Быть школьником (стремление внешне, поведением соответст­вовать роли школьника) - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Быть школьником (стремление внешне, поведением соответст­вовать роли школьника) - страница №1/1

Возрастные особенности младшего школьника и младшего класса
Младший школьник
Ведущие потребности:
- быть школьником (стремление внешне, поведением соответст­вовать роли школьника);

- быть успешным в уче6е;

по­требность в признании своей «школьности» учителем,

а потом одноклассниками.


Образ «Я»: - отражает осущест­вленность или неосуществлен­ность стремления быть школь­ником (успешный или неуспеш­ный, умеющий или неумеющий в учении и общении, самодетерминация «я – второклассник», «я- «ашник», не «бэшник»).

В личностном развитии важную роль играет мир воображения («я - принцесса», «я как зверушка» и др.)


Деятельность - интенсивное формирование познавательной деятельности

Развитие коммуникативной деятельности



Младший класс
Привлекатель­ность деятельно­сти:

- совместная позна­вательная и игровая (как ролевая так и «подвижная») дея­телъность;

- содержание меж­личностного обще­ния: инструменталь­но-событийно-интуитивное (разгово­ры о том, что про­исходит («здесь» и «сейчас»);

- дифференциро­ванные взаимоот­ношения (типичные группы общения ­2-3 человека).

Ожидаемые роли учителя: судья и защитник.

Потенциал личностного развития
Рефлексия в учении, со­циальная рефлексия (первый этап осознанного отношения к общению и совместной деятельно­сти, укрепление чувст­ва

успешно­сти).


Возрастные особенности младшего подростка и подросткового класса
Младший подросток.
Ведущие потребности:

Быть, казаться взрослым (что отождествляется подростком с самостоятельностью: «я не маленький», с независимостью от взрослых в общении, с самостоятельностью в реализации своих интересов).



Образ – «Я»: сфера развития «Я» (и деформацией развития) – восприятие себя как ценного, любимого товарищами и родителями.

(Ожидание полкрепления сложившегося самовосприятия ребенком в глазах педагогов и родителей).

На образ «Я» влияет перенос на себя эталонов, соответствующих социокультурным образцам (в частности, идеалам мужественности и женственности).

Деятельность – начало интенсивной дифференциации значимой деятельности (от учения и общественных дел до бродяжничества и мелких асоциальных поступков).

Внутренний критерий дифференциации – поиск деятельности, где «Я» - успешен, а если неуспешен, то свободен и самостоятелен.


Подростковый класс.
Привлекательность деятельности:

- разнообразие и эмоциональность деятельности, создающей возможности для самоутверждения, признания сверстниками и самогрупповой идентификации (5 «б», а не 5 «а» и др.).



Групповое общение:

- обострение разделения групп общения по признаку пола;

Продолжение централизации содержания общения на событийности, совместных делах;

- расширение временного масштаба, втянутого в общение;

- «размягчение» заданной школьными правилами нормативности;

- развитие мотивации общения от «быть вместе» к признанию в группе.



Ожидания от педагога:

Справедливости, умения удивить тем, что цениться детьми в этом возрасте, а также организации интересной деятельности


Потенциал личностного развития
Развитие индивидуальности и социальности подростка. Социальность в качестве умения товарищеского общения и умения демократически организовывать совместную деятельность. Индивидуальность как развитие интереса к своему «Я»
Возрастные особенности старшего подростка и подросткового класса
Старший подросток
Ведущие потребности:

- освоение внешнего «рисунка» взрослой деятельности, поведения, общения, знаковых форм взрослости (взрослые для подростка – ближайшие старшие и молодые, а не весь мир старших);

- стремление к самоутверждению себя в роли взрослого.
Образ – «Я»: противоречивый, неустойчивый (сочетание детского «Я» и становящегося взрослым «Я»). Противоречиво всё:

- представление и отношение к своему изменяющемуся физическому облику;

- описание и отношение к своему характеру, способностям;

- оценка себя как субъекта общения и субъекта деятельности.


Деятельность: нарастание избирательности, индивидуализации в выборе и освоении вида деятельности.

Осознанное стремление к деятельности, создающей «шансы» на самоутверждение и возможность самореализации.


Подростковый класс
Привлекательность деятельности:

Деятельность, сочетающаяся с широким групповым общением и обособлением, помогающая идентифицироваться с ближайшей взрослостью – юностью, а также в формах, противостоящих «дальней взрослости».


Групповое общение: развитие общения на основе эталонов экспрессивной (выражающей чувства, отношения) и инструментальной (связанной с действиями, предметной деятельностью) его сторонами.
Ожидания от педагога:

- позиция «советчика» в деятельности;

Признания воспитателем достижений подростка и подтверждения его подростковой взрослости;

- оценка педагогом подростка с позиций эталонов привлекательности. Женственности (мужественности).


Потенциал личностного развития
Побуждение к открытию себя как личности и индивидуальности. Опыт социально значимой деятельности с возможностями личного и группового самоутверждения. Освоение взрослых форм общения, символизация перехода от подросткового возраста к юности.

Возрастные особенности старшеклассников

Юноши, девушки
Ведущие потребности: в общении в обособлении, в жизненном самоопределении как более или менее осознанном принятии и выработке своей личной индивидуальной позиции в отношении мира. Себя, своего настоящего и будущего.
Образ – «Я»:

- открытие, познание мира своих переживаний;

- выработка отношения к ним;

- стабилизация образа тела и его возможностей (физическое «Я»);

- поиск своего взрослого поведения (в том числе укрепление представлений о себе как мужчины или женщины).
Деятельность:

- формирование деятельности, целенаправленно обращенной на свое «Я»: на самопознание, самоопределение, самореализацию;

- построение избирательной, перспективно значимой деятельности.


Старший класс
Привлекательность деятельности:

- деятельность привлекательна как пространство общения и группового обособления;

- экстремальная деятельность, требующая повышения усилий в формах, соответствующих молодежным эталонам группового поведения.
Общение: групповое в смешанных группах.

Содержание общения задается «самостью», т.е. стремлением к самоопределению (групповому, личностному, ситуативному, стратегическому).


Ожидания от педагога: понимания, а потом - консультации в делах, общении.
Потенциал личностного развития
Все, что побуждает к индивидуальному и групповому самоопределению,

- личносто - ориентированное проблемное.


Общение: - ситуации выбора;

- социально значимая экстремальная деятельность.