4. Учебного плана по специальности 280102 «Безопасность технологических процессов и производств», утвержденного ректором нгту - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Дисциплины опд. Ф. 02 Менеджмент 31 5837.56kb.
В теории и практике социально-воспитательной работы в настоящий момент... 3 482.39kb.
Д. Н. Чубенко электротехника и электрооборудование транспортных и... 8 897.46kb.
Урок «Окружающий мир и трудовое обучение» 2 класс Тема. Экологическая... 1 76.44kb.
В. И. Лях, А. А. Зданевич разработана на основе Примерной программы... 2 564.58kb.
Учебно-методическое пособие для слушателей заочной формы обучения... 13 829.31kb.
Программный продукт 5 904.77kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Лингвострановедение и... 2 500.87kb.
Учебно-методический комплекс По дисциплине «Страноведение» для студентов... 5 452.78kb.
Мясо- как основной продукт питания в жизни человека 1 98.34kb.
Д. Упрямово Юхновского района Калужской области 1 319.38kb.
Важные примечания 1 195.29kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

4. Учебного плана по специальности 280102 «Безопасность технологических процессов - страница №1/1


Министерство образования и науки


Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования


НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. Р.Е.АЛЕКСЕЕВА





УТВЕРЖДАЮ:

Декан ИФХФ

_______________ М.Г. Михаленко

«___»______________ 2010г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по преддипломной практике

280100 - Безопасность жизнедеятельности

280102- Безопасность технологических процессов и производств

Кафедра «Производственная безопасность и экология»

Курс - 5


Семестр – 10

Продолжительность практики-4 недели

Форма контроля – зачет с оценкой
Нижний Новгород, 2010г.

Программа преддипломной практики составлена на основе:

1. Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, направление подготовки дипломированного специалиста 656500 «Безопасность жизнедеятельности» по специальности 330500 «Безопасность технологических процессов и производств», утвержденного Минобразования РФ. Номер государственной регистрации 304 тех/дс.

2. Приказа № 1154 от 25.03.2003 г. «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования».

3. «Положения о производственной практике студентов Нижегородского Государственного технического университета», утвержденного первым проректором НГТУ 1 декабря 2000 г.

4. Учебного плана по специальности 280102 «Безопасность технологических процессов и производств», утвержденного ректором НГТУ.

Программа преддипломной практики обсуждена на заседании кафедры «Производственная безопасность и экология» «___»________2010 г.

Заведующий кафедрой,

к.х.н., проф. К.Н.Тишков

СОГЛАСОВАНО:


Председатель КС по направлению 280200

К.Н.Тишков

«___»_________2010 г.
Председатель МК по специальности 280102

А.Б.Елькин

«___»_________2010 г.
Введение
Производственная практика студентов Нижегородского государственного технического университета (НГТУ) является составной частью основной образовательной программы (ООП) высшего профессионального образования (ВПО).

Преддипломная практика является завершающей частью учебного про­цесса, основным и важнейшим этапом подготовки к выполнению дипломного проекта. Она проводится, как правило, на тех же предприятиях, в учреждениях и организациях, что и предыдущие производственные практики и должна быть организационно и методически связана с ними постановкой задач, темой дипломного проекта, использованием конструкторских, технологических и исследо­вательских материалов курсового проекта.

В соответствии с государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 280100 и учебным планом специальности 280102 для студентов ИФХФ прохожде­ние преддипломной производственной практики предусмотрено в 10 семестре в течение 4недель.

Основными производственными базами для прохождения преддипломной практики студентами ИФХФ специальности 280102 являются ОАО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез», ОАО «Сибур-Нефтехим» и Борский стекольный завод, но при необходимости частично практика может проводиться на передовых российских предприятиях или в научно-исследовательских организациях химической отрасли.

В случае прохождения преддипломной производственной практики на основных производственных базах допускается использование практикантов на штатных должностях отдела охраны труда или технолога, а также в составе рабочих бригад, но только специализирующихся на работах по обеспечению безопасности технологических процессов и производства в целом или по природоохранному оборудованию.

Студенты, заключившие договор с предприятиями, учреждениями или организациями на их трудоустройство, как правило, проходят производственную преддипломную практику в этих организациях.

Наличие у студента стажа практической работы по профилю подготовки не может служить основанием для зачета ему преддипломной практики.

К прохождению практики допускаются студенты, полностью закончившие теоретический курс и не имеющие академической задолженности.

С момента зачисления студентов в период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации.
1. Цели и задачи преддипломной практики

Основными целями преддипломной практики являются:

1.1. Закрепление, углубление и практическое применение теоретических знаний, полученных в процессе учебы, на основе конкретного предприятия (организации).

1.2. Детальное изучение организации и структуры предприятия, в частности отделов главного технолога и охраны труда.

1.3. Изучение состояния безопасности на предприятии, деятельности предприятия по обеспечению безопасности производства, мето­дов прогнозирования и контроля уровня безопасности, взаимодействия заводских и межведомственных подразделений по планированию и отчетности по состоянию безопасности производственных процессов, технико-экономических аспектов обеспечения безопасности.

1.4. Ознакомление с коллективным договором по охране труда, результатами аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятии, актами расследования аварий, пожаров и загрязнения окружающей среды, декларацией безопасности объекта, планами действия в чрезвычайных ситуациях и другими документами;

1.5. Анализ случаев нарушений требований безопасности и их последствия; изучение статистической отчетности о производственном травматизме и профессиональных заболеваниях, аварийности, чрезвычайных ситуациях, загрязнениях природной среды и финансовом ущербе от них; определение путей и мероприятий по совершенствова­нию безопасности производства.

1.6. Проведение оценки эффективности используемых мероприятий и средств по охране труда, обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях и защите окружающей природной среды на предприятии (в организации).

1.7. Изучение и анализ использования прогрессивных методов создания и внедрения новой техники обеспечения безопасности производства.

1.8. Ознакомление с отраслевыми нормативными документами в области безопасности производства.

1.9. Всестороннее и глубокое изучение студентами производства, определенного индивидуальным заданием (темой дипломного проекта); изучение и подбор материалов, которые могут быть использованы в техноло­гической, конструкторской, экономической и экологической частях дипломного проекта.

1.10. Получение практических навыков работы на современных вычислительных комплексах, используемых на передовых заводах РФ и за рубежом.

1.11. Привитие студенту навыков организаторской и воспитательной работы.

1.12. Ускорение адаптации студента к практической деятельности после окончания учебного заведения.

1.13. Предоставление возможности молодым специалистам проявить свои способности, а руководителям подразделений оценить потенциаль­ные возможности будущих коллег.

2. Содержание практики

2.1. Рабочая программа преддипломной практики

Учебным планом подготовки студентов по специальности «Безопасность технологических процессов и производств» при прохождении преддипломной практики предусмотрено выполнение следующей программы:

-прохождение студентами инструктажа по охране труда и оформление их доступа на предприятие;

-ознакомление с организацией и структурой предприятия (цеха);

-детальное изучение выделенного технологического процесса, приме-няемого оборудования, производственных условий;

-изучение плановых и отчетных документов отдела охраны труда, отдела по делам ГО и ЧС и структурного подразделения по охране окружающей среды;

-сбор материала для дипломного проекта (работы);

-анализ и обработка собранного материала;

-оформление отчетов по практике и подготовка студентов к их защите.

При выполнении рабочей программы преддипломной практики необходимо придерживаться порядка распределения времени, указанного в табл.1.

При прохождении практики необходимо:

-подробно разобраться и изучить действующий технологический процесс и мероприятия по обеспечению его безопасности и безопасности производства в целом. В результате бесед с заводскими специалистами, личных наблюдений и изучения отечественной и зарубежной литературы выявить положительные и отрицательные стороны существующего состояния безопасности и наметить пути (мероприятия) ее совершенствования;

Таблица 1 Распределение времени на выполнение программы преддипломной практики

п/п

Выполняемая работа

К-во дней

1

2

3

1.

2.

3.


4.

5.
6.


7.

Организационно-инструктивное собрание

Оформление допуска студентов на предприятие

Работа студентов в цехах, отделах, лабораториях и кабинетах безопасности производства

Сбор и обработка материалов для отчета по практике

Сбор и обработка материалов для дипломных проектов или дипломной работы

Оформление отчета по практике и подготовка студентов к его защите

Защита отчетов по практике


1 день

1 день


12 дней
6 дней

12 дней
2 дня


1 день

Всего:

  1. ней

-собрать общие сведения о технологическом процессе, используемом сырье , материалах, получаемой продукции, применяемому оборудованию.

-изучить средства коллективной защиты по обеспечению безопасности технологического процесса и производственного оборудования

-подробно изучить противопожарные мероприятия, противопожарное оборудование, системы и средства сигнализации и пожаротушения;

-ознакомиться со средствами механизации и автоматизации, применяемые для различных работ, в том числе и для транспортных операций;

-изучить систему управления охраной труда в организации

-выполнить анализ опасных и вредных производственных на конкретном рабочем месте на основе аттестации рабочих мест, определить льготы и компенсации при работе с вредными и опасными условиями труда;

-выяснить технико-экономические показатели действующего производства (товарный выпуск в тоннах, производительность труда, удельные расходы на 1 т продукции материалов, топлива, электроэнергии всех видов, зарплаты рабочих, применение специнструмента, вспомогательных материалов и, отдельно, затрат на обеспечение безопасности производства);

-стоимость применяемых средств автоматизации и механизации;

-себестоимость продукции и размеры цеховых расходов;

-новейшие достижения в области усовершенствования оборудования по обеспечению безопасности, повышению его надежности и долговечности;

-мероприятия по снижению себестоимости применения оборудования по обеспечению безопасности и эксплуатационных расходов;

-ознакомление с системой оплаты труда, штатным расписанием персонала, обеспечивающего безопасность производства, использованием патентов и изобретений.

Вопросы экономики и организации производства изучаются студентами в объеме, необходимом для дипломного проектирования, согласно рекомендуемым методическим указаниям.

Наряду с изучением перечисленных вопросов, следует разобраться с вопросами, касающимися обеспечения экологической безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. При этом должны быть рассмотрены следующие вопросы.

По экологической безопасности:

-анализ состояния окружающей среды на предприятии;

-экологический паспорт предприятия (цеха);

-наличие и состав неорганизованных и неочищенных выбросов пыли и газов в атмосферу;

-источники водоснабжения и их параметры;

-сброс неочищенных стоков в канализацию;

-накопление и вывоз твердых отходов;

-локальные очистные сооружения и их параметры;

--утилизация отходов и шламов.

По безопасности в чрезвычайных ситуациях:

- меры защиты работающих в цехе (средства оповещения по сигналам; наличие и характеристика убежища для работающей смены; наличие и характеристика проекта быстровозводимого убежища; средства индивидуальной защиты; коэффициент ослабления убежищ, укрытий, производственных зданий и режимы работы цеха в условиях радиоактивного заражения; мероприятия, которые необходимо провести в цехе для обеспечения защиты работающих и служащих);

-привести оценку устойчивости цеха к воздействию природных, технических и военных воздействий (предел устойчивости зданий, оборудования и коммуникаций; наиболее уязвимые элементы производства; предложения по увеличению прочности несущих конструкций; защита уникального оборудования, коммуникаций; мероприятия по безаварийной остановке цеха в условиях опасности);

-ограничение воздействия вторичных поражающих факторов (места взрывоопасных участков производства и мероприятия по снижению их воздействия; средства отключения технологических линий при авариях и места их установки и т.п.);

-обеспечение восстановительных работ (места сосредоточения основных усилий при проведении восстановительных работ и по пределу устойчивости; резерв оборудования, материалов и места их хранения).

Каждый студент должен решить поставленные задачи и дать общую характеристику конкретного (указанного в индивидуальном задании) цеха (участка):

-нарисовать упрощенную схему расположения оборудования в цехе и подробную на участке. Указать на этих схемах все, что касается охраны труда (ограждения, схему вентиляции и расположение вентиляторов, проезды, проходы, перегородки, ограждения, окна, расположение опасного оборудования, нулевой защитный проводник, средства пожаротушения и т.п.);

-путем осмотра оборудования на участке, а также по журналам трехступенчатого контроля, выявить возможные причины травматизма. (отсутствие ограждений или блокировок, движущихся и вращающихся частей оборудования, неисправность оборудования и приспособлений); использование опасного оборудования (кранов, сосудов под давлением и т.п.), не прошедшего технического освидетельствования, обслуживаемого рабочими без удостоверений и т.п.; применение опасных технологических операций; отсутствие средств защиты от электротравматизма (зануления, защитного заземления или защитного отключения), неисправность розеток, оголение электропроводки; неправильное складирование материалов; открытые люки, не-огражденныe проемы; тяжелые условия труда; плохая освещенность и т.д.;

-составить описание используемых средств коллективной и индивидуальной защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов;

-провести анализ травматизма при производстве продукции, в качестве примера более углубленно изучить материалы расследования нескольких несчастных случаев (по актам Н-1) и провести анализ причин травматизма;

-наметить мероприятия по устранению как бывших, так и возможных причин травматизма (за счет установки кожухов, правильного складирования изделий и материалов, организации рабочего места и т.д.). Разработать собственные предложения по изменению технологического процесса, замене оборудования и по использованию средств защиты;

-выписать из журнала санитарного состояния рабочих мест уровень освещенности, параметры микроклимата, значения концентрации вредных веществ в воздухе, уровень вибрации и шума, интенсивность излучений и т.д. Оценить их соответствие нормам по ГОСТ, СНиП и СН;

-наметить мероприятия по обеспечению требуемой естественной и искусственной освещенности на рабочих местах, снижению шума, вибрации, излучений и т.п., обратив особое внимание на параметры, наиболее отличающиеся от нормативных;

-провести анализ эффективности работы общеобменной и местной вентиляции, наметить конкретные мероприятия по обеспечению необходимых параметров микроклимата и чистоты воздуха;

-провести анализ состояния пожарной безопасности в цехе (определить категорию помещения по пожарной опасности и оценить соответствие ей огнестойкости здания; выявить источники возгорания; оценить пути эвакуации людей, наличие средств пожарной сигнализации и пожаротушения, соответствие их нормам);

-провести анализ состояния окружающей среды, выбросов пыли и газов в атмосферу, неочищенных стоков в канализацию, вывоза твердых отходов;

-написать заключение, где дать общую оценку состояния рабочих мест и сформулировать свои предложения.

2.2. Теоретические занятия

Рекомендуемая примерная тематика и продолжительность лекций и консультаций указана в табл.2.



Таблица 2. Примерная тематика и продолжительность лекций и консультаций по преддипломной практике

п/п

Тема лекции

(консультации)

Время проведе-ния

Исполнитель

Дата проведения

1

2

3

4

5

1.


История и перспективы развития предприятия (цеха)

2 часа


Отдел техни-ческого обу-чения пред-приятия




2

Структура цеха и его управление

1 час

-"-




3.


Основные направления (мероприятия) по совершенствованию технологии и оборудования по обеспечению безопасности технологического процесса

3 часа


-"-





4.


Подготовка производства и разработка проектной документации по безопасности производства

2 часа


-"-





5.


Разработка производственных планов, технико-экономические показатели работы цеха

2 часа


-"-





6.


Мероприятия по охране окружающей среды и меры обеспечения безопасности цеха при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени (мероприятия по защите работающих, повышению устойчивости цеха к воздействию опасных факторов чрезвычайных ситуаций)

4 часа


-"-





7.

Система контроля безопасности труда

2 часа

-"-




Всего:

14 часов




Кроме того, во время практики студенты обязаны посещать лекции и другие занятия, проводимые для инженерно-технических работников предприятия. В целях повышения теоретической подготовки студенты обязаны работать с технической литературой, касающейся темы дипломного проекта, в технической библиотеке завода (предприятия).


2.3. Экскурсии

Экскурсии проводятся с целью:



  • ознакомления студентов с организацией и работой всего предприятия, а также некоторых цехов, подразделений и отделов;

  • ознакомления с продукцией производства;

  • изучения состояния безопасности различных технологических процессов;

  • выявления условий труда на различных рабочих местах;

  • изучения опыта внедрения новейших технических процессов, современного оборудования и методов работы передовых производств;

Необходимость проведения и темы экскурсий устанавливаются руководителем практики от университета по согласованию с руководителем практики от предприятия с учетом особенностей базы практики, тематики дипломных проектов и пожеланий студентов.

Могут быть рекомендованы следующие места проведения экскурсий:



  • музей предприятия, в том числе музей выпускаемой продукции;

  • смежные технологические цеха;

  • вспомогательные службы предприятия;

  • складское хозяйство;

  • очистные сооружения.

2.4. Индивидуальные задания и УИРС

В соответствии с темой дипломного проекта и с целью углубления исследовательской подготовки студенты во время практики должны:



  • ознакомиться с проводимыми на предприятии (цехе) исследовательскими работами, касающимися темы дипломного проекта;

  • ознакомиться с изобретательскими и рационализаторскими предложениями по совершенствованию оборудования;

  • по заданию руководителя от предприятия участвовать в освоении и отладке новой техники;

  • по заданию руководителя от университета участвовать в работах, проводимых по научным направлениям кафедры.

2.5. Стандартизация и контроль состояния безопасности

на предприятии

Во время практики студенты должны ознакомиться:



  • с действующими в производстве стандартами и ТУ на оборудования и средствами обеспечения безопасности;

  • методикой оценки уровня безопасности;

  • организацией технического контроля состояния безопасности производства;

  • организационно-техническими мероприятиями по повышению уровня безопасности.

2.6. Методические указания

Во время преддипломной практики студент должен сосредоточить свое внимание на изучении и подборе материалов, необходимых для дипломного проекта.

Студенты, проходящие практику, разделяются на 2-3 группы, каждая из которых проходит практику в подразделениях предприятия (организации) по своему календарному расписанию.

Календарное расписание практики для каждой труппы составляют на месте заводские руководители с учетом обязательного объема изучаемых вопросов и производственных условий, указанных в п.2.1 и охватывающих все основные производственные и вспомогательные участки.

Продолжительность рабочего дня студента устанавливается в соответствии с расписанием рабочего дня подразделения, в котором студент проходит практику. Необходимо выполнять, установленный на заводе (цехе) порядок учета работников. Запрещается отлучаться с завода в течение рабочего дня без соответствующего разрешения руководителя от университета или предприятия. Ответственность за соблюдение табельного режима возлагается на заводского руководителя.

Каждый студент обязан наряду с изучением материалов (чертежей и др.), полученных от предприятия, вести рабочую тетрадь и дневник, который систематически просматривается заводским руководителем и один раз в неделю заверяется его подписью и подписью руководителя от университета. В дневнике практики каждый студент описывает технологический процесс, оборудование, условия труда, средства защиты работающих и т.п. На основании записей в дневнике оформляется отчет о практике.

В конце практики дневник и отчет, заверенный руководителем практики от предприятия по месту выполнения индивидуального задания, предъявляются руководителю практики от университета, и студент допускается к сдаче зачета по практике. Отчет и дневник сдаются и хранятся на кафедре ПБиЭ университета. Дневник может выдаваться студенту для дальнейшего использования при выполнении дипломного проекта.

2.7. Подведение итогов практики

Итоги преддипломной практики подводятся при защите студентами их отчетов в установленные кафедрой сроки с выступлением по отдельным аспектам практики перед комиссией, составленной из преподавателей кафедры «ПБиЭ», в работе которой принимает участие руководитель дипломного проекта или дипломной работы студента.

Отчет по практике должен содержать следующие разделы:

1. Введение

2. Технология производства в выделенном для изучения цехе (на участке).

3. Основное технологическое и энергетическое оборудование.

4. Вспомогательное оборудование.

5. Оборудование обеспечения безопасности производства.

6. Планировочные решения.

7. Общие мероприятия по обеспечению безопасности труда.

8. Безопасность в чрезвычайных ситуациях.

9. Мероприятия по обеспечению экологической безопасности.

10. Вопросы экономики и организации производства.

11. Индивидуальное задание.

10. Стандартизация и контроль состояния безопасности.

11. Список использованной литературы.

К отчету прилагается весь графический материал (чертежи, схемы, рисунки, графики и т.п.), относящийся к теме дипломного проекта (в виде отдельного приложения).

Оформление отчета должно соответствовать методическим указаниям по оформлению учебных проектов и работ, действующим в настоящее время в НГТУ. Форма титульного листа приведена в Приложении 1.

Прием зачета по преддипломной практике осуществляется путем просмотра отчета и опроса по вопросам, указанным выше.

Зачетная оценка выставляется дифференцированно по четырехбальной системе с учетом отзывов руководителей практики, качества отчета, результатов защиты отчета, заносится в учебную ведомость и зачетную книжку студента и учитывается наравне с экзаменационными оценками, в том числе при назначении стипендии.

Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, не допускается к дипломному проектированию и исключается из университета. В тех случаях, когда имеется уважительная причина срыва преддипломной практики, студент оформляет годовой академический отпуск и вновь проходит преддипломную практику.
3. Рекомендуемая литература


  1. Анализ и оценка риска производственной деятельности. Учеб.пособие/ П.П.Кукин и др.-М.,Высш.школа, 2007.

  2. Человеческий фактор в обеспечении безопасности и охраны труда. Учеб.пособие/ П.П.Кукин и др.-М.,Высш.школа, 2008.

  3. Безопасность производственных процессов. / С.В.Белов, В.Н. Бринза, Б.С. Векшин и др. - М.: Машиностроение, 1985.

  4. Средства защиты в машиностроении. / С.В.Белов, А.Ф. Козьяков, О.Ф. Партолин и др. - М.: Машиностроение, 1989.

Дополнительная литература:

  1. Безопасность технологических процессов и производств / П.П.Кукин, В.Л. Лапин, Н.Л. Пономарев и др. - М.: Высшая школа, 2001.

  2. Пожарная безопасность. Взрывобезопасность. / А.Н.Баратов, Е.Н. Иванов, А.Я. Корольченко и др. - М.: Химия, 1987.

  3. Методические указания по дипломному проектированию для специальности 280102 - Безопасность технологических процессов и производств, / НГТУ. Н.Новгород, 2008.

  4. Методические указания по сбору материалов на преддипломной практике для выполнения организационно-экономической части дипломного проекта для студентов специальности 280102/ НГТУ. Нижний Новгород, 2005.

__________________________________________________________________

Составители:




д.т.н., проф. Г.В.Пачурин

к.т.н., доц. С.А.Васильев к.т.н., доц. А.Б.Елькин



Приложение 1
Министенство образования и науки
Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования


НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им.Р.Е.Алексеева

Кафедра «Производственная безопасность и экология»


О Т Ч Е Т

по преддипломной практике

База практики ___________________________________________________________________

наименование предприятия (организации)
Начало практики ____________ Окончание практики _____________
Студент _____________________________________________________________________________________________

группа ф.и.о. .


Руководитель от университета ________________________________________________

. ф.и.о.


Руководитель от предприятия ________________________________________________

. ф.и.о.


Нижний Новгород, 2010