№ Сохранение биологического разнообразия. Тема № Территориальная охрана природы. Дополнительные материалы - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
№ Сохранение биологического разнообразия. Тема № Территориальная охрана природы. - страница №1/1



РАП. Прикладная экология, лекция 3, ау. 214, 13:50-15:10, 20.02.12, доцент кафедры земельного и экологического права, к.ю.н. Е. А. Высторόбец


[наименование тем дается с учетом одноименных УМК и цели подачи неюридической дисциплины как специальной части курса правовых дисциплин]
Тема № 3. Сохранение биологического разнообразия.

Тема № 4. Территориальная охрана природы.

Дополнительные материалы

3
Понятие

Охрана животного мира по сути отграничена от его использования от пользования объектами животного мира. Охрана животного мира - деятельность, направленная на сохранение биологического разнообразия [1] и обеспечение устойчивого существования животного мира [2], а также на создание условий для устойчивого использования [3] и воспроизводства объектов животного мира [4] (абз. 10 ст. 1 ФЗ-52).



Результаты деятельности по охране животного мира согласно Закону - это:

[1] во-первых, сохранение биологического разнообразия животного мира - разнообразия объектов животного мира в рамках одного вида, между видами и в экологических системах (абз. 4 ст. 1 ФЗ-52) [видовое (таксономическое), экосистемное, генетическое биологическое разнообразие];

[2] во-вторых, обеспечение устойчивого существования животного мира - существования объектов животного мира в течение неопределённо длительного времени (абз. 6 ст. 1 ФЗ-52) [существование биологических видов, их популяций на определённых территориях, акваториях должно быть вне угрозы сокращения ареалов их распространения, сокращения численности популяций; этой цели отвечает охрана среды обитания объектов животного мира (природной среды, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы, абз. 9 ст. 1 ФЗ-52) - деятельность, направленная на сохранение или восстановление условий устойчивого существования и воспроизводства объектов животного мира (абз. 11 ст. 1 ФЗ-52)];

[3] в-третьих, создание условий для устойчивого использования объектов животного мира - использования объектов животного мира, которое не приводит в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия животного мира и при котором сохраняется способность животного мира к воспроизводству и устойчивому существованию (абз. 8 ст. 1) [отличительная черта этого результата - сохранение способности животного мира к воспроизводству, в отличие от элементов биологического разнообразия требует не только встречи особей одного вида, но и того, чтобы эти особи были разных полов, чтобы прочие условия были благоприятны; этой цели также отвечает охрана среды обитания объектов животного мира, понятие которой упомянуто выше];

[4] в-четвёртых, воспроизводство объектов животного мира, достижению этой цели, в числе других целей, согласно Закону служит установление ограничений и запретов на использование объектов животного мира (ст. 21).
Сохранение биологического разнообразия
"Биологическое разнообразие" означает вариабельность живых организмов из всех источников, включая, среди прочего, наземные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются, это понятие включает в себя разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем (Конвенция о биологическом разнообразии1, Рио-де-Жанейро, 13.06.92, ратиф. Российской Федерацией 04.07.95). В соответствии с Конвенцией понятие биологического разнообразия включает видовое (таксономическое) разнообразие, межвидовое разнообразие (экологическое, экосистемное), генетическое разнообразие.

В преамбуле к Конвенции о биологическом разнообразии Договаривающиеся Стороны отметили, что сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия имеет решающее значение для удовлетворения потребностей в продовольствии и здравоохранении, а также других потребностей растущего населения Земли и что доступ как к генетическим ресурсам, так и технологиям и их совместное использование имеют важное значение для решения этих задач.


Сохранение видового (таксономического) разнообразия
[1] Федеральный закон «О животном мире» приближает нас к характеристике понятия сохранения видового разнообразия практически только тем, что указывает на одну из его черт в операциональном содержании, как оно может быть достигнуто – «путём изменения вида пользования животным миром с запрещением изъятия объектов животного мира из среды обитания и организации использования этих объектов без изъятия в культурно-просветительных, рекреационных и эстетических целях, включая организацию экологического туризма» (абз. 2 ст. 21).

Из содержания Закона «сохранение» является «охраной» в узком смысле, входит в состав понятия «охрана животного мира».

Также прямо указывается, что для охраны объектов животного мира и среды их обитания (в том числе для сохранения видового разнообразия) принимаются специальные государственные, федеральные, территориальные, местные программы [ещё межмуниципальные согласно ФЗ-7], в рамках которых осуществляются конкретные мероприятия.

Так что же такое «сохранение» («консервация») видового разнообразия? Ответ на этот вопрос находится в одном из самых «молодых» актов экологического законодательства.



Сохранение водных биоресурсов - поддержание водных биоресурсов или их восстановление до уровней, при которых могут быть обеспечены максимальная устойчивая добыча (вылов) водных биоресурсов и их биологическое разнообразие, посредством осуществления на основе научных данных мер по изучению, охране, воспроизводству, рациональному использованию водных биоресурсов и охране среды их обитания (п. 7 ст. 1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.04 № 166-ФЗ; как хорош заголовок, вот же он предмет!).

Сохранение видового биологического разнообразия – поддержание популяций биологических видов или их восстановление до уровней, при которых может быть обеспечено максимальное пользование объектами животного мира, посредством осуществления на основе научных данных мер по изучению, охране, воспроизводству, рациональному использованию объектов животного мира и охране среды их обитания.

Воспроизводство объектов животного мира, как следует из определения, должно рассматриваться в качестве меры по сохранению биологического разнообразия, формы поддержания и восстановления популяций, а не меры по обеспечению возможности неограниченного пользования объектами животного мира. Создание условий для воспроизводства объектов животного мира является косвенной мерой по сохранению биологического разнообразия.

Традиционной формой сохранения биологического (видового - таксономического) разнообразия является создание особо охраняемых природных территорий. Встреча особей одного вида - необходимое условие его сохранения. При высокой степени фрагментации территории необходимо увеличение степени связанности ландшафта - увеличение вероятности этой встречи. Эта цель достигается объединением разрозненных местообитаний «экологическими коридорами» для беспрепятственных миграций животных, созданием «экологических сетей».

Специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания вправе вносить предложения об организации видовых заказников на <…> защитных участках территорий и акваторий (абз. 5 ст. 22 ФЗ-52).

Особой охране подлежат животные, занесённые в Красную книгу, содержащую рекомендации по мерам сохранения биологических видов.

По существу, не региональная Красная книга на Земле одна: это Красная книга Международного союза охраны природы (МСОП)2 - единственная, которая даёт информацию о редких видах в пределах всего ареала. Лишь в этом случае речь идёт о планетарном сохранении редких видов. Все остальные национальные Красные книги региональны, только территориальные масштабы их различны.

Например, в Красной книге СССР (сейчас это Россия, страны СНГ и Балтии) из 80 видов птиц менее 20 внесены в Красную книгу МСОП, а остальные являются, таким образом, регионально редкими. Национальные Красные книги, за редким исключением, дают информацию лишь о частях ареалов видов и подвидов животных и растений. Только в случаях с узкоареальными видами можно говорить о сохранении мирового генофонда в масштабах той или иной национальной или даже региональной Красной книги. Для животных это довольно редкое явление (например, русская выхухоль или эндемики озера Байкал).3

Концепция регионализма в охране редких видов животных подразумевает использование следующих принципов (Рогачёва,1990)4:

1. Списки регионально редких видов нельзя составлять путём простого выписывания их из Красных книг большего административного ранга. В каждом списке должны присутствовать виды, редкие именно в данном регионе.

При этом, разумеется, в нём должны быть виды, внесенные в Красные книги МСОП и России - даже в тех случаях, когда виды, охраняемые как угрожаемые объекты мирового генофонда, в данном регионе более или менее обычны, как эндемики озера Байкал или краснозобая казарка, которая гнездится почти исключительно на Таймыре, и др.

2. В региональных Красных книгах проявляется необходимость использования популяционного подхода. Почти никогда вид не охраняется и не требует охраны в одинаковой степени по всему ареалу. Яркий пример - дикий северный олень в Красноярском крае. Таймырская популяция служит основой для промысла, в то время как популяции этого вида в таежной части края и в Саянах нуждаются в безусловной охране и почти все внесены в региональную Красную книгу. Популяционный принцип вдвойне важен для мигрирующих птиц, у различных популяций которых, нередко гнездящихся на одной и той же территории, имеются различные пути пролёта и различные зимовки. В этом плане уникальны утки и другие гусеобразные Западной и Центральной Сибири.

3. Принцип опережающей природоохранной стратегии предполагает включение видов в региональные Красные книги на основе прогноза ухудшения состояния среды их обитания. Многие группы животных и растений особо уязвимы в условиях антропогенных изменений окружающей среды.

Среди птиц это почти все степные и лесостепные виды, большая часть хищных птиц и сов, журавли, большая часть других водных и околоводных видов. В отношении таких групп стратегия охраны должна опережать их угнетение и резкое снижение численности, иначе гибель их будет неизбежной.



Сохранение экологического разнообразия

Термины Конвенции о биологическом разнообразии «разнообразие между видами» и «разнообразие экосистем» мы понимаем обобщённо, как экологическое разнообразие. Гипотетически представим: на территории не 100 птиц 10 видов, из которых 92 вороны и галки, а 100 птиц 10 видов по 10 особей каждого вида при оптимальном соотношении полов для конкретного вида. Очевидно, что во втором случае вероятность сохранения биологических видов выше, чем в первом, это межвидовое разнообразие высокого уровня. Экологическое разнообразие непосредственно связано с сохранением видов естественных экологических систем.

"Экосистема" означает динамичный комплекс сообществ растений, животных и микроорганизмов, а также их неживой окружающей среды, взаимодействующих как единое функциональное целое (Конвенция о биологическом разнообразии, Рио-де-Жанейро, 13.06.92)5.

Обязанность Договаривающихся Сторон в рамках имеющихся у них возможностей содействовать защите экосистем и принимать меры по реабилитации и восстановлению деградировавших экосистем закреплена в Конвенции о биологическом разнообразии (п. «d», «f» ст. 8).

Для обозначения видов деятельности по сохранению экологического разнообразия (что следует из второго определения) в Конвенции использованы понятия "сохранение ex-situ" (сохранение компонентов биологического разнообразия вне их естественных мест обитания) и "сохранение in-situ" (сохранение экосистем и естественных мест обитания, а также поддержание и восстановление жизнеспособных популяций видов в их естественной среде, а применительно к одомашненным или культивируемым видам - в той среде, в которой они приобрели свои отличительные признаки).

Сохранение генетических ресурсов животного мира

Согласно Закону генетические ресурсы животного мира - часть биологических ресурсов, включающая генетический материал животного происхождения, содержащий функциональные единицы наследственности (абз. 5 ст. 1 ФЗ-52). "Генетический материал" означает любой материал растительного, животного, микробного или иного происхождения, содержащий функциональные единицы наследственности (Конвенция о биологическом разнообразии, Рио-де-Жанейро, 13.06.92). "Генетические ресурсы" означают генетический материал, представляющий фактическую или потенциальную ценность (Конвенция о биологическом разнообразии).

Необходимо сохранение минимальной численности вида, предотвращающей развитие инбредной депрессии (необратимого от поколения к поколению сокращения шансов на выживание из-за изменения количества и распределения в популяциях вида аллелей различных генов).

Важными направлениями сбережения генетических ресурсов является контроль обращения (предотвращение угроз со стороны) генетически модифицированных организмов, особая охрана «генетически слабых» видов от более сильных6.

Закон устанавливает, что «мероприятия по гибридизации объектов животного мира допускаются только по разрешению соответствующих специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания при наличии заключения компетентных научных организаций с учётом требований экологической безопасности» (ст. 25 ФЗ-52).

В Конвенции о биологическом разнообразии отдаётся предпочтение осуществлению мер для сохранения компонентов биологического разнообразия, созданию и поддержанию условий для сохранения и исследования ex-situ растений, животных и микроорганизмов, предпочтительно в стране происхождения генетических ресурсов, в стране происхождения компонентов биологического разнообразия (п. «a», «b» ст. 9). Это означает, что каждое государство несёт ответственность не только за сохранение эндемичных, встречающихся только на его территории видов, но и за все виды, для которых его территория является местом происхождения. Использование этого положения при охране биологического вида, к которому оно применимо, усилит обоснование необходимости его охраны в конкретном государстве.

«Последний рубеж обороны» в сохранении генетических ресурсов животного мира - сохранение геномов исчезающих биологических видов методом криоконсервации клеток.

Генетическое разнообразие помогает приспособиться к новым вредителям и болезням, изменениям среды обитания, климата и технологий. Именно поэтому во многих станах мира создаются так называемые "банки растений", где пытаются сохранить каждый организм – не исключено, что какой-то ещё сыграет свою незаменимую роль в деле спасения жизни.



Обращение с генетически изменёнными организмами

Вопросов обращения с генетически изменёнными организмами, генетически модифицированными (трансгенными) организмами и продуктами с их содержанием («еды Франкенштейна», «генетического загрязнения») касаются:

Декларация Всемирной Конференции по окружающей среде и развитию, принятая в Рио-де-Жанейро в 1992 году (Принцип 15 - принцип предосторожности);

Конвенция о биологическом разнообразии 1992 года;

Картахенский протокол по биобезопасности 2000 года к Конвенции о биологическом разнообразии 1992 года (Найроби);

Амманская резолюция 2001 года, принятая на 2 сессии Всемирного Конгресса МСОП;

Конвенция о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды 1998 года (Орхусская конвенция);

Руководство по обращению с ГИО, принятое на Первой Конференции Сторон Орхусской Конвенции в г. Лукка, Италия 23.10.027.

За рубежом действует значительное число региональных (например, в рамках Европейского Союза) и национальных законодательных актов. Например, британский Закон об охране окружающей среды 1990 года относит несоблюдение правил обращения с ГМО к уголовным преступлениям и устанавливает более 20 составов преступлений, против правил обращения с ГМО8.

Дополнительно к праву вынесения приговора о применении штрафных санкций и лишении свободы (размеры, сроки, составы подробно регламентированы) «суды получили сравнительно необычное полномочие, присудить лицу, признанному виновным в преступлении, связанном с оценкой риска, с разрешением или его отсутствием, с заявлением о запрете - предпринять шаги, указанные в постановлении, чтобы устранить последствия действия или оплошности, приведших к осуждению» - отмечают английские юристы9.

«Хорватия и Шри-Ланка пытались ввести мораторий на любое использование ГМО на своих территориях, однако заинтересованные в другом развитии событий страны-производители трансгенов и Всемирная торговая организация быстро "умерили" эти настроения. Недавно Зимбабве отказалось от гуманитарной помощи из США именно по причине того, что в состав сельскохозяйственного груза входили трансгены» - сообщается в бюллетене «Экология и право»10.

Регулирование обращения с генетически изменёнными организмами в Российской Федерации на сегодняшний день весьма неполно и фрагментарно, условия до 10 раз более свободные (в части долей содержания ГМО, при которых требуется обязательная маркировка), чем в Западной Европе, и те, если соблюдаются, то упоминание наносится миниатюрным шрифтом жёлтого цвета на светлом фоне (проверено - Е.В.).

Особо актуальны «несколько проблемных сфер – появление новых вредителей, суперсорняков, генетическое загрязнение, перекрёстное опыление ГМ культур и обычных [у животных кроссбридинг], появление новых вирусов, а также другие частные "слабые места" в зависимости от типа ГМО»11.

Обеспечение устойчивого существования животного мира

[2] Чтобы обеспечить устойчивое существование животного мира необходимо обеспечить исполнение простого правила - возвращать природе всё, что у неё взято. В случае невозможности восстановления каких-либо условий в натуре, необходимо принятие компенсаторных мер, косвенно смягчающих для природы последствия деятельности человека или природных причин. Важной компесатороной мерой по восстановлению условий устойчивого существования и воспроизводства объектов животного мира является интродукция, реинтродукция биологических видов, в недавнем прошлом обитавших на определённой территории или обоснованное восполнение образовавшихся экологических ниш новыми видами (акклиматизация, реакклиматизация).

Обязанность принимать меры для восстановления и реабилитации находящихся в опасности видов и для их реинтродукции в места их естественного обитания при соответствующих условиях на Договаривающиеся Стороны возложена Конвенцией о биологическом разнообразии (п. «с» ст. 9).

При размещении, проектировании и строительстве населённых пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геолого-разведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий (абз. 2 ст. 22 ФЗ-52).

При размещении, проектировании и строительстве аэродромов, железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и иных гидротехнических сооружений должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки (абз. 3 ст. 22 ФЗ-52).

В целях охраны мест обитания редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов животного мира выделяются защитные участки территорий и акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуществления их жизненных циклов (размножения, выращивания молодняка, нагула, отдыха, миграции и других). На защитных участках территорий и акваторий запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и технологии их проведения, если они нарушают жизненные циклы объектов животного мира (абз. 4 ст. 22 ФЗ-52).

Таблица 1



Обеспечение устойчивого существования объектов животного мира в некоторых международно-правовых документах


Конвенция о континентальном шельфе, Женева, 29.04.58, подписана СССР 31.10.58, ратиф. Президиумом ВС СССР 20.10.60, вступила в силу 10.06.64, п. 7 ст. 5.

Прибрежное государство обязано принимать в зонах безопасности все надлежащие меры охраны морских живых ресурсов от вредоносных воздействий [500 м. вокруг возведенных сооружений и других установок].

Европейская конвенция по защите животных при международной перевозке, Париж, 13.12.68 – в ред. 10.05.79 [Совет Европы] (Документ о присоединении СССР к Конвенции и Дополнительному протоколу к ней от 10.05.79 сдан 13.11.90, Конвенция и Дополнительный протокол к ней вступили в силу для СССР 14.05.91), ст. 43 [взято 17.04.05] http:www.acdi-cida.ru/cida_ inform/environment/31.pdf.

[например, трансграничная интродукция] Животные перевозятся только в соответствующим образом сконструированных транспортных средствах или контейнерах, на которых при необходимости должно быть указано, что в них находятся пугливые или опасные дикие животные. Кроме того, должны иметься четкие письменные инструкции о питании и подаче воды и о любом необходимом особом уходе.

Конвенция о сохранении тюленей Антарктики, Лондон, 03.02.72 [депозитарий - Великобритания], ст. 4.

[исключения из регулируемого пользования] (1) Независимо от положения настоящей Конвенции, любая из Договаривающихся сторон может выдавать разрешения на забой или отлов тюленей в ограниченных количествах в соответствии с задачами и принципами настоящей Конвенции в следующих целях: (а) для обеспечения жизненно необходимого питания для людей или собак; (b) для проведения научных исследований; (с) для получения образцов для музеев, учебных или культурных учреждений.

Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах, Гданьск, 13.09.73, абз. 2 ст. 1.

[Договаривающиеся Государства будут:] – разрабатывать и осуществлять организационные и технические мероприятия по сохранению и увеличению живых ресурсов, включая меры по искусственному воспроизводству ценных видов рыб и/или участие в них финансовыми средствами на равной и справедливой основе, а также принимать другие меры по рациональному и эффективному использованию живых ресурсов.

Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, Женева, 18.05.77, ратиф. Президиумом ВС СССР 16.05.78, вступила в силу для СССР 05.10.78.

Статья IV Каждое государство – участник настоящей конвенции обязуется принять любые меры, которые оно сочтет необходимыми в соответствии со своими конституционными процедурами, по запрещению и предотвращению любой деятельности, противоречащей положениям настоящей конвенции, под его юрисдикцией или под его контролем, где бы то ни было.

Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана, Москва, 11.02.92, абз. 10 преамбулы.

[Стороны настоящей Конвенции] желая создать эффективный механизм международного сотрудничества в целях содействия сохранению анадромных видов в северной части Тихого океана [цели распространяются также на сохранение экологически связанных видов].

Конвенция о сохранении ресурсов минтая и управлении ими в центральной части Берингова моря, Вашингтон, 16.06.94, п. (d), части 2 приложения к Конвенции.

[эффективная система управления промыслом минтая в Конвенционном районе] (d) содержит <…> в надлежащих случаях другие специальные меры по сохранению и управлению.

Запрещается выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов, удобрений, других опасных для объектов животного мира и среды их обитания материалов, сырья и отходов производства без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира, а также ухудшения среды их обитания (абз. 3 ст. 28 ФЗ-52).

В целях уменьшения вредного воздействия на животный мир применение химических препаратов защиты растений и других препаратов должно сочетаться с осуществлением агротехнических, биологических и других мероприятий (абз. 4 ст. 28 ФЗ-52).

Правила разработки, проведения испытаний и нормативы применения химических и биологических препаратов, а также перечень этих препаратов утверждаются специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора и агрохимической службы Российской Федерации с учётом международных стандартов (абз. 5 ст. 28 ФЗ-52).

Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов и линий связи и электропередачи разрабатываются специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и утверждаются Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (абз. 6 ст. 28 ФЗ-52).

Создание условий для устойчивого

использования объектов животного мира

[3] "Устойчивое использование" означает использование компонентов биологического разнообразия таким образом и такими темпами, которые не приводят в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия, тем самым сохраняя его способность удовлетворять потребности нынешнего и будущих поколений и отвечать их чаяниям (Конвенция о биологическом разнообразии). <…>

Природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы (среда обитания) должна быть не слишком благоприятной, чтобы животные не потеряли инстинкты, но и не настолько враждебной, когда объекты животного мира не в состоянии получить из среды обитания всё им необходимое. Человек должен восполнять, некомпенсируемое иными природными условиями, несоответствие природной среды потребностям животных. <…> Группам энтузиастов-орнитологов даже удаётся заменять некоторым видам птиц их родителей, учить чад есть, летать, а когда придёт пора вести за собой на лёгком летательном аппарате (к которому птицы приучены, как к «родителю») в районы зимовки. С развитием этого направления заботы о животных связывают появление новых видов профессий. Их представители будут тем больше востребованы, чем яснее осознание обществом опасности потерять некогда богатое биологическое разнообразие.
Создание условий для воспроизводства объектов животного мира
[4] Воспроизводство объектов животного мира, по сути, является предупредительной мерой, позволяющей избежать причинение вреда окружающей среде в результате уменьшения биологического разнообразия, и имеет важное государственное природоохранное, культурное, рекреационное, экономическое, просветительское, пропагандистское, воспитательное и другое значение.

<…> Нет необходимости прямо осуществлять воспроизводство биологических видов. Природа сделает это сама. Необходимо не мешать ей, создать условия, охранять среду обитания биологических видов.

В этом смысле, например, рыборазведение и зарыбление водоёмов в размерах, обеспечивающих поддержание природной способности к самовоспроизводству является способом создания условий для воспроизводства (восстановлением), а не собственно воспроизводством биологических видов, которое произойдёт независимо от человека. На практике созданием таких условий является выпуск в природу особей определенного пола, без представителей которого, популяция обречена. И выпуск особей одного пола к особям другого – это не воспроизводство биологического вида, а лишь создание условий, восстановление среды обитания биологического вида, создание условий его самовоспроизводства, его сохранение.

Московская кольцевая автодорога разделяет на московскую и областную части территорию, управление которой осуществляет ФГУ «Национальный парк «Лосиный остров». Разорваны популяции животных.

Сохатые «из области» во время гона не смогут пройти на московскую территорию, а инцест и родственные «браки» приводят к вырождению лосей. Для освежения крови молодняк завозят из Костромской области12.

Необходимым методом воспроизводства объектов животного мира, в случае падения численности популяции, является искусственная инсеминация. Кроме того, воспроизводство объектов животного мира может обеспечиваться косвенно, путём создания других условий для его осуществления, путём охраны среды обитания объектов животного мира.

Так, например, Каждая из Договаривающихся Сторон Конвенции о биоразнообразии в рамках "сохранения in-situ" - сохранения экосистем и естественных мест обитания, а также поддержания и восстановления жизнеспособных популяций видов в их естественной среде, принимает меры по реабилитации и восстановлению деградировавших экосистем и содействует восстановлению находящихся в опасности видов, в частности, посредством разработки и осуществления планов и других стратегий рационального использования (п. «f» ст. 8).



Территориальная охрана природы

Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", ред. от 18.07.2011 // СЗ РФ. 1995 (20.03). № 12. Ст. 1024. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=121970;dst=4294967295;from=117593-0 (30.11.2011).



Интерэкоправовая охрана земель, недр и почв

Земли, недра и почвы не выступают обособленными объектами международно-правовой охраны ныне на глобальном уровне. Их охрана международным правом осуществляется в связи с установлением режима в рамках использования других природных объектов (Мирового океана) или предотвращением угроз территориям, биологическим видам (борьба с опустыниванием, охрана местообитаний). В незначительных масштабах, за исключением системы Антарктического договора, развита территориальная охрана природы – создание международных природных заповедников, резерватов.

В общей сложности в группе “договоры о местообитаниях”, включающей систему Антарктического договора учтено по состоянию на 01.01.2012 многосторонних договоров – 57,13 двусторонних – 18 и одно “другое” – межведомственное Соглашение.14

Из глобальных договоров территориальную охрану отдельных категорий земель и объектов предусматривают Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц 1971 года (Рамсарская конвенция); Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года.

Для природы аридных зон особое значение имеет Конвенция по борьбе с опустыниванием 1994 года, принятая в Париже. Ее цели: борьба с опустыниванием и ликвидация последствий засухи в странах, которые подвергаются опустыниванию. Основные положения: международные усилия, включая привлечение финансовых средств; передача технологий; обмен информацией, проведение научных исследований и разработка программ. И. О. Краснова отметила, что механизм имплементации основан на исполнении взаимосвязанных обязательств Сторон. Первое – обязательство стран, подверженных опустыниванию – готовить планы действий. Второе – обязательство развитых стран предоставлять основательную финансовую и другую помощь в подготовке и выполнении этих программ.15 <…>

Известны следующие виды международных ООПТ (число трансграничных обозначено *): Объекты Всемирного природного наследия (183); совпадающие Объекты Всемирного природного наследия и объекты всемирного культурного наследия (28); Биосферные заповедники ЮНЕСКО (8*); Рамсарские угодья (>1900 в т.ч. 29*); Объекты наследия АСЕАН (28-35);16 Угодья сети Натура-2000 классифицируемые согласно Директиве 2009/147/EC Европейского Парламента и Совета об охране птиц (>25 000); другие региональные, а также многосторонние и двусторонние международные ООПТ.17

Единого перечня трансграничных ООПТ мира обнаружить не удалось. В самом последнем доступном тематическом издании МСОП, ЮНЕП и WCMC18 “Список охраняемых территорий ООН 2003 года” сообщается, что в мире 4 633 международно-назначенных территорий (internationally designated sites).19 Использованный термин, насколько известно, не имеет международно-правового определения, в связи с чем указанное число вызывает сомнения. Всемирная база данных по охраняемым территориям МСОП и Всемирной комиссии по охраняемым территориям не позволяет получить информацию о трансграничных объектах.

Точнее представляется Глобальный список международно-примыкающих комплексов, подготовленный Доротеей Жбиц (Dorothy Zbicz) в 2001 году. Научно систематизированный перечень ООПТ включен в издание в качестве приложения.20 Он дает представление о числе фактически примыкающих друг к другу охраняемых территорий, “пар” – на границе двух государств (666) и “троек” на границах трех государств (31 из 666).

Список трансграничных биосферных заповедников, созданных в рамках программы ЮНЕСКО “Человек и биосфера” (MAB) включает по состоянию на 17.05.2010 восемь (8) заповедников.21

Примером создания государствами ООПТ, вне программ международных организаций является Соглашение о сотрудничестве между правительствами Камеруна, ЦАР и Конго о местоположении трехстороннего Парка Сангха (Sangha) от 07.12.2000. Номинация о его учете в Списке Всемирного природного наследия получена МСОП 15.03.2010– ID No. 1380.22

Территориальная охрана природы (создание охраняемых территорий) является неотъемлемым и, пожалуй, самым важным способом охраны окружающей среды в целом. Создание единого международного режима, кодификация минимального набора правил образования международных природных охраняемых территорий и их режимов является важнейшей перспективной задачей интерэкоправа.

Недра суши находятся в юрисдикции государств, а под мандатом ООН или под международной юрисдикцией участки суши находятся недолговременно. Поэтому на современном этапе интерэкоправовое регулирование использования недр касается в основном района морского дна Мирового океана.

Резолюцией 2749 (XXV) от 17.12.1970 Генеральной Ассамблеи ООН принята Декларация принципов, регулирующих режим дна морей и океанов и его недр за пределами действия национальной юрисдикции.

Конвенцией 1982 года введен специальный термин “район”, также называемый “международный район морского дня”, а в разделе XI установлен режим использования его недр. Конвенция относит район и его ресурсы к общему наследию человечества.

Е. Е. Вылегжанина считает, что “основу экологического обеспечения разработки и осуществления проекта в сфере недропользования составляет процедура оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, которая, как показывает мировой правовой опыт, в ряду современных правовых механизмов регулирования природопользования и сохранения природы играет ведущую роль”.23 С точки зрения фактической и потенциальной действенности отдельных институтов, с этим необходимо согласиться. Конвенция 1982 года и Соглашение 1994 года,24 создающее параллельный режим, не исключают оценку, а, например, Правила поиска и разведки кобальтоносных железомарганцевых корок в Районе (проект от 26.04-07.05.2010),25 подготовленные Советом Международного органа по морскому дну по просьбе Российской Федерации, прямо предусматривают осуществление программ оценки воздействия на морскую среду: 5(2), 20(1b, с), 33(6). Программы оценки в международном формате – подобие ОВОС, которая является согласно Конвенции Эспо 1991 года национальной процедурой (ст. 1(VI)). А вот “рабочие эталонные полигоны” (правило 33(6)) – будет ценная новация интерэкоправа, заслуживающая внимания и возможной рецепции для использования на территории государств, когда проект примут.

Регулирование в первую очередь коснется кобальтоносных корок (КМК), полиметаллических сульфидов (ГПС), железомарганцевых конкреций (ЖМК), в которых полезное содержание металлов, таких как никель, кобальт, медь, марганец, золото, серебро, цинк и других превосходит содержание в аналогичных месторождениях, разрабатываемых на континентах.

Почвы редко являются специальным предметом международно-правовых актов. Их интерэкоправовой охране посвящены:

Всемирная почвенная хартия ФАО 1982 года, в которой содержатся основные принципы устойчивого управления почвенными ресурсами и защиты почв;26

Протокол о почвах от 16.10.1998 к Альпийской конвенции 1991 года;27

Модельный закон СНГ об охране почв, принятый постановлением Межпарламентской Ассамблей от 31.10.2007 № 29-16;28 и другие документы.

Международный Союз наук о почве создал Рабочую группу по международным действиям в области устойчивого использования почв (IASUS).29



Интерэкоправовая охрана фауны

Считается, что открыта меньшая часть биологических видов, обитающих на Земле. Действенной правовой охраной пользуются единицы.

Понятия отдельно взятого биологического вида или их совокупности в биологии приближено к реальному. Для интерэкоправа оно номинально. Видом животных признается объект, отвечающий формально определенным признакам, имеющим правовое значение для применения конкретного нормативного акта. Цель определения понятия в праве (но не в правовой науке!) заключается не в том, чтобы максимально полно, исчерпывающе раскрыть его содержание.30 В определенном нормативном акте, договоре внимание обращено на отдельные признаки, при недостаточности которых для идентификации объекта, смысл которого “биологический вид”, могут быть использованы нормы других договоров и нормативных актов, а также биологические (таксономические) знания.

Именно в этой связи дефиниция вида в Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения 1974 года дана с оговоркой “если другое значение не требуется по смыслу” (пункт “а” статьи 1)31:

“а) “Виды” означает любые виды, подвиды или же географически отделенная их популяция;”<…>

По смыслу права термин “вид” (биологический вид) понимается, как часть естественных генетически или репродуктивно идентичных биологических объектов, обладающих комплексом биологических особенностей и иных свойств, относимая к одному виду в установленном порядке, кроме искусственно генетически модифицированных организмов. Гибриды могут относиться к правовому понятию биологического вида, как отдельные таксоны. ГМО, а также клоны видов, репродуктивное клонирование которых запрещено, в его объем целесообразно не включать, так как специальный правовой режим, установленный в их отношении должен иметь свои особенности.

Основные интерэкоправовые нормы об охране животных содержат:

1) Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения 1973 года (СИТЕС);

2) Конвенция о биологическом разнообразии 1992 года;32

3) Картахенский протокол по биобезопасности 2000 года;33

4) Нагойский протокол регулирования доступа к генетическим ресурсам 2010 года и другие акты.34

Только немногие договоры требуют от договаривающихся сторон предусматривать уголовные санкции за экологические преступления.35

Конвенция СИТЕС представляет собой пример такого договора, как один из немногих актов интерэкоправа, содержащих юридически обязательные нормы и сравнительно обеспеченных механизмом имплементации. Основным законным субъектом, осуществляющим перемещение объектов СИТЕС, являются зоопарки и передвижные выставки.

Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 года (Боннская конвенция), охватывает более 40 государств и Европейское экономическое сообщество.

Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе 1979 года (Бернская конвенция) связывает более 20 сторон.

Промышленное морское рыболовство с иностранным элементом с точки зрения экологического и интерэкоправа (конвенционного и договорного) актуально пятижды <…>. Получившие выражение и развитие в российском экологическом законодательстве нормы интерэкоправа, касающиеся наблюдателей, были отменены на “волне” деэкологизации законодательства, дальнейшая судьба этого института в отечественном законодательстве под вопросом.36

Многочисленная группа двусторонних договоров о сотрудничестве в области рыболовства содержит нормы об охране и рациональном использовании биологических ресурсов, входящие по предмету в интерэкоправо.

Интерэкоправовая охрана флоры

Интерлесноеправо (МЛП) – предметная совокупность принципов и норм, регулирующих охрану лесов и рациональное использование их ресурсов, а также сотрудничество в этой области. Отечественные нормативные акты, регулирующие лесные отношения отчасти выражают лесное право – компонент экологического права, а международно-правовые акты, регулирующие лесные отношения – международное лесное право – компонент интерэкоправа. “Частично” в силу того, что помимо формальных норм jus scriptum существуют обычаи и другие неписаные источники форм и формы источников права, а понятия права и закона не тождественны.

Обязательных международных договоров, регулирующих международную торговлю древесиной, за исключением деревьев, находящихся под угрозой исчезновения, подпадающих под СИТЕС в настоящее время нет.37

Правовой охране и регламентированию использования лесов посвящены:

Конвенция СИТЕС 1973 года, которая строго регулирует международный оборот отдельных образцов: “Любая торговля образцами видов, включенных в Приложение I, осуществляется в соответствии с положениями настоящей Статьи.” (пункт 1 статьи III).



Международное соглашение по тропической древесине 1983 г., 1994 г., 2006 г. не допускает оговорок и устанавливает, что «“Устойчивое лесопользование” понимается согласно соответствующим программным документам и техническим предписаниям Организации;» (пункт 2 статьи 2), а «“Организация” означает Международную организацию по тропической древесине, учрежденную в соответствии со статьей 3;» (пункт 6 статьи 2)38. При его заключении Россия стала одной из 24 стран-потребителей, которые обязались к 2000 году перейти к неистощительному управлению своими собственными лесами39.

Заявление о принципах 1992 г. – первое глобальное соглашение в отношении лесов, которые помимо материальных нужд удовлетворяют культурные и духовные потребности человечества.40 “Согласованные совокупные приростные издержки получения благ, связанных с сохранением и устойчивым развитием лесов, требуют активизации международного сотрудничества и должны справедливо распределяться <…>.” (принцип/элемент 1b)41;

Повестка дня на XXI век 1992 г. содержит главу 11 о борьбе с обезлесением и лесопользовании, предусматривая основные направления рационализации этой работы. В частности это: “исследования в таких областях, как рациональное использование лесов, биологическое разнообразие, <…>.” (подпункт “g” пункта 11.3)42.

Декларация тысячелетия ООН 2000 г. от имени сторон, ее подписавших гласит: “[М]ы <…> для начала заявляем о своей решимости: <…> активизировать наши коллективные усилия по лесоустройству, сохранению всех типов лесов и устойчивому развитию лесного хозяйства;” (абзац 2 пункта 23)43.

Резолюция ЭКОСОС от 18.10.2000 № 2000/35 об учреждении Форума ООН по лесам “постановляет, что основная цель международного соглашения по лесам заключается в обеспечении рационального использования, сохранения и устойчивого развития всех типов лесов и в укреплении с этой целью необходимой долгосрочной политической воли. <…> причем эта деятельность должна согласовываться с существующими международными обязательными документами по лесам и дополнять их;” (пункт 1)44.

План выполнения решений Йоханнесбургской встречи 2002 г. предписывает “незамедлительно принять меры на национальном и международном уровнях к поощрению и облегчению путей обеспечения устойчивого процесса заготовки древесины и способствовать процессу предоставления финансовых ресурсов и передаче и разработке экологически безопасных технологий, решая тем самым проблему неустойчивости процесса заготовки древесины;” (подпункт “d” пункта 45)45.

В силу краткого объема раздела мы не проводим обзор исследований46, не цитируем общие и более специальные нормы, имеющие отношение к лесам, например, из Международной конвенции по борьбе с опустыниванием 1994 г., Киотского протокола 1997 г., Международной конвенции по защите растений 1997 г., не касаемся региональных и локальных документов. Но о сертификации стоит сказать отдельно.

Схемы сертификации делят по лицам. От первого лица – гарантирует только, что продукт соответствует репутации производителя. От второго лица – свидетельствует о соблюдении отраслевых правил, например, об изготовлении товара, экологически обоснованным способом. Таковы серии ИСО 14 000 систем экологического менеджмента, которые основаны на саморегулировании, не нацелены на качество конечного продукта,47 но нужны рынку для восполнения отсутствия экологических идей в ГАТТ.48 От третьего лица – независимое удостоверение соответствия лицами, не связанными с производителями. Каждая из систем не безупречна и не достаточно обеспечена механизмами. Но международные стандарты могут рассматриваться нарушением правил ВТО, которые запрещают принимать их, как нетарифные барьеры торговли.

Отсюда международная система сертификации по существу, основанная на общепризнанных моделях – актуальный вопрос. Но сначала – экологическая сертификация лесов, лесных товаров, управления лесами49 и предосторожность. Последняя необходима из-за угроз лесам и биоразнообразию. Выводы Джолин Лин по частному вопросу таковы: “внедрение биотоплива должно проходить существенно медленнее, пока не внедрены адекватные критерии оценки эффектов перемен, показавшие эффективность”. Обзор Эдда Галлагхера заканчивается словами о том, что “должна быть возможность создать исключительно устойчивое производство, гарантировать, что надежные, комплексные и обязательные стандарты устойчивого производства разрабатываются и внедряются” и “политика незамедлительно должна обратить внимание на внедрение необходимых индикаторов и создание условий, которые позволят промышленности развивать устойчивое производство”50.

Тем не менее, mini-minimorum “международное лесное право, в самом деле, существует, однако, оно не выражено в принятой форме, как конвенция и протокол”51. Рони Липшуц указывает, что нет глобального центра, который подобно правительству страны осуществлял бы управление лесным хозяйством мира, что не означает отсутствие транснационального регулирования.

Прав Майк Апси , что международное соглашение по лесам могут предложить Россия и Канада. В нем стоит отразить не только политическую волю, но правила и схемы рационального лесопользования в целях получения товарной древесины и других продуктов по всем основным типам лесов и способам ведения хозяйства, для последующего уточнения и расширения их состава. Идея не исключает заключения специальных соглашений, например, по бореальным лесам, лесам умеренных поясов.



Пример применения правовой охраны травянистых растений обнаруживает канадская судебная практика. В канадском докладе52 сообщается, что в 2003 году импортер 211 орхидей, включенных в приложение I СИТЕС в соответствии с канадским Законом об охране диких животных, растений и регулировании международной и межпровинциальной торговли [1992, c. 52], и канадским Таможенным законом [1985, c. 1 (2nd Supp.)] был оштрафован на 15 тыс. канадских долларов, из которых треть отдана некоммерческой группе граждан на сохранение растений в образовательных целях в Виннипегском ботаническом саду (Winnipeg Plant Conservatory) (С. 142-143). В российском докладе,53 несмотря на то, что соответствующие исследования проводятся достаточно регулярно,54 о штрафах, о доступе общественности к правосудию по “экологическим делам”, связанным с сохранением биоразнообразия не упоминается.
Контрольные вопросы

  1. Назовите основные направления деятельности по охране животного мира. Как с ними связано сохранение биологического разнообразия?

  2. Назовите показатели биологического разнообразия в зависимости от состава, расселения и организменных особенностей биологических видов.

  3. Какие российские законодательные акты касаются сохранению биоразнообразия?

  4. Назовите формы и способы сохранения биоразнообразия

  5. Что Вам известно о концепции регионализма в охране редких видов животных?

  6. В чем опасность неконтролируемого распространения ГМО, каким термином называется этот процесс?

  7. Приведите примеры международно-правового обеспечения устойчивого существования животных.

  8. В чем, по Вашему мнению, заключается территориальная охрана природы?

  9. Назовите виды и категории охраняемых природных территорий России и международных ООПТ.

  10. Какие компоненты природной среды и каким образом охраняет право в рамках территориальной охраны природы?


Некоторые примерные темы итоговых работ

  1. “Зеленые” инвестиции банков развития

  2. Общее природопользование за рубежом

  3. Законы зарубежных стран о землепользовании

  4. -/- о недрах

  5. -/- о почвах

  6. -/- о водопользовании

  7. -/- об охране атмосферы

  8. -/- о растительном мире

  9. -/- о лесопользовании

  10. -/- о животном мире

  11. -/- о рыболовстве

  12. -/- о ГМО

  13. -/- об аквакультуре и марекультуре

  14. Нормативные акты зарубежных стран о биотопливе

  15. Нормативные акты зарубежных стран об иных организмах (вирусы, бактерии, грибы)

  16. Законы зарубежных стран об охране озонового слоя

  17. Развитие национального космического права

  18. Законы зарубежных стран об экосистемах

  19. Законы зарубежных стран о природных ландшафтах

Задания к семинару

5. Изобразить в тетради схему “классификация видов загрязнения” для дискуссии и совместной доработки.



6. Составить список тем, представляющих интерес для изучения в рамках курса Прикладной экологии.

1 Конвенция о биологическом разнообразии - Convention on Biological Diversity. Год и место принятия: 1992 г., Рио-де-Жанейро, Бразилия. Участники: 167 государств, Европейское экономическое сообщество (EEC/ЕЭС с 1992 г. Европейское сообщество - Сообщество). Цели: сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование компонентов биологического разнообразия, справедливое распределение преимуществ (выгоды) от использования генетических ресурсов. Основные положения: объявление принципа национального права на местные природные ресурсы с одновременным соблюдением прав других государств; сотрудничество в области сохранения биологического разнообразия в регионах, не попадающих под национальную юрисдикцию; ответственность государств за формирование и реализацию национальных стратегий, планов и программ по сохранению и рациональному использованию биологического разнообразия. Адрес секретариата: 15 chemin des Anemones, 1219 Chatelaine, Geneva, Switzerland (Высторобец Е. А. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и природных ресурсов. Справочное пособие. М.: МНЭПУ, 2000. - 80 с., С. 29); См. текст: http://www.un.org/russian/documen/convents/biodiv.htm.

2 МСОП - Международный союз охраны природы - Всемирный союз охраны природы [и природных ресурсов - ранее] - International Union for Nature Conservation (IUCN) - The World Conservation Union. Год создания: 1948 г. Участники: более 952 члена из 139 стран мира (74 правительства, 111 правительственных организаций, 731 НПО, 36 ассоциированных членов, не имеющих права голоса). Цели: влияние, поддержка и помощь организациям мира в деле сохранения целостности и разнообразия природы; обеспечение разумного и экологически устойчивого использования природных ресурсов. Основная деятельность: осуществление мониторинга природоохранной деятельности; разработка требований по охране природы для использования местными организациями; составление планов действий на различных уровнях; содействие мерам, принимаемым правительственными и неправительственными организациями в области охраны природы; распространение информации через сеть МСОП; предоставление помощи и консультаций. Адрес: Rue Mauvemey 28, СН-1196 Gland, Switzerland (Высторобец Е. А. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и природных ресурсов. Справочное пособие. М.: МНЭПУ, 2000. - 80 с., С. 20).

3 Цит. по: Сохранение биологического разнообразия: позитивный опыт / 1 Идеи, имевшие позитивное значение в сохранении биоразнообразия / 1.2. Создание и ведение красных книг - действенная форма сохранения биологического разнообразия / 1.2.4. Региональные Красные книги в России http://195.208.223.253/~vart/doc/gef/GEF_A/ A11/AC24_124.html.

4 Там же: Сохранение биологического разнообразия: позитивный опыт.

5 Экосистема – понятие, введённое А. Тенсли (Tansley A. G. The use and abuse of vegetation concepts and terms // Ecology. 1935. V. 16. № 3), обозначающую относительно устойчивую систему динамического равновесия, в которой организмы и неорганические факторы являются полноправными компонентами. Экосистемы представляют собой совместно функционирующие на данном участке организмы (биотическое сообщество), взаимодействующие с физической средой таким образом, что поток энергии создаёт чётко определённые биотические структуры и круговорот веществ между живой и неживой частями. В дальнейшем понятие трансформировалось многими авторами, и в своей функциональной части близко к понятию биогеоценоза, но лишено географичности последнего, и следовательно, размеры экосистемы не определяются заранее заданным правилом (А. Н. Тюрюканов, В. Д. Александрова, 1969). Экосистемы могут быть разных порядков: от самых мельчайших до весьма обширных вплоть до биосферы. Экосистема – широкое понятие и в этом смысле близко к понятиям комплекс природный, геосистема, но более биологично по существу, поскольку центральной концепцией экосистем является представление о цепях питания и трофических уровнях. Предлагались и др. термины, адекватные по содержанию экосистеме: микрокосм (Форбс, 1887); голоцен (Фридерикс, 1931); биохора (Пальман, 1931); биосистема (Тиннеман, 1941); экотон (Тролль, 1950); сайт (Хилс, 1960), не получившие распространения.

Биогеоценоз – «совокупность на известном протяжении земной поверхности однородных природных явлений (атмосферы, горной породы, растительности, животного мира и мира микроорганизмов, почвы и гидрологических условий), имеющая свою особую специфику взаимодействия этих слагающих её компонентов и определённые темпы обмена веществом и энергией их между собой и с другими явлениями природы и представляющая собой внутренне противоречивое диалектическое единство, находящееся в постоянном движении, развитии» (В. Н. Сукачёв, 1964) от экосистемы отличается строгой биохронологической основой. – Цит. по: Снакин В.В. Экология и охрана природы. Словарь-справочник. Под ред. А.Л.Яншина. М.: Academia, 2000, 384 с., ил. С. 37, 323-324.



6 Примером деятельности в рамках второго направления является совместный проект Королевского общества по охране птиц (Великобритания), Траста [по охране] водоплавающих [птиц] и водно-болотных угодий, Испанского орнитологического общества и международной неправительственной организации Бёрдлайф Интэрнэшанл по охране белоголовой (европейской) савки от более агрессивной в своём брачном поведении американской (ямайской) савки. Если их контактам не воспрепятствовать (мероприятия по борьбе с кроссбридингом, со скрещиванием), то доминантные генетические характеристики американских савок и их гибридов поглотят белоголовых савок. Самцов савок легко узнать по их необычно большим синим клювам. Этот вид стал символом охраны водно-болотных угодий в ареале его распространения. Наибольшую часть существующей в мире популяции составляют примерно 19 000 птиц, которые выводят птенцов в Российской Федерации и Казахстане. Правительства европейских стран одобрили Европейский план действий по охране белоголовых савок (Action for white-headed ducks. Video film. © RSPB, 1997).

7 Генетически модифицированные организмы - это биологические химеры, в гены которых введены фрагменты ДНК из любых живых организмов - бактерий, растений, насекомых, рыб, животных или даже человека. Вставленные чужеродные фрагменты ДНК могут улучшить полезные для человека свойства. Это приводит к снижению себестоимости полученных из них продуктов питания и увеличению прибыли. Но ген вставляется вслепую и как поведет себя в дальнейшем, наука ответить не может. Наибольшее распространение получило использование в США таких генетически изменённых культур, как соя (55% на рынке в 1999 году), кукуруза (35% на рынке в 1999 году), масличное растение рапс (канола) и хлопок. Сейчас 98% мирового производства ГМО (соя, кукуруза, рапс, хлопок и картофель) сосредоточено в США, Бразилии, Чили, Канаде и Китае.

Опасения экологов вызывают работы по созданию методами генной инженерии «суперлосося», или «франкенфиш», как его окрестили защитники природы. Он разводится в принадлежащих американской компании «Эй-Эф протеин» садках. «Франкенфиш» в несколько раз превышает своего дикого родственника в размерах. Он в два раза быстрее растёт и быстрее размножается. Защитники окружающей среды с ужасом говорят о том, что может произойти, если это чудовище вырвется из неволи. Один из самых знаменитых примеров на эту тему - акклиматизация нильского окуня в озере Виктория в 60-х годах прошлого века, приведшая к исчезновению 200(!) видов местных рыб и экологической катастрофе, последовавшей в прибрежных районах (Американский жиртрест, или к чему приводит генетически модифицированные продукты // Интернет-журнал Монокль. Изд. с декабря 2002 г. Опубликовано: 30.06.04 16:54 [взято 13.04.05] http://borovik.com/index. php?statia=111).



8 Environmental Protection Act 1990 (c. 43) 1990 c. 43 (section 118) © Crown Copyright 1990 [taken 13.04.05] http://www.hmso.gov.uk/acts/acts1990/Ukpga_19900043_en_7. htm#mdiv118.

9 Woolley QC David, Pugh-Smith John, Langham Richard, Upton William. Environmental Law. - Oxford: OUP, 2000, P. 352.

10 Право на биологическую безопасность. Международные дни борьбы с ГМО 1-15 апреля // Экология и право. / Союз "За химическую Безопасность". Ред. и издатель Лев А. Фёдоров Сообщение ECO-HR.1006, 20 апреля 2003 г. Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr.

11 Иванченко С. А. Загадка ГМО. Тезисы докладов. Международная научно-практическая конференция «Экологическая безопасность: природа и общество», СПб, Русское географическое общество, Гидрометеорологический институт, 02-03.04.04 http://ceirus.ru/old_site/rus/our_public/pages_29_98.doc.

12 Пичугина Е. / Московский комсомолец. 23.09.04. - Цит. по: Пичугина Е. Лосиный остров скоро может остаться без лосей. / Зелёный мир. Экология: проблемы и программы. Общероссийская некоммерческая научно-публицистическая и информационно-методическая газета. № 5-6 (451-452). 2005. С. 9.

13 Например, Соглашение об учреждении Арабского центра изучения засушливых и бесплодных земель от 03.09.1968; Конвенция об учреждении Постоянного межгосударственного комитета по борьбе с засухой в Сахеле от 12.09.1973; Протокол о средиземноморских особо охраняемых территориях от 03.04.1972.

14 Соглашение между Министерством окружающей среды и развития территории Республики Молдовы, Министерством окружающей среды и вод Румынии и Министерством окружающей среды и природных ресурсов Украины о сотрудничестве по созданию охраняемой территории для дельты Дуная и Прутул де Жоса от 05.06.2000; из отчета Всемирного банка известно о подписанном в Бухаресте того же числа Болгарией, Румынией, Украиной и Молдавией Заявления о зеленом коридоре в нижнем течении Дуная, а также о подписанном между Румынией и Молдавией 27.07.2000 Протокола по созданию Трансграничного биосферного заповедника Дельты Дуная и Научного заповедника Прутул де Жос – см.: Report No: 27746-MD. Project Appraisal Document on a Proposed Global Environment Facility Grant in the Amount of us$4.95 Million to the Republic of Moldova for an Agricultural Pollution Control Project. February 3, 2004. P. 6-7 (84). World Bank // © 2001-2012 GEF IW:LEARN http://iwlearn.net/iw-projects/1355/project_doc/moldova-project-appraisal-document (08.01.2012).

15 Krasnova I. O. Post-Rio Treaties: Implementation Challenges // Pace Environmental Law Review. 1995 (Fall). № 1. Vol. 13. P. 108 (97-110).

16 Международный статус ООПТ основан на Декларация АСЕАН о парках наследия от 18.12.2003, Янгон, Мьянма. http://www.aseansec.org/15524.htm (09.01.2012).

17 Данные о числе территорий содержатся в изданиях: World Heritage List © UNESCO World Heritage Centre 1992-2012. http://whc.unesco.org/en/list (09.01.2012); NATURA 2000 : An opportunity for hunters and biodiversity in Europe Ed. 2006 Prepared on behalf of FACE by : Dr Yves LECOCQ, Mr Gilles DUPERRON, Ms Helene SOYER “Natura 2000 & Sustainable Hunting in Europe” Handbook – Face Contract n° 07.0402/2005/415397/SUB/B2 – Brussels - Ed. 2006. P. 7 (48). http://www.face.eu/Documents/N2K%2B.Handbook.EN.pdf (09.01.2012); The List of Wetlands of International Importance. 9 December 2011. Ramsar Convention web-site. http://www.ramsar.org/doc/sitelist.doc (09.01.2012); The ASEAN Heritage Parks: A Journey to the Natural Wonders of Southeast Asia (Parks). 2011. http://www.aseanbiodiversity.org/index.php?option=com_phocadownload&view=category&download=30:asean-heritage-parks&id=3:acb-books (09.01.2012).

18 Всемирный центр мониторинга охраны природы.

19 Chape, S., S. Blyth, L. Fish, P. Fox and M. Spalding (compilers) (2003). 2003 United Nations List of Protected Areas. IUCN, Gland, Switzerland and Cambridge, UK and UNEP-WCMC, Cambridge, UK. ix + 44pp. http://www.unep-wcmc.org/medialibrary/2010/10/25/76133cbe/2003_UN_List.pdf (08.01.2012).

20 Sandwith, T., Shine, C., Hamilton, L. And Sheppard, D. (2001). Transboundary Protected Areas for Peace and Co-operation. IUCN, Gland, Switzerland and Cambridge, UK. P. 56 (xi+111 pp.). IUCN web-site http://cmsdata.iucn.org/downloads/pag_007.pdf (08.01.2012).

21 'W' Region — Бенин, Буркина-Фасо, Нигер; Krkokonose / Karkonosze — Польша, Чехия; Vosges du Nord / Pfalzerwald — Германия, Франция; Delta du fleuve Senegal — Мавритания, Сенегал; Intercontinental BR of the Mediterranean — Испания, Марокко; East Carpathians — Польша, Словакия, Украина; Tatra — Польша, Словакия; Danube Delta/Дунайский — Румыния, Украина. – см. Сайт ЮНЕСКО. http://www.unesco.org/mab/doc/brs/TBR_list.pdf (08.01.2012).

22 IUCN Evaluations of Nominations of Natural and Mixed Properties to the World Heritage List (IUCN Evaluation Report – May 2011). IUCN Report for the World Heritage Committee, 35th Session, Paris, France, June 2011. WHC-11/35.COM/INF.8B2. 205 P. http://whc.unesco.org/archive/2011/whc11-35com-inf.8B2e.pdf (11.01.2012).

23 Международно-правовые основы недропользования : учеб. пособие / отв. ред. А. Н. Вылегжанин; [авт. предисл. А. В. Торкунов]. - М. : Норма, 2007. С. 68-69 (528).

24 Соглашение об осуществлении Части XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 года от 28.07.1994 Сайт ООН http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agreement_impl_lawsea.shtml (10.01.2012).

25 Правила поиска и разведки и кобальтоносных железомарганцевых корок в Районе. Совет Международного органа по морскому дну. Шестнадцатая сессия. Кингстон, Ямайка. 26 апреля - 7 мая 2010 года ISBA/16/C/WP.2 http://www.isa.org.jm/files/documents/RU/16Sess/Council/ISBA-16C-WP2.pdf (10.01.2012).

26 World Soil Charter. http://www.fao.org/docrep/T0389E/T0389E0b.htm (09.01.2012).

27 Protocol on the implementation of the Alpine Convention of 1991 in the field of soil conservation (Soil Conservation Protocol) // Official Journal of the European Union. 2005 (22.12). L 337/29. http://www.alpconv.org/NR/rdonlyres/F720F0F4-2608-4CF6-8A62-4BEC3F7F56A8/0/SoilProtocolEN.pdf (09.01.2012).

28 См. текст: http://www.licasoft.com.ua/component/lica/?href=0&view=text&base=1&id= 543816&menu=673272 (09.01.2012).

29 Wyatt A. M. The Dirt on International. Environmental Law Regarding Soils: Is the Existing Regime Adequate?, 19 Duke Environmental L. & Policy F. P. 165-207.

30 Власенко Н. А. Правовые понятия и нормотворчество (Требования к дефинициям права. Понятия права и понятия науки права. Оценочные понятия и работа с ними. О стабильности понятий права.) / Государственный институт регионального законодательства Администрации Иркутской области http://www.koroboff.spb.ru/EUROPE/851400383.html (02.03.2008).

31 Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения 1973 года, Вашингтон (СИТЕС), вступила в силу 01.07.1975, подписана СССР 29.03.1974, утверждена Советом Министров СССР 04.08.1976, вступила в силу для СССР 08.12.1976. Перечень действует с 11.06.1992; Сервер общественных экологических организаций Южной Сибири. http://ecoclub.nsu.ru/lows/mejdunar/cites.htm (02.04.2011).

32 Конвенция о биологическом разнообразии (КБР), Рио-де-Жанейро, 13.06.92; Федеральный закон от 17.02.95 № 16-ФЗ “О ратификации Конвенции о биологическом разнообразии”, СЗ РФ, 20.02.1995, № 8, ст. 601. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n= 15582;dst=0;ts=02297B454C48491DE473FDAFF6332CB7 (18.11.2010); Текст Конвенции. http://www.ruschm.ru/files/part/8472_ekst_onventsii.doc (18.11.2010).

33 Картахенский протокол по биобезопасности 2000 года, Монреаль (corr.), 29.01.2000. Россия не участвует. (23.10.2011).

34 Нагойский протокол регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения 2010 года к Конвенции о биологическом разнообразии 1992 года: текст и приложение (Нагоя, 29.10.2010). – Монреаль: Секретариат Конвенции о биологическом разнообразии, 2011. 25 с. (Rus) http://www.cbd.int/abs/doc/protocol/nagoya-protocol-ru.pdf (Eng) http://www.cbd.int/abs/doc/protocol/nagoya-protocol-en.pdf (11.11.2011).

35 Включают Базельскую конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (в частности, ст. 9, абзац 5), Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (ст. VIII), Международную конвенцию о предотвращении загрязнения с кораблей (ст. 4).

36 Высторобец Е. А. Наблюдатели и спутниковый мониторинг в рыболовстве: правовые аспекты. –М.: День Серебра, 2007. – 100 с. http://www.silverday.ru/ecolog/ (03.08.2011).

37 Цит. по: Hayman Gavin and Brack Duncan International Environmental Crime the Nature and Control of Environmental Black Markets. Workshop Report, London 27-28.05.02 © Royal Institute of International Affairs, 2002.

38 Сайт ООН. – http://treaties.un.org/doc/source/RecentTexts/XIX_46_russian.pdf (17.04.2010).

39 Быстров Г. Е. О кодификации лесного законодательства и праве государственной собственности на леса // Экологическое право. 2005. № 2.

40 Бринчук М. М. Экологическое право. На 01.12.2008. М.: Консультант плюс. С. 318.

41 Заявление о принципах в отношении лесов – Принципы лесоводства не имеющее обязательной силы заявление с изложением принципов для глобального консенсуса в отношении рационального использования, сохранения и устойчивого развития всех видов лесов, принятые Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 14 июня 1992 года // Сайт ООН. – http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/forest.shtml (17.04.2010).

42 Повестка дня на XXI век, принятая Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года // Сайт ООН. – http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21_ch11c.shtml (17.04.2010).

43 Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятая резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года // Сайт ООН. – http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml (17.04.2010).

44 Резолюция Экономического и Социального Совета ООН от 18 октября 2000 года 2000/35 <об учреждении Форума ООН по лесам>, 46-е пленарное заседание // Сайт ООН. – http://www.un.org/ru/ecosoc/docs/2000/r2000-35.pdf (17.04.2010).

45 Резолюция 2 <План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию>, принятая на 17-м пленарном заседании 4 сентября 2002 года A/CONF.199/20 // Сайт ООН. – http://www.un.org/russian/conferen/wssd/docs/plan_wssd.pdf (17.04.2010).

46 Солнцев А. М., Миловидов О. Д. 15-летний итог деятельности ООН в сфере сохранения лесных ресурсов // Юрист-международник. 2007. № 3. С. 40-49; и других.

47 Cascio J. et al., Iso 14000 Guide: The New International Environmental Management Standards (1996). – Cited by: Elefsiniotis P. and Wareham D. G. ISO 14000 Environmental Management Standards: Their Relation to Sustainability // Journal of Professional Issues in Engineering Education and Practice © ASCE / July 2005. P. 209.

48 Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947… 1994 гг. // Сайт ВТО. – http://www.wto.ru/ru/content/documents/docs/gatt94ru.doc (17.04.2010).

49 Синякевич І. Концепция устойчивого развития лесного хозяйства в контексте международной и национальной лесной политики // PromWood Лесопромышленный портал. – http://www.promwood.com/lesovodstvo/lesnoe_hozjajstvo/2035.html (17.04.2010).

50 The Gallagher Review of the Indirect Effects of Biofuels Production – Renewable Fuels Agency 2008, p. 8-10. – Cited by: Lin J. The Sustainability of Biofuels: Limits of the Meta-Standard Approach // UEA The Governance of Clean Development Working Paper 011 – December 2010. – http://www.uea.ac.uk/dev/gcd/Lin+2010 (14.04.2011).

51 Lipschutz R. D. Why is there no international forestry law?: An examination of international forestry regulation, both public and private // UCLA Journal of Environmental Law and Policy. 2001. 19. P. 153–179.


52 Canadian Biodiversity Strategy : Canada’s Response to the Convention on Biological Diversity. – Ottawa: Minister of Supply and Services Canada, 1995. ISBN 0-662-23221-6. http://www.manitobawildlands.org/docs/NBSAP_Canada_Eng.doc (taken 10.11.10).

53 Четвертый национальный доклад “Сохранение биоразнообразия в Российской Федерации” (Выполнение обязательств Российской Федерации по Конвенции о биологическом разнообразии) / Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Программа развития ООН ; Рук. колл. эксп. А.А. Тишков. – М.: 2009. – 172 с. http://www.cbd.int/doc/world/ru/ru-nr-04-ru.doc (04.11.2010).

54 Они поименованы в работе: Винокуров Ю. Е., Высторобец. Е. А.Участие общественности в принятии экологически значимых решений (правовой аспект) : научный доклад. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010. – 60 с. Источник: страница МИРмпОС. http://MIELD.narod2.ru/ (04.11.12).