9 класс Молекулярный уровень — информация в дополнение. Могут ли биологические молекулы образовываться в космосе? - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
9 класс Молекулярный уровень — информация в дополнение. Могут ли биологические молекулы - страница №1/1


9 класс - Молекулярный уровень — информация в дополнение.

Могут ли биологические молекулы образовываться в космосе?

Зародилась ли жизнь на Земле или первые органические молекулы попали на нашу планету из космоса? В принципе, такой вариант тоже возможен. Специалисты Института цитологии РАН обобщили результаты своих многолетних исследований, посвященных синтезу органических веществ на околоземной орбите.

Могут ли биологические молекулы образоваться в космосе? Как считают специалисты, уникальную возможность для исследования этого вопроса предоставляет околоземная орбита. Специалисты Института цитологии РАН поставили эксперименты на орбите и в лаборатории и пришли к выводу, что в космическом пространстве может протекать синтез нуклеотидов — компонентов нуклеиновых кислот. Эти молекулы вполне могли достигать поверхности первобытной Земли и способствовать зарождению первых живых организмов.

Ученые проводили эксперименты на орбитальных станциях «Салют-7» и «Мир» и на спутниках «Космос-2044» и «Бион-11».

Поверхность станции рассматривали как модель верхнего слоя оболочки малых тел Солнечной системы, где могли бы протекать абиогенные реакции. Для этих экспериментов исследователи разработали серию приборов, куда помещали образцы — «сырье» для синтеза компонентов нуклеиновых кислот, а также устройства для измерения температуры и радиации. Приборы находились на поверхности станций и спутников, а контрольные образцы – внутри них. Исследователи установили, что невесомость не влияет на синтез нуклеотидов.

Эксперименты на спутниках продолжались 14 дней, а на орбитальных станциях — значительно дольше. За это время на образцы влияли различные дозы гамма-излучения и ультрафиолета, максимальные перепады температур на поверхности прибора составляли от -30°С до 100°С. Но во всех случаях из органических молекул синтезировались нуклеотиды. Эффективность этой реакции различна в разных условиях. При длительном полете синтезированные нуклеотиды разрушались, под действием высокой температуры реакция шла эффективнее, чем в тех случаях, когда источниками энергии для нее служили ультрафиолетовое или гамма-излучение (роль разных источников энергии ученые исследовали в лаборатории). Но, какие бы факторы не влияли на количественные показатели реакции, продукты ее всегда были все те же.

Ученые доказали, что в условиях открытого космоса на поверхности космических тел может протекать синтез достаточно сложных органических соединений — звеньев нуклеиновых кислот. Практически все необходимые для этого синтеза компоненты (синильная кислота и ее производные) обнаружены при исследовании различных космических тел. Таким образом, химическая эволюция в открытом космосе возможна, однако все же трудно спустя 3,5 миллиарда лет сказать, какую роль она сыграла в возникновении жизни на Земле. Об этом сообщает агентство "ИнформНаука".
История открытия витаминов

Моряки, отправляясь в длительное путешествие, набивали трюмы вяленым мясом, копченой рыбой, крупами. То есть продуктами, которые могут долго храниться и давать силы для нелегкой битвы с волнами и пиратами. Но, несмотря на обилие продовольствия, люди гибли от загадочной болезни – цинги. Цинга долгое время была настоящей бедой для мореплавателей. От нее погибало моряков большее, чем, например в сражениях или от кораблекрушений. Так, из 160 участников известной экспедиции Васко да Гама, прокладывавшей морской путь в Индию, 100 человек погибли от цинги. Долгое время цинга считалась «бичом Божьим», который карает неверных и грешников. И совершенно случайно было обнаружено, что если взять в путешествие лимоны или сухой шиповник, то смертельная болезнь отступает. Что же за вещество, которого не было в сухом мясе, присутствовало в сухом шиповнике? Ответ прост: всем известный витамин С.

Не менее интересная история случилась с открытием группы витаминов, которая спасала от болезни бери-бери. Эта болезнь была распространена на Востоке, и ее название переводится как «не могу – не могу». Она очень точно отражает суть болезни: мышцы не работают, руки и ноги не шевелятся. Почему болезнь локализовалась именно на Востоке? Потому что в странах Юго-Восточной Азии основу питания составлял рис. В начале 20 века рис научились шлифовать – то есть очищать его от шелухи, чтобы он был белый и вкусный. И люди начали заболевать неизвестной болезнью: тело переставало слушаться. А причину этого заболевания помогли отыскать … куры. Кур, которые принадлежали зажиточным богачам, кормили очищенным рисом, и они страдали заболеванием, похожим на бери-бери. А народ победнее скармливал курам неочищенный рис или даже его шелуху. И куры не болели. Оказывается, в шелухе риса и многих других круп содержатся витамины группы В, которые защищают от многих заболеваний.

Впервые наличием в питании дополнительных веществ заинтересовался русский ученый Николай Лунин. В 1880 году он провел исследование на мышах. Мыши были разделены на две группы. Первая группа получала искусственную пищу, составленную из всех известных частей молока (казеина, жира, сахара и солей). И мыши этой группы чахли и погибали. А мышки, получившие натуральное молоко, были веселы и здоровы. «Из этого следует, что в молоке содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания», - сделал вывод ученый. Правда, на тот момент эти вещества не были отделены от молока и никак не были названы.

Первым выделил витамин в кристаллическом виде польский ученый Казимир Функ в 1911 году. Год спустя он же придумал и название, от латинского vita – «жизнь». Потому что витамины могут действительно спасти жизнь.
Задания для повторения и закрепления


  1. Какая структура молекулы белка, изображена на рисунке:

А – первичная;

Б – вторичная;

В – третичная;

Г – четвертичная.
2. Какое вещество изображено на рисунке?

А – ДНК;


Б – АТФ;

В – белок;

Г – аминокислота.
3. Фрагмент какого вещества изображен на рисунке?

А – иРНК;

Б – ДНК;

В – белок;

Г – тРНК.
4. Клетка растений в отличие от клетки животных имеет:

А – цитоплазму;

Б – ядро;

В – митохондрии;

Г – хлоропласты.

5. Клеточного строения не имеют:

А – бактерии;

Б – вирусы;

В – дрожжи;

Г – водоросли.

6. Две спирально закрученные одна вокруг другой нити, состоящие из большого числа соединенных между собой нуклеотидов, представляют собой молекулу:

А – иРНК;

Б – ДНК;

В – тРНК;

Г – рРНК.

7. Последовательность аминокислотных остатков в молекуле белка определяет его структуру как:

А – вторичную;

Б – третичную;

В – первичную;

Г – четвертичную.

8. Каталитическую функцию (ускорения химических реакций) в клетке выполняют молекулы:

А – ДНК;


Б – РНК;

В – АТФ;


Г – белка.

9. Углеводы в клетке выполняют функции:

А – каталитическую;

Б – энергетическую и строительную;

В – транспортную;

Г – защитную.

10. Большую роль в жизни клетки играют липиды, выполняющие функции:

А – каталитическую;

Б – транспортную;

В – энергетическую и строительную;

Г – сигнальную.

11. Фрагмент молекулы какого вещества изображен на рисунке?

А – иРНК;

Б – тРНК;

В – ДНК;


Г – белка.

12. Как называется нуклеотид, являющийся комплементарным тимину?

А – аденин;

Б – гуанин;

В – тимин;

Г – цитизин.

13. Одноцепочечная нить, состоящая из большого числа нуклеотидов четырех типов, представляет собой молекулу:

А – РНК;


Б – ДНК;

В – АТФ;


Г – АДФ.

14. Полностью или частично закрученная в спираль полипептидная нить представляет собой структуру белка:

А – первичную;

Б – вторичную;

В – третичную;

Г – четвертичную.

15. Способностью присоединять к себе различные вещества и перемещать их в клетке, организме обладают молекулы:

А – ДНК;


Б – иРНК;

В – белка;

Г – АТФ.
16. В клетке легко расщепляются с освобождением энергии молекулы:

А – клетчатки;

Б – белков;

В – нуклеиновых кислот;

Г – моносахаридов.

17. Больше всего освобождается энергии при окислении молекул:

А – полисахаридов;

Б – жиров;

В – белков;

Г – моносахаридов.

18. Молекула какого вещества изображена на рисунке?

А – ДНК;


Б – АТФ;

В – аминокислоты;

Г – тРНК.
19. Чем различаются нуклеотиды отрезка полинуклеотидной цепи на рисунке?

А – остатком фосфорной кислоты;

Б – азотистым основанием;

В – входящим в нее углеводом;



Г – числом составных компонентов.