10 х/б класс. Строение клетки: эукариотическая клетка. Цитоплазма - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Занятие №6 растения. Строение, жизнедеятельность, размножение цветковых... 1 118.25kb.
Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жиз­недеятельность... 1 88.26kb.
Разрушающих β клетки островка поджелудочной железы, у мышей, страдающих... 1 66.06kb.
Цель: закрепить и обобщить знание о внутреннем строение носа, дыхательной... 1 60.96kb.
Урок. Тема: внутренние воды южной америки. Продолжительность: 1 урок... 1 95.9kb.
Известно, что растительная жизнь возникла в воде и прошла длительный... 1 84.64kb.
Билет Электрический ток. Источники тока: строение, виды, процессы... 1 46.08kb.
Лабораторная работа 1 «Наблюдение клеток растений и животных под... 5 498.42kb.
Главный инженер В. М. Палтусов " " 2013 г 1 180.07kb.
Приложение 6 Контрольные измерители по русскому языку за 3 класс... 1 125.55kb.
При входе педагога в класс, обучающиеся встают в знак приветствия... 1 24.39kb.
Контактная информация об образовательных учреждениях 1 53.49kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

10 х/б класс. Строение клетки: эукариотическая клетка. Цитоплазма - страница №1/1


10 х/б класс. Строение клетки: ЭУКАРИОТИЧЕСКАЯ КЛЕТКА. ЦИТОПЛАЗМА.

НАРУЖНАЯ ЦИТОПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ МЕМБРАНА

Задачи: углубить общее представление о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного принци­па; сформировать знания о строении и функциях мембраны и цитоплазмы.

I. Проверка знаний.

Ответить на вопросы:



  1. Что изучает цитология? Какой путь прошла эта наука со времени своего зарождения?

  2. Какова история создания клеточной теории? Что такое клеточная теория?

  3. Охарактеризуйте основные положения клеточной теории.

  4. Какие методы используют для изучения клеток?

2. Воспроизведение конспекта «Структура клетки» с целью повторить общие черты строения эукариотической клетки, характерные для клеток представителей различных царств живой природы.

II. Изучение нового материала.

1. Мембранный принцип строения клетки. Строение и функ­ции наружной цитоплазматической мембраны. Механизм по­ступления веществ в клетку. Диффузия, фагоцитоз, пиноцитоз, транспорт с помощью белков-переносчиков.



Мембрана 1972 г. Сингер и Николсон - жидкостно-мозаичная модель мембраны: белковые молекулы плавают в жидком липидном бислое, образуя в нем мозаику.



1 - мембранные белки:

- периферические(расположены на поверхности мем­браны, отграничивают её структуру) 16 — погруженные (ферменты) 1в - пронизывающие (поры)

2 - липидный бислой - фосфолипиды, холестерол (барьер
между водными средами)


- гидрофильные головы 26 - гидрофобные хвосты

3 - поверхностные углеводы - гликокаликс
За — гликопротеиды


36 - гликолипиды

Функции мембраны

  1. Отграничение содержимого клетки от внешней среды, защита от повреждений.

2.Разделение внутриклеточной среды на отсеки (компартментализация).

Активный


3. Избирательный транспорт веществ




Пассивный

по градиенту концентраций, от большей к меньшей, не требует затрат энергии.

1. Диффузия: 02, С02, Н20 -осмос.

2. Облегченная диффузия. А) с участием переносчика: белки-пермеазы связью, с пе­реносимой молекулой и пере­носят её по градиенту конц. (аминокислоты, глюкоза); Б) по специализированным каналам пропускаются веще­ства особого вида: Na-каналы, К-каналы, Са-каналы
. Активный против градиента концен­траций, от меньшей к большей, сопряжен с потребле­нием энергии.


1. Первично-активный транспорт:

Е затрачивает­ся на перенос данного веще­ства против градиента конц.: Na 1С- насос.

2. Вторично-активный транс­порт: Е на перенос данного вещества используется за счет механизма переноса другого вещества (глюкоза за счет Na).

3. Меняется архитектура мембраны:


  • эндоцитоз — введение час­тиц в клетку: фагоцитоз, пиноцитоз;

  • экзоцитоз - выведение час­тиц из клетки.

4. Рецепция (связывание) и проведение сигналов в клетку:

- гликопротеиды выполняют роль рецепторов-гормонов;



- аденилатциклазная система передает сигнал клетке с помощью гормонов.

5. Образование межклеточных контактов:

  • простой (щелевой);

  • замок, шов;

  • десмосомы;

  • синапсы.




Цитоплазма

гиалоплазма органоиды

цитозолъ, матрикс - растворимая часть цитоплазмы - сложная коллоидная система, состоящая из белков, нуклеиновых кислот, углеводов, воды, пронизанная белковыми нитями (цитоскелет).

Функции:

  1. Внутренняя среда клетки.

  2. Объединяет все клеточные структуры.

  3. Определяет местоположение органоидов.

  4. Обеспечивает внутриклеточный транспорт благодаря циклозу.



III. Закрепление знаний.

Повторить материал о механизмах поступления веществ в клетку, о свойствах цитоплазмы (проводится в форме лабора­торной работы «Опыты по изучению плазмолиза и деплаз-молиза в растительной клетке»).



  1. Приготовить препарат кожицы лука и рассмотреть под микроскопом, обратить внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки.

  2. Фильтровальной бумагой удалить воду и капнуть на пре­парат каплю раствора NaCl; наблюдать за изменением положе­ния цитоплазмы на границе с оболочкой.

  3. Фильтровальной бумагой удалить раствор NaCl, добавить воду, наблюдать за состоянием цитоплазмы в клетке.

  4. Сделать вывод о происходящих в клетке процессах (устно).

В пункте 2 наблюдаем плазмолиз - отделение пристеночного слоя цитоплазмы;

в пункте 3 наблюдаем деплазмолиз - возврат цитоплазмы к нормальному состоянию.



Домашнее задание: записи в тетради, соответствующий ма­териал в учебнике стр.51-58.


Урок ОДНОМЕМБРАННЫЕ ОРГАНОИДЫ

Задачи: обобщить и углубить знания о строении эукариотической клетки; продолжить формирование знаний об особенно­стях строения и функциях одномембранных органоидов клетки.

Средства обучения: таблицы, иллюстрирующие строе­ние эукариотических клеток растений и животных; тестовые задания.



Ход урока

1. Проверка знаний.

Повторение материала о мембранном принципе строения клетки; о строении и функциях цитоплазматической мембраны и цитоплазмы с использованием заданий и вопросов:



  1. Охарактеризуйте строение эукариотической клетки.

  2. Раскройте суть мембранного принципа строения клетки.

  3. Каким образом проникают в клетку различные вещества?

  4. Какие особенности присущи цитоплазме?

  5. Тестовые задания:

1. Какую из перечисленных функций плазматическая мем­брана не выполняет?

а) транспорт веществ;

б) защиту клетки;

в) взаимодействие с другими клетками;

г) синтез белка.

2. Какую функцию выполняют углеводы, входящие в состав клеточной мембраны?

а) транспорт веществ;

б) узнавание типов клеток;

в) образование двойного слоя мембраны;

г) фотосинтез.

3. Какую функцию выполняют белки, входящие в состав клеточной мембраны?

а) строительную; в) ферментативную;

б) защитную; г) все указанные функции

4. Фагоцитоз - это:

а) захват клеткой жидкости;

б) захват твердых частиц;

в) транспорт веществ через мембрану;

г) ускорение биохимических реакций.

5. Какие клетки организма человека называются фагоцитами?

а) нейроны; в) миоциты;

б) лейкоциты; г) эритроциты.

6. Гидрофильные поверхности мембран образованы:

а) неполярными хвостами липидов;

б) полярными головками липидов;

в) белками;

г) углеводами.

7. Прохождение через мембрану ионов Na+ и К+ происходит путем:

а) диффузии; в) активного переноса;

б) осмоса; г) облегченной диффузии.


  1. Через липидный слой мембраны свободно проходит

а) вода; б) эфир; в) глюкоза; г) спирт.

  1. Цитоплазма - это:

а) водный раствор солей и органических веществ вместе с органоидами клетки, но без ядра;

б) раствор органических веществ, включающий ядро клет­ки;

в) водный раствор минеральных веществ, включающий все органоиды клетки вместе с ядром.

10. Какие структуры клетки, запасающие питательные вещества, не относят к органоидам?

а) вакуоли в) хромопласты;

б) лейкопласты; г) включения.


П. Изучение нового материала.

Одномембранные органоиды клетки: ЭПС, аппарат Гольджи, лизосомы, пероксисомы, вакуоли. Их строение и функции.



Эндоплазматический ретикулум (ЭР), эндоплазматическая сеть (ЭПС)



Система уплощенных мембранных мешочков - цистерн в виде трубочек и пластинок. Образует единое целое с наружной мембраной ядерной оболочки

шероховатый

с рибосомами

транспорт белка,

синтезируемого на рибосомах

железистые и нервные клетки

гладкий

без рибосом

место синтеза липидов

и стероидов

сальные железы, клетки печени,

семена растений

Аппарат Гольджи



Стопка уплощенных мембранных мешочков, пузырьков.

Функция: накопление, модификация, упаковка, секреция и транспорт органических веществ, обновление биомембран, образование лизосом.

АГ развит в клетках, вырабатывающих белковый секрет, в яйцеклетках, нейронах.


Лизосомы









простой сферический мембранный мешочек, заполненный гидролитиче­скими ферментами для расщепления белков, липидов, углеводов, нуклеино­вых кислот, внутри рН = 5 (кислая). Участие во внутриклеточном пере­варивании, расщепление и удаление отмерших органоидов (автофагия), разрушение структуры самой клетки после её отмирания (автолиз). Особенно много в лейкоцитах.

Пероксисомы



сферический одномембранный органоид, содержащий каталазу - фер­мент, расщепляющий пероксид водорода.

Функция: интоксикация веществ, окислительные реакции. Много в клетках печени.

Вакуоли

мембранные мешки, заполненные клеточным соком и ограничены одинарной мембраной - тонопластом. В растительных клетках - одна большая вакуоль, в животных - много мелких (пищеварительные, сокра­тительные).

Функции: хранение продуктов обмена веществ, осмотические свой­ства клеток, функция лизосом.

ЭПС, аппарат Гольджи, лизосомы и вакуоли образуют единую вакуолярную систему клетки, отдельные элементы которой могут перехо­дить друг в друга при перестройке и изменении функций мембран.

III. Закрепление знаний.

Задание:


В каких органоидах клетки вещества: а) перемещаются, б) окисляются, в) синтезируются, г) накапливаются в запас?

Домашнее задание: записи в тетради, соответствующий ма­териал в учебнике стр.60-62.

Урок ДВУМЕМБРАННЫЕ ОРГАНОИДЫ

Задачи: обобщить и углубить знания о строении эукариотичекой клетки; продолжить формирование знаний об особенно­стях строения и функциях двумембранных органоидов клетки.

Средства обучения: рисунки, иллюстрирующие строе­ние эукариотических клеток растений и животных; тестовые задания.



I. Проверка знаний.

Работа с тестами:

1. Основная функция лизосом:

а) синтез белков;

б) расщепление органических веществ клетки до мономе­ров;

в) избирательный транспорт веществ;

г) пиноцитоз.

2. Функция шероховатой ЭПС:

а) транспорт веществ и синтез белков;

б) переваривание органических веществ;

в) участие в межклеточных контактах;

г) образование рибосом.

3. Функции гладкой ЭПС:

а) синтез белков; в) синтез АТФ;

б) синтез углеводов и липидов; г) синтез РНК.

4. Какой из органоидов клетки участвует в формировании лизосом и транспорте продуктов биосинтеза?

а) рибосомы; в) эндоплазматическая сеть;

б) комплекс Гольджи; г) митохондрии.

5. В каком из органоидов клетки синтезируются гормоны?

а) в лизосомах; в) в аппарате Гольджи;

б)в ядре; г) в вакуолях.

II. Изучение нового материала.

Двумембранные органоиды клетки: митохондрии, хлоропласты. Их строение и функции, сходство и отличия. Эндосимбиотическая гипотеза.



Митохондрии Пластиды: хлоропласты,

хромопласты, лейкопласты

Двумембранные, имеют кольцевую ДНК, собственную РНК, собст­венные рибосомы.

Фотосинтетические мембраны, содержащие хлорофилл



Внутренняя мембрана образует Внутренняя мембрана образует

кристы. тилакоиды, граны, ламеллы.

Основное вещество - матрикс. Основное вещество - строма.

При аэробном дыхании При фотосинтезе в гранах

на кристах происходит окисли- происходит фотофосфори-

тельное фосфорилирование - лирование -

синтез АТФ из АДФ и Ф

используется энергия используется энергия света,
органических веществ.


Энергетическая станция клетки. Фотосинтез.

Хромопласты - нефотосинтезирующие пластиды, содержат каротиноиды; окраска цветов, плодов.

Лейкопласты — бесцветные пластиды; хранение запасов питатель­ных веществ:

амилопласты (крахмал), липидопласты (жиры), протеинопласты (белки).

Все пластиды генетически родственны друг другу, и одни могут пре­вращаться в другие:

пропластидылейкопластыхлоропласты хромопласты

амилопласты→ → → ↑



Существует эндосимбиотическая гипотеза, согласно которой эти органоиды были некогда свободноживущими прокариотами; случайно проникнув в клетку, вступили с ней в симбиоз.

В пользу этого: 1) собст­венная ДНК — кольцевая (как у прокариот); 2) собственные рибосомы меньше цитоплазматических (сходны по размерам с бактериальными); 3) собственный биосинтез белка, отличный от биосинтеза белка клетки.

III. Закрепление знаний.

Ответить на вопросы:


  1. Почему в клетках зародыша кристы митохондрий единичны?

  2. Могут ли быть одинаковыми митохондрии тренированных и нетренированных людей? Каким образом проявится отличие?

  3. Какие особенности организации пластид и митохондрий обусловливают их способность к полуавтономному существова­нию?

Домашнее задание: записи в тетради, соответствующий ма­териал в учебнике стр62-65.

Урок НЕМЕМБРАННЫЕ ОРГАНОИДЫ

Задачи: обобщить и углубить знания о строении эукариотической клетки, продолжить формирование знаний об особен­ностях строения и функциях немембранных органоидов клетки.

Средства обучения: рисунки, иллюстрирующие строе­ние эукариотических клеток растений и животных; тестовые за­дания.



1. Проверка знаний.

Работа с тестам и.

1. От чего зависит число митохондрий в клетке?

а) от размеров клетки;

б) от уровня развития организма;

в) от функциональной активности клетки;

г) от всех указанных условий.

2. Что такое кристы?

а) складки внутренней мембраны митохондрий;

б) складки наружной мембраны митохондрий;

в) межмембранные образования;

г) окислительные ферменты.

3. Основная функция митохондрий:

а) преобразование энергии АТФ в энергию органических


соединений;

б) преобразование энергии органических соединений в


энергию АТФ;

в) синтез, насыщенных энергией, жироподобных веществ.

4. Из перечисленных органоидов только в растительных
клетках присутствуют:

а) митохондрии; в) хлоропласты;

б) лизосомы; г) рибосомы.

5. Какой из названных функций митохондрии не обладают?

а) синтез белков; в) фотосинтез;

б) способность размножаться; г) синтез АТФ.

6. В чем проявляется сходство митохондрий и хлоропластов?

а) в двумембранном принципе строения;

б) в наличии ДНК и РНК;

в) в способности к размножению;

г) во всех указанных особенностях.

7. Какие из перечисленных клеток содержат больше мито­хондрий?

а) клетки мякоти листа;

б) клетки волос млекопитающих;


в)клетки мозга человека;

г) клетки коры дерева.

8. Какие пластиды содержат пигмент хлорофилл?

а) лейкопласты; в) хромопласты;

б) хлоропласты; г) амилопласты.

9. Какие структуры образованы внутренней мембраной хло­ропласта?

а) тилакоиды гран; в) матрикс;

б)строма; г) кристы.

10. В какой части хлоропласта находятся молекулы ДНК, РНК, рибосомы?

а) наружная мембрана; в) внутренняя мембрана;

б) граны; г) строма.
П. Изучение нового материала.

Немембранные органоиды клетки: рибосомы, цитоскелет, клеточный центр, базальные тельца, жгутики и реснички. Их особенности строения и функции.



Рибосомы



70S рибосома

У эукариот 80S, в большой субчастице 3 рРНК и больше белка, в ма­лой — также. В цитоплазме могут располагаться свободно или быть прикрепленными к ЭПС. Могут образовывать комплексы - полисомы (по­лирибосомы) - много рибосом на иРНК.

Функция: биосинтез белка.
Цитоскелет

внутренний скелет клетки, образованный сетью белковых волокон

микрофиламенты

0 5-7 нм

белок актин




промежуточные

филаменты

0 8-10 нм

микротрубочки

0 25 нм

белок тубулин

Функции: внутриклеточное движение, поддержание формы клетки.

поддержание формы клетки.



Клеточный центр состоит из двух центриолей структура «9+0» участвует в организации веретена деления: при делении клетки центриоли расходятся к полюсам, к ним прикрепляются нити веретена деления, которые равномерно распределяют хромосомы по до­черним клеткам.

Базальные тельца - по структуре идентичны центриолям лежат в основании жгутиков и ресничек, укрепляют их в цито­плазме.

Жгутики и реснички
органоиды движения структура «9 + 2»




дублет

центральные микротрубочки

плазматическая мембрана

Движение обусловлено взаимным скольжением микротрубо­чек каждой пары.

Микроворсинки - выросты мембраны, содержащие пучки актина и миозина.

III. Закрепление знаний.

Повторение материала о строении и функциях немембран­ных органоидов клетки.

Домашнее задание: записи в тетради, соответствующий ма­териал в учебнике стр.65-71.
Урок ЯДРО
Задачи: углубить знания о ядре; охарактеризовать важнейшие структуры ядра; раскрыть функции ядра в клетке в связи с осо­бенностями его строения и химического состава; сформировать знания о хромосомах как носителях наследственности.

Средства обучения: рисунки, иллюстрирующие строе­ние клетки, хромосом, тестовые задания.



I. Проверка знаний.

Работа с тестами

1. Какие из органоидов клетки относятся к немембранным органоидам?

а) ядро и лизосомы; в) ЭПС;

б) аппарат Гольджи; г) рибосомы.

2. Какая из названных структур образована микротрубочка­ми?

а) ложноножка амебы;

б) сократительные волокна мышцы;

в) жгутик инфузории;

г) граны хлоропластов.

3. В каком случае правильно перечислены функции рибосом клетки?

а) хранение и передача наследственной информации;

б) синтез белка на мембранах ЭПС;

в) образование всех видов РНК;

г) синтез белка в цитоплазме, митохондриях, хлоропластах.

4. Где образуются субъединицы рибосом?

а) цитоплазма; в) ядро;

б) вакуоли; г) ЭПС.

5. В какой из ядерных структур идет сборка субъединиц ри­босом?

а) ядерный сок; в) ядрышко;

б) ядерная оболочка; г) ядерная пора.

6. Клеточный центр отвечает за:

а) образование веретена деления;

б) спирализацию хромосом;

в) биосинтез белков;

г) перемещение цитоплазмы.



II. Изучение нового материала.

1. Ядро - важнейший компонент клеток растений, живот­ных, грибов. Основные структурные компоненты ядра. Ядрыш­ко - производное хромосом, его функции.

Взаимосвязи ядра и других компонентов клетки.



Ядро -

обязательный органоид эукариотической клетки

(искл. эритроциты млекопитающих, ситовидные трубки

флоэмы растений)

ядерная оболочка –

рибосомы


генетически активный


ядерная пора


нуклеоплазма



хроматин

генетически неактивный

Ядрышко - место синтеза РНК

Функции:

1. Хранение, воспроизведение и передача наслед­ственной генетической информации.

2. Регуляция процессов обмена веществ, биосин­теза веществ, деления, жизненной активности клетки.

Хромосомы - носители наследственности, особенности строения и химического состава, хромосомный набор.

Хромосома – сильно спирализованный хроматин делящихся клеток, состоит из ДНК, РНК, белков-гистонов - нуклеопротеид. Содержит гены.


III. Закрепление знаний.

Проводится в форме лабораторной работы «Изуче­ние хромосом на готовых микропрепаратах», а также с использованием вопросов:



  1. Что может происходить с клеткой при нарушении функ­ционирования ядра?

  2. На чем основано утверждение о том, что ядро и цитоплаз­ма тесно взаимосвязаны?

  3. Какие особенности строения ядра клетки способствуют транспорту веществ из ядра в клетку и обратно?

  4. Прокомментируйте тот факт, что клетки ситовидных тру­бок и эритроцитов в зрелом состоянии не имеют ядер.

Домашнее задание: записи в тетради, соответствующий ма­териал в учебнике.
Урок 18

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ

РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ

Задачи: углубить знания о клеточном строении организ­мов на основе изучения особенностей строения растительной клетки; сравнить растительную и животную клетки.

Средства обучения: рисунки с изображением расти­тельной и животной клетки, тестовые задания на каждый стол.



Проверка знаний.

Работа с тестами.

1. Ядро -это:

а) двумембранная структура;

б) одномембранная структура;

в) немембранная структура;

2. Хромосомы - это:

а) структуры, состоящие из белка;

б) структуры, состоящие из ДНК;

в) структуры, состоящие из РНК;

г) структуры, состоящие из белка и ДНК.

3. Хроматиды - это:

а) две субъединицы хромосомы делящейся клетки;

б) участки хромосомы в неделящейся клетке;

в) кольцевые молекулы ДНК;

г) две цепи одной молекулы ДНК.

4. Центромера - это участок:

а) бактериальной молекулы ДНК;

б) хромосомы эукариот;

в) молекулы ДНК эукариот;

г) хромосомы прокариот.

5. Хромосомный набор клеток называют:

а) кариотипом; в) генотипом;

б) фенотипом; г) геномом.

6. Роль ядрышка заключается в формировании:

а) хромосом; в) лизосом;

б) рибосом; г) митохондрий.

7. Образование двух хроматид в ядре клетки обеспечивается процессом:

а) самоудвоения ДНК;

б) синтеза иРНК;

в) спирализации ДНК;

г) спирализации хромосом.

8. Наследственная информация в половых клетках паука-крестовика расположена в:

а) рибосомах;

б) хромосомах;

в) митохондриях;

г) лизосомах.

9. Ядро играет большую роль в клетке, т.к. оно участвует в синтезе:

а) глюкозы;

б) липидов;

в) клетчатки;

г) нуклеиновых кислот.

10. Какова роль ядра в растительной клетке?

а) обеспечивает образование органических веществ из не­органических;

б) способствует перемещению органоидов в клетке;

в) поглощает и использует в процессе фотосинтеза сол­нечную энергию;

г) обеспечивает хранение и передачу наследственной ин­формации.

Изучение нового материала.

1. Существенные особенности строения растительной клет­ки: прочная клеточная стенка, особые органоиды - пластиды; развитая система вакуолей. Разнообразие пластид, их взаимное превращение (использование знаний урока 15 ).


Клеточная стенка







  1. - фрагмент ЭПС

  2. - десмотубула




Строение плазмодесмы


  1. ~ клеточная стенка

  2. - плазматическая мембрана

  3. - срединная пластинка

  4. плазмодесма


2. Сравнение растительной и животной клеток.

Лабораторная работа «Наблюдение клеток растений, животных, грибов под микроскопом, их изучение и описание». (Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Изучение клеток дрожжей под микроскопом.) Работа с готовыми микропрепара­тами и выполнение заданий:



  1. Рассмотрите клетки растительного организма на готовом микропрепарате, зарисуйте одну клетку, обозначьте её части.

  2. Рассмотрите клетки многоклеточного животного на гото­вых микропрепаратах, зарисуйте одну клетку и обозначьте её части.

  3. Рассмотрите препарат дрожжей, зарисуйте одну клетку и обозначьте её части.

  4. Сделайте выводы.

Закрепление знаний.

Практическая работа «Сравнение строения клеток растений и животных».



Общие признаки

  1. Единство структурных систем - цитоплазмы и ядра.

  2. Универсальное мембранное строение.

  3. Единство процессов обмена веществ и энергии.

  4. Единство химического состава.

Отличительные признаки

Признаки

Растительная клетка

Животная клетка

1. Пластиды







2. Целлюлозная кле­точная стенка







3. Клеточный центр







4. Вакуоли







5. Аппарат Голь-джи







6. Включения







7. Способ питания







8. Синтез АТФ







Домашнее задание: записи в тетради, соответствующий материал в учебнике.
Урок 19 ПРОКАРИОТИЧЕСКАЯ КЛЕТКА

Задачи: создать представление о двух уровнях клеточной организации: эукариотическом и прокариотическом; обеспечить усвоение знаний о строении прокариотических клеток в сравне­нии с эукариотами; сформировать знания о бактериях и сине-зеленых, об их роли в природе и жизни человека.

Средства обучения: тестовые задания.



Проверка знаний.

Работа с тестами.

1. Как животные, так и растительные клетки имеют:
а)ядро; в)хлоропласты;

б) вакуоли с клеточным соком; г) оболочку из клетчатки.

2. Многие органические кислоты, сахара в растительной клетке накапливаются в:

а) цитоплазме в) вакуолях

б) лейкопластах г) хромопластах

3. Хлоропласты не выполняют в клетке функцию:

а) синтеза молекул АТФ;

б) преобразования световой энергии в химическую;

в) синтеза углеводов;

г) матрицы для синтеза белков.

4. Где расположены хлоропласты в клетках хвои ели?

а) в ядре;

б) в клеточной стенке;
в)в цитоплазме;

г) в вакуолях.

5. Все растения от водорослей до покрытосеменных - имеют:

а) клеточное строение; в)ткани;

б) стебель с листьями; г) проводящую систему.

6. Хлоропласты имеются в клетках:

а) корня капусты;

б) гриба трутовика;

в) листа красного перца;

г) древесины стебля липы.

7. В растительную клетку в отличие от животной в процессе обмена веществ из окружающей среды поступают:

а) углеводы; в) жиры;

б) неорганические вещества; г) белки.

8. Основу клеточной стенки растительных клеток составляет:

а) муреин; в) хитин;

б) целлюлоза; г) инулин.

9. К организмам с автотрофным типом питания относятся:

а) высшие растения;

б) животные;

в) грибы;

г) болезнетворные бактерии.

10. Гликокаликс представляет собой:

а) клеточную стенку растений:

б) мембрану клеток животных;

в) поверхностный слой мембраны растительных клеток;

г) поверхностный слой мембраны животных клеток.



Изучение нового материала.

1. Относительно простое строение клеток прокариот, осо­бенности положения ядерного вещества и других органоидов.




Прокариоты (доядерные) Бактерии

1 мкм


Жгутик

Капсула
Клеточная стенка


Фотосинтетические мембраны
Плазматическая мембрана

Рибосомы


Запасные

питательные



Пили, или фимбрии

вещества

Цитоплазма



Мезосома

Кольцевая молекула ДНК

Нет ядра, генетический материал - нуклеоид - кольцевая ДНК в цитоплазме, не связана с гистонами, нет ядрышка, ЭПС, митохондрий, пластид, центриолей, есть мембрана, клеточная стенка (муреин), 70S рибосомы, мезосомы (дыхание), фотосин­тетические мембраны (фотосинтез, О2 не образуется), пили (фимбрии), жгутики (простые). Размножаются путем деления после удвоения бактериальной хромосомы. Имеют особые ме­ханизмы генетической рекомбинации: конъюгация, трансдукция, трансформация. Способны к азотофиксации.

Форма тела: кокки, бациллы, спириллы, вибрионы. Различа­ют грамположительные и грамотрицательные бактерии. Об­разуют споры для перенесения неблагоприятных условий.

2. Распространение бактерий, их роль в природе, медицине, хозяйственной деятельности людей.

Известны бактерии: молочнокислого брожения, уксуснокис­лого брожения, гнилостные, клубеньковые, болезнетворные.

Бактериальные заболевания: дифтерия, туберкулез, коклюш, гонорея, сифилис, тиф, столбняк, холера, бактериальная ди­зентерия, сальмонеллез.
3. Цианобактерии: особенности строения, функционирова­ния, экологическая роль.

Нет ядра, хроматофоров, вакуолей. Есть нуклеопротеиды. Способны использовать азот воздуха и превращать его в орга­нические формы азота. При фотосинтезе кислород выделяют. Имеют хлорофилл а и синий и бурый пигменты. Могут быть автотрофами и гетеротрофами. Размножаются бесполым путем. Одноклеточные, колониальные, нитчатые и многокле­точные.

Закрепление знаний.

Повторение материала о строении, распространении, жизнедеятельности прокариотических клеток, их экологической роли с использованием вопросов:



  1. На каком основании все живые организмы подразделяют на две группы - прокариот и эукариот?

  1. Какие организмы следует относить к прокариотам?

  2. Каково строение бактериальной клетки?

  3. Каковы особенности размножения прокариот?

  1. Чем обусловлена выживаемость бактерий в экстремаль­ных условиях среды обитания?

  1. Каковы особенности спорообразования у бактерий?

Домашнее задание: записи в тетради, соответствующий ма­териал в учебнике.
Урок 20 ВИРУСЫ

Задачи: познакомить учащихся с вирусологией, жизнью вирусов в природе и ролью в жизни людей; сформировать зна­ния о строении и жизнедеятельности вирусов во взаимодействии с клеткой; дать представление о вирусных заболеваниях, встре­чающихся у человека, об опасности заражения вирусом СПИДа.

I. Проверка знаний.

Заполнить таблицу: найти правильное соответствие между 1-й и 2-й колонками; в 3-, 4- и 5-й указать наличие или отсутствие органоидов.



СРАВНЕНИЕ КЛЕТОК БАКТЕРИЙ, РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ


Органоид

Функция

Бакте­рии

Расте­ния

Живот­ные

Ядро

Наследственный мате­риал, состоящий из линейной ДНК










Хромосома

Органеллы, состоящие из двух частей, произ­водят синтез белка










Рибосомы

Хранение наследст­венной информации, синтез РНК










Митохондрии

Производит синтез и транспорт белков и липидов










Комплекс Гольджи

Производят расщепле­ние различных органи­ческих веществ










Эндоплазматическая сеть

Органеллы, покрытые двойной мембраной, синтезируют АТФ










Центриоль

Полисахаридная обо­лочка над клеточной мембраной, защи­щающая клетку










Хлоропласты

Придают окраску пло­дам и цветкам расте­ния, так как содержат ксантофилл










Лейкопласты

Осуществляют дыха­ние и синтез органиче­ских веществ










Хромопласты

Производят синтез органических веществ из воды и углекислого газа с выделением ки­слорода










Лизосомы

Производит синтез сложных белков, поли­сахаридов, их накоп­ление и секрецию










Клеточная оболочка

Во время деления клетки образует вере­тено деления










Вакуоли

1.Накапливают кле­точный сок.

2.Переваривают час­тички пищи или выво­дят продукты распада


(у одноклеточных)










Цитоскелет

Служат для перемеще­ния в пространстве (реснички и др.)









Органеллы для переме­щения

Придаёт форму клетке










Мезосомы

Производят накопле­ние крахмала











II. Изучение нового материала.

1. История открытия некоторых вирусов, возникновение ви­русологии.

Вирусы (от лат. virus - яд) Вирусология - наука о вирусах, 1892 г. - Д. И. Ивановский открыл вирус табачной мозаики, 1917 г. открыт бактериофаг - вирус бактерий.

Признаки вирусов

  1. Очень мелкие (20-300 нм), нельзя увидеть в световой мик­роскоп, проходят через бактериальные фильтры.

  2. Не имеют клеточного строения.

  3. Содержат лишь один тип нуклеиновых кислот: либо ДНК (напр., аденовирусы), либо РНК (напр., ретровирусы).

  4. Нет собственного метаболизма, используют энергию, по­лучаемую за счет обмена веществ клетки хозяина.

  5. Могут существовать только как внутриклеточные обли-гатные паразиты.

  6. Вирусы могут воспроизводить себя только внутри живой клетки.

2. Состав и строение вирусов. Механизм взаимодействия ви­русов с клеткой. Вирусы - внутриклеточные паразиты. Бакте­риофаги.

Строение вируса.







  1. - капсомеры (вместе - капсид, то есть белковая оболочка с высо­кой степенью симметрии);

  2. генетический материал (либо ДНК, либо РНК);

  3. - оболочка (у некоторых).


Вирусы

простые

состоят из нуклеиновой

кислоты и капсида

(ВТМ)
сложные

состоят из нуклеиновой кислоты,

капсида, липопротеидной

мембраны, дополнительной

оболочки (герпес, грипп)

Действие вируса на клетку

Проникновению вируса в клетку предшествует связывание его с осо­бым белком-рецептором (специфичность). Попав внутрь клетки-хозяина, он инактивирует хозяйскую ДНК, и, используя свою собственную ДНК или РНК, дает клетке команду синтезировать новые копии вируса. Обра­зующиеся вирусные частицы покидают клетку путем «взрыва», вызы­вающего нарушение целостности клетки и её гибель.

Бактериофаги - вирусы бактерий.

3. Роль вирусов в природе и жизни людей. Особенности функционирования вируса СПИДа.



ДНК-содержащие РНК-содержащие

оспа, герпес, грипп, простуда, СПИД, паротит,

папиллома корь, полиомиелит,

желтая лихорадка, краснуха
Закрепление знаний.

Повторение материала о строении, функционирова­нии, значении вирусов в живой природе с использованием во­просов:



  1. Какое место занимают вирусы в системе органического мира?

  2. Почему с вирусами очень трудно вести борьбу и полно­стью их уничтожить?

  3. Каким образом вирусы проникают в клетки, что происхо­дит с ними в дальнейшем?

  4. Оцените высказывание ученых о том, что вирусы можно назвать стихийным злом эволюции, а также мысль о том, что вирусы - это «плохие новости в упаковке из белка».

Домашнее задание: записи в тетради, соответствующий ма­териал в учебнике.

Урок 21

ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ

«КЛЕТОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ И ИХ ФУНКЦИИ»

Задачи: проверить усвоение знаний о строении и функ­ционировании клетки, взаимосвязях органоидов клетки на осно­ве её целостности.

Средства обучения: тестовые за­дания.


Задание 1. Выберите один правильный ответ.

1. Главная заслуга Р. Гука в биологии заключается в том, что он:

а) сконструировал первый микроскоп;

б) открыл микроорганизмы;

в) открыл клетку;

г) сформулировал положения клеточной теории.

2. Цитоплазма в клетке не выполняет функцию:

а) транспорта веществ;

б) внутренней среды;

в) осуществления связи между ядром и органоидами;

г) передачи наследственной информации.

3. К организмам, не имеющим клеточного строения, отно­сятся:

а) дробянки; в) прокариоты;

б) грибы; г) вирусы.

4. Клеточная стенка грибов содержит:

а) хитин; в) целлюлозу;

б) муреин; г) гликоген.

5. На мембранах ЭПС располагаются:

а) митохондрии; в) рибосомы;

б) хлоропласты; г) лизосомы.

6. Клетки растений отличаются от клеток животных:

а) многоядерностью; в) отсутствием клеточной стенки;

б) наличием жгутиков; г) наличием клеточной стенки.

7. Как называются внутренние структуры митохондрий:

а) граны; в) кристы;

б) матрикс; г) строма.

8. Синтез белка происходит в:

а) аппарате Гольджи; в) гладкой ЭПС;



б)рибосомах; г) лизосомах