1. Понятие предмет римского частного права - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. Семейное право как отрасль в нашей стране отношения, составляющие... 1 160.12kb.
«саят жолши и партнеры» бикебаев а. Ж. Конкурентное (антимонопольное) 18 7280.57kb.
Формы защиты гражданских прав; понятие гражданского процесса, источники... 18 4699.11kb.
Учитель обществознания и экономики 4 773.02kb.
Психологические игры и упражнения на релаксацию и снятие напряжения 1 84.75kb.
Лекции по истории и праву Европейского Союза 8 2222.26kb.
Внеклассное мероприятие, просвященное творчеству а. Н 1 133.51kb.
0. Вводная лекция. Предмет и задачи дисциплины Объект, предмет и... 12 1303.48kb.
Предмет Web-программирования. Программирование на стороне клиента... 1 3203.34kb.
Права и обязанности учащихся общие правила поведения учащихся III. 1 273.09kb.
Как правильно реализовать свои права потребителя коммунальных услуг 1 18.89kb.
На сегодня в Украине сложилась многопартийная система и на 27 июля... 1 166.71kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

1. Понятие предмет римского частного права - страница №1/8


1. Понятие предмет римского частного права.
Римское государство являлось крупнейшим государством древности, которое, наряду с Древней Грецией, оказало значительное влияние на формирование европейской цивилизации, культуры и права.

.

Римское право представляет собой самобытную правовую систему, зародившуюся в 8 в. до н.э. и достигшую наибольшего развития в I в. н.э.в так называемый классический период развития древнеримской юриспруденции. Римское право включало в себя римское публичное и римское частное право. В основу деления публичного и частного заложены, прежде всего, те интересы, которые защищаются нормами права. Так, публичное право защищает публичные интересы, то есть интересы, затрагивающие всё государство, всё общество, а не интересы отдельных субъектов. Это касается вопросов безопасности государства, общественной безопасности, вопросов управления экономикой, вопросов уголовного наказания, взимание налогов, вопросов войны и мира, положение должностных лиц государства, а так же, учитывая патриархальность древнеримского общества–вопросы религии (отправление культа, защита святынь). Частное право защищает частные интересы отдельного лица во взаимоотношении с другими людьми. В сферу правового регулирования частного права входят право собственности, обязательства, договор, семейные отношения, наследственное право. Таким образом, частное право направлено на защиту индивидуального интереса, частной инициативы.



Отличие норм публичного от норм частного права заключается также в том, что первые по своему характеру являются императивными, т.е. повелительными, общеобязательными. Исполнение норм публичного права обязательно для всех субъектов, более того, лица не могут своими частными соглашениями изменять или дополнять нормы публичного права. Тогда как нормы частного права являются диспозитивными, т.е. дозволительными. Частноправовые установления могут изменяться сторонами, в рамках частного права "дозволено всё то, что прямо не запрещено законом".

Деление римского права на публичное и частное имело принципиальное значение для многих стран, воспринявших так называемую римскую систему построения правовых норм, поскольку именно для этих стран характерно деление системы права на публичное и частное. Россия принадлежит к их числу.

Римское публичное право было настолько своеобразным и специфическим, что оно не вышло за пределы своей эпохи, и только римское частное право пережило время и до сих пор расценивается как одно из наиболее значимых достижений древнеримской цивилизации.

Римское частное право (РЧП) это исторически сложившаяся система права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере частного интереса.

Таким образом, основу римского частного права составляли отношения лиц, защищавших свои частные, индивидуальные интересы.

Исходя из определения можно выделить предмет РЧП:
Имущественные отношения. Речь идёт об отношениях, объектом которых выступало материальное благо (имущество), т.е. благо, физически осязаемое, имеющее материальную оболочку. Более того, это материальное благо должно обладать определённой стоимостью, иметь определённую цену и только тогда оно может быть предметом имущественных отношений.

Личные неимущественные отношения. Это отношения, связанные с духовными, нематериальными благами, такими как честь, достоинство, честное имя.  Процессуальные отношения. Всё то, что ныне относится к отрасли гражданского процесса, в Риме относилось к разряду частного права. Римским частным правом регулировались отношения, касающиеся судебной защиты прав лица по частно правовым спорам, а именно: процесс подачи иска, процедура судебного разбирательства, порядок вынесения судебного решения и т.п.

Отношения в сфере частноправовых нарушений. Как уже отмечалось, своеобразие римского уголовного права заключалось в том, что существовало две категории деликтов

– публичные деликты, преследование по которым осуществлялось государственными органами и частные деликты, преследование по которым осуществлялось по инициативе потерпевшего. Именно последние и входили в предмет регулирования римского частного права.



2. Система дисциплины Римское право

Римское государство являлось крупнейшим государством древности, которое, наряду с Древней Грецией, оказало значительное влияние на формирование европейской цивилизации, культуры и права.



Римское частное право (РЧП) это исторически сложившаяся система права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере частного интереса.

РЧП было основано на рабовладельческой собственности, РЧП объективно возникло с целью юридического закрепления отношений рабовладения, обеспечения возможности эксплуатации рабов рабовладельцами. Именно поэтому римское частное право абсолютизировало идею индивидуальной, частной собственности, следствием чего являлось юридическое закрепление социального неравенства общества – противопоставление свободных и рабов, закрепление бесправия рабов.

В этой связи можно выделить следующие признаки РЧП, характеризующие его как систему права:

1. В основе РЧП лежал принцип индивидуализма.

Главным субъектом РЧП был единоличный собственник, именно ради него и создавалось РЧП, именно его взаимоотношения с другими собственниками составляли ядро РЧП.



2. Точность юридических формулировок, ясность построения юридических конструкций.

Для РЧП была характерна разработка множества юридических терминов, чётких и универсальных юридических конструкций, наличие детализированных юридических норм, а также весьма высокий уровень юридической техники и техники составления юридических документов. Римские юристы не зря вошли в анналы – их умению чётко выражать свои мысли, ёмко их аргументировать может позавидовать любой современный юрист.



3. Казуальность (от слова casus – "случай", "судебное дело","юридический казус").

Основным источником РЧП являлись решения по конкретным судебным делам.

что говорит о том, что по сути РЧП представляло собой сборник юридических казусов. Безусловно, в Риме проводилась юридическая кодификация, создавались письменные источники права (законы, эдикты, конституции), но по существу они также представляли собой обработку конкретных юридических случаев, судебных дел.

4. Универсальность и абстрактность.

Римляне, умело индивидуализируя отношения и случаи, тем не менее создали систему права, пережившую века, за счёт того, что институты и юридические конструкции древнеримского права были рассчитаны не на одноразовое применение, а имели универсальный характер, и потому могут быть использованы с некоторой переработкой при регулировании экономических отношений современности.




3. Роль Римского права в истории права и его значение в системе юридических наук.
Римское государство являлось крупнейшим государством древности, которое, наряду с Древней Грецией, оказало значительное влияние на формирование европейской цивилизации, культуры и права.

Римское частное право (РЧП) это исторически сложившаяся система права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере частного интереса.

Значение РЧП для современной юриспруденции трудно переоценить. РЧП явилось наиболее развитой и законченной системой права, создавшей наиболее законченные и универсальные юридические формулы. Право Древнего Рима оказало огромное влияние на историю всего европейского континента, заложило основу для формирования

правовой культуры. Кроме того, роль РЧП для современного юриста можно отразить следующим образом:

1. РЧП заложило основу для формирования понятийного аппарата юриста (понятия и термины ,которыми оперируют юристы, особенно в области гражданского права, были разработаны древнеримскими юристами).

2. РЧП является правовым обеспечением экономической, и прежде всего, торговой деятельности (только там, где существует развитый торговый оборот, сложная структура отношений собственности, договорных отношений, возможно применить конструкции римского частного права. Именно поэтому римское частное право было предано забвению в период феодализма, когда господствовало натуральное хозяйство; в советский период, когда господствовали не естественные рыночные механизмы, а плановая экономика).

3. РЧП закрепило принцип приоритета судебной защиты прав лица (римские юристы разработали совершенную систему процессуальной защиты по частноправовым спорам, что заложило основу современного гражданского процесса).

4. РЧП является базой для становления современного гражданского законодательства (РЧП сформировало юридическое мышление Западной Европы).

Однако при всех его достоинствах, РЧП обладало и рядом недостатков.

Так, для РЧП была характерна слабая научная разработанность – как уже отмечалось. РЧП было построено, главным образом, на правоприменительной деятельности юристов. В силу этого, в римской юриспруденции отсутствовала единая научная концепция и теоретическим разработкам римские юристы предпочитали "живое" право

– описание и анализ конкретных юридических казусов.

Кроме того, римское право в некоторых случаях было весьма примитивной системой права, что вполне объяснимо с позиций патриархальности римского общества. Сегодня РЧП практически не имеет прикладного значения и применяется лишь в отдельных регионах, не имеющих построенной правовой системы, в качестве норм, заполняющих пробелы в праве (в частности, в племенах Южной Африки).


4. Понятие источников римского права
Исторически первым источником права как и любом раннеклассовом обществе был обычай. Обычай – это повторяющаяся и типичная в повседневном социальном поведении норма, которой придерживается общество. По содержанию обычаи представляли собой нормы морали, а значит, являлись первоначальными представлениями общества о плохом и хорошем, добром и злом, и нарушение обычных норм влекло за собой меры общественного воздействия.

Обычай как древнейшая форма образования римского права включал в себя:

Обычаи предков;

Обычная практика (обычаи, сложившиеся в толковательной практике жрецов);

Обычаи, сложившиеся в практической деятельности магистратов.

Обычные нормы не закрепляются в письменной форме, передаются из поколение в поколение, преемственность обычаев осуществлялась с помощью понтификов, жрецов, которым было вверено хранение заветов предков. Первым письменным кодексом, в котором были сосредоточены обычаи, являлись Законы XII таблиц, представлявшие собой источник национального римского права. Таблицы представляли собой 12 деревянных или мраморных дощечек, выставленных у входа в сенатскую курию. Но именно с созданием Законов XII таблиц связывают формирование так называемого

обычного права – это совокупность обычаев до государственного общества, получивших санкцию государства и поддержанных принудительной силой государства.

По мере расширения границ и укрпеления римского государства, роста товарно-денежных отношений обычное право перестаёт удовлетворять потребностям юридической практики и уступает дорогу закону

. Закон – это первый письменный источник римского права, принятый народным собранием.это только тот источник права, который принят коллегиально и принял в народном собрании; закон, принятый единолично или с нарушением процедуры его принятия, юридической силы не имеет.

Порядок принятия закона:

1. Магистрат разрабатывает проект закона и созывает народное собрание.

2. Народное собрание принимает или отклоняет закон (но не обсуждает).

3. Ратификация закона сенатом.



Виды законов:

 Плебисцит (это решения народных собраний плебса; первоначально были обязательны только для плебеев, с 287 г. до н.э. – для всего населения).

 Несовершенные (законы, не содержащие санкции);

 Законы, воспрещавшие какой-либо юридический акт и объявлявшие его недействительным;

 Законы, устанавливающие угрозу применения санкций за совершение юридических актов, не объявляя ничтожности данных юридических актов.

Закон, в отличие от обычая, был письменно закреплённым источником права, содержал в себе не нормы морали, а юридические нормы, а значит и поддерживался принудительной силой государства, а не просто мерами общественного воздействия.



Эдикты магистратов– это нормативные акты, принимаемые магистратом при вступлении в должность и содержащие программу действий в период осуществления им своих должностных обязанностей. Эдикты магистратов являлись источником преторского права периода республики. Изначально они составлялись в устной форме, а затем – в письменной. Эдикты магистратов назывались"годичными", поскольку срок действия преторских полномочий – 1 год, и при вступлении в должность оглашался магистратом.

Сенатусконсульты – это нормативные акты, издаваемые Сенатоми представляющие собой речь императора, произносимую в Сенате. Сенатусконсульты являлись основным источником права в период принципата, когда власть императора была ограничена, но при этом Сенат не имел полных законотворческих полномочий, т.е. можно говорить лишь о совещательных полномочиях Сената.

Конституции императоров приобрели актуальное значение в период домината, когда императоры приобрели неограниченную власть. Конституции императоров хотя и не являлись законом, но имели силу таковых Выделяли следующие виды императорских конституций:

Эдикты – распоряжения общего характера, обращённые к народу

Декреты – решения по судебным делам, рассмотренные императором в качестве высшей инстанции.

Рескрипты – ответы на поступающие к императору вопросы и ходатайства частного характера;

Мандаты – инструкции чиновниками представителям императорской власти в провинциях по административным вопросам.

Со временем проводилась кодификация конституций, воплощённая в Кодексе

и его составной части – Новеллах..

Деятельность юристов – это уникальный и своеобразный источник римского права, благодаря которому римское право пережило свою эпоху.

В древнейшую эпоху знатоками права были понтифики, присвоившие себе исключительное право толкования законов. С течением времени право приобретает светский характер, и его созданием и толкованием занимаются профессионалы-юристы. Основной целью деятельности юристов было применение законов, их толкование, редактирование формальных актов. Таким образом, за юристами признавали правотворческие функции


5. Обычное право и закон.
Исторически первым источником права как и любом раннеклассовом обществе был обычай. Обычай – это повторяющаяся и типичная в повседневном социальном поведении норма, которой придерживается общество. По содержанию обычаи представляли собой нормы морали, а значит, являлись первоначальными представлениями общества о плохом и хорошем, добром и злом, и нарушение обычных норм влекло за собой меры общественного воздействия.

Обычай как древнейшая форма образования римского права включал в себя:

Обычаи предков;

Обычная практика (обычаи, сложившиеся в толковательной практике жрецов);

Обычаи, сложившиеся в практической деятельности магистратов.

Обычные нормы не закрепляются в письменной форме, передаются из поколение в поколение, преемственность обычаев осуществлялась с помощью понтификов, жрецов, которым было вверено хранение заветов предков. Первым письменным кодексом, в котором были сосредоточены обычаи, являлись Законы XII таблиц, представлявшие собой источник национального римского права. Таблицы представляли собой 12 деревянных или мраморных дощечек, выставленных у входа в сенатскую курию. Но именно с созданием Законов XII таблиц связывают формирование так называемого

обычного права – это совокупность обычаев до государственного общества, получивших санкцию государства и поддержанных принудительной силой государства.

По мере расширения границ и укрпеления римского государства, роста товарно-денежных отношений обычное право перестаёт удовлетворять потребностям юридической практики и уступает дорогу закону

. Закон – это первый письменный источник римского права, принятый народным собранием.это только тот источник права, который принят коллегиально и принял в народном собрании; закон, принятый единолично или с нарушением процедуры его принятия, юридической силы не имеет.

Порядок принятия закона:

1. Магистрат разрабатывает проект закона и созывает народное собрание.

2. Народное собрание принимает или отклоняет закон (но не обсуждает).

3. Ратификация закона сенатом.



Виды законов:

 Плебисцит (это решения народных собраний плебса; первоначально были обязательны только для плебеев, с 287 г. до н.э. – для всего населения).

 Несовершенные (законы, не содержащие санкции);

 Законы, воспрещавшие какой-либо юридический акт и объявлявшие его недействительным;

 Законы, устанавливающие угрозу применения санкций за совершение юридических актов, не объявляя ничтожности данных юридических актов.

Закон, в отличие от обычая, был письменно закреплённым источником права, содержал в себе не нормы морали, а юридические нормы, а значит и поддерживался принудительной силой государства, а не просто мерами общественного воздействия

Структура закона была троякой, что соответствует современному

построению правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция):

 Надпись (указание на имя инициатора закона и вид народного собрания, принявшего закон);

 Содержание самого закона (правило поведения, которое следовало исполнять);

 Санкция за неисполнение закона.
Изначально закон и обычное право сосуществовали вместе, но постепенно закон вытеснил обычай и в период республики был основным источником права.
6. Эдикты магистратов.
Эдикты магистратов– это нормативные акты, принимаемые магистратом при вступлении в должность и содержащие программу действий в период осуществления им своих должностных обязанностей. Эдикты магистратов являлись источником преторского права периода республики. Изначально они составлялись в устной форме, а затем – в письменной. Эдикты магистратов назывались"годичными", поскольку срок действия преторских полномочий – 1 год, и при вступлении в должность оглашался магистратом. Именно с помощью преторских эдиктов и создавалось преторское право, в рамках которого претор мог предоставить защиту тому лицу, которое по цивильному праву

не было защищено, тем самым эдикты магистратов являлись весьма

гибким источником права, заполняя пробелы в праве, исправляя и дополняя цивильное право. Эдикт был обязателен для претора, его издавшего, но не обязателен для последующего претора. Новый претор мог включить в свой эдикт так называемую "переходящую часть" – наиболее устойчивую и повторяющую из эдикта в эдикт часть, которая в силу повторения уже стала общеобязательным правилом поведения, традицией.
Как уже отмечалось, изначально эдикт был обязателен только для претора, его принявшего, тем самым эдикты магистратов были динамичным источником права, постоянно изменяющимся. Но в период принципата, поскольку основные типы исковых формул уже сложились, преторский эдикт становится более статичным и практически не изменяется. В этот период и проводится кодификация преторских эдиктов, результатом которой стал Постоянный эдикт, над созданием которого трудился юрист Юлиан. Данный эдикт назывался постоянным, поскольку был неизменным и мог изменяться и дополняться только императором. С этого момента прекращается правотворческая деятельность преторов, что объясняется усилением власти императоров в пост классический период.
7. Деятельность юристов.
Деятельность юристов – это уникальный и своеобразный источник римского права, благодаря которому римское право пережило свою эпоху.

В древнейшую эпоху знатоками права были понтифики, присвоившие себе исключительное право толкования законов. С течением времени право приобретает светский характер, и его созданием и толкованием занимаются профессионалы-юристы. Основной целью деятельности юристов было применение законов, их толкование, редактирование формальных актов. Таким образом, за юристами признавали правотворческие функции



Основные направления деятельности юристов

- дача юридических консультаций.

- руководство процессуальными действиями, но не ведение дела в качестве адвоката.

– ограждение интересов граждан путём советов.

– составление юридических документов.

Труды римских юристов делят на пять основных категорий:

 Произведения, посвящённые разработке общих принципов цивильного права

 Комментарии к преторским эдиктам;

 Дигесты– собрание сочинений юристов;

 Институции – элементарные учебники для римских юристов;

 Сборники юридических казусов под названием "Вопросы",

С деятельностью римских юристов связывают образование двух школ в римской юриспруденции – прокулианцев и сабинианцев. Эти школы по-разному трактовали определённые вопросы частного права, исходя из разных философских концепций. Сабинианцы были материалистами, в силу чего считали первичной материю, а прокулианцы – идеалистами. Примерно к середине II столетия н.э. противоположности школ сабинианцев и прокулианцев сглаживаются и мы имеем дело с так называемой классической юриспруденцией.

Следует отметить, что – консультационная работа не была официальной, а точнее, предоставляемые гражданам консультации не носили характер общеобязательных и представляли собой частное мнение отдельного юриста. Однако, при императоре Октавиане Августе некоторым юристам была предоставлена особая привилегия – их консультации приобретают обязательную силу для судей. Данное право было узаконено Законом о цитировании 426 г. н.э., которым признавалась юридическая сила за высказываниями пятерых юристов и лиц, которые ссылались, цитировали этих юристов. Иначе говоря, только данным юристам было предоставлено право давать официальные юридические консультации. Причём, в некоторых случаях юристы могли не мотивировать своё решение, о г р а н и ч и в ш и с ь с л о в о м " Д а " и л и " Н е т " .

Деятельность римских юристов достигла своего апогея в период принципата, а в период домината римская юриспруденция пришла в упадок по причине усиления власти мператоров и воплощения их правовых предписаний в конституциях.
8. Кодификация римского права.
Кодификация РЧП – это процесс систематизации основных источников РЧП в период империи. До поры до времени существовала фикция единства законодательства. Каждый из императоров двух империй – Восточной и Западной – издавали законы от своего имени. С Феодосия II законы, изданный в одной половине империи должны иметь силу для другой половины, только если их подтвердит император другой половины. Кроме императорских конституций со временем силу закона приобрели и постановления префектов. Таким образом, уже в конце республики ощущалась потребность в систематизации норм РЧП. Впервые этот замысел пытался осуществить Цезарь, но он остался не реализованным.

Причины кодификации:

1. Политические – в период домината усилился процесс разложения Римской империи, её распада на Западную и Восточную, в силу чего кодификация была призвана централизовать власть путём создания единого источника римского права.

2. Правовые – скопление множества законодательных актов, в том числе и цивильного права, которые содержали отжившие правовые институты.

3. Ослабевала классическая римская юриспруденция. Юристы в
период поздней империи занимались не правотворчеством, а лишь комментариями трудов классических юристов. Кроме того, юристы-практики видели свою задачу в том, чтобы защитить интересы клиента путём искусно подобранных цитат из источников, что повлекло за собой ослабление юридического творчества, юридической техники. Конституции императоров, составлявшиеся императорскими чиновниками, отличались многословием, пышностью фраз, неточностью изложения и пробелами. Поэтому потребность в упорядочении многочисленных правовых норм становилась всё более актуальной.

Основной целью кодификации была "очистка" римского права от архаичных юридических конструкций и приведение всех норм РЧП к единому знаменателю.

Изначально кодификация носила частный характер, т.е.проводилась не на официальном уровне, а частными лицами, главным образом, юристами. Постепенно были созданы: Кодекс Григориана, Кодекс Гермогениана. Однако, эти кодексы были невелики по объёму и кроме того представляли собой лишь техническую систематизацию императорских конституций, независимо от их юридической силы.

Наиболее глобальной была кодификация, проводимая уже после падения Западной римской империи византийским императором Юстинианом и воплощённая в Кодексе Юстиниана, Кодекс Юстиниана состоял из следующих частей:

 Институции – элементарные учебники римского права.

 Дигесты (Пандекты) – сборник сочинений римских юристов;

 Кодекс – собрание императорских конституций;

 Новеллы – собрание новейших императорских конституций

Кодекс Юстиниана содержал в себе не только нормы частного, но и нормы публичного права, а также то, что ныне называется общей теорией права. Так, в ряде текстов даётся понятие права, определение науки права, правосудия, говорится о разделении права на публичное и частное, на цивильное и право народов. Кодификация Юстиниана носила

не только технический характер–юристы не ограничивались лишь извлечением цитат из сочинений юристов, но сокращали текст, устраняя устаревшие места.



9. Формы защиты прав.
В до государственный период Рима в случае нарушения прав отдельных лиц применялись обычаи, по которым самым тяжелым наказанием являлось изгнание из рода. Изгнание сменялось самоуправством, или поединком, посредством которого лицо защищало свои права собственными силами. Самоуправство как способ защиты частных прав имел место в самое древнее время.

Исторически гражданский процесс развился путем вытеснения и дисциплинирования самоуправства как способа защиты прав.

Государственные судебные магистраты наделялись юрисдикцией - правом организовывать для разрешения спора судебное разбирательство присяжных судей.

Судебное разбирательство между римскими гражданами считалось законным, если оно было организовано в Риме или в пределах первого помильного камня от Рима с участием одного судьи - римского гражданина. Судьями могли быть взрослые римские граждане, внесенные в особые списки. Функционировал судья либо единолично, либо в коллегии и назначался претором индивидуально для каждого дела.

Гражданский процесс в Риме затрагивал две группы вопросов:

организацию и функционирование правосудия.

В Риме существовало три формы (вида) гражданского процесса.

В древнем праве - легисакционный процесс.

В классическом праве - формулярный.

В постклассическом праве функционировал экстраординарный.

Возможность государственной защиты нарушенного права в Риме существенно отличается от современного правопонимания. Сегодня правовая доктрина говорит о приоритете права, т.е. нарушение субъективного гражданского права автоматически влечёт защиту его в суде или иных государственных органах, для подачи иска или жалобы не требуется чьей-либо санкции. Таким образом, право самоценно и его нарушение влечёт необходимость его защиты по желанию потерпевшего.

Правопонимание римских юристов, было несколько иным. римское частное право определяется как система исков, понимая под этим то, что римляне не мыслили существование своего материального права автономно от его защиты в случае нарушения. Но иск в РЧП понимался в материальном смысле как совершение юридически значимого действия, основанного на праве. Точнее, материальные нормы римского права сливались воедино с процессуальными нормами, предусматривавшими подачу иска как основного средства защиты от противоправных действий. Это во-первых. И во-вторых, право у лица возникало не в силу наличия у субъекта возможностей осуществлять определённые правомочия, а право появлялось лишь тогда, когда возможность защиты такого права подтверждалась претором или судьёй. Ежегодная программа действий магистрата (эдикт) открывалась словами:"Я дам иск".Иначе говоря, только при обращении потерпевшего в

государственные органы за защитой нарушенного права, такое право могло возникнуть и соответственно принудительно защищаться государством. Если же претор отказывал в предоставлении государственной защиты, лицо лишалось возможности осуществлять предоставленные юридические правомочия по защите своих требований.

Таким образом, в Риме о праве лица речь могли идти лишь в том случае, если государственная власть в лица претора, предоставляла лицу возможность предъявления иска. Именно поэтому римское право и называют системой исков.


следующая страница >>