Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов на территории города - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по транспортировке... 1 127.5kb.
Эколого-социально-географическая характеристика города Давлеканово. 1 28.3kb.
Проблемы твердых отходов шлака и золы в г. Харабали и пути утилизации... 1 83.32kb.
II. Цели и задачи Совершенствование знаний учащихся по естественно... 3 371.12kb.
Экономичное отопление с помощью тепловых насосов 1 157.61kb.
В рамках документации для рассмотрения вопросов о возможности размещения... 3 1220.3kb.
Как правильно реализовать свои права потребителя коммунальных услуг 1 18.89kb.
Действует на рынке медицинских услуг курорта Мертвое море с 2001... 1 183.86kb.
пруд Коммунар расположен в границах города Челябинска на расстоянии... 1 273.37kb.
Академия социального управления анализ результатов единого государственного... 12 1913.51kb.
Сферы деятельности выпускников университета 1 88.1kb.
Руководство поставщика (данное руководство не предназначено для иностранных... 7 676.59kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по транспортировке и размещению - страница №1/1







Анализ состояния конкурентной среды на рынке

услуг по транспортировке и размещению

твердых коммунальных отходов на территории города Белово

В соответствии с приказом ФАС России от 19.12.2012 № 773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы» Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области провело анализ рынка услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов на территории города Белово.



Цель проведения анализа

Анализ проводится с целью оценки состояния конкурентной среды на рынках услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов, положения хозяйствующих субъектов на данных рынках, определения хозяйствующих субъектов, имеющих на рассматриваемых рынках долю более 35 процентов и внесения их в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, выявления барьеров входа на рынок (выхода с рынка) и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемых рынках, а также предупреждения и выявления нарушений антимонопольного законодательства.

Исследование рынка проведено в соответствии с «Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок № 220).

Также анализ товарного рынка проведен в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:



  1. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах).

  2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

  3. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании).

  4. Постановление Правительства РФ от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» (далее – Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов).

  5. Постановление Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД» (далее – Общероссийский классификатор видов экономической деятельности).

  6. Приказ МПР РФ от 02.12.2002 № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (далее – Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО);

  7. Национальный стандарт Российской Федерации «ГОСТ Р 53692-2009. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов» (утвержден и введен в действие приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 1092-ст) (далее – Стандарт).

  8. ОК 034-2007 (КПЕС 2002). «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» (принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст) (далее - Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности).

  9. Иные нормативные правовые акты, регламентирующие отношения в сфере услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов;

В соответствии с п. 1.5 Порядка № 220 в качестве источников исходной информации об исследуемом рынке использовались данные, полученные от:

- территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области;

- территориального органа Росприроднадзора по Кемеровской области;

- хозяйствующих субъектов.



  1. Определение временного интервала исследования.

Временной период исследования – 2012 год.

  1. Определения продуктовых границ товарных рынков.

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (и том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности или целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность, либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности услуги по сбору, транспортированию, обезвреживанию, размещению отходов включены в группу 90 «Услуги по удалению сточных вод и отходов, улучшению санитарного состояния и аналогичные услуги». При этом в подгруппе 90.02 объединены услуги по сбору и обработке прочих отходов (твердых отходов).

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности деятельность по обращению с отходами в основном сконцентрирована в разделе О «Предоставление прочих бытовых, социальных и персональных услуг», код 90.00.2 «Удаление и обработка твердых отходов».

Согласно указанным классификаторам можно определить самостоятельные виды услуг по обращению отходов, формирующие анализируемый рынок:

- услуги по транспортировке твердых коммунальных отходов;

- услуги по обработке твердых коммунальных отходов (включают обезвреживание, размещение, хранение, захоронение, использование и уничтожение).

Данные услуги находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и предоставляют собой неразрывную технологическую цепочку.

Согласно положениям Стандарта твердые бытовые отходы (далее - ТБО) – отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

Также согласно Правилам предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов твердые бытовые отходы – это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения.

В Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО) в блоке «отходы коммунальные» отсутствует группа «твердые бытовые отходы», но введена «твердые коммунальные отходы». Данная группа содержит гораздо большее количество подгрупп. Категория ТБО устарела, так как не охватывает все источники образования отходов в современной рыночной экономике.

В рамках проведения анализа понятия «твердые бытовые отходы» и «твердые коммунальные отходы» приняты за равнозначные.

Согласно Закону об отходах производства и потребления обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, где:



транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования;

объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Транспортирование (вывоз) отходов осуществляется автотранспортными предприятиями, имеющими соответствующий специализированный подвижной состав. Дальнейшая переработка и захоронение отходов производится в местах размещения отходов, в том числе на мусороперерабатывающих заводах.

Разный предмет договора на этапах движения отходов от производителя к хозяйствующему субъекту, который их размещает (использует), позволяет отнести услуги, предоставляемые на этих этапах к разным товарным рынкам.

Для потребителя данной услуги основным фактором является возможность «освободиться» от объемов тех отходов, которые не могут быть вовлечены в хозяйственный оборот или размещены или уничтожены на объектах потребителя (хозяйствующего субъекта, в результате деятельности которого образовались отходы) и на которые могут быть начислены платежи за их размещение (хранение и захоронение).

Учитывая разнонаправленность услуг по транспортировке и размещению, связанных с этапами технологического цикла отходов, данные услуги могут предоставляться как одним хозяйствующим субъектом (продавцом услуг), так и несколькими хозяйствующими субъектами (продавцами услуг).

Следует учесть, что договоры по транспортировке и по размещению отходов могут быть заключены отдельно по каждому виду.

Таким образом, продуктовые границы определены услугами по транспортировке и размещению твердых коммунальных услуг.
Определение взаимозаменяемых товаров

Согласно пункту 3.7 Порядка № 220 определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Поскольку на территории г. Белово не применяется система раздельного сбора мусора, а также в связи с отсутствием мусороперерабатывающих заводов, услуги по переработке и захоронению можно рассматривать как услуги – заменители.


  1. Определение географических границ товарных рынков.

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка № 220 географические границы товарного рынка – это границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

При определении географических границ рынка следует учитывать характер рынка, при котором хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по транспортировке твердых коммунальных отходов (продавец услуг), может предлагать свои услуги, а покупатели, в свою очередь, вправе заключать договор на оказание услуги по транспортировке твердых коммунальных отходов с любым таким хозяйствующим субъектом (продавцом услуги).

При определении географических границ рынка с точки зрения экономической возможности покупателя следует учитывать дальность места нахождения объекта размещения отходов, что влияет на стоимость услуги. Следует учесть, что крупным заказчиком является городское жилищно-коммунальное хозяйство.

Учитывая указанную специфику, географические границы рынка услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов следует считать местными (локальными).

Таким образом, при определении географических границ рынка оказания услуг по транспортировке (вывозу) и размещению твердых коммунальных отходов приняты границы города Белово Кемеровской области.



  1. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках.

В соответствии с пунктом 30 статьи 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно предоставляющие услуги по транспортировке, обезвреживанию, размещению (хранению, захоронению) и использованию твердых коммунальных отходов в географических границах муниципальных образований субъекта Российской Федерации в пределах определенного временного интервала и имеющих лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности.

Также необходимо отметить, что указанные хозяйствующие субъекты могут осуществлять одну из указанных услуг, или же весь спектр услуг от транспортировки до захоронения.

Покупателями товара (услуги) являются физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы (в том числе отходы V класса опасности).

Услуги по транспортировке отходов на территории г. Белово в 2012 г. оказывал 1 хозяйствующий субъект, имеющий специализированный автотранспорт для оказания данного вида услуг:

- ООО «Белсах».

Тарифы на услуги по транспортировке отходов указаны в таблице 1.

Услуги по размещению отходов на территории г. Белово в 2012 г. оказывал один хозяйствующий субъекты, имеющий лицензию на данный вид деятельности:

- ООО «Белсах» (лицензия № ОТ-68-001408 (42), срок действия лицензии 14.09.2009 – 14.09.2014).

Тарифы на услуги по размещению отходов указаны в таблице 3.




  1. Расчет объема товарных рынков и долей хозяйствующих субъектов на рынках.

Расчет общего объема рассматриваемого рынка, определенного в продуктовых и географических границах, и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании объема товара.

Количественной характеристикой объема рынка услуг транспортировке и размещению твердых коммунальных (бытовых) отходов (Vm) является общий объем по транспортированию и размещению отходов в натуральных показателях (тыс.куб.м и тоннах) и стоимостных показателях (цена услуги).

При этом предполагается также определение объемов по транспортировке, обезвреживанию, размещению (хранению, захоронению) и использованию отходов отдельно.

Доля хозяйствующего субъекта в натуральном выражении – исполнителя на рассматриваемых товарных рынках (Di) определяется как отношение объема работ по транспортировке, обезвреживанию, размещению (хранению, захоронению) и использованию отходов хозяйствующим субъектом к общему объему работ по транспортировке, обезвреживанию, размещению (хранению, захоронению) и использованию отходов (Di= Vi / Vm).



Доли хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуг по транспортировке отходов представлены в таблице 2.

Доли хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуг по размещению (утилизации) отходов представлены в таблице 4.

  1. Определение барьеров входа на товарные рынки.

Рынки транспортировки и размещения коммунальных отходов характеризуются наличием различных барьеров входа на данные рынки.

Основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов на рынок по размещению отходов являются административные барьеры:

- получение лицензии:

- процедура получения земельного участка.

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I – IV класса опасности подлежит обязательному лицензированию.

В зависимости от степени возможного вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека отходы подразделяются на 5 классов опасности, в соответствии с Критериями, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15.06.2001 № 511.

Лицензия выдается на следующие классы опасности (классификация опасности отходов):

I класс – чрезвычайно опасные отходы;

II класс – высоко опасные отходы;

III класс – умеренно опасные отходы;

IV класс – малоопасные отходы.

Сложность в получении земельного участка для организации полигона, поскольку количество таких земельных участков ограничено как в силу ограниченности территорий, а также исходя из требований экологической, санитарной безопасности.



Экономическим барьером является значительный размер первоначального капитала для создания предприятия по вывозу, переработке и захоронению отходов, большие сроки окупаемости капитальных вложений для покупки специального оборудования и специального автотранспорта.

С учетом требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам, осуществляющим услуги по вывозу и захоронению отходов, круг участников данного процесса ограничен.

Учитывая специфику экономической нецелесообразности транспортировки отходов для захоронения на дальние расстояния, рынок услуг по вывозу и захоронению является закрытым для международной и межрегиональной торговли. Экспорт-импорт услуг по вывозу и захоронению отходов отсутствует.


  1. Определение уровня концентрации товарных рынков

Определение уровня концентрации товарных рынков осуществляется в соответствии с разделом VII Порядка № 220.

В рамках данного анализа при определении уровня концентрации анализируемого рынка будет использован коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гирмана(HHI).

Коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

,

где:


D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:
,
где:

D - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

Коэффициент рыночной концентрации (CR) на рынке услуг по транспортировке отходов за исследуемый период, находится в границах СR<= 100 %.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана находится в границах 2000<=HHI<=10000.

Данные значения свидетельствуют о том, что уровень концентрации исследуемого рынка является высоким с неразвитой конкуренцией.


Коэффициент рыночной концентрации (CR) на рынке услуг по размещению (утилизации) отходов за исследуемый период, находится в границах СR<= 100 %.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана находится в границах 2000<=HHI<=10000.



Данные значения свидетельствуют о том, что уровень концентрации исследуемого рынка является высоким с неразвитой конкуренцией.


  1. Вывод: Рынок услуг по транспортировке и размещению коммунальных отходов на территории г. Белово относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

ООО «Белсах» занимает доминирующее положение на рынке услуг по транспортировке отходов на территории г. Белово.

ООО «Белсах» занимает доминирующее положение на рынке услуг по размещению (утилизации) отходов на территории г. Белово.