1. Целевой раздел - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
1. Целевой раздел - страница №1/10







Содержание
Введение………………………………………………………………………………………..4
1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………….…6 - 10

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной

образовательной программы основного общего образования……………………….…10 - 69

1.2.1. Общие положения…………………………………………………………………….…10 - 14

1.2.2. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты……………….…..14 - 17

1.2.3. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ…...17 - 69

1.2.3.1. Формирование универсальных учебных действий……………………………….…17 - 21

1.2.3.2. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся………………………………..21 - 24

1.2.3.3. Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности……………………24 - 25

1.2.3.4. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом…………………………………..25 - 26

1.2.3.5. Русский язык……………………………………………………………………………26 - 32

1.2.3.6. Литература………………………………………………………………………………32 - 33

1.2.3.7. Иностранный язык. Второй иностранный язык………………………………………33 -36

1.2.3.8. История России. Всеобщая история…………………………………………………..36 - 39

1.2.3.9. Обществознание………………………………………………………………………..39 - 43

1.2.3.10. География………………………………………………………………………………43 - 47

1.2.3.11. Математика. Алгебра. Геометрия…………………………………………………….47 - 51

1.2.3.12. Информатика…………………………………………………………………………..51 - 52

1.2.3.13. Физика………………………………………………………………………………….52 - 55

1.2.3.14. Биология………………………………………………………………………………..56 - 57

1.2.3.15. Химия…………………………………………………………………………………..57 - 60

1.2.3.16. Изобразительное искусство…………………………………………………………..60 - 62

1.2.3.17. Музыка………………………………………………………………………………….62 - 63

1.2.3.18. Технология……………………………………………………………………………..63 - 65

1.2.3.19. Физическая культура…………………………………………………………………..65 - 66

1.2.3.20.  Основы безопасности жизнедеятельности………………………………………….66 - 69



1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения

основной образовательной программы основного общего образования……………….70 - 81

1.3.1. Общие положения………………………………………………………………………...70 -72

1.3.2. Особенности оценки личностных результатов…………………………………………72 - 73

1.3.3. Особенности оценки метапредметных результатов……………………………………73 - 77

1.3.4. Особенности оценки предметных результатов…………………………………………77 - 79

1.3.5. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и

портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений………...79 - 80

1.3.6. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от основного

к среднему (полному) общему образованию ………………………………………………….80 - 81
2. Содержательный раздел

2.1. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного

общего образования……………………………………………………………………………83 - 96

2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов………………………………...96 - 153

2.2.1. Общие положения………………………………………………………………………..96 - 97

2.2.2. Основное содержание учебных предметов на ступени основного общего образования

Русский язык…………………………………………………………………………………….98 -102

Литература……………………………………………………………………………………...102-110

Иностранный язык. Второй иностранный язык ……………………………………………..110-115

История России. Всеобщая история…………………………………………………………..115-128

Обществознание………………………………………………………………………………..128-130

География………………………………………………………………………………………131-137

Математика. Алгебра. Геометрия…………………………………………………………….137-140

Информатика…………………………………………………………………………………..140-142

Физика………………………………………………………………………………………….142-144

Биология………………………………………………………………………………………..144-145

Химия…………………………………………………………………………………………..146-147

Изобразительное искусство…………………………………………………………………..147-148

Музыка…………………………………………………………………………………………148-149

Технология……………………………………………………………………………………..149-150

Физическая культура ………………………………………………………………………….150-151

Основы безопасности жизнедеятельности…………………………………………………...152-153

Приложения.

2.3.Программа воспитания и социализации обучающихся (Приложение).

2.4.Программа коррекционной работы (Приложение).
3. Организационный раздел

3.1. Примерный учебный план основного общего

образования (Приложение)…………………………………………………………………..155-157

3.1.1. Особенности организации образовательного процесса на ступени основного

общего образования в МОУ СОШ № 4……………………………………………………….158-163

3.1.2. Учебный план основного общего образования на 2012-2017 гг. (недельный)……………………………………………………………………………………..163-164

3.1.3. Учебно – методическое обеспечение введения ФГОС………………………………..164

3.1.4. План внеурочной деятельности основной образовательной программы основного

общего образования в МОУ СОШ № 4 на 2012-2017 гг.……………………………………165-166

3.2. Система условий реализации основной образовательной программы

3.2.1. Описание кадровых условий реализации основной образовательной

программы основного общего образования………………………………………………….166-167

3.2.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной

программы основного общего образования………………………………………………….167-173

3.2.3. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы

основного общего образования………………………………………………………………..174-176

3.2.4. Материально-технические условия реализации основной образовательной

программы………………………………………………………………………………………176-178

3.2.5. Информационно-методические условия реализации основной

образовательной программы основного общего образования………………………………178-182

3.2.6. Модель сетевого графика (дорожной карты) по формированию необходимой



системы условий реализации ООП ООО……………………………………………………..183-185

Используемые понятия, обозначения и сокращения…………………………………….185-187

Приложения.

Основная образовательная программа основного общего образования

МОУ СОШ № 4

на 2012 - 2017 гг.

Введение
Основная образовательная программа основного общего образования состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного.
Целевой раздел включает в себя:

  • Пояснительную записку;

  • Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;

  • Систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.


Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает в себя образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных, метапредметных результатов:

  • Программы отдельных учебных предметов, курсов;

  • Программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования;

  • Программу коррекционной работы.


Организационный раздел устанавливает рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы и включает в себя:

  • Учебный план основного общего образования;

  • Систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.



Целевой раздел
ООП ООО

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Основная образовательная программа основного общего образования МОУ СОШ № 4 г. Чебаркуля на 2012 - 2017 гг. разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 (зарегистрированным Минюстом России 01.02.2011 г. , рег. № 19644), приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 05.10.2010 г. № 02-600 «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования в Челябинской области на 2011- 2015 годы, направленного на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», на основе «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа»/ [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011 г., подготовленной Институтом стратегических исследований в образовании РАО (научные руководители член – корреспондент РАО А.М. Кондаков, академик РАО Л.П. Кезина), Уставом МОУ СОШ №4, Программой развития МОУ СОШ №4 «Комфортная школа».

Важными факторами модернизации российского образования являются национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», федеральный проект «Модернизация системы общего образования», которые оказывают существенное влияние на внедрение инноваций в образовательный процесс.

Выполнение Программы развития ОУ «Комфортная школа» позволило создать в школе образовательную среду, обеспечивающую реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта, личностно ориентированной концепции образования.

Разработка основной образовательной программы основного общего образования осуществляется МОУ СОШ № 4 самостоятельно с привлечением органов самоуправления школы (педагогического совета, Совета школы), обеспечивающих государственно- общественный характер управления образовательным учреждением, с учетом типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Образовательная программа ОУ формируется с учетом возрастных, психологических, физиологических и индивидуальных возможностей обучающихся основной школы, с соблюдением принципа преемственности в обучении на разных ступенях образования, а также с учетом особенностей и традиций школы.

Основная образовательная программа основного общего образования в МОУ СОШ № 4 направлена на обеспечение общедоступного бесплатного, качественного образования.

Срок реализации Основной образовательной программы основного общего образования в МОУ СОШ № 4: 2012-2017 гг.


Общие сведения об образовательном учреждении

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс.

Юридический адрес: 456444, Челябинская область, город Чебаркуль, улица Каширина, 57. Телефон: 9-12-88, факс: (8-35168)9-12-88.

Учредитель – муниципальное образование «Чебаркульский городской округ» в лице главы Чебаркульского городского округа. МОУ СОШ № 4 зарегистрирована распоряжением главы города Чебаркуля от 29. 06. 1995 г. № 416-р.

МОУ СОШ № 4 прошла аккредитационную экспертизу в 2011 году и получила свидетельство о государственной аккредитации рег. № 864 от 27 декабря 2011 г., действительное по 27 декабря 2023 года.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности МОУ СОШ № 4 выдана Министерством образования и науки Челябинской области, серия А № 0002790, рег. № 9812 от 12 мая 2012 г. Настоящая лицензия предоставлена бессрочно.

Школа находится на территории военного гарнизона в 3,5 км от города Чебаркуля, является социокультурным центром поселка Каширина. С 1964 года школа носит имя Героя Советского Союза младшего сержанта Алексея Каширина.

Исходя из государственной гарантии прав граждан на получение бесплатного общего образования, в МОУ СОШ № 4 реализуются общеобразовательные программы двух ступеней общего образования:

-основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет)- 5-9 классы;

-среднее общее образование (нормативный срок освоения 2 года) - 10-11 классы.

В 8-9 классах осуществляется предпрофильная подготовка обучающихся.

В 10-11 классах на основании образовательного запроса учащихся и их родителей (законных представителей) реализуется профильное обучение социально - экономического направления.

Дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые в школе:

-кружки, спортивные секции;

-элективные курсы в соответствии с учебным планом ОУ.

Обучение и воспитание ведется на русском языке.

В МОУ СОШ № 4 преподаются:

в качестве государственного языка– русский язык;

в качестве иностранного языка – английский, немецкий.

Обучение в МОУ СОШ № 4 - очное.

Платных образовательных услуг школа не оказывает.
Концепция воспитательной системы МОУ СОШ № 4 строится в соответствии с  Законом РФ «Об образовании», Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», Конвенцией о правах ребенка и другими нормативно- правовыми документами в сфере образования, Уставом МОУ СОШ № 4, Программой развития ОУ "Комфортная школа".

Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную деятельность детей.

Для воспитательной системы школы характерны: развитие, ориентация учащихся и учителей на творчество, интеграция основного и дополнительного образования, благоприятный психологический климат, предоставление участникам образовательного процесса права выбора, поиск личностно-ориентированных технологий и форм воспитания.

Организация учебно - воспитательного процесса в ОУ закладывает у подрастающего поколения основы общественных идеалов и ценностей.
Цели и задачи основной образовательной программы

основного общего образования

Цели реализации основной образовательной программы основного общего образования:

-обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

-становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.
Задачи:

-обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

-обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего полного общего образования;

-обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

-установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации

-обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников, единства учебной и внеурочной деятельности;

-взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами (как внутри системы образования, так и в рамках межведомственного взаимодействия);

-выявление и развитие способностей обучающихся, их образовательных склонностей, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

-организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

-участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

-включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (поселка Каширина, города Чебаркуля) для приобретения опыта реального управления и действия;

-социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, в сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

-сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.


Принципы и подходы при реализации основной образовательной программы основного общего образования
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

-формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

-ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

-признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

-учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

-разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Возрастные особенности психофизического развития обучающихся основной ступени образования
Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11-15 лет, связанных:

-с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели, к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося - направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий; инициативу в организации учебного сотрудничества;

-с осуществлением на каждом возрастном уровне (11-13 лет и 13-15 лет), благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;

-с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

-с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;

-с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества – от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской;

-с освоением нового содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально-желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся на каждом из возрастных этапов.
Переход обучающегося в основную школу совпадает с

предкритической фазой развития ребенка – с переходом к кризису младшего подросткового возраста (11-13 лет, 5-7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания - представления о том, что он уже не ребенок, т.е. чувство взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с «моралью послушания», на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (14-15 лет, 8-9 классы) характеризуется:

-бурным, скачкообразным характером развития, т.е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребенка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;

-стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

-особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

-процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;

-обостренной, с одной стороны, в связи с возникновением чувства взрослости восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающую фактически интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;

-сложными поведенческими проявлениями, с другой стороны, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослым со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);

-изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий – объемы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).

Учет особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.

Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.



1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
1.2.1 Общие положения

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее – планируемые результаты) представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее – системой оценки), выступая как содержательная и критериальная основа для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, с одной стороны, и системы оценки, с другой.



В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатовличностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе – государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и, прежде всего – с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие обобщенные классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, предъявляемых учащимся.




Ключевые умения и навыки обучающихся

Вид и содержание учебных задач, реализующих формирование и оценку умений и навыков

1

Освоение систематических знаний

Учебно-познавательные задачи по:

  • первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;

  • выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;

  • выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.

2

Самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний

Учебно- познавательные задачи по:

  1. использованию знако-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам,

  2. установлению аналогий и причинно-следственных связей,

  3. построению рассуждений, соотнесения с известным; требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представление ее в новой форме, переноса в иной контекст и т.п.

3

Разрешение проблем / проблемных ситуаций

Учебно- практические задачи по:

1) принятию решения в ситуации неопределенности, например, выбора или разработки оптимального или наиболее эффективного решения,

2) созданию объекта с заданными свойствами,

3) установлению закономерностей или «устранения неполадок» и т.п.



4

Сотрудничество

Учебно- практические задачи по:

-организации совместной работы в парах или группах с распределением ролей/ функций и распределением ответственности за конечный результат



5

Коммуникация

Учебно- практические задачи по:

-созданию письменного или устного текста / высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой объемом, форматом( например, сообщения, комментарии, пояснения, призывы, инструкции, теста – описания или текста – рассуждения, формулировки и обоснования гипотезы, устного или письменного заключения, отчета, оценочного суждения, аргументированного мнения и т.п.)



6

Самоорганизация и саморегуляция

Учебно- познавательные и учебно-практические задачи по организации выполнения задания:

-планирование этапов выполнения работы,

-отслеживание продвижения в выполнении,

-соблюдение графика подготовки и представления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы



7

Рефлексия

Учебно- познавательные и учебно-практические задачи:

-самостоятельная оценка или анализ собственной учебной деятельности с позиции соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и/или самостоятельной постановки учебных задач (например, что надо изменить, выполнить по- другому, дополнительно узнать и т.п.)



8

Ценностно – смысловые установки

Учебно- познавательные и учебно-практические задачи:

-выражение ценностных суждений и / или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно- этических нормах, эстетических ценностях, аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки



9

ИКТ - компетентность

Учебно- познавательные и учебно-практические задачи:

педагогически целесообразное использование ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования ключевых навыков


В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства учащихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития ребёнка.


Структура планируемых результатов освоения ООП ООО

1)  Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего образования, описывающие основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности учащихся, в развитие их способностей1. Этот блок результатов отражает такие общие цели образования как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса, целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами различных предметов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации; а полученные результаты характеризуют эффективность деятельности системы образования на федеральном и региональном уровнях.

2) Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ. Эти результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться2» к каждому разделу учебной программы. Они описывают примерный круг учебно-познавательных и учебно-практических задач, который предъявляется учащимся в ходе изучения каждого раздела программы.

Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится», ориентируют на то, какие уровни освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидаются от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени и необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством учащихся – как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность учащихся. Иными словами в этот блок включается такой круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации, и которые в принципе могут быть освоены подавляющим большинством учащихся – при условии специальной целенаправленной работы учителя.

Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки, или портфеля достижений), так и в конце обучения, в том числе – в форме государственной итоговой аттестации. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность учащихся, ведется с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития большинства учащихся, – с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение учащимися заданий базового уровня, служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

В блоках «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала, или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные учащиеся. В повседневной практике преподавания эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения учащимися – как в силу повышенной сложности учебных действий для учащихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведется преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.

Частично задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться» могут включаться в материалы итогового контроля. Основные цели такого включения – предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных учащихся. При этом невыполнение учащимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов этого блока, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев достижение планируемых результатов этого блока целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать в виде накопленной оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.

Подобная структура представления планируемых результатов подчеркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке учащихся.



Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования

На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:



  • четырёх междисциплинарных учебных программ

– «Развитие универсальных учебных действий»,

-«Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»,

-«Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»,

-«Основы смыслового чтения и работа с текстом»;



  • учебных программ по всем предметам – «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык. Второй иностранный язык», «История России. Всеобщая история», «Обществознание», «География», «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика», «Физика», «Биология», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности».


1.2.2. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты

В результате изучения всех без исключения предметов основной школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

В ходе изучения средствами всех предметов у выпускников будут заложены основы формально-логического мышления, рефлексии, что будет способствовать:

• порождению нового типа познавательных интересов (интереса не только к фактам, но и к закономерностям);

• расширению и переориентации рефлексивной оценки собственных возможностей — за пределы учебной деятельности в сферу самосознания;

• формированию способности к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

В ходе планирования и выполнения учебных исследований обучающиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.

В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий у выпускников будут заложены:

• потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;

• основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;

• основы ценностных суждений и оценок;

• уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;

• основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.

В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.

В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:

• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);

• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

• готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.



В частности, формированию готовности и способности к выбору направления профильного образования способствуют:

• целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов;

• реализация уровневого подхода как в преподавании (на основе дифференциации требований к освоению учебных программ и достижению планируемых результатов), так и в оценочных процедурах (на основе дифференциации содержания проверочных заданий и/или критериев оценки достижения планируемых результатов на базовом и повышенных уровнях);

• формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки;

• организация системы проб подростками своих возможностей (в том числе предпрофессиональных проб) за счёт использования дополнительных возможностей образовательного процесса, в том числе: факультативов, вводимых образовательным учреждением1; программы формирования ИКТ-компетентности школьников; программы учебно-исследовательской и проектной деятельности; программы внеурочной деятельности; программы профессиональной ориентации; программы экологического образования; программы дополнительного образования, иных возможностей образовательного учреждения;

• целенаправленное формирование в курсе технологии представлений о рынке труда и требованиях, предъявляемых различными массовыми востребованными профессиями к подготовке и личным качествам будущего труженика;

• приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности.

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

• формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

• практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

• развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

• практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

• развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

• практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.

Обучающиеся приобретут потребность поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; освоят эффективные приёмы поиска, организации и хранения информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в Интернете; приобретут первичные навыки формирования и организации собственного информационного пространства.

Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами).

Обучающиеся смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.

Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.



следующая страница >>