Алла Сиденко - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Алла Сиденко - страница №1/1


Как стать автором педагогической разработки, программы, доклада на педсовете
Алла Сиденко,

заведующая кафедрой экспериментальной деятельности

АПКиПРО

Технологический эскиз в помощь проходящим аттестацию.


В деятельности каждого учителя наступает период, когда он ищет ответ на вопрос: как представить свою находку так, чтобы она была понята другими педагогами? Особенно это важно при аттестации…

Эти методические рекомендации предназначены для тех, кто пытается осмыслить и описать свой или чужой педагогический опыт, кто ставит себе задачу повысить профессиональное мастерство за счет рефлексии собственной деятельности, выявления в ней рациональных приемов, поиска способов передачи этого опыта заинтересованным коллегам.(…)

Авторские разработки могут быть представлены в различном виде: это программы по учебным предметам, содержание и методы отдельных уроков, тем, фрагменты курсов и целых курсов, технологии, концепции образовательного учреждения, опыт воспитательной работы и т. д.(…)

Итак, прежде чем начать писать, ответьте себе на вопрос: почему появилась необходимость в создании авторской разработки именно у вас? Чем интересует вас эта проблема? Что ждете от ее решения? Помните: самое специфичное свойство письменного текста – его постоянство.(…) Любой текст нужен для хранения сущностных мыслей. И писать его нужно тогда, когда надо сохранить для себя или других мысли, ценные для профессиональной практики. для ее осмысления, для того, чтобы сделать опыт воспроизводимым.(…)

Еще одно важное свойство письменного текста – его высокое качество в сравнении с устными вариантами, с их случайными словами, повторами, нечеткой логикой и т.д.(…)

Каковы же критерии, которые могут быть использованы методистами, членами аттестационных комиссий для экспертизы авторских разработок? Какой должна быть структура разработки, ее композиция?


Объяснительная записка к авторской разработке, к программе
Структура объяснительной записки имеет несколько разделов, которые представлены в этих рекомендациях.(…)

Авторская работа является сугубо индивидуальным творчеством, поэтому автор сам выбирает вопросы из предложенных или формулирует свои( любая рекомендация дает лишь ориентир).

А вот обязательными являются логические блоки, отвечающие на вопросы: какие изменения в знаниях учащихся вы предполагаете внести, меняете ли содержание обучения? Как предполагаете достичь планируемый результат?

Основанием для выделения именно этих вопросов является то, что новая учебная программа создается, когда старая почему-либо перестает удовлетворять педагога, либо когда появляются новые цели, содержание, методики или технологии преподавания, которые необходимо зафиксировать в тексте нормативного документа.



1.Противоречие, проблема, затруднение

Обычно авторская разработка или программа появляется тогда, Когда учителя что-то не устраивает. Напишите, какова причина появления данной работы. Возникло ли противоречие между целями обучения и действующими программами, между новым содержанием образования и действующими методиками, между целями обучения и методиками?

Какие затруднения в профессиональной деятельности беспокоят вас в наибольшей степени и привели к разработке? Разрешение каких противоречий требует интеллектуального роста, материально-технического, финансового?

Если вы разрабатываете новую программу, то расскажите, почему появилась необходимость в ее разработке, чем вас не устраивает имеющаяся программа по предмету?


2.Идея, подход, авторская точка зрения

Здесь вам предстоит ответить на основной вопрос: что вы хотите изменить, какие новшества ввести?

Вот путь к ответу на главный вопрос.

Какая идея положена в основу вашей работы? Как соотносится эта идея со стратегическими положениями, принципами, заложенными в концепции или программе развития школы? Какие идеи, положения, принципы как ведущие из концепции или программы развития школы конкретизируются в вашей работе?

В чем состоит авторская точка зрения, ваш подход к проблеме?

Какие новые результаты предполагаете достичь?

Вот основные критерии при достижении цели:

-повысилась ли учебная мотивация учащихся?

-на развитие каких личностных качеств, способностей сориентирована ваша работа?

- какие умения и навыки предполагаете сформировать у школьников?

-предполагаете ли развивать ценностные установки, формировать мировоззрение, развивать творческие способности школьников?

-какие типы деятельности будут осваивать ученики:

поисковый (исследовательский или проблемный),

коммуникативный (дискуссионный),

рефлексивный,

репродуктивный,

творческий и др.

-какими способами вы обеспечиваете эту деятельность?

-предполагает ли ваше новшество экономию времени и усилий (ваших и учеников) и за счет чего?

-какие конкретные задачи на этом этапе развития школы решает ваш курс (программа, методика)?

-какого типа задания будут выполнять ученики на каждом этапе работы?

-каковы основные принципы отбора содержания материала и его структурирования? какие понятия являются базовыми в данном курсе, какие способы – в методике?

-каковы особенности организации образовательного процесса? какие нетрадиционные приемы, формы вы используете?

-каким образом вы организуете объяснение нового материала? Используете ли при этом групповые формы, дискуссии, задания исследовательского характера?

-организуете ли на уроках взаимодействие учеников, их общение, как это происходит?

-по каким критериям вы будете оценивать развитие учащихся, формирование у них определенных умений, способностей? Какова ваша система оценок, какова периодичность контролирования и промежуточной аттестации учащихся?

-как обеспечивается в вашей авторской программе, методике, технологии связь с жизнью, с практическими проблемами?
3.Новизна авторской позиции: в чем она состоит?
В разработке, в докладе на актуальную тему вам придется ответить на вопросы:

-в чем особенность, оригинальность, отличие разработанной вами программы, методики от существующих? Что новое привнесли вы:

-в цели образования;

-в его содержание;

-в способы подачи содержания образования, в методы, средства обучения, приемы, критерии оценивания, способы контроля;

-каких других авторов по вашей теме, проблеме вы знаете и в чем заключаются их подходы? Сравните со своим.

-на каких теоретических положениях, опыте кого из практиков основывается ваша авторская разработка, программа, доклад?
4.Каковы условия работы по авторской программе, новой методике?
-Какие трудности возможны при реализации вашего замысла? Какие могут быть приняты меры по их устранению?

-Требует ли ваша работа других научно-методических разработок: пособий для ученика, рекомендаций?

-Требует ли ваша авторская программа, разработка экспериментальной проверки? Как предполагаете ее осуществить?

-Какая помощь со стороны администрации школы, родителей учащихся, методистов нужна вам для эффективной работы?

-Какие дополнительные условия необходимы для достижения прогнозируемого результата?
Прежде всего подумайте: для кого пишется текст?

Примерные варианты таковы.


Текст пишется для себя для того, чтобы систематизировать и удержать в памяти интересные, но трудные или неожиданные методические и практические находки.
Текст пишется для методистов, распространяющих передовой опыт. В этом случае он представляет собой уже достаточно полное содержание вашей деятельности. И тогда в нем надо представить обобщенную методику, которую можно использовать в других ситуациях.
Текст пишется для аттестационной комиссии как свидетельство уровня вашего профессионального мышления, осмысления своей деятельности.
Наконец, работа предназначена для коллег-практиков как пособие по повышению качества педагогической деятельности.
( журнал «Сельская школа» №1 2005 )