задач.






Список литературы:

  1. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007.

  2. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007.

  3. Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. - М.: Блик плюс, 2004.

  4. Радецкий A.M. Дидактический материал по химии 8-9 класс, М Просвещение, 2008 г.

  5. Рябов М А. Невская Е.Ю. Тесты по химии 8класс М.« Экзамен». 2011, 109с.

6. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (http://school-collection.edu.ru/).

7. http://him.1september.ru/index.php – журнал «Химия».

8. http://him.1september.ru/urok/- Материалы к уроку.

9. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

10. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

11. http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека