Человек в окружающем мире - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Общение на уроках литературы через информационные технологии. 1 53.98kb.
Как воспитать ребенка успешным? Ребенок приходит в этот мир без всякого... 1 68.51kb.
Ок-1: владение целостной системой научных знаний об окружающем мире... 1 64.46kb.
Цели и задачи: развивать умение наблюдать и видеть прекрасное в окружающем... 1 93.92kb.
Защитите свое жилище 1 22.46kb.
P. X. Райт наука о запахах перевод с английского Л. Г. Булавина и Т. 13 2107.1kb.
«Профилактика близорукости у детей» 1 46.2kb.
Реферат «Вредное воздействие компьютера. Способы защиты» 1 178.29kb.
Урок: 4 «Мышцы. Работа скелетных мышц.» 1 34.86kb.
«Воспитывает каждая минута жизни, каждый уголок земли, каждый человек» 1 147.07kb.
Сказочник датского королевства: литературная игра – карусель по произведениям Х. 1 85.83kb.
Механическая гибочная машина 1 268.71kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Человек в окружающем мире - страница №1/1


Салахова Елена Николаевна

Учитель русского языка и литературы 1 кв. категории

Урок русской литературы в 6 классе Тема урока: Человек в окружающем мире.

«Что есть правда» (по произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца»).

3-й урок

Цели урока:

Обучающие –

помочь учащимся через анализ содержания рассказа понять необычность психологии и поступков героя, изображаемого в обыденных ситуациях, встречающихся в жизни;

Развивающие –

формировать у учащихся следующие предметные и метапредметные умения и навыки: анализировать текст, выделять необходимую информацию из текста, бегло выразительно читать, углублять знания о изобразительно-выразительных средствах языка, высказывать собственное суждение об иллюстрациях;

Воспитывающие –

способствовать формированию понятий о нравственности, оказывать влияние на формирование внутреннего мира учащихся, их собственного практического и духовного опыта.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.

Форма урока: урок – дискуссия

Виды (методы) урока: словесный, наглядный, частично-поисковый, словарная работа, групповая работа, творческие задания

Средства обучения: слайды с вопросами, со стихотворной формой произведения.

Предварительные творческие задания к уроку:


  1. Подготовить инсценировку поиск и выделение

«Спор Насти и Митраши». необходимой

  1. Индивидуальная работа учащихся информации

со справочными материалами.

Ход урока.

Эпиграф:

Человеку свойственно ошибаться,

а глупцу – настаивать на своей

ошибке.


Цицерон.

Дальше всех зайдет тот, кто не знает куда идти.

Кромвель

I Стадия вызова. Приветствие учителя

Друзья, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Улыбки ваших милых глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок,

Скрестите щпаги ваших мнений –

Мы вместе сотворим урок.

II Сообщение темы урока.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу по произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Вместе с Настей и Митрашей будем искать правду жизни.

III Беседа.

Учитель: Ребята, вы часто спорите? С кем? Из – за чего?

Ученики: Мы часто спорим в классе на разные темы.

- Да, мне приходилось спорить со старшим братом, так как он старше и всегда меня поучает.

- А я не люблю спорить, потому что спор часто приводит к ссоре.

Учитель: Что такое спор? Давайте вместе попробуем дать определение этому слову.

IV Словарная работа.

Ученики: Спор – это когда каждый из нас доказывает свою правоту.

- Спор – это когда у людей разные мнения по какому-то вопросу.

- Спор всегда заканчивается дракой.

Учитель: Давайте посмотрим толкование в словаре.

IV Словарная работа . (подготовленный ученик дает толкование )



поиск и выделение

необх. информации

СПОР – 1.Словесное состояние, обсуждение чего – нибудь,

в котором каждый отстаивает свое мнение.

2.Разногласие.

Учитель: В сказке – были «Кладовая солнца» есть ли спорящие? Кто они?

Ученики: Есть. Это Настя и Митраша.

Учитель: Давайте посмотрим инсценировку, как происходил этот спор.

V Инсценировка ( ученики показывают домашнее задание). прав.беглое



Митраша: выразит.чт.

- Нам надо по этой на север.



Настя:

- Это не тропа!



Митраша:

- Вот еще! Люди шли, значит, тропа. Нам надо на север. Идем, и не разговаривай больше.



Настя:

-Смотри, какая плотная моя тропа, тут все люди ходят. Неужели мы умней всех?



Митраша:

- Пусть ходят все люди. Мы должны идти по стрелке, как отец учил, на север, к палестинке.



Настя:

- Отец нам сказки рассказывал, он шутил с нами и, наверно, на севере вовсе и нет никакой палестинки. Очень даже будет глупо нам по стрелке идти: как раз не на палестинку, а в самую Слепую елань угодим.



Митраша:

- Ну ладно, (резко) я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север.

VI Обсуждение увиденного.

Учитель: Ребята, кто прав? Настя или Митраша? На чьей стороне рассказчик?

Ученики: Я думаю, что прав Митраша, потому что у него есть компас, с ним не заблудишься! - Митраша – мужчина и считает себя главным в семье, осознанное

и об этом месте говорил им отец. произвольное

- Мне кажется, что права Настя, ведь она выбрала тропинку, построение

по которой ходят люди. речевого

- Настя старше, поэтому она права. высказывания

VII Работа в группах. в уст.форме

Учитель: Я послушала ваши ответы и попрошу вас разделиться на две группы: одна группа идет за Митрашей, вторая группа идет за Настей. М.М.Пришвин был не только известным писателем, но и знатоком природы. Поэтому во многих его произведениях природа является непосредственным участником. И в этой сказке – были природа выступает в роли соучастника. А сейчас, ребята, мы пойдем вслед за Настей и Митрашей группами.

Вопрос обеим группам:

(Вопросы проецируются на экран и дается время на обдумывание)

- Как ведет себя природа? (учащиеся находят эпизоды из текста и выразительно читают )



прав.беглое

«Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла выраз.чтение

…………….. деревья застонали. завыли, застонали». художествен.

произведения

Вопрос группе Митраши:

- Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду? Как автор относится к Митраше в этой истории? Ваши предположения подтвердите словами автора.

1-ое мнение.

Митраша живет своим умом. Мало кто ходит по той

тропинке, еле заметной, которую он выбрал. А топь никто

до него вообще поперек не пересекал. И вот он в Слепой

елани. Он принебрег опыт старших, выбрал более короткий, извлечение

но «легкий», по его мнению, путь. необходимой

2-ое мнение. инф.-ции из

Митраша проявил характер первопроходца, исследователя, текста

Когда, вспоминая указания отца, пощел по тонкой тропинке.

Но он пока еще был только мальчиком, и ему не хватило жиз-

ненного опыта, чтобы поверить траве белоус.

3-е мнение.

В этот момент автор жалеет Митрашу, глубоко сочувствует ему. Он пишет о сороках, которые увидели мальчика и стали трещать на весь лес: «И очень умные на всякое поганое дело сороки смекнули о полном бессилии погруженного в болото маленького человечка».

Сочувствие и желание помочь мальчику вызывают такие слова автора: «маленький человек с двойным козырьком кричать перестал. По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли слезы».

Вопросы группе Насти:

- Как вела себя Настя, оказавшись одна? Почему она забыла о брате? Что осуждает автор в поведении Насти?

1-е мнение.

Настя в отличие от Митраши пошла по «людской тропе», но потом все же незаметно для себя свернула с нее. Оставшись одна, она нагребает ягоду в корзину. Ее охватил азарт собирателя и жадность, и в этой жадности перестала быть человеком и стала похожа на обыкновенное лесное животное. Этим автор хочет сказать, что человек в жадности теряет истинно человеческие качества.

Вопросы обеим группам:

- А теперь, ребята, поработаем над эпизодом, где говорится о сосне и ели, растущих вместе.

VIII Выразительное чтение стихотворного отрывка.

(отрывок проецируется на экране в стихотворной форме) прав.беглое

выраз.чтение

С тех пор уже лет, может быть, двести

эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой корнями - за питание, сучьями – за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга.

Учитель: Почему отрывок записан в стихотворной форме?

Ученики: Такая форма текста говорит о том, что произведение М.М.Пришвина очень ритмично, предложения очень похожи по форме.

(показать учащимся параллелизм синтаксических конструкций, не употребляя этого термина)

Учитель: Зачем писатель вставляет в свое повествование рассказ о ели и сосне, растущих вместе?

Ученики 1-ой группы: Настя и Митраша - брат и сестра. Ель и сосна - деревья разных пород. Автор сопоставляет детей с елью и сосной, выборочная которые мужественно растут в неподходящем для больших передача деревьев месте-болоте. Сироты-герои повести, сиротливо содержания выглядят и два хвойных дерева. И в том, что оба хвойные, текста

из одной «семьи», тоже говорит о схожести с детьми.

Ученики 2-ой группы: Настя и Митраша ссорятся и мирятся. Ветками ранят друг друга и деревья, а дети – словами. Так всегда в жизни: обижаем чаще того, кто ближе. Но ссоры между героями повести всё же не так часты, гораздо больше времени они проводят, дружно работая в общем домашнем хозяйстве. Так и деревья. Но налетит ветер, начнёт гнуть деревья – и впиваются острые сучья в древесную плоть. И людям мешает «ветер». Ветер пороков у Митраши – это упрямство. У Насти – временное затмение жадностью.

IX Составление вопросов викторины. составление 1. Что сказано о клюкве? («Очень полезная для здоровья ягода… вопросов самая сладкая, когда полежит зиму под снегом»). по обсуждаемому 2. Как иногда отец звал Митрашу? («Дмитрий Павлович») эпизоду 3. Какое выражение Митраши, встречавшееся ранее в тексте, в тексте, в этой главе подчёркивает его строптивость и нежелание принять предложение сестры? («Вот ещё! - занудил Митраша…») 4. Кто такой Антипыч? (Лесник, «старый охотник») 5. Как ответил он геологам на вопрос, где правда? («…вы сами ищите») 6. Какое определение Блудова болота дал автор? («Кладовая солнца») 7. О каких птицах сказано: «очень умные на всякое поганое дело»? (Сороки) 8. Особенности каких ягод описывает автор в начале главы? (клюква, черника, брусника, голубика, костяника) 9. Какая народная примета предвещает беду? («…собака воет в лесу») 10. Сколько лет Митраше? («На одиннадцатом году жизни убил волка») 11. В какой период происходят описываемые события? (« …да вот война закончилась») 12. Почему Настя отдала эвакуированным ленинградским детям всю свою целебную ягоду? (Больным детям нужна была помощь, а Настя «мучилась про себя за свою жадность»)

X Вывод:

Учитель: Ребята, вернёмся к началу нашей дискуссии. Нашли ли дети правильный путь? Вернёмся к эпиграфам и прочитаем их ещё раз. Имеют ли эти высказывания отношение к детям?

Ученик: Да, имеют. Настя и Митраша ошиблись, а Митраша упрямо настаивал на своём и думал, что он прав.

Ученик: Я думаю, второе высказывание полностью подходит Митраше. Он действительно зашёл очень далеко и чуть не погиб.

XI Итоги урока:

Учитель: Давайте подведём итоги нашей дискуссии. Правильно, герои произведения ошиблись, но всё же поняли свою ошибку и дошли до правды.

Рефлексия урока.

- Что понравилось на уроке? Что показалось сложным? Что взяли для себя?

XII Оценки за урок.

XIII Домашнее задание:



  1. Задание для «художников»: нарисовать рисунок высказывание к произведению, уметь объяснить, почему выбран собственного именно этот эпизод; суждения об

  2. Задание для «писателей»: написать сочинение- иллюстрациях миниатюру на тему «О чём меня заставила задуматься сказка-быль М.М.Пришвина?»

Сочинение-миниатюра.

Произведение М.М.Пришвина заставило меня задуматься над тем, как хрупка наша жизнь. Мы мало ценим то, что имеем: родной дом, где нам тепло и уютно, родителей, которые о нас заботятся и нас любят.



До чтения этого произведения меня не волновал вопрос: что такое детство? Я думала, оно для всех детей одинаково: беспечная пора, ласка и забота со стороны близких и знакомых людей, смешные игрушки…А оказалось, есть и другое детство, где всё это отсутствует. Таким безрадостным и горьким увидела я в повести детство Насти и Митраши…