5. программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся... 2 360.4kb.
В. И. Александрова основная образовательная программа начального... 12 2688.78kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 14 5226.1kb.
Приказом №250 о/д от 01. 09. 2011 г 2 787.41kb.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания в образовательной... 1 371.32kb.
Рабочая программа по предмету «технология» умк «школа россии» (срок... 1 750.82kb.
5 математика 2 717.71kb.
Духовно-нравственное воспитание в семье Гайсин 1 27.77kb.
Сборник конспектов уроков Из опыта работы введения курса «Основы... 2 716.69kb.
Однако государственные светские школы нуждаются в обретении духовно-нравственных... 1 219.87kb.
Настоящая программа по русскому языку для XI класса создана на основе... 1 700.66kb.
Правила перевозки ребенка в автомобиле 1 35.81kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

5. программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся - страница №1/2


5. ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания, как системообразующем компоненте всего образовательного процесса, представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан в условиях тесного взаимодействия государства и общества.

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы прежде всего должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций.

В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.



На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МБОУ-СОШ № 26 воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

  • представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

  • элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

  • уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

  • ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

  • начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;

  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

  • любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

  • уважение к защитникам Родины;

  • умение отвечать за свои поступки;

  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

  • различение хороших и плохих поступков;

  • представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

  • элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;

  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

  • элементарные представления об основных профессиях;

  • ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;

  • бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

  • элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

  • элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

  • первоначальные представления об оздоровительном вли­янии природы на человека;

  • первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

  • отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;

  • бережное отношение к растениям и животным.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • представления о душевной и физической красоте человека;

  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

  • интерес к занятиям художественным творчеством;

  • стремление к опрятному внешнему виду;

  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Учитывая долгосрочный характер ООП НОО, задачи духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся уточняются ежегодно при составлении планов работы ОУ, учителей, классных руководителей, всех педагогов ОУ. Вместе с тем достижение поставленных задач осуществляется в разных видах детской деятельности, в учебном процессе при изучении всех предметов учебного плана и во внеурочной работе, а также в каникулярное время.

Теоретико-методологические основания разработки программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся школы № 26:

– идеи гуманизации как основа современного образовательного процесса в России (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.С. Сухомлинский, И.С. Якиманская и др.);

– фундаментальные психолого-педагогические труды по вопросам развития личности и современные подходы к проблеме социализации индивида (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.);

– теоретико-практические разработки по проблеме помогающей педагогики и психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе (Е.А. Александрова, М.Р. Битянова, О.С. Газман, И.А. Липский, Н.Б. Крылова и др.);

– теория и практика педагогических взаимодействий и социального партнерства (И.А., Зимняя, Я.Л. Коломинский, Е.В. Коротаева, И.А. Реморенко, В.Д. Семенов, С.Т. Шацкий и др.).

Таким образом, основной базой для разработки и реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются деятельностный, личностно-ориентированный, возрастной подходы, которые обеспечивают воспитательный потенциал школьной жизни, уклад которой является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребёнка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и др. на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России.

Организация уклада школьной жизни строится с учетом разноуровневого, полисубъектного, многомерно-деятельностного характера современного пространства духовно-нравственного развития и воспитания образовательной среды школы как системы непрерывного образования. Вместе с тем МБОУ-СОШ № 26 инициативный носитель педагогической культуры играет ведущую роль в осуществлении духовно-нравственного развития и воспитания ребёнка в микрорайоне. Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса реализуются согласованные усилия многих социальных субъектов: образовательного учреждения, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта (МБДОУ детский сад комбинированного вида № 177; МБОУ ДОД ДЮСШ «СТК «Радуга»; спортивный комплекс птицефабрики «Свердловская»; МБОУ ДОД Детско-юношеская спортивная школа № 12; Культурно-досуговый центр «На Варшавской» и др.), семьи, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.

В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы:

принцип ориентации на идеал,

аксиологический принцип,

принцип следования нравственному примеру,

принцип идентификации (персонификации),

принцип диалогического общения,

принцип полисубъектности воспитания,

принцип системно-деятельностной организации воспитания.



Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог, взрослый вообще. В целом, смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности создаёт система национальных ценностей. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью. В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада школьной жизни. Базовые национальные ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина.

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:





Направление

Базовые ценности

1.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества

2.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике

3.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие

4.

Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое

5.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)


родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание




Направление

Базовые ценности

6.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве

Содержание программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся включает формирование личностной, социальной и семейной культуры по следующему кругу вопросов.



В области формирования личностной культуры:

• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

• формирование нравственного смысла учения;

• формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

• принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

• осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.



В области формирования социальной культуры:

• формирование основ российской гражданской идентичности;

• пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

• формирование патриотизма и гражданской солидарности;

• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

• укрепление доверия к другим людям;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

• формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

• формирование отношения к семье как основе российского общества;

• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих основных правил:


  • нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;

  • социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ. Важным аспектом социально-педагогического партнерства является проектирование специальных событий и целесообразного общения и сотрудничества взрослого и ребенка, предоставление учащимися возможностей для получения опыта организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности;

  • индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;

  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;

  • социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов:

  • Календарь традиционных школьных дел и праздников

  • Социальные проекты

  • Целевые программы

  • Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся

Календарь традиционных школьных дел и праздников

Время проведения

Мероприятия

Сентябрь

День Знаний

Классный час «Россия – Родина моя»

Выставка цветов и поделок из природного материала

Туристический слёт1-10 кл.

Конкурс рисунков «Моя дорога домой»

Неделя безопасности

Месячник ГО и ЧС


Октябрь

День Учителя

– день дублёра,

– конкурс рисунков и сочинений «Мой учитель»

– Праздничный концерт «Об учителе говорю с уважением»

Противопожарный вернисаж

Практические занятия на перекрёстке

Экологический десант


Ноябрь

Концерт, посвящённый Дню Матери «Самая любимая на свете»

Праздник подарков («Подарки просто так»)

«Пока не поздно» 5-6 класс

«Если беда постучалась» 9-10 класс.

« Причины пристрастий» 7- 8 класс.

«Посеешь привычку – пожнёшь характер». 1-4 класс

Конкурс плакатов «Портрет курильщика»

День народного единства



Декабрь

Международный день борьбы со СПИДОМ

Новогодние мероприятия:

– постановка новогодней сказки

– изготовление игрушек на елку посёлка

– оформление зала школы

Конкурс рисунков и сочинений по профессиям

Неделя безопасности


Январь

Школа здоровья. Мероприятия по ЗОЖ

– Конкурс плакатов «Где найти витамины зимой»

– «Плох обед, если хлеба нет»

Конкурс семейных плакатов «Мы – на дороге»



Февраль

Праздник в микрорайоне «День защитника России»

Слёт юнармейских отрядов

Зимние забавы 1-4 кл.

«Самый сильный» 5-6 кл.

Викторины по ППБ

Выставка рисунков «Пешеход и дорога»



Март

«Весна идёт, весне - дорогу». Мероприятия, посвящённые 8 Марта:

– день Дублёра

– праздничный концерт

Встречаем весну:

– Масленица

– конкурс рисунков, посвященный Дню птиц «Братья наши меньшие»

Неделя детской книги:

– праздник книги

– игра-путешествие в библиотечно-информационный центр школы

Неделя безопасности



Время проведения

Мероприятия

Апрель

Конкурс рисунков, фотографий плакатов «Вселенная глазами детей»

Праздник победителей предметных олимпиад.

Интеллектуальный марафон.

Экологический десант.

Участие в конкурсе агитбригад «Путешествие в мир профессий».


Май

Концерт, посвящённый Дню Победы «К подвигу героя сердцем прикоснись…».

Митинг, посвященный 9 Мая.

День Защиты Детей.

Выпуск стенгазет «Не шути с огнём – обожжёшься»

«Праздник «Здравствуй лето!»



Социальные проекты

В школе реализуется социальный проект «Человек и мир» – проект предполагает организацию различных путешествий (видеопутешествия, экскурсии, турпоходы, экспедиции), содержательно взаимосвязанных с духовно-нравственным аспектом содержания учебных предметов и встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий, позволяющими реализовать идею воспитания на положительных примерах.

В течение учебного года и в летнем лагере для обучающихся организуются:

– экскурсии по Уралу и г. Екатеринбургу (по Бажовским местам, в заповедник «Оленьи ручьи», в Аркаим и др.);

– поездки в театры города (ТЮЗ, оперный театр, кукольный театр и др.);

– видеопутешествия по стране и миру (в школе работает киноклуб, где демонстрируются и обсуждаются научно популярные фильмы для детей);

– встречи с ветеранами и тружениками тыла, работниками ГАИ, железной дороги, Свердловской птицефабрики и др.
Средовое проектирование

Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности школы. Именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.

В школе и на базе ее социальных партнеров организованы подпространства, позволяющие учащимся:

Содержание

Место расположения социального подпространства

изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы; связи школы с социальными партнерами

Холл школы, актовый зал, классные комнаты, библиотека школы

осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами;

эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни



Рекреации школы, кабинет информатики, кабинет английского языка, музыкальный класс, кабинет логопеда, психолога, кабинет «Светофор», классные комнаты (классные уголки), стадион кшолы., пришкольный участок.


Содержание

Место расположения социального подпространства

демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности

Актовый зал школы, классные комнаты, школьный двор, зеленые уголки в кабинетах и рекреациях, мультимедийные установки, кабинет информатики, изостудия «Радуга».

Клуб «Бригантина» на базе СТК «Радуга»

Обелиск Памяти в микрорайоне Птицефабрика, музей Птицефабрики, музей МБДОУ № 177 «Русская изба»



Целевые программы

В школе реализуются следующие целевые программы:



Портфолио «Наш классный класс» – это целевая программа взаимодействия педагогов, учащихся и родителей. Программа реализуется посредством посещения детских театров, музеев, выставок, зоопарка, ботанического сада и т.п. Результаты посещений отражаются в личных и коллективных отчетах учащихся (самостоятельные работы учеников, работа учеников с родителями, консультации с учителями-предметниками и классными руководителями). Форма отчетов может быть разной: фотографии, рисунки, сочинения, которые представляются ими на уроках, классных часах, на совместных мероприятиях с родителями, а затем оформляются в альбом и (или) электронную презентацию. В конце учебного года проводится Фестиваль портфолио, в ходе которого выделяются лучшие находки, интересные проекты, дела, высказываются рекомендации для участников проекта, которые приступят к его реализации в следующем году, определяется лучшее портфолио класса, победитель награждается призом от Совета школы.

Семейная родословная

Программа направлена на изучение и систематизацию своей родословной, развитие умений аргументировано отстаивать свою позицию в учебных дискуссиях. В ходе выполнения работы учащиеся должны узнать о семейных традициях, создать генеалогическое дерево, расспросить своих родственников о месте их рождения. Это позволяет решать важные нравственные задачи: умение общаться в своем узком социуме, Интересоваться жизнью друг друга, вырабатывается умение любить и уважать друг друга. Участие в проекте позволяет учащимся решать несколько важнейших задач курса литературы: ознакомление учащихся с биографией семьи, формирование способности понимать обусловленность исторической цепи наследственности, анализировать материал, аргументировано и обосновано высказывать свою точку зрения. Участие в проекте позволяет получить опыт аналитического исследования семейных процессов, опыт публичного представления своей позиции по данным вопросам. Ученики закрепляют навыки поиска и анализа информации. Структура программы предусматривает ориентировочный, информационный, исследовательский, рефлексивный этапы. Продукты деятельности учащихся могут быть представлены в форме сочинений, устных рассказов, рисунков, аппликаций, альбомов, электронных презентаций. Поощряется участие родителей в данной программе.


Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся

Одной из педагогических задач разработки и реализации данной части программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:



  • повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения групповых и индивидуальных форм работы;

  • совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций;

  • расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся.

Конкретные мероприятия представлены в годовой циклограмме работы с родителями.

Годовая циклограмма работы с родителями


Месяц

Город, район микрорайон

Школа

Класс

Август




Встреча с родителями администрации школы и учителей – классных руководителей

Собрание родителей будущих первоклассников

Сентябрь

Общегородской праздник День знаний

Общешкольная конференция с участием администрации социальных партнеров – ОУ микрорайона

Родительские собрания «Давайте познакомимся», «Продолжаем сотрудничать»

Октябрь




Заседание Совета школы

Тематические консультации

Ноябрь




Тематические консультации специалистов школы

Заседание родительских комитетов

Декабрь




Новогодний праздник

Родительские собрания

Январь




Тематические консультации специалистов школы

Заседание родительских комитетов

Февраль




Заседание Совета школы Праздник «Мы защитим Отечество» с участием социальных партнеров – ОУ микрорайона

Классный час с приглашением интересных людей «Слава армии родной!»

Март




Концерт для женщин к 8 марта Встреча с родителями будущих первоклассников

Исследование (анкета) особенностей взаимодействия педколлектива школы и родителей

Апрель




День открытых дверей. Открытые уроки и концерт для родителей и общественности микрорайона

Тематические консультации

Май




Заседание Совета школы

Праздник «Прощание с начальной школой»



Родительские собрания

Июнь




Организационное родительское собрание в оздоровительном лагере «Березка»




Ежемесячно по специальному графику проводятся:

– прием родителей администрацией школы;

– прием родителей специалистами школы;

­– заседание совета по профилактике зависимостей;

– лекторий для родителей с участием социальных партнеров – ОУ микрорайона.
Информирование родителей осуществляется через систематические мероприятия:

– выпуск школьной газеты «Школьная планета», распространяемой в школе, на территории птицефабрики «Свердловская», на базе социальных партнеров – ОУ микрорайона;

– публикации на школьном сайте;

– оформление информационных стендов в холле школы, в классных комнатах и т.п.;

– оформление тематической стенной газеты, размещенной в холле школы.

Школа активно взаимодействие с социальными партнерами в целях ре6алиазции программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Для организации и полноценного функционирования процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся реализуются согласованные усилия многих социальных субъектов: МБОУ-СОШ № 26 и учреждений дополнительного образования, культуры и спорта (МБДОУ детский сад комбинированного вида № 177; МБОУ ДОД ДЮСШ «СТК «Радуга»; спортивный комплекс птицефабрики «Свердловская»; МБОУ ДОД Детско-юношеская спортивная школа № 12; Культурно-досуговый центр «На Варшавской» и др.), семьи, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации. Основным механизмом согласования усилий социальных партнеров является Координационный совет ОУ микрорайона, созданный по инициативы педагогов МБОУ-СОШ № 26.


Ожидаемые результаты формулируются в соответствии с национальными базовыми ценностями и направлениями воспитания.

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;

  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • уважительное отношение к традиционным религиям;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков Других людей;

  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;

  • элементарные представления о различных профессиях;

  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знания о возможном негативном влиянии компьютер­ных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окру­жающей среде (экологическое воспитание):

  • ценностное отношение к природе;

  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Воспитательные результаты (те духовно-нравственных приобретения, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности) и эффекты деятельности (последствия результата, того, к чему привело достижение результата) обучающихся распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Наличие у выпускников начальной школы способностей к саморазвитию и самовоспитанию, сформированных в системе воспитательной работы, позволит им успешно адаптироваться к постоянно изменяющимся внешним условиям и обеспечит самореализацию, не вступая при этом в конфликт с обществом и государством.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном и других аспектах.



Модель действий педагога, направленных на достижения воспитательных результатов


Уровень

Особенности возрастной категории

Действия педагога

1 уровень

(1 класс)

Приобретение школьником социальных знаний


Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление понять новую школьную реальность


Педагог должен поддержать стремление ребенка к новому социальному знанию, создать условия для самого воспитанника в формировании его личности, включение его в деятельность по самовоспитанию (самоизменению).


2 уровень

(2-3 класс) Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества



Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом

Создание педагогом воспитательной среды, в которой ребенок способен осознать, что его поступки, во-первых, не должны разрушать его самого и включающую его систему (семью, коллектив, общество в целом), а во-вторых, не должны привести к исключению его из этой системы.


3 уровень

(4 класс) Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.



Потребность в самореализации, в общественном признании, в желаниями проявить и реализовать свои потенциальные возможности, готовность приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности

Создание к четвертому классу для младшего школьника реальной возможности выхода в пространство общественного действия т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов.

Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.

Однако для запуска и осуществления процессов самовоспитания необходимо, прежде всего, сформировать у ребенка мотивацию к изменению себя и приобретение необходимых новых внутренних качеств. Без решения этой проблемы ученик попросту окажется вне пространства деятельности по самовоспитанию, и все усилия педагога будут тщетны.


следующая страница >>