2. Цель и задачи программы - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Основной образовательной программы мбоу «сош №33» отражает требования... 11 5017.74kb.
Цель программы: активизация общественной и творческой деятельности... 1 112.56kb.
Государственная программа 24 2724.05kb.
Лабораторная работа №1 Тема: «Смеси и примеси. Приготовление дисперсных... 7 631.32kb.
Цель: Дать представление детям о необходимости заботы о своем здоровье... 1 52.57kb.
В. И. Александрова основная образовательная программа начального... 12 2688.78kb.
Мбоу васильчиновская сош проект создания птичьей столовой Выполнили: 1 133.97kb.
31. Законы идеального газа: задачи по физике с ответами без решений 1 86.71kb.
Самостоятельная работа по карточкам (каждый может подойти к к учителю... 1 16.73kb.
Задачи курса: познакомить учащихся с экономической жизнью семьи,... 1 98.5kb.
Образование половых клеток Задачи 1 86.77kb.
Жакулина Ирина Валентиновна, учитель начальных классов моу-оош №23 г. 1 77.26kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

2. Цель и задачи программы - страница №1/1

Авторская программа

научно – исследовательского общества

«Исследователи природы»

( 7 – 8 классы)


Автор – составитель:

учитель биологии МОУ СОШ № 7,

г. Минеральные Воды

Шамилова Лилиана Шамиловна

2008 год


Содержание:
1. Пояснительная записка.

2. Цель и задачи программы.

3. Формы и методы и работы.

4. Учебно – методическое обеспечение программы.

5. Материально – техническое обеспечение программы.

6. Список рекомендуемой литературы для детей и родителей.

7.Прогнозируемый результат.

8.Программа.

9.Тематическое планирование занятий.

10. Содержание занятий.

Пояснительная записка

к авторской программе научно – исследовательского общества «Исследователи природы».

Программа рассчитана на учащихся 7 -8 классов, имеющих базовый уровень знаний по разделу биологии ботанике.

Программа рассчитана на 68 часов, 34 двухчасовых занятий. Каждое занятие включает теоретическую и практическую части.

Теоретические знания по особенностям строения, размножения, распространения комнатных растений обеспечивают формирование более глубоких знаний о мире растительных организмов, их многообразии, значении в жизни человека и в природе. Прививаются навыки наблюдения за явлениями природы, их фиксированию и осмыслению в свете более углубленных представлений о растительном мире . Формируется понимание и любовь к живому миру.

Практическая часть формирует основы научно – познавательной деятельности учащихся, работы с лабораторным оборудованием, постановке и проведение опытов с конкретной целью. Учащиеся обучаются не только уходу за комнатными растениями, но обучаются управлению их развитием, размножению разными способами, изучаются закономерности развития растений – изменчивость , наследственность. Опыты с растениями формируют ценные ботанические знания и практические умения, которые могут быть применены и в бытовой деятельности, повышают познавательную активность ребят.

Формируются навыки добывания научной информации, обрабатывания ее, отбора необходимой для практической и научной деятельности, оформления, защиты реферата в кружке, а затем и на научно – практической конференции. Обеспечивается возможность выбора ребенком интересующей его темы, собственной инициативы при разработке проблемы, разработке методов достижения результатов при ее решении, способов защиты полученного результата. Самостоятельность в деятельности, оценка ее окружающими, участие конкурсах и конференциях стимулирует познавательную активность учащихся, настраивает на дальнейшую активную деятельность.

Совместная научная деятельность формирует коллектив единомышленников, в котором каждый индивидуален, но уважает и ценит мнение и деятельность других.

Школьный подоконник с комнатными растениями может стать настоящим окном в мир биологической науки, способствовать созданию условий для творческого развития личности ребенка.

Закончив учебную деятельность по программе учащиеся должны знать:

- географическое местоположение предков домашних растений;

-особенности строения и размножения домашних растений;

-основные закономерности изменчивости растений;

-строение микроскопа и правила работы с лабораторным оборудованием;

-правила искусственного опыления, гибридизации, прививки растений;

- составлять ряды модификационной изменчивости.

Основные умения и навыки:

-готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

-искусственно переопылять цветки растений;

-ставить и проводить лабораторные опыты, формулировать выводы из наблюдений ;

- проводить прививку, обрезку кроны растений, формирование штамбов;

- получать необходимую информацию из книг, научно – популярной литературы, сайтов Интернет;

- анализировать полученную информацию, отбирать необходимую для решения проблемы;

-грамотно составлять и защищать научные работы с использованием ИКТ.

Основные качества личности ребенка:

- коммуникабельность;

- умение грамотно общаться со сверстниками и старшими;

- толерантность;

- индивидуальная самобытность.

Полученные знания и умения могут быть с успехом применены в старших классах при подготовке экологических проектов, докладов и рефератов, подготовке к конкурсам, научно – практическим конференциям городского, регионального и всероссийского уровня.

Программа особенно актуальна в современное время направленности обучения на личность ребенка, его творческого развития, обеспечения самовыражения.

Цель программы:


- приобщение учащихся к научно – исследовательской деятельности по предмету биологии.
Задачи программы:
1. Формирование у учащихся более глубоких знаний о мире растительных организмов.

2. Привитие навыков наблюдения за явлениями природы, постановке и проведения опытов, управления развитием растительных организмов.

3. Формирование основ знаний о методах научно – исследовательской работы, добывания, обрабатывания информации, оформления полученных результатов.

4. Формирование общества единомышленников, объединенных в единый коллектив общими познавательными интересами.

5. Формирование личности будущего гражданина России- инициативной, самостоятельной, творчески мыслящей.

Формы работы при выполнении программы:


1. Изучение нового материала.

2. Лабораторная работа.

3. Практическое занятие.
Методы работы при выполнении программы:
1. Лекция.

2. Рассказ.

3. Беседа.

4. Работа с книгой.

5. Работа в сети Интернет.

6. Поисковое наблюдение.

7. Эксперимент.

8. Работа с микроскопом.

9. Просмотр видеофрагментов и слайдов.

10.Практическая работа.

11. Построение мысленных моделей.

12. Подготовка и участие в научно – исследовательской конференции.

13. Творческий отчет.

Учебно – методическое обеспечение программы.




  1. Учебник В.И. Пасечник «Биология. Растения. Грибы. Бактерии» -

изд –во Дрофа , 2000г.

  1. Н.М Верзилин «Путешествие с комнатными растениями»-

изд –во «Детская литература»,Ленинград, 1970 г.

3. Д.Г. Хессайон, «Все о комнатных растениях», изд –во Кладезь,

2005.

4. В. В. Воронцов, «Уход за комнатными растениями», изд – во



Фитон, 2005.

5. 4. Высоцкая М.В. «Биология и экология. Проектная

деятельность учащихся», изд –во «Учитель», 2007 год.

6. http://www.flowers-dom.ru/

7. http://home-flora.ru/

8. http://www.klumba.info/statiya/statiya_29.ht

Материально – техническое обеспечение программы.


  1. Микроскопы (15 экземпляров)

  2. Предметные и покровные стекла, препаровальные иглы (15 наборов).

  3. Приборы для микросрезов (15 экземпляров).

  4. Комнатные растения (2 экземпляра каждого вида).

  5. Компьютеры с подключением к Интернет (15 ).

  6. Набор удобрений ( 1 ).

  7. Набор микроудобрений (1).

  8. Набор колб, пробирок (1).

Список рекомендуемой литературы

для детей и родителей.
1. Н.М. Верзилин «Путешествие с комнатными растениями», изд – во «Детская литература», Ленинград, 1970 год.

2. В.В. Чуб, К.Д. Лезина «Все о домашних растениях», изд – во «Учебная литература», 1996 год.

3. Д.Г. Хессайон, «Все о комнатных растениях», изд –во Кладезь,

2005.


4. В. В. Воронцов, «Уход за комнатными растениями», изд – во

Фитон, 2005.

5. http://www.flowers-dom.ru/

6. http://home-flora.ru/

7. http://www.klumba.info/statiya/statiya_29.ht

Прогнозируемый результат:


1. Владение навыками научно – исследовательской деятельности учащихся.

2. Развитие стойкого познавательного интереса учащихся к окружающему миру.

3. Формирование качеств личности ребенка – коммуникабельности, толерантности, индивидуальной самобытности.

4. Творческое развитие ребенка.

Программа.
Зеленые уродцы или принцессы ночи. Столетники пустыни. Играющие в прятки. Резиновое дерево индийских джунглей.

Двадцать растений из одного листа. Деревце, уничтожающее моль.

Растение, пересылаемое в письмах.«Ванька» из Занзибара.

Растение тропических болот. Папирус древнего Египта.

Мещанские цветы. Деревья с золотыми яблоками. Забытое комнатное растение. Растение, шагающее по стене. Цветок алхимиков. Учебное пособие, переплывшее океан. Кукольные деревца и цветущие ландыши зимой. Красавица пустыни.«Плакса» из лесов реки Амазонки. Похищенное сокровище. Правила подготовки рефератов по теме «Домашние растения».Защита рефератов. Правила подготовки презентаций по выбранной теме.

Подготовка презентаций по выбранной теме. Защита презентаций.

Подготовка к проведению научно – практической конференции(первая группа учащихся).

Консультация. Проведение научно – практической конференции

Оформление проделанной работы в виде таблиц, схем, презентаций, школьной газеты. Оформление проделанной работы в виде таблиц, схем, презентаций, школьной газеты.

Практические работы.



  1. Паспортизация растений.

  2. Посев семян.

  3. Растения в закупоренных бутылочках.

  4. Размножение черенком.

  5. Прививка.

  6. Лист алоэ под микроскопом.

  7. Опыт определения скорости испарения воды и сока алоэ.

  8. Вегетативное размножение боковыми отростками.

  9. Кожица листа под микроскопом.

  10. Крахмал в корнях растения.

  11. Составление гидропонного раствора.

  12. Строение луковицы лука, амариллиса.

  13. Прорастание пыльцы.

  14. Получение антоциана из листа бегонии.

  15. Получение новых растений методом надреза жилок.

  16. Получений бегоний методом треугольников.

  17. Изменение окраски бегоний.

  18. Рассматривание волосков бегоний под микроскопом.

  19. Получение фотографии на листьях.

  20. Наблюдение передвижения подкрашенной воды в стеблях.

  21. Наблюдение светособирающих клеток.

  22. Изучение фототаксиса бальзамина.

  23. Получение желтой краски.

  24. Получение «слез» бальзамина.

  25. Изучение передвижения подкрашенной жидкости.

  26. Рассматривание клеток невооруженным глазом.

  27. Изучение «спартанского» воспитания.

  28. Влияние табачного дыма.

  29. Рассматривание клетки на волосках основания листьев.

  30. Рассматривание устьиц на нижней кожице листа.

  31. Рассматривание корневых чехликов.

  32. Озеленение зебрины.

  33. Превращение в водное растение.

  34. Выращивание на гидропонике.

  35. Выращивание в аквариуме.

  36. Размножение мутовкой листьев.

  37. Изготовление папируса.

  38. Подсушивание и выращивание растеньиц бриофиллюма.

  39. Подсчет количества испаряемой воды.

  40. Второй метод подсчета с помощью весов.

  41. Рассматривание под лупой «железок» листа.

  42. Обнаружение паров эфирного масла.

  43. Получение эфирного масла.

  44. Духи из листьев.

  45. Вегетативное размножение в полиэтиленовых кульках.

  46. Формирование герани в виде дерева или куста.

  47. Прививка гераней.

  48. Фотографии на листьях.

  49. Наблюдение ввинчивания плодов в почву.

  50. Предсказание погоды с помощью семян.

  51. Получение духов из листьев.

  52. Прививка на мандарин лимон.

  53. Два деревца из одного семени.

  54. Лист, дающий корешки.

  55. Прививка глазком.

  56. Черенкование.

  57. Получение эфирного масла.

  58. Прививка томата на картофель.

  59. Выращивание томата с применением подсветки.

  60. Наблюдение листовой мозаики у плюща;

  61. Сравнение теневых и световых листьев;

  62. Наблюдение за движением листьев аралии;

  63. Составление рядов изменчивости формы листа аралии с возрастом, построение графика.

  64. Прививка аралии на плющ.

  65. Растение колесом.

  66. Живые гирлянды.

  67. Прививка фуксий с разными цветами.

  68. Искусственное опыление фуксий.

  69. Наблюдение за выделением кислорода.

  70. Получение кислорода.

  71. Движение хлорофилла.

  72. Плазмолиз и деплазмолиз.

  73. Наблюдение наличия крахмала в хлорофилле.

  74. Черенкование винограда.

  75. Прививочные работы на участке.

  76. Выращивание из семян.

  77. Наблюдение влияния стратифицирования на скорость прорастания семя.;

  78. Наблюдение выделения воды листьями.

  79. Размножение стеблевыми черенками.

  80. Рассматривание срезов воздушного корня и листа.

  81. Уход за растением – полив, уничтожение вредителей.

  82. Проведение научно – практической конференции.

Тематическое планирование занятий.






Название темы занятия

Кол. часов

В том числе

Теор..

Прак.

1

Зеленые уродцы или принцессы ночи.

2

1

1

2

Столетники пустыни.

2

1

1

3

Играющие в прятки.

2

1

1

4

Резиновое дерево индийских джунглей.

2

1

1

5

Двадцать растений из одного листа.

2

1

1

6

Деревце, уничтожающее моль.

2

1

1

7

Растение, пересылаемое в письмах.

2

1

1

8

«Ванька» из Занзибара.

2

1

1

9

Растение тропических болот.

2

1

1

10

Папирус древнего Египта.

2

1

1

11

Мещанские цветы

2




1

12

Деревья с золотыми яблоками.

2

1

1

13

Забытое комнатное растение.

2

1

1

14

Растение, шагающее по стене.

2

1

1

15

Цветок алхимиков.

2

1

1

16

Учебное пособие, переплывшее океан.

2

1

1

17

Кукольные деревца и цветущие ландыши зимой.

2

1

1

18

Красавица пустыни.

2

1

1

19

«Плакса» из лесов реки Амазонки.

2

1

1

20

Похищенное сокровище.

2

1

1

21

Правила подготовки рефератов по теме «Домашние растения».

2

1

1

22

Защита рефератов.

2

2

-

23

Правила подготовки презентаций по выбранной теме.

2

2

-

24

Подготовка презентаций по выбранной теме.

2

2

-

25

Защита презентаций.

2

2

-

26

Защита презентаций

2

2

-

27

Подготовка к проведению научно – практической конференции(первая группа учащихся).

2

2

-

28

Консультация.

2

2

-

29

Проведение научно – практической конференции

2

-

2

30

Подготовка к проведению научно – практической конференции(первая группа учащихся).

2

1

1

31

Консультация.

2

2

-

32

Проведение научно – практической конференции

2

-

2

33

Оформление проделанной работы в виде таблиц, схем, презентаций, школьной газеты.

2

-

2

34

Оформление проделанной работы в виде таблиц, схем, презентаций, школьной газеты.

2

-

2




Итого


68

37

31

Содержание занятий.

Занятие 1. Зеленые уродцы, или принцессы ночи.

1. Теоретическая часть:

а) родина кактусов;

б) особенности строения, многообразие;

в) значение в жизни человека.

2. Практическая часть:

А) паспортизация растений;

Б) посев семян;

В) растения в закупоренных бутылочках;

Г) размножение черенком;

Д) прививка.

1.


А)кактусы интересны своей оригинальной формой, выносливостью и замечательными цветками. Они приспособлены к таким условиям жизни, в каких другие растения не могут существовать. В комнатных условиях они растут медленно, занимают немного места.

На Мексиканском плоскогорье, возвышающемся над уровнем моря до 2500 м, в пустыне Жорнадодель Муэрто, находится страна кактусов. Недаром на государственном гербе Мексики изображен кактус.

Б)эхинокактусы (echinocactus)– ребристые шары в полтора метра высотой и в два с половиной метра в обхвате лежат на желтом песке, как громадные зеленые ежи, выставившие свои длинные иглы. Недаром их называют ежовые кактусы. Некоторые кактусы густо покрыты длинными желтыми и красноватыми колючками, издали напоминают сидящих птиц и зверей, иногда встречаются кактусы с длинными белыми свисающими волосами , похожие на голову старика.

Цереусы(Cereus qiqanteus)

– многогранные зеленые колонны, толщиной в полметра, высотой до 15м. С середины разветвляются в виде кандебляра. У старых цереусов высохшая древесина белая и сквозная, длинные волокна развеваются на ветру. Они возвышаются как гигантские приведения. Путешественники поджигали высохшие кактусы и они далеко освещали пустыню. Поэтому цереусы называются факелами

пустыни, или свечевидными (сечещ-свеча). Змеевидный цереус извивается на песке, как бы выползая из камней и трещин. Цветок его – один из самых красивых в мире. Среди ночной темноты раскрывается большая (до 25см) бело-золотистая сияющая звезда. Цветок состоит из 75 золотистых чешуй, 25 снежно-белых, длинных заостренных лепестков и 600 изящных, почти светящихся тычинок; распространяют тонкий аромат ванили. Цветет с 10 часов вечера до 3 часов ночи – утром увядает, недаром его назвали «принцесса ночи».

Опунции – стебли лепешковидной формы, покрыты колючками. В середине крупного цветка возвышается пестик с толстым рыльцем. Насекомое садится на пестик и пытается достать нектар из ямки в основании лепестков цветка, задевает нити тычинок и те, извиваясь винтом, вдруг ударяют его мешочками с пыльцой. Насекомое, облепленное цветочной пыльцой, переносит ее на другой цветок – опыление.

Филлокактус – стебли сплющены, имеют вид листьев (филло-лист) цветки крупные ярко-красные, иногда кремовые.

Значение – плоды опунций едят, делают пастилу, сироп, вино (вкус земляники, крыжовника, апельсина); из семян – мука; лечебное средство – корнями опунции лечили переломы костей; из волокнистой древесины изготавливали манжеты, воротнички; из негниющей древесины – мосты, столбы, пороги в хижинах.

2.

А) Паспорт растения. Ксерофит – сухорастущий



Суккулент – продолжительно-сочный.

Б) цветы опыляют, получают плоды с семенами. Почвы для посева семян – перегной 1\2, крупный песок 1\2, толченый древесный уголь 1\3. Низкие ящики заполняют почвой, прижимают, раскладывают семена и слегка присыпают смесью песка и угля. Посев увлажняют из пульверизатора. Накрывают стеклом и выставляют на свет. Через месяц всходы пикируют.

В)В бутылочку насыпать на 1\4 почвы, слегка увлажнить, положить семена (2 – 3), закупорить.

Шар с кактусом – на столбик высаживают кактус и вдвигают в перевернутую колбу. Горлышко закупоривают и закрепляют на куску стекла.

Д) черенкование – верхушечные кусочки срезают с июня по сентябрь, обсушивают, кладут на бок в теплое, сухое место на 2-3 дня. Укореняют в увлажненном песке.

Прививка – привой эпифиллюм заостряют скошенным срезами в виде лопатки, подвой опунция – стебель надрезают пополам вставляют, закрепляют нитками. На цереус можно привить эхинокактус – делают горизонтальные срезы, они должны совпадать, закрепить толстой нитью. Можно наблюдать влияние подвоя на привой.

Занятие 2. Столетники пустыни.

1. Теоретическая часть:

А) агава американская, ее строение и значение в жизни человека;

Б) алоэ древовидный, его лечебные свойства.

2. Практическая часть:

А) лист алоэ под микроскопом; восковое покрытие.

Б) опыт определения скорости испарения воды и сока алоэ.

В) вегетативное размножение боковыми отростками.

1.

А) агаву американскую (Aqave Americana) часто называют столетником, считая, что она цветет через 100 лет. Именем этого растения называется Мексика, что в переводе означает «Место агавы». На своей родине, в Мексике, агавы развиваются быстро. Листья толстые, мясистые, изогнутые розеткой выходят от укороченного стебля, достигают длины до 3м. Они крепкие – не согнуть, кожица плотная – издает звук как доска при стуке. Края листа усажены колючками, а концы заострены в длинную плотную иглу. Через 8-10 лет агавы выгоняют стебель в 12м, на его концы распускается громадное соцветие, имеющее до 4тыс желтоватых цветков в 8 см длиной. Размножение – семена, почки – луковички, отпрыски.



Значение: цвести не дают. Когда становится заметной молодая почка ее вырезают, в образовавшуюся ямку собирается сладкий сок, в сутки до 5 литров. Сок выделяется 8-10 месяцев, пока листья не засохнут. С одного растения собирают до 1 тыс литров сока. Сок подвергают брожению – напиток «пульке», получают сахар, патоку; стебли запекают; из листьев, стеблей, корней выгоняют спирт; колючки используют как гвозди, булавки; бумага, шпагат; изгороди, покрывают крыши; из мякоти листьев – мыло.

Б) алоэ древовидное (Aloe arbortscens) – стебель тонкий, изогнутый, желтовато-коричневый, на верхушке стебля листья охватывают его своим основанием. Листья толстые, мясистые, снизу выпуклые, сверху вогнутые, края зазубрены, покрыт восковым налетом. Испаряют в сутки на 1 дм*2-3гр воды; высота 20м. Используют как лекарство при туберкулезе, заживляет раны. Академик В. П. Филатов выдерживал листья в темноте 25 дней при t*3 тепла. Сок впрыснули в почку сирени, ее рост резко усилился; под кожу больным воспалением роговой оболочки глаза – выздоровление. «Сабур» - слабительное, из волокон – коры, морские канаты.

2.

А)отломить лист, окунуть в воду, стал блестящим, серебристым. Вода скатывается. Если его протереть, то он станет ярко-зеленым, будет смачиваться.



Б) на срезе под микроскопом видны большие мешковидные клетки, наполненные слизистым соком; снаружи удлиненные клетки с хлоропластами. Капнем каплю воды и сока на стекло, вода испариться при нагревании быстрее.

В)размножение отпрысками.

Занятие 3. Играющие в прятки.

Теоретическая часть:

А) весна в пустыне;

Б) амариллис белладонна и его гибриды;

В) хлорофитум и гидропоника.

2. Практическая часть:

А) кожица листа под микроскопом:

Б) крахмал в корнях растения;

В) составление гидропонного раствора;

Г) строение луковицы лука, амариллиса;

Д) прорастание пыльцы.

1.


А ) в пустыне Карру на ссохшейся, твердой и красной почве не видно жизни. Изредка попадаются уродливо изогнутые алоэ, но и они не украшают пустыню. Жара, однако в сентябре наступает весна и льют прохладные дожди. Мрачная пустыня оживает и покрывается зеленым ковром, тысячами красивых крупных цветков. Они не пахнут и не дают съедобных плодов. Откуда же они берутся? Растения пустыни Кару многолетние луковичные растения, растущие и цветущие в течение всего двух месяцев, а в октябре отмирает стебель и листья, отсыхают корни, но остается живой луковица. Если ее разрезать вдоль – сверху хрустящие сухие чешуи, под ними сочные, белые, короткие листочки, между ними почка.

Б) амараллис белладонна (Amaryllis зацветает осенью. Из луковицы belladonna) вырастает стрелка в 0,5м высотой с зонтиком из 4-6 красных, розовых или белых цветов в форме колокольчика. Одновременно появляются длинные ремневидные темно-зеленые листья. Амараллис – имя прекрасной пастушки, описанной в идиллиях греческого поэта Теокрита 2250 лет назад. Беладонна в переводе с итальянского означает «красивая дама».

Хиппеаструмы («рыцарская звезда») (Hippeastrum) растут в льяносах Венесуэлы. Их цветки снаружи красные, изнутри белые, есть виды с карминными цветками, отливающими бархатом. Амараллисы скрестили с хиппеаструмом и получили большое разнообразие гибридных сортов. Гибриды отличаются крупными цветками разнообразной формы и окраски. Гибридизацию производят перекрестным опылением.

В) хорофитум комозум (зеленое растение пучковатое) ( Clorophytum comosum) представляет собой пучок узких линейных листьев, из укороченного стебля свисают длинные плети, на которых расположены «детки»-маленькие растеньица с толстенькими корешками. Иногда растение дает тонкие си длинные цветочные стрелки с маленькими беленькими цветочками – звездочками. Корни хлорофитума белые, вздутые как шишки, и очень сочные. Родина его – мыс Доброй Надежды, где оно растет как эпифит на коре растений. Хлорофитум может долго расти без почвы в настенной вазочке с гидропонным раствором.

2.

А) кожица листа амариллиса содержит крупные устьица, их можно рассмотреть даже с помощью лупы. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом.



Б) разрезать корень хлорофитума, капнуть каплю раствора йода, посинеет, значит, содержит крахмал – запас питательных веществ.

В) гидропонная вазочка – заполняют ее наполовину гравием, сажают растение и заливают раствором

10л воды

1,5г фосфорнокислого аммиака

1,4г азотнокислого калия

0,5г калийной соли

2,5г чилийской селитры

4,0г сернокислого аммиака.

Г) разрезание луковицы лука (как и луковица амариллиса), рассматривание сухих и сочных чешуй, почки, донца.

Д) амариллиса прорастает очень быстро: пинцетом положить пыльцу в 5% раствор сахара и через час начинается образование пыльцевой трубки.


РАСТЕНИЯ ТРОПИЧЕСКИХ ЛЕСОВ.

Занятие 4. Резиновое дерево индийских джунглей.

1. Теоретическая часть:

А) фикус – лес из одного дерева;

Б) тутовое дерево – царь-ягода;

В) получение винных ягод смоковницы.

2. Практическая часть:

А) выделение каучука, определение его свойств;

Б)) обрезка растения для получения деревца;

В)) обрезка растения для получения куста;

Г) формирование нового растения на материнском.

1.


А) в индийских джунглях растет громадное дерево высотой 30м с листьями длиной до 1м. Точное его описание дано более 2000 лет назад первым ботаником Теофрастом. Теофраст сопровождал известного завоевателя Александра Македонского в его походе в Индию и был поражен видом фикуса. На одном из островов реки Нербудды бенгальский фикус имел главный ствол в 10м толщиной, вокруг него 1300 придаточных стволов и 3000 воздушных корней. В его тени однажды скрылось целое войско. Фикусу было 3000 лет. Ботаник М.С. Дунин видел фикус, тень от которого в полдень покрывала более гектара земли. Фикусы объединяются в семейство тутовых. (Ficus elastic)

Б)в это семейство входит и тутовое дерево (шелковица),. Особой славой пользуется тутовое дерево на Кавказе. Здесь его называют шах-тута – царь-ягода. Его ягоды целебны, способствуют продлению жизни. Они черные, мелкие, мягкие. Одно дерево дает до 200 кг ягод, которые созревают не одновременно. Бумажное дерево – из коры получают первоклассную бумагу; хлебное дерево – соплодия до 20 кг, съедобные в печеном виде; коровье дерево – сок похож по вкусу и питательности на молоко; анчар – ядовитый сок.

В) смоковница ( Ficus carica) может дать в комнатных условиях вкусные плоды – винные ягоды, в них содержатся сахар, белки, жиры, много витаминов. Размножают его черенками, семенами. Из его легкой губчатой древесины в Древнем Египте вырезали скульптурные изделия и саркофаги. Инжиру необходима рыхлая питательная среда почвы, состоящая из 2 частей листовой земли, одной части навозного перегноя и одной части песка. Это растение двудомное, поэтому нужно выбирать растения с пестичными цветками, они образуют ягоды и без опыления.

2.


А)на одной ветке сделать косой надрез коры до древисины, под надрез подвесить пробирку, рядом с надрезом крепится ватка с нашатырным спиртом, чтобы сок не густел. В пробирку с соком нальем уксусную кислоту и встряхнем, образовались хлопья – каучук. Его надо промыть, отжать, скатать в тонкую полоску.

Свойства – растяжимость. Измерим длину полоски, растянем и снова измерим; отпустим, она сократилась, но стала более длиной, чем раньше.

Влияние температуры – охладить льдом, растянем и измерим длину – растяжимость уменьшилась. При нагревании растяжимость растет.

Растворимость – положить по кусочку каучука в пробирки с водой, спиртом, керосином, скипидаром. Растворится в скипидаре, если нагреть получится резиновый клей. Нагревая каучук в пробирке с размельченной серой (в 20 раз меньше каучука), получают резину.

Б) получение формы деревца – срезать все стебли, кроме одного прямого, отрезать верхушку; а когда образуются боковые побеги, то срезать и их верхушки.

В) получение формы куста – срезать все стебли, оставив пеньки высотой 6-10 см. Когда появятся молодые побеги, слишком выступающие тоже срезаются, так, чтобы оставшиеся почки «смотрели» в сторону от главного стебля.

Г) на материнском растении можно получить дочернее – кольцеобразно надрезать кору, обложить влажным мхом, мох постоянно увлажнять, через месяц появятся корешки. Стебель можно ниже места появления корешка обрезать – это уже новое растение.
Занятие 5. Двадцать растений из одного листа.

Теоретическая часть:

А) выживание бегоний в условиях тропического леса;

Б) виды бегоний.

2. Практическая часть:

А) получение антоциана из листа бегонии;

Б)) получение новых растений методом надреза жилок;

В) получений бегоний методом треугольников;

Г) изменение окраски бегоний.

Д) рассматривание волосков бегоний под микроскопом.

1.

А) бегонии родом из тропических лесов о. Ява. Там под пологом громадных деревьев царит сумрак, воздух насыщен влагой. Землю покрывают грубые листья с красными, темно-зелеными, металлически-серыми листьями. У многих и листья, и черешки покрыты длинными, толстыми, мягкими волосками. Растениям трудно вбирать из почвы растворы солей, так как, воду во влажной атмосфере нет возможности испарять; воздушное питание затруднено. Выживанию растений помогает вещество антоциан, окрашивающее растение в красный цвет. Оно дополнительно улавливает зеленые лучи света и превращает их в тепловые, повышая температуру листьев. Большее нагревание листьев, чем окружающего воздуха, способствует испарению. Устьица этого растения находятся на нижней стороне листьев. Испарению способствует и увеличение поверхности листьев морщинками, выпуклостями и выростами в виде волосков. Каждый волосок состоит из многих клеток, приспособленных для испарения воды. Обычно волоски других растений одноклеточны и приспособлены для защиты растения от испарения, яркого солнца, поедания животными. На верхней части листа ярко вырисовывается белый узор, идущий каймой вдоль края листа или покрывающий лист белыми крапинками. Этот узор выпуклый. Под верхней кожицей находятся воздушные полости. Они и создают белый цвет в прозрачных, многогранных и преломляющих лучи клетках. Воздух задерживает тепло в листьях, а главное - как линзы собирают солнечные лучи и направляют на лежащую под ними ярко- зеленую хлорофилловую ткань.



Б) королевская бегония (Beqonia rex) была распространена в России еще в 1812 году. Во время бегства французов из Москвы была названа «ухом Наполеона». Действительно с нижнее стороны лист похож на большое отмороженное ухо. Растение однодомное. Растение размножается вегетативно.

Бегония вечноцветущая (Beqonia semperflorens) сплошь покрыто розовыми или красными цветами. Листья блестящие, зеленые, небольшие , чуть скошенные набок. При опылении цветов образуется плод коробочка с мелкими семенами. Высеянные в феврале семена дают растения, зацветающие в том же году. Листьями не размножается. Дают корни и обильно цветут веточки «девичьей красы», помещенные в настенные вазочки с водой. Бегония металлика: кустовая, с пушистыми, мягкими оливково – красного цвета листьями с металлическим отливом. Листья напоминают плюшевые одеяла.

Современные сорта клубневых бегоний дают цветы до 30 см в диаметре.

2.


А) измельчить лист бегонии , положить в кипяток, лист зеленеет , а вода станет красной. Добавить по капле уксусную кислоту, антоциан краснеет. При добавлении спирта или нашатырного спирта раствор становится фиолетовым, а затем сине- зеленым. От кислоты и щелочи цвет антоциана изменяется. Позеленевшие листья бегонии полить спиртом, он зеленеет – это из клеток выходит хлорофилл. Посмотреть на вытяжку сбоку и прямо на свет. Разница в окраске обусловлена способностью хлорофилла поглощать красные лучи солнца.

Б)срезать лист, положить верхней стороной на чистое стекло. Там, где две жилки сходятся в одну, перерезать лезвием безопасной бритвы. Положить вниз жилками на хорошо промытый влажный песок, поставит в светлое , теплое место и накрыть стеклянным колпаком. В местах надреза через 20 дней появляются маленькие бегонии. Порядок появления растеньиц фиксируется на нарисованном листе бегонии с указанными надрезами.

В)разрезать лист бегонии на треугольники с разветвляющейся надвое жилкой посередине. Посадить суженным концом во влажный песок не глубже 1 см, накрыть стеклянным колпаком и поставить в теплое , светлое место. Каждый треугольник даст корешки и сбоку от него вырастет маленькое растеньице.

Г) взять два горшка с растениями и поменять почвы- в одной кислые, в другой –щелочные. Цвет листьев начнет меняться.

Д) рассматривание волосков под микроскопом.

Занятие 6. Деревце, уничтожающее моль.

1. Теоретическая часть:

А) пестролистные любители света;

Б) представители семейства губоцветных – колеус и плектрантус.

2. Практическая часть:

А) получение фотографии на листьях;

Б) наблюдение передвижения подкрашенной воды в стеблях.

Д) наблюдение светособирающих клеток.

1.

А) колеус (Coleus blumei) происходит с острова Ява, встречается в лесах Ост- индии. Требователен к теплу, обильной поливке, питательной почвы с примесью золы и солнечному свету. Украшение цветка – пестро окрашенные листья, они становятся еще ярче на свету. Это защита от ярких лучей. Под кожицей листа – красной располагаются выпуклые клетки, как линзы собирающие свет и направляющие на хлорофилловую ткань по ними. Листья колеуса всегда поворачиваются к свету. Сильные световые лучи раздражают протоплазму клеток, уменьшают количество воды в листе и тем самым вызывают опускание или поворачивание его.



Б) крапивка имеет научное название –плектрантус фрутикозус( шпороцвет кустовидный) (Plectranthus fruticosus). Происходит из Южной Африке. Имеет вид ветвящегося кустика с коричневато – зелеными сочными стеблями. У каждого цветка заметна выпяченная нижняя губа, похожая на лодочку. Чрезвычайно неприхотлив. Его листья растертые издают запах мяты. Моль не выносит запаха крапивки.

2.


А) на стеклянный столик положить лист сверху негатив, скрепить скрепками. Поставить на яркий свет, 10-12 часов отрезать лист. Опустить в кипящую воду, горячий спирт, положить на блюдце и залить раствором йода(цвета крепкого чая), появится темно – синяя фотография. Высушить, под стекло в рамочку и можно вешать на стену.
Б) срезанные черенки положить в подкрашенную воду. На поперечном и продольном срезах будут полосы.

В) разрезать лист поперек и сделать с одной половинки тонкий срез. Рассмотреть под микроскопом. На верхней кожице видны крупные выпуклые прозрачные клетки.


Занятие 7. Растение, пересылаемое в письмах.

1. Теоретическая часть:

А) растение жизни- бриофиллюм калицинум

(пышноразветвляющийся чашевидный);

Б) И.В. Гете- послание любви.

В) растение – барометр.

2. Практическая часть:

А) подсушивание и выращивание растеньиц бриофиллюма;

Б) подсчет количества испаряемой воды;

В) второй метод подсчета с помощью весов.

1.

А) родина Антильские острова. Туземцы называли его растением жизни за его необычайные свойства. В народе с давних пор называют живучкой. Относится к семейству толстянковых. В него входят молодило, очиток, крассуля из Африки, эхеверия из Мексики. Все растения толстые, сочные , с запахом влаги. Хорошо переносят засуху. Бриофиллюм (Bryophyllum calycinum) представляет особый интерес – его листья в уголках образуют почечки. При ветре сбрасывает листья и из почечек на опавших листьях вырастают растеньица с корешками и листочками, которые питаются из соков листа и долгое время на нем держатся.



Б) В 18 веке это растение изумило ботаников. «Это какое – то мистическое растение – живой прообраз морфологии», - говорили они. И.В. Гете любил заниматься ботаникой и когда ему Буасере привез в подарок листик бриофиллюма пришел в восторг. «Это неутомимое прорастание и обновление, этот вечный рост живущего». Гете и в 77 лет восторгался жизнью и молодостью. Он посылал маленькие растения в письме к Марианне фон Виллемер в стихах поручая ей заботу о растениях.

«Как их одного листа произрастают

Бесчисленное количество зародышей жизни,

Да будет для тебя одна любовь

Источником тысячи радостей».

На средней величины листьях образуются до 50 растеньиц.

А у бриофиллюма дегремона растения вырастают даже в два этажа.

В)аморфофаллюс ( Amorphophallus) прислали в виде сморщенного кусочка клубня, чтобы выяснить что это за растение. Кусочек посадили и вдруг появился пестрые стебель- буроватый, с розовыми пятнами и разводами. Когда достиг высоты в 40 см на его конце образовался пучок свернутых зеленоватых шнуров. А наутро они развернулись в один огромный лист многократно рассеченный. За день до наступления дождливой погоды на всех заостренных частях растения появляются капли воды. Цветок- длинный початок, заостренный и загнутый крючком, а вокруг широкое крыло, бурое, с розоватой и лиловой сеткой жилок. В почве клубень, каждый год увеличивающийся в размерах. После засыхания листа, выбрасывается цветонос.

2.

А) снять растеньица бриофиллюма с листа, подсушить в течении недели на открытой чашке Петри. Положить в в блюдце с водой. , оживут, пустят корни. Посадить в почву и наблюдать за развитием.



Б) измерить мензуркой количество воды, вычислить площадь листа (клеточка тетради=1\4 см2 ), поставить веточку в воду, сверху залить подсолнечным маслом. Через сутки определить- сколько испарено одним листом. Можно рассчитать норму полива.

В) поместить веточку на весы в пробирке , уравновесить. Через сутки, снова уравновесить, вес новых гирек – масса испаренной воды.


Занятие 8. «Ванька» из Занзибара.

1. Теоретическая часть:

А)происхождение бальзамина султанского;

Б) особенности бальзамина султанского.

2. Практическая часть:

А) получение плодов бальзамина:

Б) изучение фототаксиса бальзамина;

В)получение желтой краски;

Г) получение «слез» бальзамина;

Д) изучение передвижения подкрашенной жидкости;

Е) рассматривание клеток невооруженным глазом;

Ж) изучение «спартанского» воспитания;

З) влияние табачного дыма.

1.

А) с давних пор бальзамин (Impatiens parviflora)распространен в России и даже попал в русскую литературу. В пьесе А.Н. Островского «За чем пойдешь, то и найдешь» ее герой носит фамилию Бальзаминов. Более 350 лет он растет на окнах жилищ. Родина бальзамина тропические леса острова Занзибара, расположенного у восточного берега Африки. Встречается и в Ост – Индии. Некоторые виды дикого бальзамина растут в Средней Азии, где из его корней получают желто – красную краску – хну. Корни, листья и цветы при растирании выделяют желтый сок, окрашивающий пальцы.



Б) бальзамин – однолетнее растение, хотя встречаются и многолетние виды. Семена высеивают летом и позднее осенью, и зимой на окнах вырастают цветущие кусты высотой до полуметра, а иногда и метра. Стебли сочные, прозрачные, вздутые в узлах. Они как – бы налиты водой, легко ломаются, и при этом оз полома вытекает сок. Хорошо размножается черенками..листья зеленые ланцетные с пильчатыми краями, вытянутые, заостренные.листья нежные и при малой поливке растения обвисают, а сорванные быстро вянут. Цветы розовые или красные, пятизначные. Чашечка из 5 чашелистиков, венчик из 5 лепестков, тычинок 5, завязь пятигнездная. Цветок неправильный лепестки неровные, и кажется что их не 5, а 3. Один большой, а 4 поменьше и срослись попарно. Чашелистики тоже неровные: один вытянут назад, два боковых выдвинуты вперед, а два других незаметны, так как очень малы. Пыльники тычинок срослись. В цветке трудно разобраться и правильно сосчитать его части. За яркую окраску лепестков бальзамин называют «огоньком», а за любовь к воде «Ванькой мокрым».

2.

А) переопыляя цветы можно получить плоды с семенами. Плод похож на сочный, но созревая превращается в коробочку. Стоит дотронуться до нее, как коробочка лопается и «выстреливает» довольно крупными семенами. Все 5 его створок закручиваются внутрь. Поэтому ботаники называют его «недотрогой» - импациенс.



Б) взять горшок с растением и положить боком на окно. Через несколько дней стебель поднимется кверху. Постепенно поворачивая горшок можно добиться того, что стебель обернется вокруг горшка. Чтобы бальзамин был стройным надо через несколько дне поворачивать его то одной, то другой стороной к свету.

В) размельченные органы прокипятить 15 мин в небольшом количестве воды. Полученный раствор слить, массу отжать туда же и выпарить до сгущения. Можно порисовать этой краской или выкрасить ткань: чтобы краска крепче пристала, ткань сначала кипятят в протраве – растворе железного купороса или квасцов, а затем высушивают. После этого кипятят в растворе краски.

Г) полить теплой водой, обрезать стебель и на пенек одеть резиновую трубочку, соединить со стеклянной трубочкой с загнутым концом. Будет капать вода.

Или веточку помещают ,не срезая, в колбу и отверстие затыкают ватой. Колба поддерживается штативом. На дне колбы соберется жидкость.

Д) поставить в колбу с подкрашенной жидкостью черенки и скоро внутри полупрозрачного стебля поднимающиеся вверх полоски подкрашенной жидкости.

Е) тонкий поперечный срез стебля положить на черную бумагу и можно увидеть многоугольные клеточки как пчелиные соты.

Ж) разделить сеянцы на две группы и выращивать в разных условиях: одни в сильно удобренной, обильно поливаемой, а другие в тощую почву с умеренным поливом. Вторые будут более выносливые и раньше зацветут, цветение будет обильным. При появлении первых бутонов начать внесение удобрений.
Занятие 9. Растение тропических болот.

1. Теоретическая часть.

А) морфологическая характеристика;

Б) многообразие традесканций;

2. Практическая часть.

А) рассматривание клетки на волосках основания листьев;

Б) рассматривание устьиц на нижне кожице листа;

В) рассматривание корневых чехликов;

Г) озеленение зебрины;

Д) превращение в водное растение;

Е) выращивание на гидропонике.
1.

А) Странное название было в течении долгого времени у этого растения – «бабьи сплетни». Научное название было дано в 18 веке по имени ботаника Джона Традесканта, который в 1618 году посетил Московию с целью изучения флоры русского севера.

Традесканция зеленая (Tradescantia viridis) относится к семейству коммелиновых класса однодольных. Родина – тропические леса Америки. Растение привыкло к влажной почве, малому освещению, высокой влажности. Его стебли длинные свисающие, хрупкие, легко ломаются. Листья ланцетовидные. Под листиками находится вздутый узелок, на котором видны зачатки корешков. Около этого мкста видны прозрачные волоски, способствующие улавливанию воды. На ярком солнечном свету листья традесканции становятся бледными, сероватыми – это для защиты листа под кожицей образуется слой клеток водоносной ткани. Соцветие-завиток. Все части цветка делятся на 3. Околоцветник имеет 3 зеленых лепестка в виде чашечки и 3 розовых или синевато –фиолетовых лепестка, 3 больших и 3 маленьких тычинки, которые не всегда развиваются.трехгнездная завязь образует плод коробочку.

Б) зебрина (zebrina )- листья с белыми полосками, с коричнево –розовато – фиолетовыми -мультиколор (multikolor) , ис мохнатыми , покрытыми волосками, стеблями и листьями (pilosa)-волосистая.

Зебрины на свету меняют окраску листье – зеленеют, на солнце окраска ярче.
2.

А)посадить на дно широкогорлой бутылки, из бугорков под листьями появятся тонкие воздушные корни, покрытый волосками. Волоски скоро выползут из бутыли.

Б) поставить в сумрачное место, обратное изменение окраски при постановке на яркий свет не произойдет.

В) корни рассматриваются под микроскопом;

Г) поставить веточки в настенную вазочку- рост в течении нескольких месяцев.

Д) окоренившийся черенок посадить в почву, на дне стеклянной банки. Обильно полить, накрыть стеклом. Опрыскивать 2 раза в день водой. Через 3 недели пересадить в аквариум.

Е) получить питательную воду- 1 часть дернового прегноя, долить 3 частями воды, взболтать, отстоять, прокипятить, разбавить раствор до цвета жидкого чая. Поместить укорененные веточки. Баночки обернуть плотной белой бумагой. Можно использовать раствор минеральных солей.

Соли растворять по отдельности.

Гидропонику можно применять для самых различных растений. Только наполнить вазу промытым гравием и влить раствор по рецепту.

Занятие 10. Папирус древнего Египта.

1. Теоретическая часть:

А)свитки с письменами древних;

Б)морфологическая характеристика циперуса папируса.

В) использование папируса и путешествие Тура Хейердала.

2. Практическая часть:

А) выращивание в аквариуме;

Б) размножение мутовкой листьев

В) изготовление папируса.

1.

А) В Эрмитаже бережно хранятся куски коричневых свитков со странными письменами, похожими на рисунки. Они найдены в Египте в древнейших могилах знатных людей и фараонов. Многие из них длиной до 40 метров и шириной в 1 метр пролежали свыше 5000 лет. На желтых хрустящих свитках через тысячелетия дошли до нас красивые гимны, посвященные солнцу, страшные сказки и рассказы. Эти свитки сохранили поучение учителя школьнику :» И ястреба нужно учить вить гнездо, и сокола приходится обучать полету. Я сделаю из тебя человека, дрянной мальчишка, знай это!». Египетские свитки с письменами называются папирусом. В переводе означает «дар реки». Папирус – это растение, росшие по болотистым берегам реки Нил. Родина – тропики Африки.



Б) у циперуса (Cyperus alternifolius) стебли трехгранные, с вершины свешиваются зонтики длинных и узких листьев. Иногда среди зеленых листьев появляется стебель с более высоким зонтиком соцветий в виде опахала серого цвета, состоящих из сложных колосков, в которых цветки прикрыты чешуйками. Корни часто плавают в воде, часть корней и толстое корневище укореняются в болотистых берегах, укрепляя их.Цветки с 3 тычинками, с одним трехраздельным пестиком, напоминают цветки осоки – они из одного семейства осоковых (cyperaceae)..

В) Корневища вкусом напоминают миндаль, душисты, питательны. Это главная пища гиппопотамов. В стеблях воздухоносные сосуды, крупные межклетники, наполненные воздухом. Они не тонут в воде. Из стеблей делали ткани, из коры – сандалии, из сердцевины – папирус.

Норвежец Хейердал изготовил из папируса КОРАБЛЬ –«РА»- 7 отважных людей отправились от берегов Морокко к Антильским островам. 7 недель бушевали шторма, лили дожди и хотя цель не была достигнута, но плавучесть корабля доказана.

2.


А) поместить в горшок, корни вытащить через отверстие и опустить в воду, но зимой извлечь и поливать умеренно.

Б) срезать мутовку и положить на поверхность аквариума, из спящих почек разовьются новые растения.

В) изготовление папируса –сердцевину разделить на длинные полосы, уложить тесно и смочить водой, подклеить следующие ряды клейстером , но поперек, под пресс, высушивание.
Занятие 11. Мещанские цветы.

1. Теоретическая часть:

А) мещанские цветы – герани;

Б) морфологическая характеристика;

В) многообразие.

2. Практическая часть:

А)рассматривание под лупой «железок» листа;

Б) обнаружение паров эфирного масла;

В) ) получение эфирного масла;

Г) духи из листьев;

Д) вегетативное размножение в полиэтиленовых кульках;

Е) формирование герани в виде дерева или куста;

Ж) прививка гераней;

З) фотографии на листьях;

К) наблюдение ввинчивания плодов в почву;

Л) предсказание погоды с помощью семян.

1..

А) герань – одно из самых древних комнатных растений. В конце 18 века в русских книгах для цветоводства герань называли пренебрежительно «журавлиным носом». Более того , для герани, бальзамина, фуксии, фикуса установилось название «мещанские цветы», они стали символом серого бытия.



Б) комнатна герань –пеларгония, семейства гераниевых (pelargonium) . От греческого слова “журавль», потому что столбик ее цветка после опыления разрастается в длинный клювик, очень похожий на клюв журавля. Созревшие семена с силой выбрасываются из пятистворчатой коробочки. У каждого семени спирально скручивающаяся нить то сгибается, то разгибается в зависимости от влажности почвы. Так они передвигаются как змейки, пока не наткнуться на препятствие, тогда нить скручивается винтом, а семя ввинчивается в почву.

В) пеларгония зональная (Pelargonium zonale) – округлые листья, с коричневым кругом у края или с белой каемкой.

Пеларгония пестролистная (Pelargonium multikolor)- ярко красные цветки, собранные зонтиком.

Пеларгония большецветная (pelargonium grandiflorum) – цветы крупные разной окраски, листья жестковатые, складчатые.

Pelargonium rozeum – розовая, и Pelargonium odoratissimum - амая душистая - с мелкими розоватыми цветками, но с очень ароматными листьями, глубокоразрезанными, покрытыми волосками.

2.


А) волоски листа рассмотреть под лупой, одноклеточный пузырек- головка на ножке из 4 клеточек. В нем заключено душистое эфирное масло. Когда пузырек лопается, масло испаряется.

Б) если сжать кожицу мандарина и поднести зажженную свечу, то струйка эфирного масла ярко вспыхивает. Дочь К. Линнея поднесла зажженную свечу к герани в жаркий день, яркое пламя охватило все растение, нр растение не повредилось. При боковом освещении видно свечение испаряющихся эфирных масел.

В)в листьях эфирного масла – 0, 35 %, а ветках – 0, 001 %. Сорвать несколько листиков, разрезать, положить в колбу, на дне которой налито немного воды. Закрыть пробкой с длинной стеклянной трубкой, опускающейся вниз под углом. Конец трубки поместить в пробирку, опущенную в стакан с холодной водой. Колбу нагревать на спиртовке. Вместе с парами воды испаряется эфирное масло и проходит по трубке в пузырек, где охлаждается. В нем накопится вода, а на ее поверхности заметно чуть желтоватое пятно масла. Его собирают пипеткой.

Г) эфирное масло растворить в спирте – духи. Духи можно получить , настаивая листья на спирту, заменяя листья в течении недели раза три на новые. Пузырек ставят в теплое место или на солнце. Через неделю раствор фильтруют , листья отжимают, флакончик выдерживаюи закупоренным месяц или два – запах получается лучше.

Д) острым ножом косой надрез снизу вверх на одной из веточек, не должен быть меньше половины толщины ветки. В надрез ввести чистое стекло, чтобы края не срослись. Вокруг веточки, на месте разреза , обернуть п\э кульком , заполненным влажной землей. Под кулек подвести держатель. Когда образуются корни, отделить и посадить в горшок.

Е) деревце – ножницами обрезать все стебли, кроме одного прямого, обрезать нижние боковые ветки. Обрезать верхушку. Когда образуются боковые ветки, срезать и их верхушки. Куст – срезать все стебли до пеньков высотой 6-10 см. новые слишком выступающие стебли также обрезают. Обратить внимание, чтобы почки, над которыми делается срез «смотрели» в сторону от главного стебля или вбок.

Ж) древний римский поэт Вергилий воспел процесс прививки

«…плод ореха привить к земляничному дереву можно,

Часто бесплодный платан здоровую яблоню носит,

Бук – каштана плоды, на ясене диком белеет

Грушевый цвет; и свинья под вязами желуди давит».

Черенок растения в 6 см с 2-3 почками в пазухах срезанных листьев. Нижнюю часть обрезают лезвием бритвы в виде клина так, чтобы нижняя почка оказалась между двумя срезами. Срезы должны быть ровными и не очень крутыми. Это привой. А растение , на которое будет прививаться привой называется подвой.. с подвоя срезают верхушку одного из стеблей. На пеньке делается посередине надрез в 1 - 2 см, чуть больше, чем срез черенка. В этот надрез осторожно вводят клинышек черенка так, чтобы обе половины стебля и подвоя совсем закрыли боковые срезы привоя. Если совпадут хотя бы с одной стороны все части стебля – срастутся. Толстой шерстяной ниткой обматать место прививки.

З) на стеклянный столик положить лист герани, сверху негатив, скрепить скрепками. Поставить на яркий свет, 10-12 часов отрезать лист. Опустить в кипящую воду, горячий спирт, положить на блюдце и залить раствором йода(цвета крепкого чая), появится темно – синяя фотография. Высушить, под стекло в рамочку и можно вешать на стену.

К) ость плодов в сухую погоду выгибается и свертывается пружиной , а в сырую – выпрямляется. Положить плод на почву , понаблюдать, смочить, плод не поднимается на поверхность – удерживают упругие волоски, направленные вверх.

Л)на тонкий картон начертим круг, посередине отверстие. В этом отверстии гипсом закрепим плод так, чтобы его ость лежала прямо на бумаге. Поместим в сухое теплое место, место ости на круге пометим 0. Поместим картон в банку, плотно закрытую, обложенную мокрой промокательной бумагой, отметим положение ости 100. Поделим круг на равные 10 частей , проставим цифры. Это пеларгониевый гигрометр. Можно определять погоду.
Занятие 12. Деревья с золотыми яблоками.

1. Теоретическая часть:

А) история одомашнивания цитрусовых;

Б) применение для лечения;

В)многообразие цитрусовых.

2. Практическая часть:

А) прививка на мандарин лимон;

Б) два деревца из одного семени;


В) лист, дающий корешки;

Г) прививка глазком;

Д) черенкование;

Е) получение эфирного масла;(практика)

Ж) получение духов из листьев;( практика)

1.


А) впервые описал цитрусовые апельсины Теофраст за 350 лет до нашей эры во время похода Александра Македонского в Индию.

В древнем Риме садовники придавали его плодам причудливые формы, помещая в глиняные и гипсовые формочки. Во Франции умудрялись засахаривать плоды, свисающие с веточки. Изящные деревья с блестящими темно – зелеными листьями. Весной появляются белые благоухающие цветки, а осенью золотистые плоды. Оранжерея – апельсинница.

Б) сок использовали от ревматизма, от чумы, защита от яда. Применялись при цинге, ангине, ускоряется заживление ран, срастание костей, предупреждает атеросклероз, улучшает обмен веществ. Много витамин С и В.из плодов делают цукаты, мармелад. Получают эфирные масла. На корках настаивают вина, ликеры, кладут в кондитерские изделия. Древесина идет на изготовление приборов и инструментов.

В) все относятся к роду цитрусов семейству рутовых.

Лимон – цитрус лимон - (Citrus limonum)

Апельсин – цитрус золотистый - (Citrus aurantium)

Мандарин – цитрус благородный -(Citrus nobilis)

2.


А) прививка лимона на мандарин повышает урожайность обоих.

Б) посадить семя на глубину 1 см, умеренно поливать, через месяц прорастут. Вырастает два деревца, так как в семени несколько зародышей – полиэмбриония.

В) лист без черешка и с черешком посадить во влажный песок, накрыть стеклом. Лист пустит корни, будет расти, толстеть, но целых растений не даст. Может жить больше года.

Г) на срезанной однолетней ветке удалить листья, лезвием срезать почку с кусочком древесины под почкой в виде продолговатого щитка. На подвое со стволиком не больше карандаша сделать Т- образный надрез, уголки коры отделить от древесины, вставить глазок, забинтовать. Когда росток будет в 10 см, деревце выше места прививки срезать наискось, замазать садовым варом. Вар:20 грамм канифоли расплавить, 10 граммов воска и 5 граммов животного жира или сала, 5 граммов спирта. Перемешать, остудить.

Д) в июле молодые, не одеревесневшие веточки режут на черенки с 3 -4 листиками. Иногда оставляют 2 листика с обрезанными наполовину пластинками, другие удаляют. Влажный песок, стекло.
Занятие 13. Забытое комнатное растение.

1. Теоретическая часть:

А) украшение антверпенских садов;

Б) особенности выращивания чудо – томатов;

В) томатное дерево – цефомандра.

2. Практическая часть:

А) прививка томата на картофель;

Б) выращивание томата с применением подсветки.

1.

А) старинное комнатное растение – перуанское золотое яблоко. Родина –Америка. Завезены первыми путешественниками. Высаживались на клумбы в Европе, ценилось за яркость плодов. Двести лет назад его можно было увидеть в горшках на окнах. В 16 веке оно описывается в голландских книгах как украшение антверпенских садов. Через 100 лет упоминается в английских ботанических книгах, что в садах Англии растет новое прекрасное растение с необычными плодами. Во Франции считали, что его плоды ядовиты. Это всем известный томат или помидор (Solanum lycopersicum). Ядовит только его стебель, настои из него используют для борьбы с вредителями.



Б) выращивая томаты не следует давать им расти кустами свободно. Надо удалять боковые побеги так, чтобы растение имело не более 2 3 крупных побегов. Томат выгоняет много побегов и формирует много плодов, но плоды будут мелкими, не вызреют, поэтому надо направить соки растения не на рост новых побегов, а на увеличение их плодов. Новые побеги формируются в пазухах листьев под цветочной кистью, их вырезают. Чтобы быстрее созрели плоды перевязывают тесьмой стебель под плодовыми кистями .

В) цефомандра достигает в высоту до 2,5 м. имеет крупные яйцевидноостроконечные листья 25 *15 см, цветет, выкидывая кисть белых или сиреневых цветков. Плоды темно – красные, несколько вытянутые как яйцо, весом до 200 гр. Можно это растение вырастить из семян и черенков.

2.

А)обрезать ветку томата и слегка надрезать пенек пополам. Срезать с петунии веточку в 6 – 8 см, конец веточки заострить с двух сторон в форме лопаточки. Привой вставить в надрез так, чтобы с одной стороны их кожица совпала. Обвязать толстой ниткой.



Б) применяя подсветку можно сделать томат многолетним растением, он плодоносит круглый год.
Занятие 14. Растение , шагающее по стене.

1. Теоретическая часть:

А) особенности строения плюща;

Б)превращения плюща;

В) особенности аралии китайской.

2. Практическая часть:

А)наблюдение листовой мозаики у плюща;

Б) сравнение теневых и световых листьев;

В) наблюдение за движением листьев аралии;

Г) составление рядов изменчивости формы листа аралии с

возрастом, построение графика;

Д) прививка аралии на плющ;

Е) растение колесом.

1.


А)плющ (Hedera heliks) семейства аралиевых вернее назвать невьющимся, а вползающим. Листья толстые, кожистые, темно – зеленые, обычно 5 – лопастные. На обратной стороне стеблей- плетей, у основания листьев, щеточки корешков. Они служат не для минерального питания, но для передвижения. Они растут под сенью листа и особенно разрастаются в темноте. Наткнувшись на твердое препятствие корни внедряются в темные щели и , утолщаются, закупоривая отверстие как пробка. Если стена гладкая, то конец корешка утолщается как ладонь и вырабатывает клейкий сок. Легче растение оборвать от стебля, чем оторвать от стены. Цветки с 5 маленькими чашелистиками, 5 отогнутыми назад лепестками, 5 тычинками, один пестик. Цветки зеленовато – желтые мелкие, собраны в соцветие зонтик. Запах цветов неприятен, напоминает запах гнилого мяса или селедочного рассола. Привлекает мух. Черные ягоды ядовиты. Зацветает на 8 году жизни. Живет до 500 лет. Толщина старого стебля до 1 м толщиной.

Б) листья теневые и световые отличаются внешним строением и содержанием хлорофилла. В теневых на 1 кг- 3,6 гр хлорофилла, а в световых – 2,7 гр. Теневые листья больше световых в 2 -3 раза.

В) аралия светолюбива, не требовательна к поливу, но если ее не полить , то листья опускаются вниз. Листья неодинаковы: самые молодые –простые, цельнокрайние; у более старых появляются лопасти – 1,2,3, до 8.

2.

А) все промежутки между крупными листьями заполнены более мелкими. Листочки повернуты друг к другу так, что края уголков почти совпадают.



Б) сравнение теневых и световых листьев.

В) полить аралию, стоявшую в условиях засухи, наблюдать за подниманием листьев.

Г) подсчет листьев с разным количеством лопастей, построение таблицы, графика, выводы.

Д)на стеблях и аралии и плюща сделать надрез от коры до древесины, стебли соединить разрезами вместе, обвязать нитью, когда срастутся обрезать снизу веточку плюща.

Или на аралии сделать косой надрез стебля вниз, в надрез вставить черенок плюща, забинтовать.

Е) изогнуть стебель колесом, присыпать землей, растущую верхушку с листьями оставить на поверхности. Прикрепить стебель к земле палочками. Когда разовьются корни, растение будет иметь форму колеса.


Занятие 15. Цветок алхимиков.

1. Теоретическая часть:

А)»элексир молодости» из манжетки;

Б)фуксия – магический цветок.

2. Практическая часть:

А) живые гирлянды;

Б) прививка фуксий с разными цветами;

В) искусственное опыление фуксий;

1.

А)алхимики желали овладеть тайнами природы: получать из различных веществ золото, излечивать болезни, возвращать молодость. Устанавливали связь между движением звезд, свойствами растений и судьбами человека. От них до нас дошли и названия растений, которые они использовали. Всем известно растение с круглыми, складчатыми, напоминающими манжеты листьями – манжетка (Alchemilla) .В середине листьев появляются днем капли воды, выдавливаемые из особых водных отверстий. В средние века считали, что это необычное волшебное явление. Алхимики собирали эту воду для получения элексира молодости.



Б) голландское общество алхимиков «братство розы и креста» распространило цветок фуксии. Первая фуксия (Fuchsia qracilis) была найдена в Южной Америке и в 1696 году названа в честь ботаника Фукса, жившего в 16 веке . Оригинальный цветок растения напоминает балерину – куколку, в красной кофточке белой или синей юбочке, с тонкими ножками, желтых туфельках, с зеленой головкой. У цветка трубчатая чашечка из 4 заостренных чашелистиков красного цвета, 4 – лопастный, а иногда махровый, венчик красного, синего ли белого цвета цвета, 8 тычинок. Листья с вдавленными жилками на розовых черешках – супротивные, расположены крест – накрест. В цветке фуксии алхимики видели таинственные знаки розы и креста. Цветки опыляются птицами колибри. Пыльца фуксии выделяет клей висцин – он вытягивается в тягучие нити, прилипает к клюву птицы и разносится.

2.


А)оставить в процессе подрезки два длинных стебля, привязать к натянутым нитям в разные стороны. Можно срастить прививкой две ветки.

Б) прививка сращением или в косой надрез.

В) раскрыть пинцетом не успевший распустится цветок, удалить. Когда рыльце пестика станет влажным , кусочком резинки снять пыльцу с другого растения и нанести. Записать дату. Плоды – кругля ягода сначала красная, затем лиловая как – бы перевязанная крест накрест, темная четырехгранная. Съедобны.
Занятие 16. Учебное пособие, переплывшее океан.

1. Теоретическая часть:

А)особенности строения;

Б) история появления в Европе.

2. Практическая часть:

А) наблюдение за выделением кислорода;

Б) получение кислорода;

В)движение хлорофилла;

Г)плазмолиз и деплазмолиз

Д) наблюдение наличия крахмала в хлорофилле.

1.

А) в аквариумах часто встречается цветковое растение – водная чума. Это элодея (Elodea canadensis). На длинных веточках мелкие ланцетные листья, собранные мутовками по 3-4 вместе. Из пазух листье выступают на длинных цветоножках маленькие цветочки с 3 беловатыми лепестками и 3 красноватыми чашелистиками. Это растение двудомное. На одних растениях в цветах 9 тычинок, на других –завязь из 3 плодолистиков. Опыление своеобразное: в середине цветка в освещенной солнцем стороне появляется пузырек кислорода, растет, поднимает ветку на поверхность. Здесь пузырек лопается и цветок снова опускается. Созревшая пыльца в виде комочков падает на плавающие как лодочки лепестки. Они плывут по воле течения или под влиянием ветра. Если попадут цветки с пестиками, вынырнувшие из воды, то они их опылят. Предполагают, что она случайно попала в Гудзонов пролив, прицепилась к днищу корабля и переплыла Атлантический океан.



2.

А) срезать веточку, поместить срезом вверх на яркий свет, появится пузырек.

Б) поместить веточки срезом вверх в воронку на дне банки, яркий свет, заткнуть пробкой. Через некоторое время зажечь лучину, затушить и уголек поднести к открытой воронке, загорит.

В) нагреть воду с листом элодеи до 30 градусов, под микроскопом движение хлорофилла. Или добавить каплю спирта.

Г) положить лист и капнуть на него 10% раствором соли или 30 % раствором сахара , цитоплазма отстанет от стенок и сожмется в шар – плазмолиз; при обратном – все восстановится – деплазмолиз.

Д) лист положить в раствор йода на 2-3 мин, под микроскопом пятна синего цвета на хлорофилле. Это крахмал.


Занятие 17. Кукольные деревца и цветущие ландыши зимой.

1. Теоретическая часть:

А) карликовые –бонсаи;

Б) цветущие растения зимой.;

В) плоды земляники зимой.

2. Практическая часть:

А) черенкование винограда;

Б) Прививочные работы на участке.

1.

А) с незапамятных времен японцы выращивают карликовые деревца – «бонсаи». Выращивание производится из черенка, чуть толще пальца, срезанного со старого цветущего дерева – вишни, сливы, японского клена, сосны. Принявшийся черенок высаживается в тесный фарфоровый горшок с плохой почвой, смешанной с щебнем. Растение подвергают пытке «голодом». Изгибают волнообразно стебель и ветви, связывая деревце проволокой и веревками и, придавая ему определенную форму.



Рост растения задерживали вытаскиванием и сгибанием корней, под них подкладывали камешки, а слишком растущие удаляли. Так получались изумительно уродливые деревца – карлики с искривленными стволами , изогнутыми ветвями и корявыми корнями, причем цветущие. Деревцам ростом с 0, 5 м возраст до 300 лет. Их передают из поколения в поколение.

Б)в сентябре выкопать корневища ландыша (Convallaria majalis), связать пучком и положить в ящик, засыпать сухими листьями. В декабре, выдержав растения сутки в подвале, сажают по 10 штук в горшки с землей и ставят в теплое место с температурой 25 градусов.. поливать ростки теплой водой, опрыскивать. Когда достигнут высоты 6 см и выкинут цветочные стрелки перенести на светлое место. В прохладном помещение дольше цветут.

В)посадить летом в горшки, поливать. Удобрять, растить на подоконнике. В декабре усилить освещение, зацветет, даст плоды.

2.


А) черенки винограда нарезать, поместить на влажный песок в ящике, накрыть стеклом. При выращивании на подоконнике нужен яркий свет.

Б) работа на пришкольном участке.

Занятие 18. Красавица пустыни.

1. Теоретическая часть:

А)значение финиковой пальмы для жизни человека;

Б)особенности строения;

2. Практическая часть:

А) выращивание из семян;

Б)наблюдение влияния стратифицирования на скорость прорастания семян;

1.


А) арабы говорят о финиковой пальме: «Царица оазиса купает свои ноги в воде, а прекрасную голову – в огне солнечных лучей». Вся жизнь арабов проходит под сенью финиковых пальм- спасает от жары, предохраняет водоемы от высыхания, крыши хижин покрыты ее листьями, а стены из ее стволов, жилки и волокна коры идут на изготовление веревок, циновок, корзин, пакли для набивки подушек, плоды ее – продукты питания. Верхушечные почки и цветочные обертки заквашивают и получают «пальмовый сыр», особым лакомством является сердцевина молодых пальм, сок, выделяющийся при срезании соцветий и стеблей-до 3 литров в сутки -_пьют. Причем сок выделяется до 3 месяцев. Из него получают сахар, вино. Служила календарем- в течении месяца на пальме развивается 1 лист и один отмирает.

Б)финиковая пальма (Phoenix dactylifera) –родина пустыня Сахара и Аравия. Достигает высоты до 40 м. тонкий коричневый ствол несет на вершине веер темно – зеленых перистых листьев. Крона состоит из 40 – 80 листьев, длина каждого 2-3 м. на стволе следы от высохших и опавших листьев. Молодые пальмы образуют непроходимые заросли. Это двудомное растение, на одних растениях только тычиночные цветки до 12000, собранные в соцветия; а на других – пестичные – до2000. Проводят искусственное опыление для усиления плодоношения. Опыление ветром. Плоды созревают медленно, с весны до лета. При сборе финики сушат на земле на солнце. Для хранения зарывают в землю – хранятся до 2 лет.

2.

А) косточки посадить в сырые опилки или торф, смешанный с песком. Накрыть стеклом. При температуре до30 градусов. Ростки появятся через 2- 3 месяца. Чтобы ускорить можно стратифицировать - облить горячей водой и оставить остывать сутки. Или поцарапать. При росте 10 см, пересадить в горшок.



Б) наблюдение за скоростью прорастания.

Занятие 19. «Плакса» из лесов реки Амазонки.

1. Теоретическая часть:

А)особенности строения монстеры;

2. Практическая часть:

А)наблюдение выделения воды листьями;

Б) размножение стеблевыми черенками;

В) рассматривание срезов воздушного корня и листа.

1.

А)если зайти в непролазные дебри влажных лесов Амазонки странно и страшно покажется непривычному человеку. Ни одного знакомого растения. Но вдруг с высоты спускаются коричневые веревки. Они спускаются со стебля толщиной с руку. Листья на нем широкие, округлые на длинных черешках, снизу цельные, а повыше с отверстиями в листовой пластинке, а еще выше перисторазрезанные. Это филодендрон (листодерево)- монстера делициоза (Monstera deliciosa). Семена ее заносятся птицами на деревья и там на коре в окружении мхов прорастают. Сначала монстера растет как эпифит, медленно спуская вниз , как веревки, свои воздушные корни. Длина свыше 6 м, отходят по одному или 2 от каждого крупного листа. У почвы они загибаются, выпускают боковые корни, при этом свисающие натягиваются как струна. Почка расположена вдоль длинного черешкаяя. Отделяется и вытягивается в трубку, разворачивается в новый лист.



2.

А) в сырую погоду через отверстия у окончания жилок ( гидатоды) выдавливаются крупные капли воды. Они сбегают к заостренному носику листа, с которого и капают.

Б) стеблевые черенки с одной почкой кладут на бок во влажный мох.

В) рассматривание среза воздушного корня и листа.


Занятие 20. Похищенное сокровище.

1 . Теоретическая часть:

А) драгоценный подарок4

Б) особенности строения;

2. Практическая часть:

А) размножение стеблевым черенком.

Б) уход за растением – полив, уничтожение вредителей.

1.


А) на о. Ява росли плантации кофе, зорко охраняемые голландцами. Людовику 14 из Амстердама послали в подарок одно цветущее дерево в горшке. Его передали в Парижский ботанический сад, где с трудом через 9 лет вырастили один сеянец из семян. Отвезли на Мартинику, где началось разведение, обогатившее французские острова.

Б) кофейное дерево (Coffea arabica) –вечнозеленый кустарник с продолговатыми кожистыми листьями до 15 см длиной, свисающими вниз с горизонтально распростертых ветвей. Цветки ароматны до 2 см. не выносят прямых солнечных лучей. Семена быстро теряют всхожесть. В природе семена распространяют птицы.

2.

А) размножение стеблевым черенком.



Б) уход за растением – полив, уничтожение вредителей.
Занятие 21. Правила подготовки рефератов по теме «Домашние растения».

1 . Теоретическая часть.

2. Практическая часть.

1. Правила подготовки рефератов:

- выбрать тему;

-подобрать литературу;

-отобрать необходимый материал, выбрать главное;

- подобрать иллюстративный материал;

-составить оглавление;

- оформить.

2. Практическая работа по выбранным темам.

Занятие 22. Защита реферата.

1 . Теоретическая часть.

2. Практическая часть.

1. Защита реферата включает:

-подготовку иллюстраций для демонстрации;

-подготовку доклада для защиты;

- репетицию.

2. Защита рефератов в кружке, ответы на вопросы.
Занятие 23. Правила подготовки презентаций по выбранной теме.

1. Демонстрация готовых презентаций.

2. Теоретическая часть.

3. Практическая часть.

2. Правила подготовки:

-выбрать соответствующий фон;

-подобрать краткий текст;

- подобрать иллюстрации;

-выполнить заполнение слайдов.

3. Работа по составлению презентации.


Занятие 24. Подготовка презентаций по выбранной теме.

1. Практическая работа с выходом в интернет


Занятие 25. Защита презентации.

1. Практическая работа по защите презентации.


Занятие 26. Защита презентации.

1. Практическая работа по защите презентации.


Занятие 27.Подготовка к проведению научно – практической конференции (первая группа учащихся).

1. Выбор участников. Самостоятельный выбор ими темы.

2. Составление плана работы – установление сроков, регламента, критериев оценки научной работы участников.

3. Приглашение независимого жюри.

4. Выбор ответственных за оформление конференции.
Занятие 28. Консультация.

1. Консультация участников и организаторов .


Занятие 29. Проведение научно – практической конференции.
Занятие 30. Подготовка к проведению научно – практической конференции (первая группа учащихся).

1. Выбор участников. Самостоятельный выбор ими темы.

2. Составление плана работы – установление сроков, регламента, критериев оценки научной работы участников.

3. Приглашение независимого жюри.

4. Выбор ответственных за оформление конференции.
Занятие31. Консультация.

1. Консультация участников и организаторов .


Занятие 32. Проведение научно – практической конференции.
Занятие 33. Оформление проделанной работы в виде таблиц, схем, презентаций, школьной стенгазеты.


Занятие 34. Оформление проделанной работы в виде таблиц, схем, презентаций, школьной стенгазеты.