1. Риторика как наука и учебная - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
P. X. Райт наука о запахах перевод с английского Л. Г. Булавина и Т. 13 2107.1kb.
Реаниматология наука об оживлении организма 1 107.11kb.
Рабочая учебная программа дисциплины 3 569.58kb.
Гигиена наука о том, как избежать болезней от всяких микробов, живущих... 1 46.13kb.
Пояснительная записка к программе «Детская риторика» 1 59.63kb.
Рабочая программа по дисциплине дс. Р. 16 Риторика (индекс) 1 103.6kb.
Как организовать питание во время экзаменов? Каждый согласится, что... 1 76.37kb.
Рабочая учебная программа подготовки водителей к управлению транспортными 7 937.32kb.
Экология как наука сформировалась в 60-е годы XX столетия. Именно... 1 160.26kb.
Сельское хозяйство 2 Сельскохозяйственная наука 6 Сибирское отделение... 1 158.16kb.
Сельское хозяйство 2 Сельскохозяйственная наука 8 Сибирское отделение... 1 192.45kb.
Тематическое планирование на основе Примерной программы по биологии... 1 165.78kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

1. Риторика как наука и учебная - страница №1/1

НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,iubip-emb1_2

БИЗНЕСА И ПРАВА
Андросова Т.В.


Учебно-методический комплекс
по дисциплине


«Риторика»

для студентов заочной формы обучения

Ростов-на-Дону

2014

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Риторика» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов заочной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент»



Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» и утвержден Учебно-методическим советом Академии Управления (протокол № от ) НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебную программу, содержание практических работ, темы контрольных работ, требования к уровню освоения программы.

Составитель: Андросова Т.В.


Рецензент: Докучаева И.В.



содержание

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 11

7.1 Основная литература 11

7.2 Дополнительная литература 11


1 ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

Наименование тем лекций, их содержание
Тема 1. Риторика как наука и учебная дисциплина

Определение риторики. Общая и частная риторика. Устная и письменная речь. Диалог и монолог. Речевые стили. Особенности голоса говорящего и его дикции. Риторика в системе знаний. Виды красноречия.


Тема 2. История ораторского искусства и риторик

Древние языки, античные ораторы. Риторика в средние века, в эпоху Возрождения и Просвещения. Русская риторика X-XVII вв. Красноречие М.В.Ломоносова. Риторика в России XIX века. Современная риторика. Основные требования к овладению речевым мастерством.


Тема 3. Мастерство публичного выступления

Подготовка к публичному выступлению. Композиция речи. План. Составные элементы композиции. Методы изложения материала. Контакт в публичном выступлении. Форма преподнесения материала. Учет особенностей аудитории.


2. Практические занятия

Наименование практических занятий, их содержание


Занятие 1. Техника речи. Вербальное и невербальное речевое воздействие

1. Работа над дикцией и произношением.

2. Свойства голоса.

3. Поза, мимика, жесты, жестикуляция.

4. Языковые средства воздействия на слушателей
Занятие 2. Аргументация в публичной речи. Выступление с публичной

речью

1. Виды аргументов.

2. Этапы работы над устным публичным выступлением.

3. Виды речей.

4. Подготовка выступления с речью.


3. КОНТРОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ



Перечень практических заданий для контроля степени овладения компетенциями
1. Название темы (указать компетенцию, которой необходимо овладеть)
Тема 1 Вербальные средства коммуникации. Аргументация в публичной речи - умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6)

Практические задания

1. Восполните пробел:

- Создателем первого научного труда по риторике был…

- Диалектика – искусство рассуждения, а риторика – искусство …

- Нравственную цель искусства слова в эпоху античности утверждал …

- По мнению Аристотеля, доказательств и доводов всегда больше у того, кто говорит …

- Опущенный подбородок оратора говорит о том, что …

- Скрещенные на груди руки говорят о том, что…

- Отведение взгляда в сторону говорит о том, что …

- Наклон корпуса говорящего вперед говорит о том, что …

- Постукивание пальцами по столу говорит о том, что …

- Протянутые вперед руки говорят о том, что …

2. Преобразуйте письменную форму в устную:

- сказанное свидетельствует о…

- считается нецелесообразным…

- вследствие этого…

- согласно заключению специалистов…

3. Назовите способы защиты от некорректных собеседников.

4. Завершите высказывание:


  1. Тезис – это…

  2. Аргументы – это…

  3. Оптимальное число аргументов - …

  4. Контраргументация – это…

  5. Протокольно-этикетное выступление имеет целью…

  6. Похвально слово – это…

  7. Оптимальный по продолжительности тост – не более …

  8. Для того чтобы подготовить ораторское выступление, необходимо…

  9. Для того чтобы все слушающие оратора или участники дискуссии, спора, дебатов одинаково понимали употребляемые слова и понятия, необходимо…

  10. Полемические приемы – это…

  11. Жанры академического красноречия - …

  12. Существуют виды спора - …

  13. Метафора – это…

  14. Единозаключение – это…

5. Подберите три-четыре аргумента к тезисам:

  1. Алкоголь сокращает жизнь.

  2. Дети должны использовать опыт и знания родителей.

  3. Хорошо учиться необходимо для будущего.

  4. Надо отдыхать в России.

  5. Надо иметь дома собственную библиотеку.


Тема 2. Выступление с публичной речью. Основы полемического мастерства. Выразительность речи - способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19).

Практические задания

1. Подготовка выступления с речью:

- Этапы работы над устным публичным выступлением.

- Виды речей.

- Спор и его виды.

- Основные правила ведения спора.

- Полемические приемы

- Эмоционально-экспрессивная оценка - принадлежность слова.

- Стилистически окрашенные слова.

- Тропы.


- Фигуры речи.

2. Прочитайте записанный на карточке текст и репродуцируйте его в устную речь.

3. Составьте небольшую устную речь о своей будущей профессии в деловом стиле.

4. Составьте небольшую устную речь о своей будущей профессии в публицистическом стиле. Используйте пословицы и поговорки.

5. Составьте небольшую устную речь о своей будущей профессии в художественном стиле.

6. Представьте почетного гостя Вашего вуза, человека другой страны и предоставьте ему слово.



4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ контрольных РАБОТ


4.1 Варианты контрольных работ
Подготовить речь одного из видов:
Вариант 1. Информационная речь

Вариант 2. Агитационная речь
Примерные темы для информационной речи:

1. События в нашей стране

2. События за рубежом

3. Новости культурной жизни города

4. Спортивные новости

5. Новинки литературы

6. Как стать интересным собеседником

7. Зачем нужно изучать риторику

8. Как бороться с плохим настроением

9. Как я отделался от дурной привычки

10. Что делает нас привлекательными

11. Как ладить с родителями

12. Удивительный характер

13. Человек, который меня поразил

14. Самые трудные(счастливые)минуты в моей жизни

15. Случай, который помог мне узнать себя(своего друга)

16. Как я утратил иллюзии

17. Новые достижения науки

18. Что даёт реклама потребителю и насколько она должна быть честной

19. Быть руководителем - это значит…

20. Деньги в нашей жизни
Примерные темы для агитационной речи:

1. Можно научиться быть счастливым

2. Я люблю «Русское кино»

3. «Вредные» фильмы


4. Жизнь-любовь

5. Не в деньгах счастье

6. Книга, которую каждый должен прочитать

7. Позвоните (напишите) родителям

8. Не будьте равнодушными (о понятии «чужое горе»)

9. Берегите здоровье

10. Занимайтесь спортом


4.2 Методические рекомендации по выполнению контрольных работ
Контрольная работа заключается в составлении в письменной форме одного из видов речей – информационной речи или агитационной речи. Речь пишется по одной из предложенных тем по следующему плану:

1. Привлечь внимание, вызвать интерес

2. Охарактеризовать предмет речи, изложить основной тезис

3. Привести аргументы для доказательства тезиса

4. Сделать вывод

а)

5. самостоятельная работа студентов



5.1 Наименование и содержание самостоятельной работы

Темы, вынесенные на самостоятельную подготовку

1. Особенности риторики в Средние века

2. Риторика в эпоху Возрождения. Традиции античности и влияние риторики на художественную литературу

3. Особенности русской риторики эпохи Просвещения

4. Современная риторика США

5. Факультативный характер экзордиума. Выбор экзордиума в зависимости от обстановки произнесения речи

6. Оптимальное соотношение между характером доводов и выразительными средствами.

7. Роль аллегории в реализации доводов «ад хоминем

8. Средства запоминания и воспроизведения фактических данных в ораторской речи

9. Недостатки дикции и средства их преодоления

10.Удачные жесты и их целесообразность в тех или иных видах публичной речи

11. Письменный конспект Вашей академической или информационной речи; что можно и что нельзя читать по бумаге

12. Крылатые фразы, каламбуры, пословицы: как их применить в разных видах публичной речи

13. Риторические фигуры и тропы; их удачное использование в разных видах публичной речи


5.2 Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

На самостоятельное изучение выносятся темы и разделы курса, которые не рассматриваются на лекциях и практических занятиях или не изучаются достаточно подробно.



Перечисленные темы изучаются студентами самостоятельно с использованием указанной в учебно-методическом комплексе учебной основной и дополнительной литературы.

6. ЗАЧЕТНЫЕ вопросы по дисциплине


  1. Что нового внес Аристотель в науку о красноречии?

  2. Метод Сократа в ходе аргументации. Как заставить собеседника ответить «да»?

  3. Великие ораторы России. Особенности их речей.

  4. Значение риторики в современном обществе.

  5. Искусство спора, дискуссии, полемики.

  6. Композиция публичной речи.

  7. Как использовать дедуктивный метод в сообщении о своей будущей профессии?

  8. Грамматические нормы устной речи.

  9. Лексическое богатство русской речи, его использование в ораторском действии.

  10. Приемы активизации и поддержания внимания аудитории.

  11. Невербальные средства общения.

  12. Образно-эмоциональная выразительность устной публичной речи.

  13. Способы защиты от некорректных собеседников.

  14. Подготовьте вступительное слово к деловому совещанию.

  15. Как общаться с мужчинами, а как с женщинами?

  16. Особенности устной формы речи.

  17. Как преодолевать барьеры общения с помощью приемов риторики?

  18. Переделайте предложенный текст в устное выступление.

  19. Правило речевого этикета в различных коммуникативных ситуациях.

  20. Составьте устную речь о реальном человеке, которого вы считаете идеальным оратором.

  21. Составьте устную речь о своей будущей профессии в официально-деловом стиле.

  22. Составьте устную речь о своей будущей профессии в публицистическом стиле.

  23. Составьте устную речь о своей будущей профессии в художественном или научном стиле.

  24. Способы опровержения в процессе аргументации.

  25. Техника устной речи.

  26. Правила аргументации.

  27. Этический образ оратора и его «имидж». Их роль при произнесении публичной речи.

  28. «Жесткий», «мягкий», «принципиальный» подходы к ведению переговоров.

  29. Способы определения понятия и требования к постановке вопросов.

  30. Поведение оратора в конфликтной ситуации.

  31. Расскажите о событиях вчерашнего дня за рубежом, используя эпитеты, синонимы и метафоры.

  32. Ораторский пафос и формы его выражения.



  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Основная литература







п/п

Перечень литературы

1

Веденская Л.А, Павлова Л.Г Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону.: Феникс , 2013.


2

Александров Д.Н. Риторика. – М., 2008.

3

Колтунова М.В. Язык и деловое общение. Норма. Риторика. Этикет. – М., 2009.

4

Савкова З.В. Искусство оратора. Изд. 2. – СПб., 2007.

5

Стернин И.А. Практическая риторика. – М., 2008.
    1. Дополнительная литература





п/п

Перечень литературы

1

Стешов А.В. Устное выступление: логика и композиция. – М., 1989.

2

Вербицкий А.А. Человек в контексте речи. – М., 1990.

3

Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. – М., 1998.

4

Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать

уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать

беспокоиться и начать жить. Пер. с англ. – Минск, 1990.


5

Леонарди Е.И. Дикция и орфоэпия. – М., 1967.

6

Об ораторском искусстве: Сборник изречений и афоризмов / Сост. В.И. Абакумов,

В.Г. Буткевич. – М., 1980.





8. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


п/п

Список литературы для работы в электронно-библиотечной

системе “IPRbooks”

1

Кузнецов И.Н. Риторика. – М., Дашков и К, 2012

http://www.iprbookshop.ru/ritorika.-uchebnoe-posobie.html

2

Голуб И.Б., Неклюдов В.Д. Русская риторика и культура речи. – М., Логос, 2011

http://www.iprbookshop.ru/russkaya-ritorika-i-kultura-rechi.-uchebnoe-posobie.html

3

Медведев Ю.В., Завражин А.В., Шубина И.В. Общая риторика. – М., Евразийский открытый институт, 2009

http://www.iprbookshop.ru/obshhaya-ritorika.-uchebnoe-posobie.html

4

Крюков Р.В. Риторика. – М., А-Приор, 2007.

http://www.iprbookshop.ru/ritorika.-konspekt-lekczij.html


Контактная информация преподавателя


Фамилия, имя, отчество: Андросова Татьяна Владимировна




Ученая степень:




Должность:

старший преподаватель






Кабинет: 307




Телефон: 232 12 31




e-mail:





Приложение А

Образец оформления титульного листа контрольной работы


НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА



Контрольная работа


По дисциплине:

Вариант: №



Выполнил

(фамилия, имя, отчество)

5-й курс, НЗ-501



(курс, группа)




Проверил

(фамилия, имя, отчество)




(должность, звание, подпись)

Ростов-на-Дону



2014